По Луке 7 глава

Евангелие по Луке
Открытый перевод → Елизаветинская на русском

 
 

Закончив эту речь, обращенную к народу, Иисус пошел в Кфар-Нахум.
 
Егда же сконча вся глаголы своя в слухи людем, вниде в капернаум.

У одного центуриона тяжело больной слуга, очень им ценимый, был при смерти.
 
Сотнику же некоему раб боля зле, хотяше умрети, иже бе ему честен.

Узнав об Иисусе, центурион послал к Нему еврейских старейшин, умоляя прийти и спасти слугу.
 
Слышав же о Иисусе, посла к нему старцы иудейския, моля его, яко да пришед спасет раба его.

Придя к Иисусу, старейшины стали Его упрашивать: «Этому человеку надо помочь,
 
Они же пришедше ко Иисусови, моляху его тощно, глаголюще, яко достоин есть, емуже даси сие:

он любит евреев и даже построил нам синагогу».
 
любит бо язык наш, и сонмище той созда нам.

Иисус пошел с ними, и когда Он уже подходил к дому центуриона, тот выслал ему навстречу друзей, чтобы передать: — Господин мой, не трудись! Я недостоин принять Тебя под своим кровом.
 
Иисус же идяше с ними. И уже ему не далече сущу от храмины, посла к нему сотник други, глаголя ему: Господи, не движися: несмь бо достоин, да под кров мой внидеши:

Я даже прийти к Тебе не осмеливаюсь. Скажи только слово, и мой слуга исцелится!
 
темже ни себе достойна сотворих приити к тебе: но рцы слово, и изцелеет отрок мой:

Ведь и сам я служу, и солдаты мне подчиняются. Я говорю одному «иди» — и он уходит, другому «приди» — и он приходит, говорю слуге «сделай» — и он делает.
 
ибо и аз человек есмь под владыкою учинен, имея под собою воины: и глаголю сему: иди, и идет: и другому: прииди, и приидет: и рабу моему: сотвори сие, и сотворит.

Услышав это, Иисус удивился и, обернувшись к сопровождавшей Его толпе, сказал: —Воистину, такой веры Я не видел даже в Израиле!
 
Слышав же сия Иисус, чудися ему, и обращься идущему по нем народу рече: глаголю вам, ни во израили толики веры обретох.

И когда посланные вернулись домой, они узнали, что слуга исцелился.
 
И возвращшеся посланнии обретоша болящаго раба изцелевша.

Затем Иисус отправился в город Наин, и с Ним — ученики и множество народа.
 
И бысть посем, идяше во град, нарицаемый наин: и с ним идяху ученицы его мнози и народ мног.

Подходя к городским воротам, Он встретил толпу горожан, несших хоронить единственного сына одной вдовы.
 
Якоже приближися ко вратом града, и се изношаху умерша, сына единородна матери своей, и та бе вдова: и народ от града мног с нею.

Увидев её, Господь сжалился и сказал ей: — Не плачь.
 
И видев ю Господь, милосердова о ней, и рече ей: не плачи.

Подойдя, Он коснулся гроба, и носильщики остановились. Затем Он сказал: — Юноша, приказываю тебе, встань!
 
И приступль коснуся во одр: носящии же сташа: и рече: юноше, тебе глаголю, востани.

Покойник сел и заговорил; Иисус передал его матери.
 
И седе мертвый, и начат глаголати: и даде его матери его.

Страх охватил присутствующих, и они восславили Бога, восклицая: «Великий пророк появился у нас! Бог вспомнил о Своём народе!»
 
Прият же страх всех, и славляху Бога, глаголюще: яко пророк велий воста в нас, и яко посети Бог людий своих.

Весть об Иисусе разнеслась по всей Иудее и даже за её пределами.
 
И изыде слово сие по всей иудеи о нем, и по всей стране.

Ученики Иоанна рассказали ему обо всем этом, и он, призвав двух учеников своих,
 
И возвестиша иоанну ученицы его о всех сих.

послал их к Господу с вопросом: «Ты ли Тот, кто должен явиться, или нам следует ждать другого?»
 
И призвав два некая от ученик своих иоанн, посла ко Иисусу, глаголя: ты ли еси грядый, или иного чаем?

Представ перед Иисусом, те сказали: — Иоанн Креститель послал нас к Тебе с вопросом: «Ты ли Тот, Кто должен явиться, или нам следует ждать другого?»
 
Пришедша же к нему мужа, реста: иоанн креститель посла нас к тебе, глаголя: ты ли еси грядый, или иного чаем,

А к тому времени Иисус уже многих исцелил от болезней, недомоганий, злых духов, многим слепым даровал зрение.
 
В той же час изцели многи от недуг и ран и дух злых и многим слепым дарова прозрение.

Поэтому Он ответил посланцам: — Ступайте и расскажите Иоанну то, что видели и слышали: Слепые прозревают, хромые ходят, прокаженные очищаются, глухие слышат, мертвые воскресают, и к бедным приходит Добрая Весть.
 
И отвещав Иисус рече има: шедша возвестита иоанну, яже видеста и слышаста: яко слепии прозирают, хромии ходят, прокаженнии очищаются, глусии слышат, мертвии востают, нищии благовествуют:

Счастлив тот, кто Меня не отвергнет!
 
и блажен есть, иже аще не соблазнится о мне.

Когда посланцы Иоанна ушли, Иисус заговорил о нём, обращаясь к народу: — На что вы ходили смотреть в пустыню? Не на тростник же, колеблемый ветром!
 
Отшедшема же ученикома иоанновома, начат глаголати к народом о иоанне: чесо изыдосте в пустыню видети, трость ли ветром колеблему?

Тогда на что вы ходили смотреть? На человека в тонких одеждах? Но тех, кто носит дорогие одежды и живет в роскоши, надо искать во дворце.
 
Но чесо изыдосте видети? человека ли в мягки ризы одеяна? Се, иже во одежди славней и пищи сущии, во царствии суть.

Так кого же вы хотели увидеть? Пророка? Да, и это не просто пророк!
 
Но чесо изыдосте видети? пророка ли? Ей, глаголю вам, и лишше пророка.

Он тот, о ком в Писании сказано: Посылаю перед Тобой вестника: он проложит Тебе путь.
 
Сей (бо) есть, о немже писано есть: се, аз послю ангела моего пред лицем твоим, иже устроит путь твой пред тобою.

Поверьте, нет среди всех рожденных большего пророка, чем Иоанн, но даже наименьший в Царстве Божьем — превосходит его.
 
глаголю бо вам: болий в рожденных женами пророка иоанна крестителя никтоже есть: мний же во Царствии Божии болий его есть.

(Услышав это, весь народ и даже откупщики воздали хвалу Богу за то, что были омыты Иоанном.
 
И вси людие слышавше и мытарие оправдиша Бога, крещшеся крещением иоанновым:

Только фарисеи и законники отвергли Божью волю, не приняв от него омовение.)
 
фарисее же и законницы совет Божий отвергоша о себе, не крещшеся от него.

С кем Мне сравнить поколение это, на кого похоже оно?
 
Рече же Господь: кому убо уподоблю человеки рода сего, и кому суть подобни?

Оно — словно дети на площади, которые говорят другим детям: Мы играли на флейте, а вы не плясали, Мы пели печальное, а вы не плакали!
 
Подобни суть отрочищем седящым на торжищих, и приглашающым друг друга, и глаголющым: пискахом вам, и не плясасте: рыдахом вам, и не плакасте.

Пришел Иоанн Креститель, который не ест и вина не пьет, и вы говорите: «В нём демон».
 
Прииде бо иоанн креститель ни хлеба ядый, ни вина пия, и глаголете: беса имать.

Пришел Сын Человеческий, который ест и пьёт, и вы говорите: «Это обжора и пьяница, приятель откупщиков и грешников».
 
Прииде Сын Человеческий ядый и пия, и глаголете: сей человек ядца и винопийца, друг мытарем и грешником.

Но правота Мудрости доказана теми, кто последовал за Нею.
 
И оправдися премудрость от чад своих всех.

Один из фарисеев пригласил Иисуса отобедать, и вот Он, придя в дом к тому фарисею, возлег за обеденный стол.
 
Моляше же его некий от фарисей, дабы ял с ним: и вшед в дом фарисеов, возлеже.

А одна грешница, жившая в том городе, узнала, что Он пирует у фарисея, принесла алебастровый сосуд с благовонием
 
И се, жена во граде, яже бе грешница, и уведевши, яко возлежит во храмине фарисеове, принесши алавастр мира,

и, став позади, у Него в ногах, с плачем начала омывать ему ноги слезами, отирать волосами, целовать и умащать благовонием.
 
и ставши при ногу его созади, плачущися, начат умывати нозе его слезами, и власы главы своея отираше, и облобызаше нозе его, и мазаше миром.

Видя это, фарисей, пригласивший Его, подумал: «Если бы человек этот был пророком, Он бы знал, какая грешница прикасается к Нему».
 
Видев же фарисей воззвавый его, рече в себе, глаголя: сей аще бы был пророк, ведел бы, кто и какова жена прикасается ему: яко грешница есть.

Тогда Иисус обратился к нему: — Симон, Я хочу тебе кое-что рассказать. Тот ответил: — Расскажи, Учитель.
 
И отвещав Иисус рече к нему: симоне, имам ти нечто рещи. Он же рече: учителю, рцы.

— Было у ростовщика двое должников: один задолжал ему пятьсот денариев, а другой пятьдесят.
 
Иисус же рече: два должника беста заимодавцу некоему: един бе должен пятиюсот динарий, другий же пятиюдесят:

Видя, что платить им нечем, тот простил долг им обоим. Кто из них больше ему благодарен?
 
не имущема же има воздати, обема отда. Который убо ею, рцы, паче возлюбит его?

Симон ответил: — Думаю, тот, кому он больше простил. Иисус сказал: — Ты совершенно прав!
 
Отвещав же симон рече: мню, яко емуже вящше отда. Он же рече ему: право судил еси.

Затем, взглянув на ту женщину, Он сказал Симону: — Видишь её? Я пришел к тебе в гости, и ты не дал Мне воды, чтобы омыть ноги. А она омыла Мне ноги слезами и вытерла волосами своими.
 
И обращься к жене, симонови рече: видиши ли сию жену? Внидох в дом твой, воды на нозе мои не дал еси: сия же слезами облия ми нозе и власы главы своея отре.

Ты не удостоил меня поцелуя, а она, с тех пор как Я вошел, не перестает целовать Мне ноги.
 
Лобзания ми не дал еси: сия же, отнелиже внидох, не преста облобызающи ми нозе.

Ты не умастил Мне голову маслом, а она полила благовонием ноги Мои.
 
Маслом главы моея не помазал еси: сия же миром помаза ми нозе.

Поэтому, говорю тебе, прощаются ей многие грехи, ибо она и любит много. А кому мало прощается, тот и любит мало.
 
Егоже ради, глаголю ти, отпущаются греси ея мнози, яко возлюби много: а емуже мало оставляется, менше любит.

Женщине Иисус сказал: — Твои грехи прощены.
 
Рече же ей: отпущаются тебе греси.

Пирующие стали между собой шептаться: «Кто Он такой, что даже грехи прощает?»
 
И начаша возлежащии с ним глаголати в себе: кто сей есть, иже и грехи отпущает?

А Он сказал женщине: — Вера спасла тебя. Иди с миром.
 
Рече же к жене: вера твоя спасе тя: иди в мире.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.