По Луке 10 глава

Евангелие по Луке
Открытый перевод → Елизаветинская на русском

 
 

Затем Господь избрал ещё семьдесят два посланника и стал посылать их перед Собой по двое во все города и селения, куда Eму предстояло идти.
 
По сих же яви Господь и инех седмьдесят, и посла их по двема пред лицем своим во всяк град и место, аможе хотяше сам ити:

Он сказал им: — Урожай обилен, но работников мало. Просите же хозяина нивы, чтобы он выслал работников на жатву.
 
глаголаше же к ним: жатва убо многа, делателей же мало: молитеся убо Господину жатве, да изведет делатели на жатву свою.

Идите, Я посылаю вас, как овец к волкам.
 
Идите: се аз посылаю вы яко агнцы посреде волков.

Не берите с собой ни мешка, ни сумы, ни обуви, не заговаривайте ни с кем по дороге.
 
Не носите влагалища, ни пиры, ни сапог: и ни когоже на пути целуйте.

Входя в дом, первым делом говорите: «Мир этому дому!»
 
В оньже аще дом внидете, первее глаголите: мир дому сему:

Если там миролюбивые люди, то мир ваш снизойдет на них, если нет, он вернется к вам обратно.
 
и аще убо будет ту сын мира, почиет на нем мир ваш: аще ли же ни, к вам возвратится:

Оставайтесь в том доме, деля с хозяином трапезу, ибо работник имеет право на плату. Не переходите из дома в дом.
 
в том же дому пребывайте, ядуще и пиюще, яже суть у них: достоин бо есть делатель мзды своея. Не преходите из дому в дом.

В том городе, где вас встретят радушно, ешьте всё, что вам подадут.
 
И в оньже аще град входите, и приемлют вы, ядите предлагаемая вам:

Исцеляйте там больных, говоря им: «Царство Божье близко от вас».
 
и изцелите недужныя, иже суть в нем, и глаголите им: приближися на вы Царствие Божие.

А в том городе, где вас неприветливо встретят, идите на улицы и восклицайте:
 
И в оньже аще град входите, и не приемлют вас, изшедше на распутия его, рцыте:

«Даже пыль вашего города мы не желаем оставлять у себя на ногах. Но знайте: Царство Божье близко!»
 
и прах, прилепший нам от града вашего, оттрясаем вам. Обаче сие ведите, яко приближися на вы Царствие Божие:

Говорю вам, в тот день этот город позавидует даже Содому.
 
глаголю вам, яко содомляном в день той отраднее будет, неже граду тому.

Горе тебе, Хоразин! Горе тебе, Бет-Цайда! Если бы деяния, совершенные у вас, были бы совершены в Тире и Сидоне, они давно бы уже, в рубище и пепле, раскаялись.
 
Горе тебе, хоразине, горе тебе, вифсаидо: яко аще в тире и сидоне быша силы были бывшыя в ваю, древле убо во вретищи и пепеле седяще покаялися быша:

Но в Судный День вы ещё позавидуете Тиру и Сидону!
 
обаче тиру и сидону отраднее будет на суде, неже вама.

Кфар-Нахум, ты хотел вознестись на небо, но вместо этого отправишься в ад!
 
И ты, капернауме, иже до небес вознесыйся, до ада низведешися.

Кто слушает вас, тот слушает Меня, и кто отвергает вас, тот отвергает Меня, а тот, кто отвергает Меня, отвергает Того, кто Меня послал.
 
Слушаяй вас, мене слушает: и отметаяйся вас, мене отметается: отметаяйся же мене, отметается пославшаго мя.

И Семьдесят Два возвратились, радостно говоря: — Господин наш, даже демоны нам повинуются ради имени Твоего!
 
Возвратишася же седмьдесят с радостию, глаголюще: Господи, и беси повинуются нам о имени твоем.

Он сказал: — Я видел Сатану, падающего с неба, как молния.
 
Рече же им: видех сатану яко молнию с небесе спадша.

Я дал вам власть попирать змей, скорпионов и прочую вражью силу, и ничто не сможет теперь повредить вам.
 
Се, даю вам власть наступати на змию и на скорпию и на всю силу вражию: и ничесоже вас вредит:

Но радуйтесь не тому, что вам повинуются духи, а тому, что имена ваши записаны на небесах.
 
обаче о сем не радуйтеся, яко дуси вам повинуются: радуйтеся же, яко имена ваша написана суть на небесех.

В тот же миг Он, возликовав в Духе Святом, воскликнул: — Хвала Тебе, Отец, Владыка земли и небес, за то что, скрыв это от посвящённых и мудрых, Ты открыл это малым детям! Да, Отец, такова была воля Твоя!
 
В той час возрадовася Духом Иисус и рече: исповедаютися, Отче, Господи небесе и земли, яко утаил еси сия от премудрых и разумных, и открыл еси та младенцем: ей, Отче, яко тако бысть благоволение пред тобою.

Всё Мне вверено Моим Отцом, и Сына знает один лишь Отец, а Отца знает только Сын и тот, кому Сын пожелает открыть.
 
И обращься ко учеником, рече: вся мне предана быша от Отца моего: и никтоже весть, кто есть Сын, токмо Отец: и кто есть Отец, токмо Сын, и емуже аще хощет Сын открыти.

Обращаясь отдельно к ученикам, Он сказал: — Благословенны глаза, видящие то, что вы видите!
 
И обращься ко учеником, един рече: блажени очи видящии, яже видите:

Говорю вам, многие цари и пророки хотели, но не смогли увидеть то, что вы видите, хотели, но не смогли услышать то, что вы слышите.
 
глаголю бо вам, яко мнози пророцы и царие восхотеша видети, яже вы видите, и не видеша: и слышати, яже слышите, и не слышаша.

Один законник, желая Его испытать, спросил: — Учитель, как мне обрести вечную жизнь?
 
И се, законник некий воста, искушая его и глаголя: учителю, что сотворив, живот вечный наследую?

Иисус сказал: — Что написано в Законе? Хорошо ли ты знаешь?
 
Он же рече к нему: в законе что писано есть? како чтеши?

Тот ответил: — Люби Господа, твоего Бога, всем сердцем, всей душой, всеми силами, всеми мыслями. Люби ближнего, как самого себя.
 
Он же отвещав рече: возлюбиши Господа Бога твоего от всего сердца твоего, и от всея души твоея, и всею крепостию твоею, и всем помышлением твоим: и ближняго своего яко сам себе.

Иисус сказал: — Верно. Делай так, и ты будешь жить.
 
Рече же ему: право отвещал еси: сие сотвори, и жив будеши.

Но тот, желая оправдаться, спросил: — А кого мне считать своим ближним?
 
Он же хотя оправдитися сам, рече ко Иисусу: и кто есть ближний мой?

Иисус ответил ему так: — Один человек, идя из Иерусалима в Иерихон, попался в руки разбойникам. Они сорвали с него одежду, избили и ушли, оставив его полумертвым.
 
Отвещав же Иисус рече: человек некий схождаше от Иерусалима во иерихон, и в разбойники впаде, иже совлекше его, и язвы возложше отидоша, оставльше едва жива суща.

Случилось той же дорогой идти священнику. Он увидел этого человека, но, обойдя его, пошел дальше.
 
По случаю же священник некий схождаше путем тем, и видев его, мимоиде.

Проходил там и левит, но, увидев этого человека, перешел на другую сторону и пошел дальше.
 
Такожде же и левит, быв на том месте, пришед и видев, мимоиде.

А проезжавший мимо самаритянин увидел того человека и пожалел его.
 
Самарянин же некто грядый, прииде над него, и видев его, милосердова:

Он перевязал ему раны, полив их маслом и вином, посадил его на своего осла, довез до гостиницы и устроил там.
 
и приступль обвяза струпы его, возливая масло и вино: всадив же его на свой скот, приведе его в гостинницу и прилежа ему:

На другой день он дал хозяину гостиницы два денария и сказал: «Позаботься о нем, а если истратишь больше, на обратном пути я тебе доплачу».
 
и наутрия изшед, иземь два сребреника, даде гостиннику и рече ему: прилежи ему: и еже аще прииждивеши, аз егда возвращуся, воздам ти.

Кто, по-твоему, из этих троих был ближним человеку, пострадавшему от разбойников?
 
Кто убо от тех триех ближний мниттися быти впадшему в разбойники?

Законник ответил: — Тот, кто проявил к нему милосердие. Иисус сказал: — Иди и сам поступай так же.
 
Он же рече: сотворивый милость с ним. Рече же ему Иисус: иди, и ты твори такожде.

Иисус с учениками продолжил свой путь, и вот Он зашел в деревню, где женщина по имени Марфа приняла Его у себя.
 
Бысть же ходящым им, и сам вниде в весь некую: жена же некая именем марфа прият его в дом свой:

А её сестра по имени Мария села у ног Господа и слушала Его речи.
 
и сестра ей бе нарицаемая мариа, яже и седши при ногу Иисусову, слышаше слово его.

Тем временем Марфа, хлопотавшая по хозяйству, подошла к ним и сказала: — Господин мой, разве Ты не видишь, что сестра мне не помогает? Скажи ей, чтобы она пришла мне помочь!
 
Марфа же молвяше о мнозе службе, ставши же рече: Господи, не брежеши ли, яко сестра моя едину мя остави служити? рцы убо ей, да ми поможет.

Господь ответил ей: — Марфа, Марфа! Ты хлопочешь о многом,
 
Отвещав же Иисус рече ей: марфо, марфо, печешися и молвиши о мнозе,

а нужно одно. Мария выбрала то, что важнее всего, и этого у неё уже никто не отнимет.
 
едино же есть на потребу. Мариа же благую часть избра, яже не отимется от нея.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.