— Зачем вы ищете живого среди мертвых?
— О чём это вы беседуете по дороге?
Они остановились с опечаленным видом,
— Неужели ты, один во всём Иерусалиме, не знаешь о том, что случилось на днях?
— О чём именно?
Они ответили:
— Об Иисусе Назаретянине! Это был пророк, могучий словом и делом пред Богом и пред людьми.
— До чего же вы глупы, почему не можете вы поверить в то, о чём говорили пророки!
— Оставайся с нами! Уже близится вечер, день почти закончен.
И Он согласился с ними остаться.
— Неспроста у нас горела душа, когда по дороге Он разъяснял нам Писание!
— Мир вам!
— Что вас смущает? Какие сомнения одолевают вас?
— Есть у вас что-нибудь съестное?
— Случилось то, что Я вам предсказывал, когда ещё был с вами. Я говорил вам, что исполнится всё написанное обо Мне в Законе Моисеевом, в Пророках и в Псалмах.
— Как и написано, Помазанник пострадал, но на третий день воскрес из мертвых,
Толкование Далласской семинарии
Б. Воскресение Иисуса Христа и Его явления (глава 24)
В последней главе Евангелия от Луки описаны личные встречи целого ряда людей с воскресшим Спасителем. В каждом из этих случаев мы видим учеников, подавленных смертью Иисуса. Но вот они встречаются с Ним по Его воскресении, и сердце каждого исполняется радостью, и каждый прославляет Бога (перечисление явлений Христа после Его воскресения в комментарии на Мф 28:1−4).
1. ЖЕНЩИНЫ И АПОСТОЛЫ (24:1−12) (Мф 28:1−10; Мк 16:1−8; Ин 20:1−10)
Лк 24:1−9. Первыми узнали о воскресении Иисуса женщины, которые оставались верными в следовании Ему. Именно по причине своей посвященности и преданности Христу они первыми узнали об этом. Ибо в первый же день недели (23:55−56) пришли они ко гробу… неся приготовленные ароматы, но, войдя в склеп, не нашли Тела Господа Иисуса. Как вдруг предстали пред ними два мужа в одеждах блистающих — речь явно идет об ангелах. Они напомнили женщинам слова Христа о Его смерти и воскресении (9:31; 18:31−34). Возвратившись, женщины возвестили о том, что увидели и узнали, одиннадцати и всем прочим (24:9)
Лк 24:10−12. Апостолы женщинам не поверили, сочтя слова их пустыми — ведь они своими глазами видели умершего Иисуса и были свидетелями Его погребения. Но Петр встав побежал ко гробу и там увидел «вещественные доказательства», подтверждавшие слова женщин. Однако он все еще не понимал, что случилось.
2. ЯВЛЕНИЯ ИИСУСА ЕГО УЧЕНИКАМ (24:13−49)
Лука описывает два явления воскресшего Иисуса: двоим ученикам (стих 13:35) и группе учеников (стихи 36−49). В обоих случаях Иисус, ссылаясь на Писания Ветхого Завета, объяснял происшедшее. И только, когда Он снова напомнил на основании Ветхого Завета, что Мессия должен был умереть, начали они понимать события последних дней.
а. Явления двоим, шедшим в Еммаус (24:13−35) (Мк 16:12−13)
Лк 24:13−16. Два ученика шли в селение, называвшееся Еммаус, которое располагалось километрах в 10 на северо-запад от Иерусалима. По дороге они обсуждали случившееся в эти дни (стихи 19−24). Но вот рядом с ними пошел Некто третий, в Котором они не узнали Иисуса.
Лк 24:17−24. Когда Иисус спросил у них, о чем они рассуждают, те ответили Ему о Нем так, как понимало это большинство иудеев, живших в то время. Один из учеников, Клеопа, сказал, что вот, мол, мы говорим об Иисусе Назарянине. Клеопа подумал, что их спутник — из паломников, пришедших в Иерусалим на Пасху, и удивился, что тот не знал о событии, взволновавшем в эти дни город.
Оба ученика сообщили, что предали для осуждения на смерть и распяли Его. Наряду со многими другими, эти двое надеялись… что Иисус есть Тот, Который должен избавить Израиля, то есть они все еще видели в Нем Мессию (в понимании иудеев), Который провозгласит Израиль могучим и свободным царством (сравните слова Симеона и Анны в Лк 2:30, 38). Сказали два ученика и о том, что слышали о воскресении Иисуса от некоторых из своих женщин, и что после этого пошли и мужчины ко гробу и действительно не нашли Его там. Все это они рассказывали, оставаясь печальными.
Лк 24:25−27. Иисус упрекнул их в непонимании Писаний и в неверии. Вспомните, как бы предлагает Он: Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою? И начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании.
Лк 24:28−35. Клеопа и другой ученик не узнавали Иисуса Христа до того момента, как он преломил хлеб в доме, где они остановились на ночлег. Но как только они узнали Его… Он стал невидим для них. Ученики поспешили возвратиться в Иерусалим, чтобы подтвердить одиннадцати Апостолам и другим ученикам факт воскресения Иисуса. Теперь Его последователи располагали, по крайней мере, тремя свидетельствами в пользу воскресения Господа: они слышали об этом от женщин, от Петра и от Клеопы с его спутником. И все-таки они продолжали смущаться и верили не вполне (стихи 37−38).
б. Явление группе учеников (24:36−49) (Мф 28:16−20: Мк 16:14−18; Ин 20:19−23)
Лк 24:36−43. Явившись группе учеников, Иисус продемонстрировал им, что действительно воскрес. Он не только стоял перед ними, так что они могли видеть и касаться Его (стихи 39−40), но и попросил у них пищи и ел в их присутствии (печеную рыбу и сотовый мед) — чтобы убедить их: перед ними не дух, а Он Сам, во плоти.
Лк 24:44−48. Охваченным радостным волнением ученикам Христос напомнил, что о происходящем теперь на их глазах Он говорил им до Своего распятия. Исполняется все написанное о Нем в Ветхом Завете. (В дни Христа о Ветхом Завете говорили порой как о состоящем из трех частей — из закона Моисеева, пророков и псалмов; чаще, однако, под Ветхим Заветом подразумевали закон и пророков; к примеру, стих 27.) Так или иначе, Иисус Христос, подразумевая разные книги Ветхого Завета (к примеру, Втор 18:15; Пс 2:7; Пс 15:10; Пс 21:14−18; Ис 53 гл.; Ис 61:1), свидетельствовал апостолам о Себе как о Мессии, Которому надлежало пострадать, умереть и воскреснуть из мертвых (Лк 24:46 сравните со стихом 26). Благодаря Его смерти и воскресению благовестие о покаянии и прощении грехов может быть проповедано… во всех народах, начиная с Иерусалима.
Вы же свидетели сему (смерти Моей и воскресения), заявил Христос ученикам. И это стало главной мыслью и «исходным пунктом» Луки во второй написанной им книге (Деян 1:8).
Лк 24:49. И Я пошлю обетование Отца Моего на вас, сказал Господь; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше, повелел Он им. Здесь явное указание на сошествие Духа Святого (Деян 1:8) — во исполнение обещанного Отцом.
3. ВОЗНЕСЕНИЕ ИИСУСА (24:50−53) (Мк 16:19−20)
Лк 24:50−53. И вывел их вон из города до Вифании… — что значит привел их к горе Елеонской. Отсюда и совершилось вознесение Его на небо. Апостолы же возвратились в Иерусалим с великой радостью и с того времени постоянно славили Бога в храме.
Состояние душевной радости, столь характерное в Евангелии от Луки для верующих, в котором мы покидаем апостолов, подготавливает нас к восприятию следующей его книги, которая начинается с ожидания последователями Иисуса Христа сошествия на них Духа Святого в Иерусалиме (Деян 1:4−14).