Иакова 2 глава

Соборное послание Иакова
Открытый перевод → Толкование Далласской семинарии

Открытый перевод

1 Братья мои, веруя в Господа славы, Иисуса Помазанника, не допускайте пристрастия.
2 Если, например, войдёт в ваше собрание человек, носящий золотые перстни и роскошную одежду, и войдёт бедняк в грязной одежде,
3 и вы, взглянув на человека в роскошной одежде, скажете: «Ты сядь здесь, на хорошее место», — бедняку же скажете: «Ты встань вон там», — или: «Сядь на пол у моих ног», —
4 разве не произнесли вы в своей душе приговор и не оказались предвзятыми судьями?
5 Послушайте, любимые мои братья, разве Бог не избрал тех, кто беден в этом мире, быть богатыми в вере и наследовать Царство, которое Он обещал любящим Его?
6 Вы же унизили бедного. Разве не богатые притесняют вас, разве не они тащат вас в суды?
7 Разве не они поносят славное имя, произнесенное над вами?
8 Но если вы исполняете закон, царящий среди законов Писания: люби ближнего своего, как самого себя, — вы правильно поступаете.
9 Если же вы действуете пристрастно, то совершаете грех, и Закон обличает вас как преступников.
10 Ибо всякий, кто соблюдает весь Закон, но оступается в чем-либо одном, оказывается виновным в нарушении всего.
11 Ведь Тот, Кто сказал: «не изменяй жене», сказал также и: «не совершай убийства», и если ты не изменяешь жене, но убиваешь, ты преступаешь Закон.
12 Говорите и поступайте как люди, которых будут судить по закону свободы.
13 Ибо суд без милосердия тому, кто не творит милосердия; милосердие торжествует над судом.
14 Что пользы, братья мои, если кто-нибудь скажет, что имеет веру, дел же у него не будет? Может ли такая вера спасти его?
15 Если брат или сестра наги, и у них нет пищи, чтобы прожить сегодняшний день,
16 а кто-нибудь из вас скажет им: «Ступайте с миром, грейтесь и питайтесь», — не дав им при этом ничего для их телесных нужд, — что пользы от этого?
17 Так же и вера — сама по себе она мертва, если не имеет дел.
18 Но кто-нибудь может сказать: «Ты имеешь веру, а я — дела. Покажи мне твою веру без дел, а я тебе покажу мою веру в делах».
19 Ты веришь, что есть один только Бог — прекрасно! И бесы верят — и содрогаются.
20 Как же ты не понимаешь, пустой человек, что вера без дел бесплодна?
21 Авраам, наш отец, не делами ли доказал свою праведность, когда возложил Исаака, собственного сына, на жертвенник?
22 Ты видишь, вера содействовала его делам, и в делах вера стала совершенной,
23 и исполнилось Писание, гласящее: «И поверил Авраам Богу, и за это был сочтен праведным, и он был назван другом Божьим».
24 Вы видите, что делами доказывает человек свою праведность, а не одной только верой.
25 Подобным же образом Рахав, блудница, разве не делами доказала свою праведность, приняв посланных и отправив их другой дорогой?
26 Ибо как тело мертво без духа, так и вера без дел мертва.

Толкование Далласской семинарии

II. Служите, сострадая и сочувствуя (глава 2)

Тот, кто правильно относится к слову Божиему, будет правильно относиться и к телу Иисуса Христа. Тот, кто устойчив в вере, служит с терпением и сочувствием. Иаков уточняет, что подлинная религиозность проявляет себя в служении, которое требует, чтобы верующий учился относиться ко всем ближним без лицеприятия и помогал им без всякого предубеждения.

А. Принимайте ближних (2:1−13)

Увещания апостола становятся все более конкретными и прямыми. Он выражает явное неудовольствие тем, что среди братьев возникают неполадки. Он обличает отношение этих верующих друг ко другу и упрекает их в том, что они не поступают так, как должны были бы поступать. Прежде всего он осуждает их за лицеприятие и дает советы, как преодолеть это препятствие на пути духовного роста. Каждый да учится принимать ближних, независимо от их материального или общественного положения. Верующий должен быть вежлив и сострадателен ко всем и последователен в своем отношении к каждому человеку. Беспристрастность, любовь и верность имеют для христианина жизненно важное значение.

1. БУДЬТЕ ВЕЖЛИВЫ И УЧТИВЫ КО ВСЕМ (2:1−4)

Иак 2:1. Переход к новой теме Иаков начинает словами: братия мои. Под «братья мои» он понимает всех верующих, т. е. всех своих собратьев по вере во Христа Иисуса, Господа славы. Речь идет именно о вере во Христа, а не о христианской вере, и это подчеркивается словами «Господа славы» «доксез», характеризирующими предмет веры. Ключевая мысль этого стиха: «не будьте лицеприятны». Бог нелицеприятен (Рим 2:11; Еф 6:9; Кол 3:25), а потому и христиане не должны быть лицеприятными. Апостол осуждает предвзятое отношение верующих друг к другу, когда одних собратьев предпочитают другим.

Иак 2:2−3. Затем Иаков приводит пример. Вводные слова: ибо если в собрание ваше… говорят о том, что он имеет в виду не какое-то конкретное событие, а только приводит пример. Однако, в нем он указывает на специфические детали. Человек с золотым перстнем и в богатой одежде, вошедший в собрание, — это сцена, могущая произойти в синагоге, и этим подчеркивается тот факт, что Иаков обращается к слушателям-евреям. Допустим, в синагогу входит и человек бедный, в скудной одежде.

Греческое слово «рипара», переведенное словом «скудной», может означать и «грязный, запачканный»; оно встречается еще в Откр 22:11, где передано как «нечистый» (смотри также Иак 1:21, где в греческом тексте употреблено подобное слово — «рипариан»). Предпочтительное отношение к богатому человеку подчеркнуто тем, что ему предложено сесть, тогда как бедному приказано стоять или сесть прямо на полу.

Иак 2:4 Беспощадно и в лоб звучит вслед затем вопрос апостола: Не пересуживаете ли вы в себе? В других переводах он звучит как «Не пристрастны ли вы друг ко другу?» Ответ на этот риторический вопрос может быть только положительным. Поступающие так должны чувствовать себя виновными не только в том, что сеют в своей среде дискриминацию, но и в том, что присваивают себе право быть несправедливыми судьями с худыми мыслями.

2. БУДЬТЕ СОСТРАДАТЕЛЬНЫ КО ВСЕМ

Иак 2:5−7. Со словами: Послушайте, братия мои возлюбленные, Иаков переходит к объяснению, почему такое «пересуживание» недопустимо. Объяснение его строится на основе четырех риторических вопросов, на каждый из которых может быть дан только один определенный ответ. Первый вопрос: «не бедных ли мира избрал Бог быть богатыми верою наследниками Царствия, которое Он обещал любящим Его?» (сравните 1:9). Второй вопрос: «Не богатые ли притесняют вас?» (в некоторых переводах здесь стоит слово «эксплуатируют»). Третий вопрос: «Не они ли влекут вас в суды?»

И, наконец, четвертый: «Не они ли бесславят доброе имя, которым вы, называетесь?»

Верующие — достояние Бога, а не богатых угнетателей. Читателям Послания Иакова нельзя было не согласиться с его утверждениями и не признать того, что пренебрегая бедными и оказывая предпочтение богатым, они поступают неправильно и совершенно неразумно.

Иак 2:8−9. Этому можно противопоставить только одно: любовь. Лицеприятие — это грех. В тоне Иакова звучит оптимистическая нотка, когда он говорит: Если вы исполняете закон царский… Закон Царский изложен в книге Левит (19:18) и затем подтвержден Христом (Мф 22:39): «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» — этот закон назван царским потому, что дан Царем царей, достоин царей и является главенствующим среди других законов. Подобное выражение было хорошо знакомо тем, кто жил в Римской империи. Подчинение этому закону, выражающееся в нелицеприятной любви, противопоставлено пристрастию и лицеприятию, которые есть нарушение закона Божьего.

3. БУДЬТЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫ ВО ВСЕМ (2:10−13)

Иак 2:10−11. Иаков сознает, что могут быть такие верующие, которые не считают предвзятость серьезным недостатком. Они едва ли считают себя законопреступниками. Иаков подчеркивает, однако, что это весьма серьезно. Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем. Здесь нет и не может быть никаких поблажек. Ссылаясь на примеры таких тяжелых грехов, как убийство и прелюбодеяние, Иаков показывает, что избирательное послушание закону Божиему — абсурдно.

Иак 2:12−13. Покорность всем Божественным установлениям — вот в чем суть христианства. Каждый верующий должен так говорить и так поступать, как имеющий быть судимым по закону свободы. Божий закон по истине является законом свободы, поскольку ограничения, накладываемые им, подлинно мудры. Напротив, неподчинение Божиему закону делает человека рабом греха, а те, кто не имеют милости к другим, будут сами судимы без милости. Как любовь побеждает предвзятость, потому что любовь — выше, точно так и милость побеждает суд; по-русски — «превозносится над судом». Слово «катакаучатаи», переведенное здесь как «превозносится», встречается еще в Иак 3:14 и в Рим 11:18.

Божии законы неизменяемы. Полное и постоянное повиновение им — это залог духовного возрастания христианина. Верующие должны относиться к своим братьям вежливо, последовательно и с состраданием.

Б. Помощь ближним (2:14−26)

Точно так, как закон любви не допускает предвзятого отношения к ближним, подлинная вера не позволяет уклоняться от добрых дел. Недостаточно христианину проявлять свою любовь в хорошем отношении к ближним; вера его должна выражаться и в оказании им практической помощи. В своем послании Иаков постоянно делает ударение на необходимости проявлять истинную веру, доказывать ее на практике; он приводит конкретные примеры истинной веры.

1. ПРОЯВЛЕНИЕ ИСТИННОЙ ВЕРЫ (2:14−17)

Иак 2:14. Стараясь убедить тех, к кому обращается с посланием, Иаков снова употребляет выражение братия мои. Новую мысль он начинает риторическим вопросом: Что пользы, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? Речь здесь идет не об истинной вере, а о ложном притязании на нее. Иаков осуждает тех, кто напрасно хвалится своей верой. Их «вера» бесполезна (слово «офелос», переведенное как «польза», употребляется в Новом Завете только здесь и еще в Иак 2:16; 1Кор 15:32). Она бесполезна, поскольку существует только на словах. И сводится лишь к привычному хвастовству. Может ли такая вера спасти человека?

Из контекста греческого подлинника вытекает ясный ответ: «нет». Только говорить о вере — недостаточно. Подлинная вера подтверждается делами.

Иак 2:15−16. Далее следует еще один риторический вопрос — после того, как Иаков ссылается на возможную в жизни ситуацию: Будет ли польза нагому и голодному, если ему скажут красивые слова, но не дадут потребного? (Заметим, что он часто говорит о бедных: 1:9, 27; 2:2−6, 15.) Для тех, кто нуждается в самом необходимом, одного пожелания, которое часто произносили евреи: «иди с миром», совершенно недостаточно (сравните Суд 18:6; 1Цар 1:17; 2Цар 15; Мк 5:34; Лк 7:50). Если не сделать ничего, чтобы помочь нуждающимся пищей и одеждой, что пользы? Для убедительности Иаков заканчивает этот абзац тем же вопросом, которым начал его: Что пользы?

Иак 2:17. Вера сама по себе, без доказательств своей истинности на деле, мертва. Вера без дел — это бесполезная вера, вера бесплодная, сухая, мертвая! Громкие заявления о том, что мертвец — жив не воскресят его, если нет в нем движения, ни признаков жизни, ни пульса; несмотря на упомянутые заявления, он остается мертвым. Громкие, но лживые претензии заглушаются реальными фактами.

2. ДОКАЗАТЕЛЬСТВА ИСТИННОСТИ ВЕРЫ (2:18−20)

Иак 2:18. Этот стих, пожалуй, является самым трудным для понимания во всем послании. Но скажет кто-нибудь: ты имеешь веру, а я имею дела… Иаков представляет воображаемого оппонента: «кто-нибудь». Он не возражает Иакову, поскольку согласен с ним, что вера без дел мертва. Однако, он безосновательно принижает веру, подчеркивая в таком именно контексте важность дел (толкование на стих 19).

Следующая фраза является продолжением речи воображаемого оппонента: Покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих. Хотя в древнегреческом тексте, как и в русском переводе, прямая речь не выделена кавычками, все же из контекста можно заключить, что эти слова принадлежат не Иакову, а его «оппоненту».

Иак 2:19. По-видимому, и 19 стих следует включить в речь «оппонента», который продолжает: Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют и трепещут. Тогда оппонентом мог бы быть типичный верующий из язычников, который дискутирует с евреем, верующим в единого Бога. Он заявляет, что верить в единого Бога — до известного предела — это хорошо, но далеко ли простирается этот «предел»! И достаточно ли одной этой веры? «Ограниченно» верят и бесы.

Причем они не только верят в единого Бога, но и трепещут перед Ним (слово «фриссоусин», переведенное как «трепещут», встречается в Новом Завете только один раз). Дело в том, что вера в единого Бога может и не включать в себя доверия Ему. А без доверия «вера» не истинна и не сможет подтвердить себя делами.

Оппонент, другими словами, говорит: «Вера не столь же важна, как дела». Так далеко заходит оппонент. Сам Иаков не говорит, что дела являются главным основанием веры, или что вера не имеет большого значения. Он хочет показать только то, что дела являются доказательством веры.

Некоторые богословы считают, что во второй фразе 18 стиха Иаков бросает «кому-то» вызов, приглашая его явить свою веру без дел — такое, мол, невозможно! Он, с другой стороны, говорит, что веру можно явить (лишь) в делах (стих 18). «Вера» бесовская этому условию, конечно, не отвечает. Такая неистинная вера, вполне очевидно, соответствующими делами не сопровождается.

Иак 2:20. Иаков не прибегает к многословному опровержению своего оппонента. Он лишь с силою упрекает его: Но хочешь ли знать, неосновательный человек, и затем возвращается к своему первоначальному аргументу: вера без дел мертва. Греческое слово «кене», переведенное как «неосновательный», можно перевести и как «пустой», «суетный» (сравните со словом «матанос», употребленным в 1:26 и означающим «бесполезный», «бесплодный»).

Пустая вера — мертвая вера, но немного стоят и дела, которые совершаются без веры. Иаков не выступает ни за веру без дел, ни за одни лишь дела без веры. Он просто говорит, что истинная вера сопровождается добрыми делами. А духовные дела, в свою очередь, являются доказательством, а не источником истинной веры.

3. ПРИМЕРЫ ИСТИННОЙ ВЕРЫ (2:21−26)

Как на последнее доказательство справедливости своего мнения, Иаков ссылается на два конкретных примера истинной веры, приводимые в Библии, — на патриарха Авраама и на прощенную блудницу Раав. Оба примера он предлагает в форме вопросов, на которые читатели сами легко могут дать ответ.

Иак 2:21. Не делами ли оправдался Авраам, отец наш, возложив на жертвенник Исаака, сына своего? Нередко этот вопрос — утверждение понимается как возражение Иакова апостолу Павлу, сказавшему, что Бог вменил в праведность Аврааму не его дела, а веру (Рим 4:1−5). На самом же деле Павел подчеркивает на примере Авраама приоритет веры. Иаков говорит о делах как о доказательстве веры.

Павел говорит, что вера Авраама была вменена ему в праведность (Быт 15:6) еще до обрезания (Быт 17:11 и Рим 4:10). Иаков же напоминает, что Авраам проявил свою веру в практическом действии, приготовившись к жертвоприношению Исаака (Быт 22:12), и поэтому был назван Богом праведным. Параметром при вынесении оправдательного приговора служат дела, тогда как основанием для оправдания является вера.

Иак 2:22−24. Иаков заостряет наше внимание на том, что вера и дела дополняют друг друга. Вера является для дел движущей силой. Дела в свою очередь совершенствуют веру. Греческий глагол «етелеиофе», переведенный как «достигла», означает «привести к завершению». Вера достигает своей полноты в действии. Так было у Авраама. Иаков и Павел цитируют одно и то же место — Быт 15:6 — чтобы доказать свою точку зрения (Рим 4:3). Павел указывает на то, что Авраам оправдался верою, а Иаков — на то, что он оправдался верою, подтвержденною делом.

Иак 2:25. Этот стих начинается словом подобно («гомоиос де кои» — это дословно значит «и подобно также»). Подобно и Раав блудница не делами ли оправдалась, принявши соглядатаев и отпустивши их другим путем? (Нав 2:6).

Иак 2:26. Итак, вывод прост и ясен. Вера и дела жизненно важны друг для друга, как тело и дух человека не могут обойтись одно без другого. Без духа, или без дыхания жизни, тело мертво. Без дел веру тоже можно считать мертвой. Такая вера не истинна. Истинная же вера ведет к духовному развитию и росту. Верующий не только должен твердо стоять в вере даже и тогда, когда искушения и испытания наступают на него со всех сторон (глава 1) — он должен также служить своим братьям и сестрам во Христе (глава 2). Он должен благожелательно относиться ко всем детям Божиим без всякого лицеприятия (стихи 1−13) и в своей действенной вере оказывать помощь ближним (стихи 14−26). Духовно зрелый верующий должен быть тем, кем хочет Бог, чтобы он был, и делать то, что хочет Бог, чтобы он делал.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.