Откровение 19 глава

Откровение
Открытый перевод → Толкование Далласской семинарии

Открытый перевод

1 После этого я услышал голос как бы большой толпы многочисленного народа на небе, говорящий:
— Аллилуйя!
Спасение, и слава, и сила Бога нашего!
2
Потому что истинны и праведны суды Его;
потому что осудил [Он] развратницу великую.
Ту, которая растлевала землю блудом своим,
и Он взыскал кровь рабов Своих от рук её.
3 И сказали они вторично:
— Аллилуйя!
И дым от неё восходит на веки веков.
4 И пали двадцать четыре старца и четыре животных, и поклонились Богу, сидящему на престоле, говоря:
— Аминь! Аллилуйя!
5 И вышел голос от престола, говорящий:
— Хвалите Бога нашего,
все рабы Его,
и боящиеся Его,
малые и великие.
6 И услышал я голос как бы толпы многочисленной, и как бы голос вод многих, и как бы голос сильных, говорящий:
— Аллилуйя!
Ибо воцарился Господь Бог наш Вседержитель!
7
Давайте будем радоваться и ликовать, давайте воздадим славу Ему,
потому что наступило время брачного пира Агнца, и жена Его приготовила себя,
8
и дано ей одеться в виссон светлый и чистый, ведь виссон — праведные дела святых есть.

9 И сказал мне:
— Напиши: блаженны приглашенные на брачный пир Агнца.
И сказал мне:
— Эти истинные слова Божьи.
10 И пал я к ногам его, чтобы поклониться ему; но он сказал мне:
— Смотри, не кланяйся мне, потому что я такой же раб, как и ты тебе и братьям твоим, имеющим свидетельство Иисуса; Богу поклонись. Ибо свидетельство Иисуса — это дух пророчества.
11 И увидел я небо открытое, и вот конь белый и Сидящий на нём носит имя Верный и Истинный, и в праведности судит и воюет.
12 глаза же его как пламя огненное, и на голове его диадем много, Он имеет имя написанное, которого никто не знает, кроме Него,
13 и облечен [Он] в одежду, окрашенною кровью, и дано имя Ему «Слово Божие».
14 И войско на небе следовало за Ним на конях белых, одетые в чистый белый виссон.
15 И из уст Его выходит острый меч, чтобы им поражал Он народы, и будет пасти их посохом железным, и Он топчет точило вина ярости гнева Бога Вседержителя.
16 На бедре и на одежде Его имя написанное: «Царь царей и Господь господствующих».
17 И увидел я одного ангела, стоящего на солнце, и закричал [он] громким голосом говоря всем птицам, летящим по середине неба:
— Летите, собирайтесь на великий ужин Божий,
18 чтобы вы съели тела царей, и тела тысячников, и тела сильных, и тела лошадей, и сидящих на них, и тела всех свободных, и рабов, и малых, и больших.
19 И увидел я зверя и царей земных и войска их, собранные начать войну с Сидящим на коне и с воинством Его.
20 И был схвачен зверь и с ним лжепророк, делавший знамения перед ним, которыми он обманул принявших клеймо зверя и поклоняющихся изображению его: оба живые были брошены в озеро огненное, горящее серою.
21 И остальные были убиты мечом Сидящего на коне, вышедшем из уст Его, и все птицы насытились телами их.

Толкование Далласской семинарии

М. Песня хвалы и славы на небе (19:1−10)

1. МНОГОЧИСЛЕННЫЙ НАРОД НА НЕБЕСАХ СЛАВИТ БОГА (19:1−3)

Главы 4−18 в основном посвящены описанию событий, которые будут происходить на земле в годину великой скорби. Начиная с 19 главы, тема заметно меняется. Великая скорбь подходит к концу, и теперь в фокусе видения Иоанна происходящее на небе — второе пришествие Христа на землю. Для святых и для ангелов наступает время радости, время победы.

Откр 19:1. На известную последовательность описываемых событий указывают слова «После сего», которыми начинается 19 глава. Они явно относятся к происходившему в 18 главе. Итак, после «увиденных» им событий великой скорби Иоанн услышал на небе громкий голос как бы многочисленного народа, хвалившего и славившего Бога, по-видимому, за суд, совершившийся над Вавилоном. (Заметим, что окончание 1 стиха надо понимать в том смысле, что спасение и слава, и честь и сила принадлежат Господу нашему, исходят от Него.) В богословской литературе, к сожалению, немало путаницы по части порядка событий, «происходящих» в главах 19−20; поэтому важно подчеркнуть, что славословие в 19:1 следует именно за разрушением Вавилона, описанным в 18 главе.

Словами «громкий голос» переданы по-русски греческие слова «мегален фонен» — буквально «сильный звук»; он исходил от многочисленного народа (сравните с Откр 7:9, где речь идет о верующих, замученных в дни великой скорби). Для них суд над Вавилоном — особый повод для радости. Греч, слово халлелуиа произошло от схожего еврейского слова, употребляемого в Ветхом Завете. В Новом Завете оно встречается всего четыре раза, и только в книге Откровения (19:1, 3−4, 6).

Откр 19:2−3. В выражении хвалы Богу слава и сила Его, которые есть причина и результат совершенного Им акта спасения, упоминаются наряду с истинностью и праведностью судов Его. Осуждение Им великой любодейцы (сравните 17:1, 4) — это праведный акт воздаяния за растление ею земли и убийство рабов Божиих (17:6). Однако наказанием блудницы лишь ознаменовано начало вечного наказания нечестивых, на что указывают слова …и дым ее восходил во веки веков.

2. ДВАДЦАТЬ ЧЕТЫРЕ СТАРЦА ПОЮТ «АЛЛИЛУЙЯ» (19:4−5)

Откр 19:4−5. К хору множества людей, поющему «Аллилуйя», присоединяются двадцать четыре старца и четыре животных. Это еще одно свидетельство (и напоминание) в пользу того, что 24 старца представляют собой Церковь настоящего времени, в отличие от святых времени великой скорби, которые в стихе 1 представлены как «великое множество». Четыре «животных», впервые появляющиеся на страницах Откровения в 4:6−8, по всей вероятности, суть Ангелы, прославляющие Бога. И еще один голос слышит Иоанн, видимо, исходящий от Ангела, стоящего у престола, который призывает всех рабов Его и боящихся Его хвалить Бога (19:5).

3. ПРОРОЧЕСКОЕ ВОЗВЕЩЕНИЕ О БРАКОСОЧЕТАНИИ АГНЦА (19:6−9)

Откр 19:6−8. Последний, четвертый, раз аллилуйя, согласно свидетельству Иоанна, исходила как бы от многочисленного народа, и это было подобно шуму вод многих и громам сильным. Можно думать, что мощные и торжественные звуки эти неслись как с небес, так и с земли, т. е. что в этом славословии участвовали и праведники, пережившие великую скорбь.

Однако радость эта была не по поводу уже совершившегося, а по поводу того, что вот-вот должно было произойти. (Об этом свидетельствуют слова, которые в англ. переводе Библии переданы в настоящем времени: Ибо воцаряется Господь Бог Вседержитель.) Слово «Вседержитель» (пантократор) употреблено Иоанном в 1:8; 4:8; 11:17; 15:13; 16:7, 14; 19:15; 21:22.

За призывом «радоваться» следует возвещение, что наступил брак Агнца, и жена Его приготовила себя.

Понятие «брака» в Библии часто употребляется для описания взаимоотношений между святыми и Богом. В Ветхом Завете, в книге Осии, например, Израиль представлен неверной женой Иеговы, «статус» которой будет восстановлен в грядущем царстве. И в Новом Завете взаимоотношения Христа и Церкви характеризуются как брачный союз, но, в отличие от Ветхого Завета, здесь Церковь предстает как непорочная дева, ожидающая прихода своего небесного Жениха (2Кор 11:2).

Виссон чистый и светлый (подразумевается тонкая льняная ткань), в который одета невеста, символизирует праведность святых (стих 8). В Ветхом Завете первосвященники также одевались в «виссон»; Исх 28:42; Лев 6:10; 16:4, 23, 32.) (В английском тексте сказано не «праведность святых», а «праведные дела святых».) Речь тут (19:86) идет не столько об оправдании святых по вере, сколько о признании Богом тех добрых дел, которые святые совершали по благодати Его, и смысловое ударение здесь именно на добрых или праведных делах «невесты». В любом случае нет сомнения, что человеческая праведность достигается и Божией благодатью оправдания и личной добродетелью; она есть результат исторического взаимодействия Его благодати и собственных усилий человека.

Итак, здесь — последнее из записанных в Откровении 14 славословий, произносимых святыми, ангелами, 24 старцами и 4 животными. Гимны хвалы находим в следующих стихах: 4:8, 11; 5:9−10, 12−13; 7:10, 12; 11:16−18; 15:3−4; 16:5−7; 19:1−4, 6−8.

Откр 19:9. Ангел, повелевший Иоанну «написать» (14:3), повторяет свое поручение относительно следующих слов: блаженны званные на брачную вечерю Агнца!

Одно из ошибочных толкований, к сожалению, получившее распространение в церквах, привело к возникновению представления, будто Бог не делает различия между святыми. На самом деле при вдумчивом прочтении библейских текстов нельзя не заметить, что в Священном Писании «налицо» разные группы святых; в 19:9 мы видим, что «невеста» и приглашенные на брачную вечерю не одно и то же. Бог не отнесется ко всем одинаково. У Него есть план для Израиля как народа и план для спасенных израильтян.

В другом Его плане предусмотрены ветхозаветные язычники, уверовавшие в истинного Бога. Наконец в Новом Завете нам представлен Его план для Церкви, которая образует особую группу святых. И опять-таки в книге Откровения «святые, пришедшие от великой скорби», отличаются от других, прежних, групп уверовавших.

И дело тут не столько в разного характера и степени благословениях для разных этих групп, сколько в том, что у Бога есть план для каждой из них, зависящий от той роли, которую каждая призвана сыграть в осуществлении общего Его плана. В данном случае Церковь выступает в роли невесты, которой будут сопутствовать святые, отличающиеся от нее.

Богословы спорят о том, состоится ли это бракосочетание на небе или на земле. Но это и не столь важно. А вот при толковании этого места полезно обратиться к тому, как совершались бракосочетания на Ближнем Востоке в первом столетии. Брачная церемония включала следующие стадии:

1) официальное соглашение на брак между родителями невесты и жениха, с уплатою последними выкупа за невесту;
2) приход жениха за невестою (в Мф 25:1−13);
3) брачный пир (Ин 2:1−11), который представлял собой праздник, длившийся несколько дней.

В Откр 19:9 говорится о «брачной вечере», т. е. о третьей стадии брачной церемонии. И сообщение о ней совпадает со вторым пришествием Христа на землю. Однако лицезреть «брачную вечерю» Иоанну, по-видимому, не было дано. Расшифровывая всю эту символику, можно сказать, что первую стадию брачной церемонии Христос завершил в век Церкви через спасение людей, составивших ее. Стадия вторая совершится при восхищении Церкви с земли, когда Христос возьмет Свою невесту на небо, в дом Отца Своего (Ин 14:1−3).

Продолжая раскрытие этой аллегории, можно предположить, что начало Тысячелетнего царства явятся началом брачной вечери. Примечательно употребление в 19:7 слова «жена» (гине), вместо «невесты» «нимфе»; сравните Ин 3:29; Откр 18:23; Откр 21:2, 9; Откр 22:17); эта «замена», видимо, объясняется тем, что стадия вторая к тому времени завершится, и останется лишь празднование самой «вечери», которая таким образом будет происходить на земле. Об этом, как представляется, свидетельствуют и «брачные аллегория» в Новом Завете (Мф 22:1−14; Мф 25:1−13). Важность возвещенного в 16:6−7, 9, как и приглашения на брачную вечерю, повторенного в 22:17, следует из фразы, произнесенной Ангелом: Сии суть истинные слова Божии.

4. ПОВЕЛЕНИЕ ПОКЛОНЯТЬСЯ БОГУ (19:10)

Откр 19:10. Столь впечатляющим было происходившее на небе, с четырежды повторенным «аллилуйя» и возвещением о начале брачного пиршества, что потрясенный апостол снова пал ниц, чтобы поклониться Ангелу, говорившему с ним. Когда он поклонился Ангелу в самом начале (1:17), то поклонился Христу, и это было правильно, но теперь Ангел удержал его, повелев поклоняться только Богу, так как ангелы — всего лишь сослужители Иоанну и братьям его. Ибо, добавил он, свидетельство Иисусово есть дух пророчества.

Другими словами, сущность и цель библейских пророчеств объясняются и определяются свидетельством об Иисусе Христе и необходимостью прославлять Его и Отца в Нем. В настоящее время одна из главных функций Духа Святого состоит в прославлении Иисуса Христа и в возвещении верующим о том, чему предстоит произойти (Ин 16:13). Потрясающее откровение, данное в первых 10 стихах 19 главы, образует вступление к тому, что будет открыто затем, — ко второму пришествию Иисуса Христа, что, собственно, является главной темой всей книги (1:1).

Н. Второе пришествие Христа (19:11−21)

В данном ему свыше откровении Иоанн пророчески увидел второе пришествие Христа и связанные с ним события. Учение о втором пришествии есть самая важная из доктрин Священного Писания (Пс 2:1−9; Пс 23:7−10; Пс 95:10−13; Пс 109:1−7; Ис 9:6−7; Иер 23:1−8; Иез 37:15−28; Дан 2:44−45; Дан 7:13−14; Ос 3:4−5; Ам 9:11−15; Мих 4:7; Зах 2:10−12; 12; Зах 14:1−9; Мф 19:28; Мф 24:27−31; Мф 25:6, 31−46; Мк 13:24−27; Лк 12:35−40; Лк 17:24−37; Лк 18:8; Лк 21:25−28; Деян 1:10−11; Деян 15:16−18; Рим 11:25−27; 2Фес 2:8; 2Пет 3:3−4; Иуд 1:14−15; Откр 1:7−8; Откр 2:25−28; Откр 16:15; Откр 22:20). Второе пришествие Христа является и самым главным событием, предусмотренным Божиим планом.

Богословы консервативного направления практически единодушно считают, что это — событие грядущего времени (об этом говорится и в церковном символе веры), и что оно исполнится буквально, как буквально исполнилось первое Его пришествие в мир. Однако среди них существует расхождение во мнениях относительно времени восхищения Церкви, как описано оно в 1Фес 4:13−18 и 1Кор 15:51−58; совершится ли оно во время второго пришествия Христа на землю или, как полагают «довеликоскорбники», за семь лет до него?

Следует отметить, что ни одна из многих «деталей», раскрытых в Откр 19:11−21, не свидетельствует о восхищении Церкви в согласии с тем, как это описано на страницах Нового Завета. Там Христос нигде не касается земли, и святые встречаются с Ним на воздухе (1Фес 4:17), тогда как в Откровении говорится о возвращении Его на землю.

Весьма примечательно, что в Откр 19−20 хранится полное молчание относительно перемещения на небо святых, живущих на земле. По-видимому, это связано с тем, что они на земле и останутся и в Его Тысячелетнее царство войдут в своих земных телах. Ведь если бы восхищение Церкви состоялось при возвращении Христа на землю, то о таком важном событии должно было быть сказано в Откр 19. Однако, повторяем, ничего подобного там нет. В свете этих и ряда других соображений представляется, что 19 глава косвенно подтверждает учение о восхищении Церкви как об отдельном событии, предшествующем второму пришествию, и о том, что святые, которые переживут великую скорбь, не будут восхищены на небо.

1. ОТКРОВЕНИЕ О ВСАДНИКЕ НА БЕЛОМ КОНЕ (19:11−13)

Откр 19:11−13. И увидел я отверстое небо, и вот конь белый, и сидящий на нем. Хотя некоторые богословы отождествляют этого всадника со всадником в Откр 6:2, подобное мнение опровергается контекстом соответствующих стихов. В Откр 6:2 всадник на белом коне — мировой правитель времен великой скорби, а здесь всадник — Правитель, нисходящий с неба. Белый конь — знак Его грядущего триумфа.

В Римской империи существовал обычай: одержавший победу полководец с триумфом проезжал на белом коне по Виа Сакра — главной магистрали имперской столицы, а вслед за ним несли трофеи и вели пленных — свидетельство его победы (2Кор 2:14). Белый конь является, таким образом, символом Христовой победы (как являлся он и символом короткой антихристовой победы) над силами зла в этом мире.

Сидящий на белом коне называется Верный и Истинный, потому что и суд Его и война, которую Он ведет, — праведны. Христос «проницает» всякий грех и безоговорочно осуждает его; это выражено словами: очи у Него, как пламень огненный (сравните Откр 1:14). Множество корон на голове Его — знак Его права властвовать и управлять.

Он имел имя написанное, которого никто не знал, кроме Его Самого — это свидетельство о «невыразимости» Христа, о Его «неописуемости». И все-таки он носит вполне конкретные титулы. В Откр 19:13 сказано: Имя Ему Слово Божие (сравните Ин 1:1, 14; 1Ин 1:1), а в Откр 19:16 читаем: На одежде и на бедре Его написано имя: ЦАРЬ ЦАРЕЙ И ГОСПОДЬ ГОСПОДСТВУЮЩИХ (сравните 1Тим 6:13; Откр 17:14) Итак, всадник на белом коне — Иисус Христос, возвращающийся в славе Своей на землю. Однако Он грядет как Судья, и это подтверждается тем, что Он был облечен в одежду, обагренную кровью (19:13; сравните Ис 63:2−3; Откр 14:20).

2. ПРИШЕСТВИЕ ЦАРЯ И ЕГО НЕБЕСНОГО ВОИНСТВА (19:14−16)

Откр 19:14−16. Поразительная картина эта довершается видением воинства небесного, которое следовало за ним на конях белых, облеченное в виссон белый и чистый (сравните стих 8). Иоанн видит, что из уст Христа исходит острый меч, чтобы им поражать народы. Далее апостол говорит, что Он пасет народы жезлом железным (сравните Пс 2:9; Откр 2:27). Христос описывается Иоанном как Тот, Кто топчет точило вина ярости и гнева Бога Вседержителя (сравните 14:19−20; употребление слова «Вседержитель» в 1:8; 4:8; 11:17; 15:3; 16:7, 14; 19:6; 21:22).

Вся эта сцена звучит как исполненное драматизма предвещание ужасного суда, который грядет. Из Мф 24:30 следует, что жители земли своими глазами увидят эту превосходящую воображение картину. Они в это время будут убивать друг друга в последней мировой войне. В тот самый день, когда возвратится Христос, враждующие армии будут сражаться друг против друга на Святой Земле и в самом Иерусалиме (Зах 14:7). Их приведут на место сражения ангелы сатаны — с тем, чтобы их руками сразиться с армиями небесными (Откр 16:12−16).

3. УНИЧТОЖЕНИЕ НЕЧЕСТИВЫХ (19:17−21)

Откр 19:17−18. Однако, что такое земные армии перед воинством небесным? «Острый меч, исходящий из уст Христа» (стих 15), символизирует и высшую власть слова Его, по звуку которого силой свыше земные армии будут уничтожены. Миллионы людей и коней погибнут мгновенно. Потому и пишет Иоанн, что увиденный им Ангел, стоящий на солнце… воскликнул громким голосом, говоря всем птицам, летающим посредине неба: летите, собирайтесь на великую вечерю Божью, чтобы пожрать трупы царей, трупы сильных — всех тех, кто будут убиты Иисусом Христом.

Откр 19:19−21. Зверь и все его армии соберутся на войну против Христа и Его воинства. Итог этой битве, которая в Откр 16:14 названа «бранью в оный великий день Бога Вседержителя», подводится в Откр 19:19−21. Правитель мира — зверь и его лжепророк, производивший чудеса его силою, — будут схвачены. Их демонская сила, обольстившая мир, окажется недостаточной для их спасения. Оба они живые будут брошены в озеро огненное, горящее серою.

Местонахождение злых и нечестивых, живших на протяжении всей истории мира, вплоть до возвращения Христа, — ад (Лк 16:23). «Озеро, горящее огнем и серою» — не то же самое, что ад; это место приготовлено для сатаны и его ангелов (Мф 25:41), и люди не попадут в него до того момента, о котором говорится в Откр 20:14−15.

Повторим, что армии, упомянутые выше, будут уничтожены по слову Христа (19:21 сравните 1:16; 2:12, 16; 19:15). Число убитых будет таким огромным, что и хищные птицы не смогут пожрать все трупы. Это будет решающим поражением сил зла на земле, и завершится оно Божиими судами, которые последуют за этим: они настигнут неспасенных людей во всех уголках земли (Мф 25:31−45).

То же самое вдохновенное слово Божие, которое так чудесно говорит о милости Бога ко всем, кто поверят Ему, и о том, что верующие в Него спасутся, не, оставляет сомнения и в суде, который грядет на всех отвергающих милость Его. Попытки интерпретаторов Библии либерального направления сосредоточить внимание читателей на тех местах Священного Писания, где говорится о любви Бога к людям, — в ущерб откровению о неизбежности справедливого Его суда — совершенно неоправданны. Библия недвусмысленно заявляет, что нечестивых ожидает суд, который совершится в масштабах всего мира во второе пришествие Христа, и не будет суда, равного ему, со времен Ноева потопа.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.