Деяния 20 глава

Деяния Апостолов
Открытый перевод → Толкование Далласской семинарии

Открытый перевод

1 После прекращения беспорядков Павел, послав за учениками и ободрив их, простившись, отправился в Македонию.
2 Пройдя те края, и, поддерживая в многочисленных беседах, пришёл в Элладу,
3 пробыв там три месяца. А когда евреи составили против него заговор, он, готовясь отправиться в Сирию, решил возвращаться через Македонию.
4 Его сопровождали Сопатр Пирров, вериец, Аристарх и Секунд из фессалоникийцев, Гаий Дервянинин и Тимофей, а также асийцы Тихик и Трофим.
5 Пройдя вперед, они ожидали нас в Троаде.
6 А мы отплыли из Филипп после дней опресноков и за пять дней прибыли к ним в Троаду, где пробыли семь дней.
7 И в первый день недели, когда мы собрались, чтобы преломить хлеб, Павел беседовал с ними, собираясь на следующий день отправиться в путь и разговор затянулся до полуночи.
8 Наверху, где мы собрались, было много светильников.
9 И один юноша по имени Эвтих, сидел на окне, погружаясь в глубокий сон по мере того, как затягивалась беседа Павла. Заснув, он упал с третьего этажа и был поднят мертвым.
10 Павел, сойдя, припал к нему и обняв, сказал:
— Не беспокойтесь, ибо душа его в нём.
11 Поднявшись наверх он преломил хлеб и поел, и после долгой, до зари, беседы, отправился в путь.
12 А юношу привели живого, и были весьма утешены.
13 Мы же выдвинулись на корабль и отплыли в Асс, планируя забрать оттуда Павла: потому что он так распорядился, собираясь идти пешком.
14 Когда же он встретился с нами в Ассе, мы, взяв его, прибыли в Митилину.
15 Отплыв оттуда, на следующий день поравнялись с Хиосом, а на другой день дошли до Самоса и днем позже пришли в Милет,
16 поскольку Павел решил миновать Эфес, чтобы не терять время в Асии. Он торопился, чтобы, если возможно, в день Пятидесятницы быть в Иерусалиме.
17 А из Милита, послав в Эфес, он позвал старейшин церкви.
18 И, когда они прибыли к нему, сказал им:
— Вы знаете, как я с первого дня, когда пришел в Асию, все время был с вами,
19 служа Господу со всей скромностью и слезами и среди испытаний, постигших меня из-за козней евреев.
20 Как я не упустил ничего полезного, что не возвещал бы вам и учил бы вас публично и по домам,
21 свидетельствуя евреям и грекам обращение к Богу и веру в Господа нашего Иисуса.
22 И вот теперь я, связанный Духом, иду в Иерусалим, не зная, что встретится мне там,
23 однако Дух Святой свидетельствует в каждом городе, говоря, что ждут меня оковы и скорби.
24 Но моя жизнь не имеет для меня никакой цены, только бы завершить мой забег и служение, которое я получил от Господа Иисуса, засвидетельствовать Весть Божией благодати.
25 И теперь — вот, я знаю, что уже не увидите лица моего все вы, среди кого я ходил, возвещая Царство.
26 Поэтому свидетельствую вам в этот день, что чист я от крови всех,
27 потому что не уклонялся возвестить вам всю Божью волю.
28 Берегите себя и всё стадо, в котором Святой Дух поставил блюстителей пасти Церковь Бога, которую Он приобрёл Своей Кровью.
29 Я знаю, что после моего ухода к вам будут входить свирепые волки, не щадящие стада,
30 и из вашей среды восстанут люди, говорящие превратно, чтобы увлечь учеников за собой.
31 Поэтому бодрствуйте, помня, что непрестанно, три года, день и ночь, со слезами я вразумлял каждого из вас.
32 И теперь вверяю вас Богу и слову Его благодати, имеющему силу созидать вас и дать наследие со всеми освященными.
33 Ни серебра, ни золота, ни одежды я не пожелал,
34 вы сами знаете, что моим нуждам моим и тех, кто были со мной, послужили эти руки.
35 Во всём я показал вам, что так трудясь, надо поддерживать слабых и помнить слова Господа Иисуса, что Он Сам сказал: «Благословеннее давать, нежели брать».
36 Сказав это, он стал на колени и вместе со всеми ими помолился.
37 И все сильно рыдали и, бросаясь на шею Павла, целовали его,
38 особенно страдая от сказанных им слов, что они уже не увидят его лица. И провожали его на корабль.

Толкование Далласской семинарии

б. Павел оставляет Македонию и Ахаию (20:1−6)

Деян 20:1−2. Об этой части третьего миссионерского путешествия Павла Лука Говорит вкратце. В 2Кор 2:12−13; 2Кор 7:5−7 можно почерпнуть дополнительные подробности о нем (прочесть об остановке апостола в Троаде с целью евангелизации и о его желании увидеть Тита и через него узнать о положении дел в Коринфской церкви). Потом Павел пришел в Македонию, где встретил Тита и написал 2-е Коринфянам. В этот промежуток времени апостол, вероятно, дошел до Иллирика, примерно соответствовавшего современной Югославии (Рим 15:19; сравните 2Кор 10:13).

Деян 20:3. Снова посетил Павел Грецию (Елладу, древнее название Греции; она же — Ахаия). Оставаясь там три месяца, он написал оттуда (из Коринфа) Послание Римлянам (Рим 15:23 — 16:2). В это время (вероятно, в Коринфе) Иудеями составлен был заговор против Павла — с целью убить его, по-видимому, на корабле, и тело сбросить в море.

Каким-то образом этот зловещий план стал известен апостолу, и он решил не в Сирию плыть (куда вознамерился было отправиться), но возвратиться чрез Македонию. Возможно, в его планы входило прибыть в Иерусалим к Пасхе, но теперь, в виду изменившихся обстоятельств, мог надеяться попасть туда не ранее праздника Пятидесятницы (Деян 20:16).

Деян 20:4−6. Перечислением здесь этих семи учеников и сотрудников апостола подтверждается то, что следует из других мест: Павел стремился доставить пожертвования святым в Иерусалиме. Представители различных церквей, эти семеро пришли от них с помощью для иерусалимлян. Трое были из Македонии (Сосипатр, Аристарх и Секунд) и четверо — из Малой Азии (Гаий… Тимофей… Тихик; Еф 6:21; Кол 4:7; 2Тим 4:12; Тит 3:12) и Трофим (Деян 21:29; 2Тим 4:20). Они сопровождали Павла до Асии, и местом их встречи со спутниками апостола до Иерусалима была назначена Троада.

В Деян 19:29 говорится о Гаие Македонянине; возможно, он и тот Гаий из Дервии, о котором читаем в 20:4, — разные люди (сравните с третьим Гаием, из Коринфа, в 1Кор 1:14). В Деян 20:5−6 Лука начинает новый раздел повествования от первого лица. Очевидно, он, оставленный в Филиппах (глава 16), там и находился до этого момента. А затем присоединился к сопровождавшим Павла в Иерусалим. Дни опресночные приходились, как помним, на весну.

Лука пишет, что путь от Филипп до Троады (около 240 км) они прошли морем дней в пять.

е. Беседа Павла с учениками в Троаде (20:7−12)

Деян 20:7. Нигде во всем Новом Завете не говорится яснее, чем в этом стихе, о том, что в апостольское время установленным днем церковных собраний было воскресенье. Павел оставался в Троаде семь дней (стих 6), но собрались (все прибывшие туда) для преломления хлеба… в первый… день недели. Лука пользовался не еврейским методом отсчета суток (от захода до захода солнца), а римским (от полуночи до полуночи).

Об этом можно судить по тому, что «рассвет» (стих 11) соответствует тут следующему дню (стих 7), в котором Павел собирался отправиться из Троады. Вероятно, христиане встречались в вечернее время, потому что днем большинство из них должно было работать. Апостол беседовал с ними… до полуночи, возможно, потому, что эта его встреча с ними была последней.

Деян 20:8−10. Из-за наличия многочисленных светильников (поглощавших при горении кислород) в комнате, где было к тому же много народа, создалась навевавшая сон атмосфера. Юноша именем Евтих (что значит «счастливый») действительно оказался таковым. О том, что после падения с третьего этажа его нашли мертвым, свидетельствует врач Лука. Но, действуя тем же способом, что в свое время — пророк Илия (3Цар 17:21−22) и пророк Елисей (4Цар 4:34−35), апостол Павел оживил его силой, полученной от Бога.

Деян 20:11−12. В процессе совместной трапезы собравшиеся совершили и вечерю Господню (преломив хлеб и вкусив его; стих 7), после чего беседовали до самого рассвета. Евтих же, счастливый отрок, доставлен был домой живым — ко всеобщей радости.

г. Беседа с пресвитерами в Милите (20:13−38)

Деян 20:13−15. По всей видимости, Павел оставался в Троаде дольше, чем предполагал первоначально (сравните стих 7). Может быть с целью продлить свое пребывание там он и отправил своих спутников до Асса вперед, морем (а сам отправился туда же пешком, затратив на дорогу значительно меньше времени). Из Асса они вместе поплыли в Митилину… Хиос, побывали на Самосе и в Трогиллии. В каждом из трех последних пунктов они проводили по одному дню.

Деян 20:16−17. Павел решил не заходить в Ефес, потому что он спешил в Иерусалим, чтобы попасть туда на день Пятидесятницы. Он исходил из того, что прощание с многочисленными друзьми в Ефесе заняло бы у него слишком много времени. По суше Милит находился в 50 км на юг от Ефеса, и апостол послал туда за пресвитерами церкви, зовя их к себе. Очевидно, его корабль стоял в порту Милита несколько дней.

Деян 20:18. Отсюда начинается еще один «образец проповеди» Павла (сравните 13:16−41; 14:15−17; 17:22−31), на этот раз обращенной к руководителям христиан, людям, которых он любил всем сердцем. Эта проповедь разделяется на три части: а) обзор прошедших трех лет Павлова служения в Ефесе (20:18−21), б) описание ситуации в настоящем (стихи 22−27) и в) наставления в свете ответственности на будущее (стихи 28−35).

Деян 20:19. В Ефесе, как и в других местах, Иудеи «злоумышляли» против апостола, хотя беспорядки, описанные в 19 главе, возникли по вине язычников. Конкретно на этих злоумышлениях Лука не останавливается (сравните со словами Павла в 1Кор 15:30−32; 1Кор 16:9; 2Кор 1:8−10).

Деян 20:20. Павел не только служил всенародно (т. е. при большом стечении народа), но и по домам (сравните 2:46); тут, вероятно, имеются в виду домашние церкви, и, если это так, то пресвитеры, вызванные апостолом в Милит, были, возможно, главами таких домашних церквей. Служа, Павел как проповедовал, так и учил.

Деян 20:21. В греческом тексте слова покаяние и вера связаны одним артиклем, и это может означать желание автора подчеркнуть соответствие этих двух слов двум аспектам веры во Христа (сравните 2:38). Уверовав во Христа, человек кается в своем неверии в прошлом, отвращается от него. Это и возвещал Павел Иудеям и Еллинам (т. е. язычникам; сравните 19:10; Гал 3:28).

Деян 20:22. Здесь Павел переходит к описанию ситуации в настоящем (стихи 22−27). Фразой по влечению Духа он лишний раз подчеркивает руководящую роль Святого Духа в своей жизни (сравните 4:1; Деян 8:29; Деян 10:19; Деян 11:12; Деян 16:6−7). Мы уже знаем, что в Иерусалим апостол шел, чтобы вручить тамошним святым пожертвования от братских церквей (24:17; толкование на 21:12−14).

Деян 20:23. Павел был предупрежден Духом Святым, т. е., очевидно, людьми, наделенными от Духа даром пророчества, что в Иерусалиме узы и скорби ждут его. Он предчувствовал, что они настигнут его там, когда писал Послание Римлянам (Рим 15:30−31). И все-таки исполнен был решимости идти в Иерусалим.

Деян 20:24−25. Будучи прочитаны вместе, эти стихи не оставляют сомнения в том, что проповедь Евангелия благодати Божией и проповедь Царствия Божия взаимосвязаны. Действием Божией благодати уверовавшие язычники обретают как привилегию спасения, так и право войти в Тысячелетнее царство Христа. Предупреждения об ожидающих его бедах (стих 23) давали Павлу основания сказать ефесским пресвитерам, что больше они не увидят его. Но единственное, что по-настоящему занимало в этих обстоятельствах апостола, это совершить до конца порученное ему Господом Иисусом (сравните 2Тим 4:7).

Деян 20:26−27. Подразумевая, очевидно, сказанное в свое время пророком Иезекиилем (Иез 33:1−6), Павел торжественно заявил, что он чист… от крови всех в Ефесе (толкование на Деян 18:6). Ибо не упускал возвещать им всю волю Божию (здесь греческое слово «боулен», означающее «цель», «план»; сравните 4:28; 13:36; Еф 1:11; Евр 6:17).

Деян 20:28. В стихах 28−35 апостол обращается к будущей ответственности ефесских пресвитеров. В первую очередь им надо блюсти (в русском тексте — «внимать») себя и доверенное им стадо; примечательно, что ради эффективной заботы о верующих им прежде необходимо позаботиться о собственном духовном благополучии.

Павел напоминает пресвитерам, что блюстителями (епископоус — «надзирающий», «заботящийся») их поставил… Дух Святый, и что ценность порученной им Церкви определяется тем, что Бог… приобрел ее Себе Кровию Своею. В Библии нигде больше не говорится о крови Бога Отца. По-гречески эта фраза может быть прочитана как «кровь, Ему принадлежащая» (т. е. тут, вероятно, подразумевается «Кровь Сына»).

Деян 20:29−31. Лютыми волками, не щадящими стада, Павел называет лжеучителей, о которых знает, что они войдут к ефесянам, как знает и то, что из их собственной среды восстанут те, которые станут учить превратно. Так оно и случилось, и об этом засвидетельствовано в книгах Нового Завета (1Тим 1:6−7, 19−20; 1Тим 4:1−7; 2Тим 1:15; 2Тим 2:17−18; 2Тим 3:1−9; Откр 2:1−7). Посему бодрствуйте! (не давайте ошибочным учениям укореняться в Церкви) — снова предупреждает апостол, напоминая, что он три года (точнее — около трех лет) жизни посвятил тому, чтобы довести до их сознания истину, которой учил их день и ночь… со слезами.

Деян 20:32. Павел сделал для ефесян все, что мог, и теперь, расставаясь с ними, поручал их Богу и затем — слову благодати Его. Ибо вера в Бога — необходима, но необходимо и послушание Его слову, так как слово назидает (в значении «формирует») тех, кто уверовал, делает их сонаследниками Царства Божиего, наряду со всеми освященными (26:18; Еф 1:18; Кол 1:12; 1Пет 1:4).

Деян 20:33−34. Апостол напоминает ефесским пресвитерам, что всегда трудился своими руками для пропитания себя и своих спутников (18:3; Еф 4:28).

Деян 20:35. Благодаря трудам своих рук Павел имел возможность поддерживать и верующих из числа нуждавшихся в материальной помощи (по-русски названы «слабыми»). Слова Господа Иисуса: …блаженнее давать, нежели принимать — ни в одном из четырех Евангелий не записаны. По-видимому, они стали достоянием ранней Церкви благодаря какому-то устному преданию.

Деян 20:36−38. В этих стихах передана искренняя и глубокая любовь пресвитеров к Павлу. Дальнейшие стихи (21:1−25), где описывается путешествие апостола и его спутников в Иерусалим, содержит такие же трогательные подробности. Почему Лука задерживает на них внимание читателей? Очевидно, с целью противопоставить отношение к этому апостолу со стороны христиан в языческих землях тому, которое ожидало его в Иерусалиме.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.