Деяния 3 глава

Деяния Апостолов
Открытый перевод → Толкование Далласской семинарии

Открытый перевод

1 Однажды Петр и Иоанн поднимались в храм к девятому часу молитвы.
2 И туда принесли мужчину, который был хромым от рождения и которого клали каждый день у ворот храма, называемых Прекрасными, просить подаяние у входящих в храм.
3 Он, увидев, что Петр и Иоанн собираются войти в Храм, стал просить у них подаяние.
4 Петр же, вместе с Иоанном, всмотревшись в него, сказали:
— Взгляни на нас.
5 И тот стал внимательно на них смотреть, ожидая что—нибудь получить от них.
6 Но Петр сказал:
— Серебра и золота у меня нет. А что имею, то даю тебе: во имя Иисуса Христа Назорея, ходи.
7 И, взяв его за правую руку, поднял; и вдруг его ступни и лодыжки окрепли,
8 И он, подскакивая, встал, и стал ходить, и вошёл с ними в храм, ходя, и скача, и хваля Бога.
9 И весь народ увидел, что он ходит и хвалит Бога,
10 и узнавали его, что это был тот, кто сидел ради милостыни у Красивых ворот храма; и приходили в удивление и изумление от случившегося с ним.
11 И пока он удерживал Петра и Иоанна, весь народ сбежался к ним у притвора, называемого Соломоновым, сильно изумляясь.
12 Увидев это, Петр сказал народу:
— Мужи израильские, почему вы удивляетесь этому? Или в нас почему всматриваетесь, как будто мы своей собственной силой или благочестием сделали так, что он ходит?
13 Бог Авраама, и Исаака, и Иакова, Бог наших отцов, прославил Своего Сына Иисуса, Которого вы предали и от Которого отреклись перед лицом Пилата, когда тот решил отпустить Его.
14 Но вы от Святого и Праведного отреклись, и попросили вам выдать убийцу;
15 а Предводителя жизни убили — Того, которого Бог воскресил из мертвых, чему мы свидетели.
16 И вот Его имя через нашу веру в Его имя укрепило этого человека, которого вы видите и знаете. И вера, которую мы имеем через Него, дала ему эту целость на виду у всех вас.
17 И теперь, братья, я знаю, что вы, как и ваши начальники, поступили так по неведению;
18 Но то, что Бог заранее возвестил через уста всех пророков, — что Его Христос должен пострадать, — Он таким образом исполнил.
19 Итак, обратитесь и возвратитесь, чтобы были стёрты ваши грехи,
20 Чтобы пришли времена освежения от присутствия Господа, и Он послал вам предуготовленного вам Христа, Иисуса.
21 Которого небо должно принять до времён восстановления всего, о чём сказал Бог через уста Своих святых пророков, испокон веков.
22 Моисей сказал: «Господь, ваш Бог, воздвигнет вам из ваших братьев Пророка, как меня; слушайте Его во всём, что бы Он ни сказал;
23 а всякая душа, которая не послушает того Пророка, будет истреблена из народа».
24 И так все пророки, от Самуила и после Него, — сколько их ни говорило, — возвестили эти дни.
25 Вы потомки пророков и договора, который Бог заключил с вашими отцами, говоря Аврааму: «И в твоем потомстве будут благословлены все племена земли».
26 Бог, воскресив Своего Сына, к вам первым послал Его, благословляющего вас, чтобы каждого отвратить от его злых дел.

Толкование Далласской семинарии

Б. Рост церкви в Иерусалиме (3:1 — 6:7)

I. ОППОЗИЦИЯ ЦЕРКВИ (3:1 — 4:31)

а. Повод для проповеди (глава 3)

Деян 3:1. Очевидно, в Иерусалимском храме отведено было постоянное время для молитв: в 9 утра, в полдень и в 3 часа пополудни (что и соответствовало «часу девятому»). Возможно, это время уточнено здесь, чтобы яснее стало то, о чем говорится в 4:3.

Деян 3:2. Описание хромого от рождения подчеркнуто свидетельствует о степени его беспомощности. Это был человек более 40 лет (4:22). Его носили и сажали каждый день при дверях храма, называемых Красными (буквально «Прекрасными»), чтобы он мог просить милостыни у входящих в храм. Речь, по-видимому, идет о восточных воротах храма, которые вели со «двора язычников» в «женский двор».

Деян 3:3−11. Сверхъестественное исцеление хромого Божией силой, явленной через Петра и Иоанна, и затем восторженная реакция этого человека на происшедшее с ним вызвали в народе изумление и вместе ужас. Люди стали сбегаться на «место происшествия» — в притвор… Соломонов (крытую галерею, которая тянулась вдоль всей восточной стороны внешнего двора; 5:12). В Деяниях Апостолов рассказывается еще о двух случаях исцеления калек (9:32−34; 14:8−10).

Деян 3:12. Воспользовавшись благоприятной ситуацией, Петр произнес короткую, но сильную проповедь.

Деян 3:13−15. Прежде всего, чудо исцеления, совершенное ими, он приписывает Иисусу, Которого прямо называет Сыном Божиим (сравните 26; 4:27, 30). Затем подчеркивает тяжесть вины перед Ним иудеев, напомнив, что Отец Иисуса — это Бог Авраама, Исаака и Иакова. На головы иудеев апостол обрушивает фразы, тяжелые, как удары молотом: вы предали прославленного Сына Божия, вы отреклись от Него пред лицем Пилата, когда Пилат хотел отпустить Его. Вы отреклись… от Святого и Праведного, предали на смерть Дающего жизнь, а взамен Его, просили об освобождении убийцы. Особенно сильно звучит фраза: А Начальника жизни убили. Убили Того, от Которого берет начало всякая жизнь — как физическая, так и высшая — духовная. Но Бог воскресил Его из мертвых, чему Петр объявляет себя и своих товарищей свидетелями.

Деян 3:16. Напомним, что в библейские времена имя отождествлялось с личностью, носившей его. Не вполне ясно, о чьей вере говорит тут Петр, но, по всей вероятности, о своей вере и Иоанна во Христа (во имя Его), в силу которой Христос (имя Его) укрепил хромого. О самой же вере тут говорится как о даре Христа, даровавшего и это исцеление в присутствии многих свидетелей.

Деян 3:17−18. В некоторое утешение им Петр оговаривается, что, знает, народ и его начальники… сделали это по неведению (сравните Деян 17:30; Еф 4:18; 1Пет 1:14), не осознав, Кто «посетил их». И поэтому Бог предоставляет им возможность покаяться. Их неведение было предузнано Богом, и в страдании Христа исполнились ветхозаветные пророчества (Деян 17:3; Деян 26:23).

Деян 3:19−21. Снова, как и в день Пятидесятницы (2:38), Петр призвал иудеев к покаянию. Хотел ли он сказать, что, если Израиль покается, то Царство Божие придет на землю? Да, и вот почему. 1) Греч, фраза, переведенная как до… совершения всего (3:21) связана с «восстановляешь» в 1:6 и по смыслу и с грамматической точки зрения («совершение» и «восстановляешь» образованы от одного корня).

В обоих случаях предполагается «восстановление» царства Израилю (сравните Мф 17:11; Мк 9:12). 2) В Библейском учении о Царстве понятие «восстановления» как бы параллельно понятию «сотворения вновь» («сотворению нового»); сравните Ис 65:17; Ис 66:22; Мф 19:28; Рим 8:20−23. 3) Грамматический анализ позволяет установить разницу между придаточными предложениями цели в 3:19 и в 3:20 (чтобы загладились и да пошлет). В первом случае подразумевается достижение ближайшей цели, во втором — отдаленной.

Если Израиль покается, осуществится и вторая цель — наступление Царства (в тексте — времена отрады); имеется в виду второе пришествие Христа Мессии (стих 20). 4) Ветхозаветные пророки… предвозвестили дни сии (сравните стих 24 и стих 21). Не надо думать, будто древние пророки «предсказывали» возникновение Церкви. Для них это оставалось тайной (Еф 3:1−6). Однако пророки часто говорили о золотом мессианском Веке, т. е. о Тысячелетием Царстве на земле.

Предложение личного спасения и предложение Тысячелетнего Царства указывают как на Божию милость, так и на неверность Израиля. Бог предоставлял иудеям возможность покаяться уже после того, как им явлено было знамение в воскресении Христа; они отвергли Иисуса до распятия Его, и теперь им предлагалось поверить в Мессию воскресшего. В Деян 3:17−21 выражена та мысль, что, покаявшись, Израиль достиг бы двух целей: 1) прощения грехов для каждого иудея в отдельности, и 2) возвращения Мессии к Израилю как к народу.

Деян 3:22−23. Тут Иисус предстает как «новозаветный Моисей» — во исполение Втор 18:15−19 (сравните Ин 6:14). Он придет не только как Освободитель (подобно Моисею), но, подобно ему же, — как Судья (сравните Лев 23:39 с Втор 18:19; также Чис 14:26−35).

Деян 3:24−25. То, что Петр упоминает о Самуиле как о пророке, следующем после Моисея (13:20), ясно говорит о том, что к Иисусу Навину сказанное во Втор 18:15 не относилось.

Все пророки (Деян 3:18, 21) так или иначе писали о днях сиих, т. е. о наступлении мессианского Века. Иудеи были сынами пророков и Авраамова завета, т. е. завета, который был дан Аврааму (Быт 12:2−3; Быт 15:18−21; Быт 17:1−8; Быт 22:18) и подтвержден отцам иудеев (к примеру, Исааку; Быт 26:41). Иудеи были бы благословлены Богом, если бы, подобно Аврааму, уверовали (Рим 3:28−29; Рим 4:3; Гал 3:6−7). Но в семени этого еврейского патриарха Бог, как и говорил, благословил не только иудеев, а все племена земные (Быт 12:3; Рим 4:12, 16; Гал 3:29; Еф 3:6).

Деян 3:26. Первыми, к кому Бог послал, воскресив Его, Сына Своего Иисуса, были евреи. Этот «хронологический принцип» прослеживается как во всех Евангелиях, так и в книге Деяний Апостолов (к примеру, Мф 10:5; Деян 13:46; Рим 1:16). Объясняется это тем, что установление Царства зависело и все еще зависит от отклика народа израильского на обращенный к нему Божий призыв (Мф 23:39; Рим 11:26).



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.