По Луке 14 глава

Евангелие по Луке
Открытый перевод → Елизаветинская на русском

 
 

Однажды Иисус был приглашен в дом к видному фарисею на субботнюю трапезу, причём за Ним внимательно наблюдали.
 
И бысть егда внити ему в дом некоего князя фарисейска в субботу хлеб ясти, и тии бяху назирающе его:

Там был человек, страдавший водянкой.
 
и се, человек некий, имый водный труд, бе пред ним.

Обратившись к фарисеям и книжникам, Иисус спросил: — Можно ли исцелять в субботу?
 
И отвещав Иисус рече к законником и фарисеом, глаголя: аще достоит в субботу целити?

Они промолчали. Тогда Он прикоснулся к больному и, исцелив, отпустил.
 
Они же умолчаша. И приемь изцели его, и отпусти.

Затем Он спросил их: — Если ваш сын или вол в субботу упадет в колодец, неужели вы не вытащите его сразу же?
 
И отвещав к ним рече: котораго от вас осел или вол в студенец впадет, и не абие ли исторгнет его в день субботный?

И им нечего было сказать.
 
И не возмогоша отвещати ему к сим.

Видя, как гости спешат занять почетные места за столом, Иисус рассказал им притчу:
 
глаголаше же к званным притчу, обдержя, како председания избираху, глаголя к ним:

— Если тебя пригласили на свадебный пир, не занимай почетное ложе, потому что среди приглашенных может оказаться гость поважнее тебя.
 
егда зван будеши ким на брак, не сяди на преднем месте: еда кто честнее тебе будет званных,

Тогда хозяин, пригласивший вас обоих, подойдет и скажет тебе: «Уступи ему место». И придется тебе, к стыду своему, занять наименее почетное место.
 
и пришед иже тебе звавый и онаго, речет ти: даждь сему место: и тогда начнеши со студом последнее место держати.

Если тебя пригласили, старайся, наоборот, занять самое нижнее ложе. Тогда хозяин подойдет и скажет: «А ну-ка, друг, займи место повыше!» И этим тебе будет оказана честь в присутствии остальных приглашенных.
 
Но егда зван будеши, шед сяди на последнем месте, да егда приидет звавый тя, речет ти: друже, посяди выше: тогда будет ти слава пред званными с тобою:

Каждый возвышающий себя будет унижен, а унижающий себя будет возвышен.
 
яко всяк возносяйся смирится, и смиряяйся вознесется.

Затем Он сказал хозяину дома: — Устраивая званый обед или ужин, не приглашай друзей, братьев, родных, богатых соседей, имея в виду, что они, в свою очередь, пригласят тебя, воздадут тебе тем же.
 
глаголаше же и ко звавшему его: егда сотвориши обед или вечерю, не зови другов твоих, ни братии твоея, ни сродник твоих, ни сосед богатых: еда когда и тии тя такожде воззовут, и будет ти воздаяние.

Устраивая пир, приглашай, наоборот, неимущих, увечных, хромых, слепых.
 
Но егда твориши пир, зови нищыя, маломощныя, хромыя, слепыя:

И благословен ты будешь, потому что им отблагодарить тебя нечем, зато по воскресении праведных ты получишь награду.
 
и блажен будеши, яко не имут ти что воздати: воздаст же ти ся в воскрешение праведных.

На это один из возлежащих за столом сказал: — Благословен тот, кто будет пировать в Царстве Божьем!
 
Слышав же некий от возлежащих с ним сия, рече ему: блажен, иже снесть обед в Царствии Божии.

Иисус сказал ему: — Один человек решил устроить большой пир и позвал много гостей.
 
Он же рече ему: человек некий сотвори вечерю велию и зва многи:

И вот, когда настало время пира, он отправил слугу сказать приглашенным: «Приходите, уже все готово!»
 
и посла раба своего в год вечери рещи званным: грядите, яко уже готова суть вся.

Но все как один стали отказываться. Один сказал: «Я купил участок земли и должен пойти посмотреть на него. Извини меня».
 
И начаша вкупе отрицатися вси. Первый рече ему: село купих и имам нужду изыти и видети е: молютися, имей мя отречена.

Другой сказал: «Я купил пять упряжек волов и иду проверить их в работе. Извини меня».
 
И другий рече: супруг волов купих пять и гряду искусити их: молю тя, имей мя отречена.

Третий сказал: «Я недавно женился и поэтому никак не могу прийти».
 
И другий рече: жену поях и сего ради не могу приити.

Слуга вернулся и передал всё это господину. Тогда хозяин дома разгневался и приказал слуге: «Пройди по улицам и закоулкам города и приведи сюда нищих, увечных, слепых и хромых».
 
И пришед раб той поведа господину своему сия. Тогда разгневався дому владыка, рече рабу своему: изыди скоро на распутия и стогны града, и нищыя и бедныя и слепыя и хромыя введи семо.

Вскоре слуга доложил: «Господин, твоё распоряжение выполнено, но место ещё осталось».
 
И рече раб: господи, бысть якоже повелел еси, и еще место есть.

Тогда хозяин приказал ему: «Пройди по проселочным дорогам, по тропам, и зови всех подряд, чтобы дом мой был полон.
 
И рече господин к рабу: изыди на пути и халуги, и убеди внити, да наполнится дом мой:

Говорю вам, никто из тех, приглашенных, моей трапезы не вкусит!»
 
глаголю бо вам, яко ни един мужей тех званных вкусит моея вечери: мнози бо суть звани, мало же избранных.

Иисуса сопровождала большая толпа. Обернувшись, Он сказал этим людям:
 
Идяху же с ним народи мнози: и обращься рече к ним:

— Кто приходит ко мне, не возненавидев отца и мать, жену и детей, братьев и сестёр, и даже саму свою жизнь, тот не станет учеником Моим.
 
аще кто грядет ко мне, и не возненавидит отца своего и матерь, и жену и чад, и братию и сестр, еще же и душу свою, не может мой быти ученик:

Кто не несет свой крест и не идет за Мной, тот не станет учеником Моим.
 
и иже не носит креста своего и вслед мене грядет, не может мой быти ученик.

Кто из вас, желая построить башню, не сядет сначала и не подсчитает затраты, чтобы узнать, хватит ли на постройку средств.
 
Кто бо от вас, хотяй столп создати, не прежде ли сед разчтет имение, аще имать, еже есть на совершение?

Если он заложит фундамент, но не сможет довести стройку до конца, то все будут над ним смеяться
 
да не, когда положит основание и не возможет совершити, вси видящии начнут ругатися ему,

и говорить: «Вот, начал строить, а закончить не может!»
 
глаголюще, яко сей человек начат здати и не може совершити?

Какой царь, идя войной на другого царя, не сядет сначала, чтобы прикинуть, сможет ли он, имея десятитысячное войско, сразиться с войском двадцатитысячным.
 
Или кий царь идый ко иному царю снитися с ним на брань, не сед ли прежде совещавает, аще силен есть срести с десятию тысящ грядущаго со двемадесятма тысящама нань?

Если нет, то ещё до встречи с противником он отправит к нему посольство с просьбой о мире.
 
аще ли же ни, еще далече ему сущу, моление послав молится о смирении.

Тот из вас, кто не откажется от всего, что имеет, не станет учеником Моим.
 
Тако убо всяк от вас, иже не отречется всего своего имения, не может быти мой ученик.

Соль — хорошая вещь, но если она станет пресной, то как вернуть ей солёность?
 
Добро есть соль: аще же соль обуяет, чим осолится?

Ни в землю, ни в навозную кучу её уже не положишь. Остается только выбросить её. Имеющий уши да слышит!
 
ни в землю, ни в гной потребна есть: вон изсыплют ю. Имеяй ушы слышати, да слышит.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.