2е Коринфянам 8 глава

2е письмо Коринфянам
Открытый перевод → Толкование Далласской семинарии

Открытый перевод

1 Также, собратья, мы желаем известить вас о благодати Божьей, которая дана в церквах Македонии,
2 о том, что среди великого испытания скорбью изобилие их радости и их глубокая нищета обильно выразились в богатстве их щедрости.
3 И я свидетельствую, что по силам своим и сверх своих сил они давали добровольно,
4 умоляя нас с великой настойчивостью о позволении им участвовать в помощи святым;
5 и притом не так, как мы надеялись, но они сначала отдали самих себя Господу и нам по воле Божьей.
6 Поэтому мы попросили Тита, чтобы он, как уже ранее начал, так и довел до конца у вас и это дело милосердия.
7 Но как вы изобилуете во всём: в вере и слове, и в познании, и во всяком усердии, и в любви, которую мы пробудили в вас, — смотрите, чтобы вы также изобиловали и в этом деле милосердия.
8 Я говорю это не как повеление, но испытывая усердием других искренность и вашей любви.
9 Ведь вы знаете благодать Господа нашего Иисуса Христа, что хотя Он и был богат, но ради вас Он обнищал, чтобы вы через Его нищету обогатились.
10 Я высказываю свое мнение здесь: ибо это полезно вам, которые первыми начали, год тому назад, не только делать это, но также и сильно желать сделать это.
11 Теперь же и завершите само дело, чтобы, как была такая готовность усердно желать его, таким было бы и завершение его по достатку вашему.
12 Ибо если есть такая готовность, то она воспринимается по тому, что человек имеет, а не по тому, чего он не имеет.
13 Ведь это не для облегчения другим, а вам чтобы в тягость, но — ради равенства:
14 в настоящее время вашему избытку быть восполнением их недостатка, чтобы их избыток также мог стать восполнением вашего недостатка, чтобы было равенство,
15 как написано: «Тот, кто собрал много, не имел лишнего, а кто собрал мало, не имел недостатка».
16 Но благодарение Богу, Который влагает всё то же усердие к вам в сердце Тита.
17 Ибо он не только внял просьбе нашей, но, будучи и сам очень усерден, пошел к вам добровольно.
18 Мы же послали вместе с ним брата, известность которого по части Евангелия распространилась по всем церквам;
19 и не только это, но он также был поставлен церквами как наш спутник в этом деле милосердия, которым мы руководим для славы Самого Господа, и чтобы показать наше усердие,
20 предостерегаясь, чтобы никто не подверг нас нареканию за то, как мы распоряжаемся этим щедрым даром;
21 ибо мы заботимся о том, что достойно уважения не только пред Господом, но и пред людьми.
22 Мы послали вместе с ними и брата нашего, которого мы многократно испытали и нашли усердным во многом, но теперь даже еще более усердным по причине его великой уверенности в вас.
23 Что касается Тита, он — мой товарищ и сотрудник у вас; а что до собратьев наших, они — посланники церквей, слава Христова.
24 Поэтому, перед лицом церквей, явите им доказательство любви вашей и нашего повода хвалиться вами.

Толкование Далласской семинарии

Л. Примеры великодушия (8:1−9)

При любой возможности Павел стремился вдохновлять и наставлять верующих не только словами, но и конкретными делами. Он, не колеблясь, призывал коринфян и других следовать в жизни его примеру (1Кор 4:16; 1Кор 11:1а; 1Фес 1:6; 2Фес 3:7−9). Но всегда с готовностью приводил он в пример и других, в частности, Тимофея (1Кор 4:17; Флп 2:19−20), Епафродита (Флп 2:18) и, конечно же, Христа (Флп 2:5; 1Кор 11:16; 1Фес 1:6) и Бога Отца (Еф 5:1). В данном случае в пример великодушия и щедрости он приводит македонские церкви и Самого Христа.

2Кор 8:1−2. Церквам македонским, т. е. церквам в городах Филиппы, Фессалоника и Верия, первоначально «Благодать Божия» была явлена через Павла и проповедь им Евангелия (Еф 3:2−12); было это во время его второго миссионерского путешествия. В Филиппах (Деян 16:12−40), в Фессалонике (Деян 17:1−9 и в Верии (Деян 17:10−15) апостол Павел не только проповедовал Евангелие, но и основывал церкви. Верующие в этих городах подвергались гонениям (Флп 1:29−30; 1Фес 1:6), но не отреклись от Христа (Флп 1:5; 1Фес 1:7). В то время они даже оказали апостолу материальную поддержку (Фнл. 4:15).

Тогда как их материальное положение, по-видимому, ухудшалось (сравните Флп 4:10), духовно они возрастали. Причину этому апостол видел в благодати Божией и Его милости. У этих людей были все основания горевать среди великого испытания скорбями — сравните 2Кор 1:4), но они радовались. Будучи в глубокой нищете, они оказались способными «обогащать» других. Не имея ничего, они поистине «всем обладали» (6:10), что действительно представляло ценность. Как и апостол Павел, македонские верующие усвоили, что Бог в благодати Своей в состоянии через их слабость являть Свою силу (4:7−12; 12:9; Флп 4:13).

2Кор 8:3−5. Македоняне были ревностными проводниками Божиих благословений, направленных на других, поскольку жили они по воле Божией (стих 5). Они на деле проявляли свою любовь к Богу и к ближним (сравните Мк 12:28−31; Флп 2:3−8, 20−21; 1Фес 4:9−10). По собственной инициативе они весьма убедительно просили, чтобы им дали участвовать в сборе пожертвований. Павел, возможно, считал, что они сами нуждаются в материальной помощи, и не решался просить их об оказании таковой иерусалимским верующим.

Но, подобно бедной вдове, на которую указал Иисус ученикам (Мк 12:41−44), они, вопреки собственной нищете, не думая о себе, давали другим, полагаясь на то, что их нужды удовлетворит Бог (Флп 4:19). Остается только пожелать, чтобы сегодняшние церкви так же, как македонские, просили о предоставлении им привилегии помогать бедным.

2Кор 8:6−7. В свете этого излияния благодати Божией на македонян (стихи 1−5), могли ли коринфяне, которые по милости Его «изобиловали всем»: верою и словом, познанием и всяким усердием, и любовью (сравните 1Кор 1:4−7) — делать менее их? Павел считал, что нет, потому и просил Тита организовать в Коринфе сбор пожертвований, чтобы предоставить тамошним верующим возможность «изобильно» явить «и сию добродетель». Тит уже имел опыт работы в сборе и раздаче пожертвований в других местах (Деян 11:29−30; Гал 2:1). Но неизвестно, когда он начал эту работу среди коринфян.

В Послании к Римлянам Павел упомянул об этом даре (т. е. о духовной способности, которую дает Бог) — «раздавать» помощь, нуждающимся (Рим 12:8). Правильно использовать этот Божий дар — значит раздавать щедро. Павел и сам «щедро раздавал» самого себя, в частности, тем же коринфянам, и в ответ они прониклись к нему горячим чувством признательности и откликнулись на его призыв о пожертвованиях (2Кор 8:11). Апостол хотел, чтобы в добродетели «даяния» коринфяне «изобиловали», потому что в даянии выражается любовь (1Ин 3:11, 16−18).

2Кор 8:8−9. Павел, весьма чувствительный к обвинениям, будто он стремится доминировать в основанных им церквах (1:24), предпочитал, чтобы побуждением верующим служили не повеления, а их от сердца идущая преданность (искренность вашей любви) к нему и, что более важно, к Господу. Можно ли сравнить коринфян в этом отношении, т. е. в искренности любви, с македонскими верующими? Или с их Господом, выше Которого сравнить не с кем?

Немного из сказанного в Священном Писании превосходит стих 9 с точки зрения лаконичного выражения сущности Евангелия (сравните 5:21). С неба во всем его великолепии сошел Христос на убогую землю. Воплощение означало непостижимое для человеческого ума отречение от материальной и духовной славы. Тот, Кто, будучи богат, владея всем, обнищал, обратил Себя в ничто (Флп 2:7).

Он взял на Себя грех человечества и заплатил за него собственной жизнью (Флп 2:8). И коринфяне лично обогатились от Его щедрости. Он сделался тем, чем были они (нищим), чтобы они стали такими, каким был и всегда остается Он (богатыми). Можно ли после этого расценивать материальное даяние во имя Его (сравните Мф 25:34−40) как нечто чрезмерное? (1Кор 9:11).

Б. Совет относительно сбора пожертвований (8:10 — 9:5)

Придя к выводу, что коринфяне не откажутся от сделанного им предложения, Павел дает им краткие практические советы, как собирать пожертвования.

2Кор 8:10−12. Совет Павла (стих 8) состоял в том, чтобы коринфяне закончили начатое ими дело (стих 6). Ибо и самыми добрыми намерениями чего усердно желали) нельзя заменить добрых дел (сравните Иак 2:15−16). Даяние каждого должно соразмеряться с его возможностями (зависеть от того, кто что имеет; сравните 1Кор 16:2). Если следовать этому принципу, то нетрудно дать столько же, сколько дали македоняне или бедная вдова (Мк 12:41−44), но, с другой стороны, и превзойти их в даянии непросто.

2Кор 8:13−15. Равенство (равномерность) было главным принципом, которым руководствовались церкви в материальном вспомоществовании друг другу. Павел не хотел, чтобы одним из них было облегчение, а другим — тяжесть. Чтобы, выражаясь фигурально, для уплаты Павлу ограбили бы Петра!

Апостол несомненно с одобрением относился к обобществлению имущества, установленному раннехристианской церковью в Иерусалиме (Деян 2:44) с целью помогать друг другу. В этом выразилась взаимная забота членов тела Христова о нуждах каждого из них (сравните 1Кор 12:25). Принцип этот был сформулирован в согласии с Божиим подходом к людям. Давая израильтянам пищу в пустыне, Бог давал ее именно «равномерно» — в соответствии с их нуждами (Исх 16:16−18). А потому и Церковь должна поступать так же.

2Кор 8:16−17. Как и Тимофей (Флп 2:19−20), Тит искренне заботился о благополучии тех, кому он служил. В нашем эгоистическом мире эта способность иметь такое усердие к другим не часто встречается, и Павел высоко ценил ее в своих помощниках. Апостол не приказывал Титу (сравните стихи 8, 23), но просил его помочь в деле, к которому, как представляется, Тит и сам был горячо расположен (он, будучи очень усерден) и готов был взяться за его исполнение (он… пошел к вам добровольно).

2Кор 8:18−21. Вместе с Титом пошел не названный по имени брат, пользовавшийся большим уважением (во всех церквах похваляемый); возможно, это был македонянин. Ему предстояло доставить собранное в Иерусалим. Занимаясь этим сбором, Павел руководствовался желанием прославить Господа (3 и 4 строки 19 стиха правильнее читать так: «сего благотворения, которым мы служим во славу Самого Господа»; сравните Мф 25:40; Гал 2:10). Ради этого он тщательно избегал всего, что могло бы послужить поводом к обвинению их в неправильном ведении дела или в корыстолюбии, дабы не бросить тень на имя Господне (2Кор 8:20; 2Кор 12:17−18).

2Кор 8:22−24. Кроме брата, о котором было сказано выше (стих 18), и Тита, «товарища и сотрудника» апостола, входил в эту группу и некто третий, названный здесь «нашим братом». По всей видимости, и он был представителем македонских церквей. «Усердие его» было многократно испытано Павлом, и вместе с другим не названным по имени братом (стих 18) они были, по словам апостола, «славою Христовою». Посылая с Титом еще и третьего человека, Павел преследовал две цели: отвести от себя возможные обвинения в корыстных намерениях и, кроме того, побудить коринфян к большей щедрости. Свою любовь (сравните 8:8) они могли бы явить (сравните 9:13) именно через усердие своего даяния.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.