По Иоанну 21 глава

Евангелие по Иоанну
Открытый перевод → Толкование Далласской семинарии

Открытый перевод

1 После этого Иисус вновь явился ученикам на Тибериадском море. Было это так.
2 Шимон Петр, Фома, он же Близнец, Натанаэл из галилейской Каны, сыновья Завдая и два других ученика были вместе.
3 Шимон Петр сказал:
— Пойду порыбачить.
Остальные сказали:
— И мы с тобой!
Они пошли и сели в лодку, но в ту ночь ничего не поймали.
4 Когда настало утро, на берегу стоял Иисус, однако Они его не узнали.
5 Иисус сказал:
— Дети мои! Нет ли у вас немного рыбы к завтраку?
Они ответили:
— Нет.
6 А Он сказал:
— Закиньте сеть с правого борта и поймаете рыбу.
Они закинули сеть, и не смогли её вытащить: так много было рыбы.
7 Тогда ученик, которого любил Иисус, говорит Петру:
— Это — Господь!
Шимон Петр, услышав это, подпоясался верхней одеждой, так как рыбачил раздетым, и бросился в воду.
8 Остальные ученики принялись грести к берегу, подтягивая за собой и сеть с рыбой. Они рыбачили недалеко от берега, примерно в двухстах локтях.
9 Выйдя из лодки, они увидели, что жарится на углях рыба, а рядом лежит хлеб.
10 Иисус говорит им:
— Принесите немного рыбы из той, что поймана вами.
11 Шимон Петр, поднявшись в лодку, вытащил на берег сеть, наполненную крупной рыбой. Всего было поймано сто пятьдесят три рыбы и при этом сеть не порвалась.
12 Иисус говорит им:
— Идите завтракать.
Никто из учеников не решался спросить его: «Кто ты?» — понимая, что это — Господь.
13 Иисус, подойдя, взял хлеб и рыбу и раздал им.
14 Это уже в третий раз после воскресения из мертвых Иисус явился ученикам.
15 После завтрака Иисус спросил Шимона Петра:
— Шимон, Иоаннов сын, любишь ли ты Меня больше, чем они?
Тот ответил:
— Да, Господин мой, Ты знаешь, что я люблю Тебя!
Иисус сказал:
— Паси моих ягнят, —
16 и опять, во второй раз, спросил его:
— Шимон, Иоаннов сын, любишь ли ты Меня?
Петр ответил:
— Да, Господин мой, ты знаешь, что люблю.
Иисус сказал:
— Смотри за моими овцами, —
17 и спросил в третий раз:
— Шимон, Иоаннов сын, ты любишь Меня?
Петр, огорченный тем, что Иисус в третий раз спросил, любит ли он Его, ответил:
— Господин мой! Ты знаешь всё и знаешь, что я люблю Тебя!
Иисус сказал:
— Паси моих овец.
18 Истинно, истинно говорю тебе: когда ты был молод, то завязывал пояс и шел, куда тебе хотелось, а когда состаришься, то вытянешь руки — и посторонний свяжет тебя, и ты пойдёшь за ним против воли.
19 Этими словами Он сказал, какой смертью Петр прославит Бога. Потом Он сказал:
— Иди за Мной!
20 Оглянувшись, Петр заметил, что следом идёт другой ученик, которого любил Иисус и который на том ужине возлежал рядом с Иисусом и спросил Его: «Господин мой, кто Тебя выдаст?»
21 Итак, увидев его, Петр спросил Иисуса:
— Господин мой, а как с ним?
22 Иисус ответил:
— Если Моя воля в том, чтобы он оставался до Моего возвращения, твоя ли это забота? Ты иди за Мной!
23 Из-за этих слов среди братьев распространилась молва, что тот ученик не умрет. Но Иисус не говорил, что тот ученик не умрет, а сказал: «Если моя воля в том, чтобы он оставался до Моего возвращения, твоя ли это забота?»
24 Этот ученик подтверждает всё, здесь сказанное, и он сам это записал, и мы знаем, что его свидетельство достоверно.
25 Много и другого совершил Иисус, но если писать обо всём, я думаю, и целому миру не вместить всех книг, которые нужно написать.

Толкование Далласской семинарии

V. Эпилог (глава 21)

При написании этой главы Иоанн преследовал следующие цели: а) показать, как Иисус «восстановил» Петра после его падения; б) исправить серьезную ошибку в представлениях о втором пришествии Господа. Из этой главы можно также почерпнуть дополнительные сведения о самом авторе. Некоторые богословы видят в 21 главе известный «спад» — по сравнению с «высоким звучанием» двадцатой главы, и на этом основании делают вывод, что она была дописана неким анонимным автором. Однако языковые и словарные особенности текста опровергают такое мнение.

Не говоря уж о том, что и в других книгах Священного Писания имеются «дополнения», следующие за главами наивысшего (как по смыслу, так и по форме) звучания (например, 16 глава Послания Римлянам, написанная после сказанного в 15:33). А потому и 21 глава не должна рассматриваться как лишенная ценности или нарушающая гармонию книги в целом.

А. Явление Иисуса «при море» (21:1−14)

Ин 21:1−3. Ангел обещал ученикам, что Иисус встретит их в Галилее (Мф 28:7). Для Господа важно было засвидетельствовать ученикам о Своем воскресении, являясь им в разных местах и в разное время (Деян 1:3). (Море Тивериадское — это другое название Галилейского моря — комментарий на Ин 6:1.) Находясь в Иерусалиме, апостолы пережили бурные события; необычайные чувства и впечатления стремительно сменяли друг друга.

Тут и торжественный вход Иисуса в Иерусалим, и их неослабевавшая, несмотря ни на что, надежда, что Он вот-вот установит новое царство, и предательство одного из составлявших тесный их кружок, и арест Иисуса, и опасность, которой подвергались они сами, и отречение Петра, и распятие Учителя! А затем воскресение Его, и явления Господа им, апостолам. Понятно, что все это привело их в крайнее замешательство, и они плохо представляли себе, что ожидает их в будущем.

Петр пока что вернулся к привычному ему рыболовецкому промыслу, видимо, не вполне осознав значение того, о чем у Иоанна записано в 20:22. К тому же ему надо было кормить свою семью, да и сознание падения своего, отрекшегося от Господа, надо думать, все еще подавляло его. Но другие по-прежнему, вероятно, видели в нем «лидера» (это заметно, в частности, из того, что, вот, Петр высказывает намерение отправиться ловить рыбу, и шестеро учеников присоединяются к нему). Кратко говорит Иоанн об их неудаче, в отсутствие Иисуса (сравните 15:5), и затем — о грандиозном улове с Его помощью. Эта сцена как бы определяет направление их жизненного пути в дальнейшем.

Ин 21:4−6. Когда Иисус явился им утром, стоя на берегу… ученики не узнали Его — то ли за дальностью расстояния, то ли потому, что еще не вполне рассвело. Между тем, Он окликнул их: дети! есть ли у вас какая пища? (подразумевая, поймали ли они что). Возможно, повинуясь Его авторитетно прозвучавшему совету, они забросили сеть по правую сторону лодки, и едва вытащили ее — таким необычайно большим оказался улов (стих 11). Это чудо, столь напомнившее им совершенное Иисусом прежде (Лк 5:1−11), помогло ученикам узнать Его, а также осознать, что Он подает им великие знамения после Своего воскресения.

Ин 21:7−9. Первым узнавшим и осознавшим был Иоанн, который сказал: Это Господь. Последовала немедленная реакция со стороны Петра: он бросился в воду и поплыл к берегу. Поступок для него, горячего и импульсивного, характерный, и психологическая эта деталь лишний раз говорит о достоверности Иоаннова свидетельства. Обращает на себя внимание и такая подробность: когда ученики… вышли на сушу, то завтрак, состоявший из рыбы и хлеба, уже поджидал их на огне.

Ин 21:10−11. В упоминании о больших рыбах, числом 153, видели многообразные аллегории и символы. Но Иоанн скорее всего приводит эту цифру как некую конкретную деталь в подтверждение факта, действительно имевшего место. Ведь для группы рыбаков это было обычным делом — подсчитывать улов, чтобы затем поровну поделить его между собой. И если отсюда и можно извлечь духовный урок, то лишь тот, что усилия следующих воле Божией Богом благословляются.

Ин 21:12−14. Когда Иисус предложил им разделить с Ним трапезу, никто из учеников не решился спросить Его: «кто Ты?», хотя в душе каждый уже знал, что это Господь. То обстоятельство, что как Мария, так и ученики, шедшие в Еммаус (Лк 24:13−35), не сразу узнали воскресшего Господа, возможно, говорит о том, что внешне Он по воскресении Своем как-то изменился, но в то же время не настолько, чтобы это не дало ученикам осознать, что являвшийся им был Иисусом.

Совместный их завтрак на берегу Галилейского озера произвел на семерых апостолов неизгладимое впечатление. Годы спустя Петр в проповеди своей скажет о себе как о свидетеле, заслуживающем полного доверия, ибо он ел и пил с Иисусом Христом по воскресении Его (Деян 10:41). В стихе 14 Иоанн имеет в виду, что это было третье из описанных им явлений Христа ученикам (о двух других читаем в 20:19, 24).

Б. Иисус прощает Петра и вновь приближает его к Себе (21:15−23)

Ин 21:15−17. Недавно, так же вот сидя у костра (18:18, 25), Петр отрекся от Иисуса. Теперь, у другого костра, Господь публично восстанавливает его в правах апостола. Заметим, что, трижды обращаясь к Петру, Христос называет его так, как назвал при первой их встрече: Симон Ионин! (1:42). Он обращается к нему с вопросом: любишь ли ты Меня больше, нежели они?

Под «они», конечно, подразумевались другие ученики, но, «противопоставляя» Петра им, Господь лишь напоминал ему о неоднократных его горячих заверениях в любви и самоуверенных заявлениях, что, если и все другие оставили бы Иисуса, он никогда не оставит Его (Мф 26:33, 35; Лк 22:33; Ин 13:37). Троекратное повторение Иисусом одного и того же вопроса и трижды повторенное Им поручение апостолу «соответствуют» троекратному отречению Петра (18:17, 25, 27). Трижды же повторяет он теперь, что любит Господа (21:15−17).

Как высоко ни стоял бы человек, он никогда не застрахован от падения (1Кор 10:12). Но Бог в милости Своей прощает кающегося. Убедиться в этом в тот момент было очень важно апостолам — ведь Церковь, которой предстояло возникнуть, ожидали такие жестокие гонения, что и возглавляющие ее поколеблются в чувствах своих и верности Христу.

Итак, трижды поручил Иисус Петру: паси агнцев (овец) Моих (стих 15, 16, 17). Некоторые католики делают на этом основании вывод, что Петр был поставлен Христом в особое, превосходящее остальных апостолов, положение, однако, суждение это не правомочно, особенно в сопоставлении со словами самого Петра в 1Пет 5:2.

Заметим, что в греческом тексте слова «любишь» и «паси» переданы в каждом из трех случаев не одними и теми же глаголами; «любишь» как, агапе, агапе и филео, что могло бы быть переведено как «любишь ли Меня, сознавая Мои высокие достоинства» и «питаешь ли ко Мне сердечную склонность?»; «паси» (боске, поимайне, боске) по-гречески звучит как «заботься», «питай», «опекай».

Трудно, хотя и возможно, проследить в этой связи некие духовные нюансы, но большинство богословов рассматривает их как нюансы стилистические. В любом случае обращает на себя внимание, что в ответ на вопросы Господа, Петр, получивший горький урок, уже не заверяет Его в беззаветной преданности; но слова его, пронизанные глубоким чувством, — кратки, а тон — смиренен.

Ин 21:18−19. Здесь Своим торжественным вступлением Истинно, истинно говорю тебе (толкование на 1:51) Иисус предваряет предсказание о будущем распятии Петра. В преклонном возрасте Петр был привязан ко кресту, который он нес к месту своей казни, и руки его «простерты», т. е. вытянуты были по перекладине его. Покорностью словам Иисуса иди за Мною, звучащим для каждого христианина, от начала до конца определяется жизнь верующего. Как Иисус подчинился воле Отца Небесного, так и последователи Его должны подчиняться воле Господа, куда бы ни вела их она — на крестные муки или через иные нелегкие переживания.

Ин 21:20−23. Узнав о Божией воле относительно своего будущею, Петр поинтересовался, а какое будущее ожидает друга его Иоанна, т. е. ученика, которого любил Иисус. Господь строго возразил Петру: не следует ему любопытствовать о Божией воле в отношении другого человека (что тебе до того? ты иди за Мною).

Как ответ и им тоже могут быть приняты эти слова Христа теми верующими, которые, чрезмерно желая проникнуть в тайное воли Божией, небрежны порой к воле Его, ясно им открытой. Божии планы в отношении христиан отнюдь не одинаковы, и нечасто нам понятно, какими соображениями руководствуется Бог. Поэтому нам, как и Петру, просто следует «идти за Ним».

Христос замечает Петру, что, если по воле Его Иоанну предстояло бы прожить и до второго Его пришествия на землю, то и тогда не дело Петра интересоваться, как и почему. Иоанн оговаривается затем, что слова Господа о нем породили в среде верующих ошибочное представление, будто он, Иоанн, не умрет. Евангелист объясняет, что именно подразумевал Иисус. Любопытно, что, завершая свое повествование, Иоанн приводит слова Христа о Его возвращении на землю.

Конечно же, Иисус ничего не сказал о времени Своего второго пришествия. Ложный слух, пронесшийся между учениками, возник от того, что слова Иисуса относительно Иоанна они поняли неправильно. Это не может не настораживать христиан, которым следует глубоко вдумываться в слово Божие, чтобы избегать неверных толкований того, что им обещано.

В. Заключительные слова Иоанна (21:24−25)

Ин 21:24−25. Четвертое Евангелие завершается отождествлением автора его с «любимым учеником» Иисуса Христа (толкование на «Авторство» во Вступлении).

Слова «о сем» и «сие» во фразе свидетельствует о сем и написал сие, по всей видимости, относятся к Евангелию в целом. Слова же и знаем, что истинно свидетельство его, скорее всего, были вписаны не Иоанном, а кем-то другим. Возможно, они выражали мнение членов Ефесской церкви или первоапостольской Церкви в целом. Во всяком случае поддержка свидетельству Иоанна была выражена верующими из того поколения, которому изложенные евангелистом факты были известны лучше, чем кому бы то ни было после них.

Заключительный стих о том, что самому миру не вместить бы… книг, в которых было бы написано все, сделанное Иисусом, на первый взгляд может показаться литературной гиперболой. Но ведь и в самом деле в Евангелиях отражена лишь небольшая часть того, что Христос сказал и явил миру. Кто-то подсчитал, что на прочтение вслух записанных в Евангелиях слов Иисуса ушло бы… всего три часа. Не следует ли и из этого, что описание всего сказанного и сделанного Сыном Божиим за три года, тем более за все время пребывания Его в теле, действительно получилось бы бесконечным!



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.