Деяния 10 глава

Деяния Апостолов
Открытый перевод → Толкование Далласской семинарии

Открытый перевод

1 А в Кесарии был человек по имени Корнелий, центурион римской так называемой Италийской когорты,
2 набожный и богобоязненный, со всем своим семейством, совершавший много подаяний народу и всегда молившийся Богу.
3 Он ясно увидел в видении около девятого часа дня ангела Божьего, который вошёл к нему и сказал ему:
— Корнилий!
4 Он же, взглянув на него и испугавшись, сказал:
— Что, Господин?
Тот сказал ему:
— Твои молитвы и твои подаяния поднялись в память пред Богом.
5 И теперь отправь людей в Иоппию и призови некого Симона, называемого Петром.
6 Он гостит у одного Симона кожевника, дом которого у моря.
7 Когда же ангел, говоривший с Корнилием, ушёл, тот, позвав двух из своих слуг и набожного солдата, из находившихся при нём
8 и, рассказав им всё, отослал их в Иоппию.
9 На следующий день, когда они шли и приближались к городу, Пётр, около шестого часа, поднялся на крышу дома молиться.
10 И он почувствовал голод и хотел есть. А пока готовили, он впал в забытьё
11 и увидел открытое небо и сходящий предмет, как большое полотнище, за четыре угла опускаемое на землю,
12 в котором находились всякие четвероногие и пресмыкающиеся земли и птицы небесные.
13 И прозвучал голос к нему:
— Встань, Пётр, заколи и ешь.
14 Пётр же сказал:
— Ни за что, Господи, ибо я никогда не ел ничего скверного или нечистого.
15 И голос опять, второй раз, к нему:
— То, что очистил Бог, не считай скверным.
16 Так произошло трижды и тот предмет тотчас был поднят на небо.
17 Когда же Пётр мысленно недоумевал, что это было за зрелище, которое он увидел, — вот люди, посланные Корнелием, расспрашивающие о доме Симона, подошли к воротам,
18 и, позвав, спрашивают: здесь ли гостит Симон, прозываемый Пётр?
19 А Петру, размышляющему о видении, Дух сказал: «Вот три человека ищут тебя,
20 встав, сойди и иди с ними, нисколько не сомневаясь, потому что Я послал их».
21 Пётр, сойдя к этим людям, сказал:
— Я тот, кого вы ищете. По какой причине вы пришли?
22 Они же сказали:
— Центурион Корнелий, мужчина справедливый и богобоязненный, имеющий свидетельство от всего народа евреев, получил повеление от святого ангела вызвать тебя в свой дом и послушать твои речи.
23 Пригласив их, он оказал им гостеприимство. А на следующий день, встав, ушёл с ними, с ним пошли и некоторые из братьев из Иоппии.
24 На следующий день пришли в Кесарию. Корнелий же ожидал их, созвав своих родственников и близких друзей.
25 Когда Пётр готов был войти, Корнелий, встретил его и, пав к его ногам, поклонился.
26 Пётр же поднял его, говоря:

— Встань. И я сам тоже человек.

27 И, беседуя с ним, вошёл и, найдя много собравшихся,
28 сказал им:
— Вы знаете, что еврею не позволено сближаться или приходить к чужеземцу. А мне Бог указал не называть ни одного человека скверным или нечистым.
29 Поэтому, будучи позван, я пришел беспрекословно. Итак, спрашиваю:
— По какой причине вы послали за мной?
30 И Корнелий сказал:
— Четыре дня назад в этот час я молился в девятом часу у себя дома, и вот, передо мной встал человек в сияющей одежде,
31 и говорит: «Корнелий, услышана твоя молитва, и твои подаяния пришли на память пред Богом,
32 Итак, пошли в Иоппию и позови Симона, который прозывается Пётр: он гостит в доме Симона Кожевника близ моря».
33 Я тотчас послал к тебе, и, придя, ты хорошо сделал. Теперь все мы предстали пред Богом, чтобы услышать всё, что повелел тебе Господь.
34 Пётр, открыв уста, сказал:
— Поистине познаю, что Бог не пристрастен,
35 но в каждом народе боящийся Его и поступающий справедливо приятен Ему.
36 Он послал сынам Израиля слово, благовествуя мир через Иисуса Христа, который Господь всех.
37 Вы знаете, слово, прозвучавшее по всей Иудее, начиная с Галилеи, после омовения, которое возвестил Иоанн:
38 об Иисусе из Назарета, как помазал Его Бог Духом Святым и силой, и Он ходил, делая добро и исцеляя всех угнетаемых дьяволом, потому что Бог был с Ним.
39 И мы свидетели всего, что Он сделал в стране Иудейской и в Иерусалиме. И Которого убили, повесив на дереве.
40 Его Бог воскресил на третий день, и дал Ему явить Себя —
41 Не всем людям, а свидетелям, ранее избранным Богом, — нам, тем, которые ели и пили с Ним после воскресения Его из мёртвых.
42 И Он повелел нам возвестить людям и засвидетельствовать, что Он есть назначенный Богом Судья живых и мертвых.
43 О Нём свидетельствую все пророки, что всякий верящий в Него получит прощение грехов Его именем.
44 Когда Пётр ещё произносил эти речи, Дух Святой сошёл на всех, слушавших слово.
45 И верующие из обрезанных, пришедшие с Петром, изумились, что на язычников излился дар Святого Духа.
46 Потому что слышали, как те говорят на языках и возвеличивают Бога. Тогда Пётр ответил:
47 — Кто может отказать в воде омовения тем, кто получили Духа Святого, как и мы?
48 И велел им омыться во имя Иисуса Христа. Тогда они попросили его остаться на несколько дней.

Толкование Далласской семинарии

1) Видение Корнилия (10:1−8).

Деян 10:1. Видениями, которые Петр и Корнилий получили независимо друг от друга, оба были подготовлены к тому важному, что должно было произойти. Вначале Лука говорит о Корнилии и его видении. Корнилий был сотник, т. е. римский офицер, командовавший ста воинами Италийского полка, состоявшего из 600 воинов.

На страницах Нового Завета командиры римских «сотен» неоднакратно выступают в благоприятном свете (сравните Мф 8:5−10; Мф 27:54; Мк 15:44−45; Деян 22:25−26; Деян 23:17−18; Деян 27:6, 43). После дня Пятидесятницы сотник Корнилий оказался одним из первых язычников, принявших Благую Весть о прощении грехов, даруемом Иисусом Христом.

Деян 10:2. Из описания Лукой Корнилия следует, что это был человек благочестивый боящийся Бога (в 10:22 о нем сказано как о «добродетельном и боящемся Бога»). Здесь, возможно, содержится намек на то, что Корнилий принял иудаизм и поклонялся Яхве, но, очевидно, был «неполным» прозелитом (не подвергшимся обрезанию; 11:3). По всей видимости, он посещал синагогу и, как мог, следовал ветхозаветным Писаниям. Однако в сферу Новозаветного спасения он еще не вошел (11:14).

Деян 10:3−6. Около девятого часа дня соответствовало примерно трем часам пополудни, времени вознесения молитвы (сравните 3:1). Видимо, Корнилий молился, когда Господь предстал перед ним в облике Ангела. Позднее Корнилий назовет этого Ангела «мужем в светлой одежде» (стих 30). Явившийся окликнул сотника, и тот испуганно ответил вопросом: что, Господи? (греческое слово «кири» могло быть употреблено в значении «господин»; сравните толкование на 9:5). Благочестие Корнилия и его неизменная готовность помогать бедным вознаграждены были особым благоволением к нему Господа, которое передано фразой, что добродетели Корнилия пришли на память пред Богом. Далее Ангел наставляет Корнилия послать за Симоном… Петром, гостящим у Симона кожевника.

Деян 10:7. Когда Ангел, говоривший с Корнилием, отошел, тот призвал троих преданных ему людей (двух слуг и благочестивого воина), которые несомненно находились под влиянием своего богобоязненного господина.

Деян 10:8. И рассказав им все, послал их в Иопию (находившуюся примерно в 50 км на юг от Кесарии) за Петром (стих 24).

2) Видение Петра (10:9−16).

Деян 10:9. Около шестого часа соответствовало полудню. Логично предположить, что Петр молился утром и вечером, в обычные часы молитвы. Но вот мы видим, что он молился и днем. Хотя в Писаниях не сказано, чтобы молиться три раза в день, Петр, очевидно, следовал примеру людей, известных своим благочестием (Пс 54:18; Дан 6:10). Итак, он взошел на верх дома (т. е. на кровлю), чтобы в уединении помолиться.

Деян 10:10−12. Будучи голоден, Петр пришел в исступление (впал в транс), и в этом состоянии Бог дал ему увидеть сходящее к нему с неба как бы большое полотно, в котором были всякие… звери, пресмыкающиеся и птицы небесные.

Деян 10:13−14. На повеление «есть» то, что было «в полотне», — Петр ответил: нет, Господи; и это было третьим «прекословием» Петра Богу (Мф 16:23; Ин 13:8). Петр знал, что закон запрещает употреблять в пищу «нечистое» (Лев 11). Если «в полотне» были и «чистые» и «нечистые» животные, то, возможно, апостол понял сказанное ему с неба как повеление «есть» и тех и других; а, может быть, ему были явлены лишь «нечистые» животные.

Деян 10:15. Что Бог очистил, того… не почитай нечистым. Это «возражение свыше» на «прекословие» Петра, будучи исполнено глубокого духовного смысла, особое значение придает и тому, что записано в Евангелии от Марка (Мк 7:14−23; сравните 1Тим 4:4). (Общепризнано, что Марк многое написал со слов Петра. Петр же, возвращаясь в воспоминаниях к прошлому, не мог не сознавать, что все нечистое церемониально очищается Иисусом как Мессией.)

Деян 10:16. Почему Петр трижды отказывался есть «нечистое»? Прежде всего, это представляется «приемом усиления». Но стоит за этим и нечто большее, а именно желание подчеркнуть, что в своем стремлении тщательно исполнять закон Петр выходит из Божией воли. Это тот случай, когда «добрые намерения» ведут к неповиновению высшей Силе. Можно тут усмотреть и своеобразную параллель с троекратным отречением Петра от Господа (Ин 18:17, 25−27) и троекратным же заверением апостола, что любит Его (Ин 21:15−17).

3) Приход посланных (10:17−23а).

Деян 10:17−22. И время встречи посланцев Корнилия с Петром, и сама она были определены свыше. Святой Дух, повелевший Петру идти с ними, очевидно, говорил с апостолом и ранее, и это Его голос слышал он в своем видении. Люди Корнилия, высоко отозвавшись о своем господине, сообщили Петру цель своего визита.

Деян 10:23а. Тогда Петр, пригласив их, угостил. Возможно, в совместной трапезе с ними ему стал открываться смысл урока, только что преподанного ему с неба!

4) Посещение Петром язычников (10:23б−43).

Деян 10:23б. Выходить в путь в тот же день было уже поздно, и они отправились в Кесарию, в двухдневное примерно путешествие, на другой день. Петр взял с собой кое-кого из братьев Иоппийских. В Евангелиях и в книге Деяний Апостолов мы, как правило, видим людей, путешествующих по двое. На этот раз Петра сопровождало шестеро (11:12). Так что свидетелями того, чему предстояло произойти, должны были стать семь человек.

Деян 10:24. Корнилий был так уверен, что Петр придет и с таким волнением ожидал его, что созвал по этому случаю в дом свой родственников своих и близких друзей.

Деян 10:25−26. Встречая Петра, Корнилий пал к ногам его, но такое поклонение вызвало протест со стороны апостола: встань, я тоже человек, — сказал он, поднимая Корнилия.

Деян 10:27−29. Несмотря на то, что закон не одобрял сближения иудеев с язычниками и входить в их дома считалось для иудеев зазорным (11:2−3), Петр отлично понял значение своего видения: повеление «есть» нечистых животных равносильно было повелению не считать ни одного человека скверным или нечистым. Посему и, будучи позван, и пришел беспрекословно, заявил Петр.

Деян 10:30−33. Изложив Петру обстоятельства, которые побудили его пригласить его в свой дом, Корнилий сказал: теперь все мы предстоим пред Богом, чтобы выслушать все, что повелено тебе от Бога.

Деян 10:34−35. Слова, произнесенные затем Петром, имели революционный характер. Они не оставляли места предрассудкам и доктринерству, господствовавшим в иудаизме на протяжении жизни многих поколений. Хотя (необходимо оговориться) учение о спасении язычников было евреям известно еще из Ветхого Завета (книги Пророка Ионы; Быт 12:3).

Но если в Ветхом Завете евреи все-таки являются избранным народом Божиим — особым восприемником Его обетовании и откровений, то здесь Петр в сущности говорит о начале осуществления Божиего плана в отношении всего мира, посредством Церкви Его. Нет единой точки зрения на слова Петра, что во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему: Провозглашения спасения по делам здесь усматривать не следует, потому что в качестве первой обязанности человека перед Богом тут назван страх его перед Ним (что равнозначно доверию Ему и почитанию Его). Это место можно рассматривать как Новозаветную параллель к Мих 6:8. Люди, отвечающие «вышеназванным условиям», «приятны» Богу потому, что по вере во Христа они поддерживают правильные отношения с Ним (сравните Деян 11:14).

Деян 10:36−37. Петр прослеживает затем жизненный путь Христа (стихи 36−43), Господа всех, чрез Которого Бог послал …слово… благовествуя мир. Изучающие Библию часто обращают внимание на явную «параллельность» этого места Евангелию от Марка. Марк, начав с Иоаннова крещения, как и Петр здесь, прослеживает служение Господа Иисуса от Галилеи к Иудее и к Иерусалиму, заканчивая описание распятием, воскресением и великим поручением Его Своим последователям.

Деян 10:38. Слово «Мессия» означает «Помазанник»; так что говоря, что Бог… помазал Иисуса из Назарета, Петр в сущности говорит, что «Бог объявил Его Мессией» (сравните Ис 61:1−3; Лк 4:16−21; Деян 4:27). Произошло это при крещении Господа (Мф 3:16−17; Мк 1:9−11; Лк 3:21−22; Ин 1:32−34). Исаия говорил о совершении Помазанником великих дел (Ис 61:1−3), подобно этому, и Петр провозглашает: Он ходил, благотворя и исцеляя всех, обладаемых диаволом, потому что Бог был с Ним.

Деян 10:39−41. Далее апостол заявляет, что он и его товарищи были свидетелями всего, что сделал Иисус. Но потом Его убили, повесивши на древе, т. е. предали самому унизительному виду казни. Прежде Петр говорил, обращаясь к иерусалимлянам, что они «Начальника жизни убили» (3:15), а их руководителям — «вы распяли… Иисуса Христа Назорея» (4:10); синедриону он сказал: «Иисуса… вы умертвили, повесивши на древе» (5:30).

В этом же обвинил членов синедриона и Стефан перед тем, как сам был убит ими: «Праведника… убийцами сделались… вы» (7:52). Пять раз на страницах книги Деяний Апостолов говорят апостолы о том, что были свидетелями воскресения Христова (2:32; 3:15; 5:32; 10:41; 13:30−31). После Его воскресения ученики ели и пили… с Ним (сравните Ин 21:13). И в этом было неопровержимое доказательство, что Господь Иисус, Которому Бог… дал… являться… свидетелям, предоизбранным от Него, не был бесплотным призраком.

Деян 10:42−43. Петр ясно говорит о том, что служение Христа было в конечном счете направлено на совершение суда (стих 42) или дарование прощения (спасения) — стих 43. Ключевая фраза стиха — всякий верующий в Него, ибо залогом спасения является вера в Иисуса Христа. Эта весть о прощении грехов (2:38; 5:31; 13:38; 26:18) по вере провозглашалась еще ветхозаветными пророками (к примеру, Ис 53:11; Иер 31:34; Иез 36:25−26).

5) Подтверждение от Духа Святого (10:44−48).

Деян 10:44−45. Речь Петра внезапно была прервана Духом Святым, Который сошел на всех, слушавших слово об Иисусе и уверовавших в Него. Шестеро (стих 23; 11:12) верующих из обрезанных… изумились столь явному свидетельству о том, что Бог приравнял язычников к иудеям.

Деян 10:46. В знак спасения язычников Бог дал им заговорить языками. (О значении «говорения на языках» в книге Деяний Апостолов в ком на 19:1−7.)

Деян 10:47−48. По крайней мере, три богословских и практических вывода сделал Петр из происшедшего. 1) Не ему спорить с Богом (сравните 11:17). 2) Корнилий и его домашние, хоть и необрезанные (11:3), были крещены, потому что уверовали во Христа, что было удостоверено сошедшим на них Духом Святым. Они уверовали в Господа Иисуса, получили Святого Духа, заговорили языками, величая Бога, после чего были крещены в воде. 3) Петр счел нужным остаться на несколько дней с новообращенным Корнилием, вероятно, с тем, чтобы наставить его в обретенной им вере.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.