Евреям 12 глава

Письмо Евреям
Открытый перевод → Толкование Далласской семинарии

Открытый перевод

1 А раз уж у нас такая тьма свидетелей, то давайте скинем с себя всякий груз и опутывающий нас грех и с твердостью будем проходить предназначенное нам поприще,
2 Взирая на источник нашей веры, Иисуса, Который ради предстоящей Ему радости претерпел крестную смерть и не постеснялся позора, и воссел по правую сторону Божьего престола.
3 А чтобы не изнемогали души ваши и дух не ослабевал, подумайте о Нем, Который вынес столько вражды со стороны грешников.
4 Вы ещё не до крови сражались, противостоя греху.
5 И забыли то утешение, с которым Бог обращается к вам как к детям Своим:
«Не пренебрегай наказанием Господа,
но и не падай духом, когда Он учит тебя.
6
потому что Господь кого любит, того и наказывает,
и всякого сына, которого принимает, сечёт»
7 Поэтому терпите, когда Бог вас воспитывает, потому что как к сыновьям относится Он к вам! а ведь какой отец не наказывает своего ребенка?
8 Если же вы остались без наказания, через которое проходят все, то вы не сыновья, а незаконные дети.
9 И потом, у нас ведь были земные отцы, которые воспитывали нас, и мы их уважали; тем более, разве не должны мы подчинить себя Отцу духов, чтобы жить?
10 Ведь они наказывали нас для недолгого времени по своему усмотрению, Он же — для нашей пользы, чтобы нам иметь участие в Его святости.
11 Любое наказание кажется нам скорее причиняющим боль, нежели несущим радость. Но позже тем, кто через него был научен, оно приносит плод праведности и мира.
12 Поэтому укрепите опустившиеся руки и расслабленные колени,
13 и прокладывайте прямые тропы для ног ваших, чтобы увечная нога не сломалась, но исцелилась.
14 Стремитесь к миру со всеми и освящению, без которого никто не увидит Господа,
15 наблюдая, чтобы кто не лишился благодати Божией, чтобы какой горький корень, вырастая, не причинил вреда, и чтобы им не были осквернены многие,
16 чтобы не было какого-нибудь развратника или нечестивца подобно Исаву, который за одну похлебку отдал право первородства.
17 Знаете ведь, что впоследствии он и желал унаследовать благословение, но был отвергнут; поскольку не обрел покаяния, хотя и со слезами искал его.
18 Ведь вы приблизились не к осязаемому и пылающему огню, не к мраку, тьме или буре,
19 пришли не на звук трубы и не на голос, говорящий такие слова, что слушающие просили не говорить более ни слова.
20 Поскольку не могли они вынести того, что было им сказано: «Если даже зверь прикоснется к горе, да будет побит он камнями».
21 И столь страшно было это явление, что Моисей сказал: «Я полон страха и трепета».
22 Нет, вы приблизились к горе Сион, к городу Бога живого, к небесному Иерусалиму, к мириадам торжествующих ангелов!
23 Вы приблизились к церкви первенцев, чьи имена записаны на небесах, к Богу — Судье над всем сущим, к духам праведников, достигших совершенства.
24 И к Посреднику нового завета, Иисусу, и крови окропляющей, которая говорит лучше, нежели кровь Авеля.
25 Смотрите, не отвергните Говорящего. Ибо, если не избежали наказания те, которые отвергли возвещавшего на земле, — то тем более мы, которые отвращаемся от Того, Который говорит с небес;
26 тогда Его голос поколебал землю, теперь же Он обещал, говоря:
«Однажды Я ещё раз сотрясу не только землю, но и небо».
27 Слова «ещё раз» говорят о том, что все, что может быть сотрясено, все сотворенное, исчезнет, чтобы осталось только то, что непоколебимо.
28 Поэтому мы, получившие Царство неколебимое, давайте будем благодарить и в благодарности служить Богу так, как угодно Ему, — с благоговением и страхом,
29 ведь наш Бог — огонь истребляющий.

Толкование Далласской семинарии

Б. Последнее предупреждение (глава 12)

Изложенные им главные доводы и доказательства автор завершает последними в послании наставлением и предупреждением. В обычной для него манере нравоучительная часть вытекает у него из предшествующей ей «объяснительной». За рассмотрением жизни по вере следует еще один призыв к стойкости.

1. ВВОДНОЕ НАСТАВЛЕНИЕ (12:1−2)

Евр 12:1−2. Жизнь по вере достаточно и убедительно «удостоверяется» облаком свидетелей из Ветхого Завета. А, значит, и современным верующим следует с терпением (сравните 10:32, 36; 12:2−3, 7) проходить предлежащее им поприще, отвергнув все, что мешает им в этом, и прежде всего запинающий их грех (по-гречески скорее — «грех, служащий ловушкой»). При этом высшим образцом для подражания остается для них Иисус (сколь привлекательным ни выглядел бы любой из ветхозаветных персонажей).

Ведь Иисус — начальник и совершитель нашей веры. «Начальником» Он назван тут в том смысле, что первым пошел тем путем веры, следовать которым надлежит христианам. «Свершителем» же (т. е. достигшим совершенства) Иисус назван потому, что с триумфом прошел этот путь до конца. Он взирал при этом на предлежавшую Ему радость (намек на нее содержится в 1:9, где подразумевается обретение Им вечного престола). И верующим, которым предстоит разделить эту радость, тоже надлежит взирать на нее.

После того, как Иисус претерпел крест пренебрегши посрамление, Он воссел одесную престола Божия (сравните 1:3; 8:1; 10:12), предвещая тем последнюю и окончательную победу — Свою и верующих в Него (сравните 1:13−14).

2. НАПОМИНАНИЕ О ТОМ, ЧТО ДЕЛА НЕ ТАК СКВЕРНЫ, КАК КАЖУТСЯ (12:3−11)

Ничего нет естественнее для человека, как преувеличивать суровость своих испытаний. Но автор послания не хотел бы, чтобы это происходило с его читателями.

Евр 12:3−4. Если они подумают об Иисусе, Претерпевшем такое… поругание от грешников, то непременно укрепятся духом. В конце-концов, в отличие от Него, они еще не пролили крови, сражаясь против греха (здесь, вероятно, подразумевается — «против грешных людей», противостоявших им, и едва ли — против собственного греха, которому им следовало всячески сопротивляться, держась своего христианского исповедания веры).

Евр 12:5−8. Автор упрекает читателей, что забыли слова утешения, предлагаемого им, которое содержится в Притч 3:11−12. В этих стихах наказание Господне рассматривается как свидетельство Его любви. Так что им не следовало унывать, терпя наказание, удостоверяющее их сыновство. Ибо оно — средство подготовить их к «славе многих сынов» (сравните 2:10 и толкование на этот стих). Все дети Божии подлежат наказанию от Него; фраза которое всем обще по-гречески звучит как «наказание, причастниками которого являются все» (сравните с «метохои» — «участники», «причастники» в 1:9; 3:1, 14; 6:4).

Говоря об остающихся без наказания как о незаконных детях, автор, возможно, имел в виду не устоявших в вере христиан, которые вследствие этого будут лишены наследия (или награды). (В римском обществе «незаконный ребенок» не имел права наследования.) Такие христиане, подразумевает автор, подлежат не наказанию в дисциплинарных целях — ради получения ими награды в Тысячелетнем царстве, а суровому осуждению.

Евр 12:9−11. Автор прибегает к аналогии с земными родителями, которых мы боялись (в значении «уважали»), меж тем как они наказывали, руководствуясь своими представлениями о благе ребенка на многие дни его жизни. Ссылаясь на это, автор побуждает читателей тем более покориться Отцу духов, чтобы пожать в вечности, имея участие в святости Его; ибо, будучи научены чрез наказание, христиане в жизни будущей обретут мир и радость.

3. ПРИЗЫВ К ДУХОВНОМУ ОБНОВЛЕНИЮ (12:12−17)

Евр 12:12−13. Автор чувствовал тенденцию к духовному ослаблению в среде своих читателей и в свете изложенных им истин побуждал их к преодолению ее. Если они станут ходить прямо ногами, укрепляясь в праведности, то и самые слабые среди них (хромлющее) «не совратятся», а исправятся.

Евр 12:14. Мир со всеми людьми и личная святость — это то, к чему надо стремиться изо всех сил, так как без святости никто не увидит Господа. Поскольку грех не может находиться в Божием присутствии, христиане должны быть (и будут) безгрешными, когда увидят Спасителя (1Ин 3:2). Осознание этого побуждает к достижению святости уже здесь и в настоящее время. Но автор, кроме того, мог иметь в виду, что и теперь степень восприятия Бога зависит от «степени» святости верующего (сравните Мф 5:8).

Евр 12:15−17. Как неприятное напоминание-предостережение звучат слова автора о том, что может произойти в среде верующих: некто, лишившийся благодати Божией, уподобится горькому корню (образ взят из Втор 29:18, где ветхозаветный отступник назван «корнем, произращяющим яд и полынь»); появись такой человек между верующими, он может отравить их своим «ядом».

Нечестивец сравнивается с Исавом, братом Иакова, который за похлебку отказался от своего первородства. Подобные люди, предупреждает автор, в конце-концов горько пожалеют о своей глупости, ибо рискуют необратимо утратить данную им привилегию наследования, как это случилось с Исавом. Именно такой конец ожидает отступников от Христа.

4. СОБСТВЕННО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ (ПОСЛЕДНЕЕ) — 12:18−29

Евр 12:18−21. Автор описывает то, что происходило у горы Синай, где в обстановке благоговения и ужаса Израилю был дан Ветхий Завет (Исх 19:9−23; Втор 9:8−19).

Евр 12:22−24. То, что сделалось реальностью для людей Нового Завета, то, к чему приступили они, впечатляет, однако, более, ибо все это — небесное. Не только Иерусалим, град Бога живого, но и существа, населяющие его, — как ангелы, так и люди.

Под выражением к торжествующему собору и Церкви первенцев может подразумеваться «собрание» тех, кто уже получили право наследования (поскольку в соответствии с законом Ветхого Завета «перворожденный» являлся «наследником номер один»). Таковые уже приблизились к небесным сферам, где обитают ангелы. Но, помимо всего, они «приступили» и к Судии всех Богу (некоторые и в самом деле могли выдержать тщательную проверку Им их жизней; это — духи праведников, достигших совершенства, — ср. 10:14; 11:40) — и к Ходатаю Нового завета Иисусу (сравните 8:6; 9:15), чья Кровь, пролитая во искупление, не об отмщении вопиет, подобно Авелевой, а обеспечивает приятие всех верующих нового Завета Богом.

Если читатели будут верно воспринимать все эти вещи, то благоговение охватит их, и они обретут еще большее стремление достичь тех высших привилегий, которые сулят им новый завет.

Евр 12:25. Контраст между двумя заветами представлен тут как контраст между предупреждением, исходящим с земли, и тем, что нисходит с небес. Если непокорившиеся ветхому завету не избежали наказания, то как могут надеяться избежать его «отвращающиеся» от нового завета (сравните 2:3)? Тут автор несомненно имел в виду «отвращающихся» от Того, Кто положил начало новому завету и теперь восседает «одесную (престола) величия на высоте» (1:3).

Евр 12:26−27. Божиим гласом, поколебавшим некогда лишь землю, будут в конце еще раз поколеблены не только земля, но и небо. В англ. переводе стих 27 звучит так: «Слова «еще раз» означают удаление того, что может быть поколеблено, т. е. всего сотворенного, — с тем, чтобы могло остаться то, что поколеблено быть не может». Это — ссылка на Агг 2:6; автор видел в этом стихе свидетельство о конечном «пересотворении» небес и земли, что произойдет после Тысячелетнего царства (сравните Евр 1:10−12). Сохранившееся после этого катаклизма будет вечным.

Евр 12:28−29. Нам, приемлющим царство непоколебимое, надлежит хранить благодать, источником которой является наш Первосвященник (4:14−16); и посредством этой благодати лучше (благоугодно) служить Богу, пребывая в своих новозаветных собраниях. Да не уклонимся от этого служения, совершаемого в благоговении и страхе, всегда памятуя о том, что Бог наш есть Огонь поядающий (сравните с 10:26−27), что верующий, который пренебрегает великой своей привилегией, сам навлекает на себя Божие возмездие.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.