По Луке 20 глава

Евангелие по Луке
Открытый перевод → Елизаветинская на русском

 
 

Однажды, когда Иисус, проповедуя, учил народ в Храме, первосвященники и книжники со старейшинами подошли к Нему
 
И бысть во един от дний онех, учащу ему люди в церкви и благовествующу, приидоша священницы и книжницы со старцы

и спросили: — Скажи нам, какой властью Ты делаешь такое? Кто дал Тебе эту власть?
 
и реша к нему, глаголюще: рцы нам, коею областию сия твориши, или кто есть давый тебе власть сию?

Он сказал: — Тогда и Я вас спрошу, а вы Мне ответьте.
 
Отвещав же рече к ним: вопрошу вы и аз единаго словесе, и рцыте ми:

Омовение Иоанна было от неба или от людей?
 
крещение иоанново с небесе ли бе, или от человек?

Они стали между собой совещаться: — Если мы скажем «от неба», Он спросит: «Почему же вы ему не поверили?»
 
Они же помышляху в себе, глаголюще, яко аще речем: с небесе, речет: почто убо не веровасте ему?

А если мы скажем «от людей», народ нас побьёт камнями, ибо считает Иоанна пророком.
 
аще ли же речем: от человек, вси людие камением побиют ны: известно бо бе о иоанне, яко пророк бе.

Поэтому они ответили, что не знают откуда.
 
И отвещаша: не вемы откуду.

Тогда Он сказал им: — Вот и Я не открою вам, какой властью делаю это.
 
Иисус же рече им: ни аз глаголю вам, коею областию сия творю.

И Он рассказал людям такую притчу: — Один человек посадил виноградник, сдал его внаем земледельцам и надолго уехал.
 
Начат же к людем глаголати притчу сию: человек некий насади виноград, и вдаде его делателем, и отиде на лета многа:

Когда подошел срок, он отправил к земледельцам своего слугу, чтобы получить с них часть урожая, но те избили слугу и отослали назад с пустыми руками.
 
и во время посла к делателем раба, да от плода винограда дадут ему: делатели же бивше его, послаша тща.

Хозяин отправил другого слугу, но те его тоже избили и, поиздевавшись над ним, отослали назад с пустыми руками.
 
И приложи послати другаго раба: они же и того бивше и досадивше (ему), послаша тща.

Хозяин отправил третьего, но те и его, искалечив, вышвырнули из виноградника вон.
 
И приложи послати третияго: они же и того уязвльше изгнаша.

И сказал хозяин виноградника: «Что же мне делать? Пошлю к ним своего любимого сына. Уж его-то, наверное, они устыдятся».
 
Рече же господин винограда: что сотворю? послю сына моего возлюбленнаго, еда како, его видевше, усрамятся.

А земледельцы, увидев хозяйского сына, посоветовались между собой и решили: «Это наследник. Давайте убьем его и завладеем наследством!»
 
Видевше же его делателе, мышляху в себе, глаголюще: сей есть наследник: приидите, убием его, да наше будет достояние.

Они выволокли его из виноградника и убили. Как же поступит с ними хозяин виноградника?
 
И изведше его вон из винограда, убиша. Что убо сотворит им господин винограда?

Он вернется и велит тех земледельцев казнить, а виноградник свой передаст другим. Услышав это, люди воскликнули: — Боже избави!
 
Приидет и погубит делатели сия и вдаст виноград инем. Слышавше же рекоша: да не будет.

А Иисус, глядя на них, спросил: — Тогда что означают слова Писания: «Камень, который отвергли строители, стал краеугольным камнем»?
 
Он же воззрев на них, рече: что убо писаное сие: камень, егоже небрегоша зиждущии, сей бысть во главу угла?

Кто упадет на этот камень, тот разобьется, а на кого он упадет, тот будет убит.
 
всяк падый на камени том, сокрушится: а на немже падет, стрыет его.

Книжники и первосвященники искали возможность немедля Его схватить, понимая, что этой притчей Он указывал на них, но боялись народа.
 
И взыскаша архиерее и книжницы возложити нань руце в той час и убояшася народа: разумеша бо, яко к ним притчу сию рече.

Выслеживая Его, они подослали к Нему, под видом честных людей, доносчиков, чтобы подловить Его на слове, а затем передать суду и власти наместника.
 
И наблюдше послаша лаятели, притворяющих себе праведники быти: да имут его в словеси, во еже предати его началству и области игемонове.

Те спросили Его: — Учитель, мы знаем Твою прямоту и правдивость, ибо Ты судишь обо всем беспристрастно и наставляешь на истинный Божий путь.
 
И вопросиша его, глаголюще: Учителю, вемы, яко право глаголеши и учиши, и не на лица зриши, но воистинну пути Божию учиши:

Так вот, можно нам платить подать Цезарю или нет?
 
достоит ли нам кесареви дань даяти, или ни?

Разгадав их замысел, Иисус сказал:
 
Разумев же их лукавство, рече к ним: что мя искушаете?

— Покажите денарий. Чьё изображение и надпись на нём? Те ответили: — Цезаря.
 
покажите ми цату: чий имать образ и надписание? Отвещавше же рекоша: кесарев.

Тогда Он сказал: — Отдайте же Цезарю то, что принадлежит Цезарю, а Богу отдайте то, что принадлежит Богу.
 
Он же рече им: воздадите убо, яже кесарева, кесареви, и яже Божия, Богови.

Они не смогли Его поймать на слове при людях и, пораженные Его ответом, умолкли.
 
И не могоша зазрети глагола его пред людьми: и дивишася о ответе его и умолчаша.

Некоторые из саддукеев, отрицающих воскресение мертвых, подошли к Нему и задали вопрос:
 
Приступиша же нецыи от саддукей, глаголющии воскресению не быти, вопрошаху его,

— Учитель! Моисей нам предписал, что если один из братьев умрет бездетным, оставив вдову, то его брат обязан на ней жениться, чтобы дать своему брату потомство.
 
глаголюще: Учителю, моисей написа нам: аще кому брат умрет имый жену, и той безчаден умрет, да брат его поймет жену и возставит семя брату своему:

Так вот, было семеро братьев. Первый взял в дом жену, но умер бездетным.
 
седмь убо братий бе: и первый поят жену, умре безчаден:

На ней женился второй,
 
и поят вторый жену, и той умре безчаден:

третий — и так все семеро братьев поочередно умерли, не оставив детей.
 
и третий поят ю: такожде же и вси седмь: и не оставиша чад и умроша:

Потом умерла и сама эта женщина.
 
послежде же всех умре и жена:

Чьей женой она будет по воскресении, если все семеро женились на ней?
 
в воскресение убо, котораго их будет жена? седмь бо имеша ю жену.

Иисус им сказал: — В этом веке люди женятся и выходят замуж,
 
И отвещав рече им Иисус: сынове века сего женятся и посягают:

но те, кто удостоился доли в веке грядущем и в воскресении мертвых, не станут заключать браков.
 
а сподобльшиися век он улучити и воскресение, еже от мертвых, ни женятся, ни посягают:

Они уже не подвержены смерти, они подобны ангелам, они сыны Божьи, ибо удостоились воскресения.
 
ни умрети бо ктому могут: равни бо суть ангелом и Сынове суть Божии, воскресения Сынове суще:

А о том, что мертвые воскресают, свидетельствует сам Моисей. Повествуя о терновом кусте, он называет Господа «Богом Авраама, Богом Исаака и Богом Иакова».
 
а яко востают мертвии, и моисей сказа при купине, якоже глаголет Господа Бога авраамля и Бога исаакова и Бога иаковля:

Ведь Он не Бог мёртвых, а Бог живых, потому что у Него все живы.
 
Бог же несть мертвых, но живых: вси бо тому живи суть.

Некоторые книжники заметили: — Учитель, это Ты хорошо сказал.
 
Отвещавше же нецыи от книжник рекоша: Учителю, добре рекл еси.

И больше никто не смел задавать Ему вопросы.
 
Ктому же не смеяху его вопросити ничесоже. Рече же к ним:

Иисус сказал им: — Почему говорят, что Помазанник — сын Давида?
 
како глаголют Христа Сына давидова быти?

Ведь сам Давид в Книге Псалмов говорит: Сказал Господь моему Господину: сиди от Меня по правую руку,
 
Сам бо давид глаголет в книзе псаломстей: рече Господь Господеви моему: седи о десную мене,

пока врагов Твоих не повергну под ноги Тебе.
 
дондеже положу враги твоя подножие ногама твоима.

Если Давид называет Его своим Господином, как может Тот быть сыном его?
 
Давид убо Господа его нарицает, и како Сын ему есть?

Весь народ слушал Иисуса, а Он сказал ученикам:
 
Слышащым же всем людем, рече учеником своим:

— Остерегайтесь книжников. Они любят расхаживать в длинных одеждах, любят почтительные приветствия на площадях, первые места в синагогах и почетные ложа на пирах.
 
внемлите себе от книжник хотящих ходити во одеждах и любящих целования на торжищих и председания на сонмищих и преждевозлежания на вечерях:

Они пожирают имущество вдов и возносят долгие показные молитвы. Их постигнет суровая кара!
 
иже снедают домы вдовиц и виною далече молятся: сии приимут лишше осуждение.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.