По Луке 9 глава

Евангелие по Луке
Открытый перевод → Елизаветинская на русском

 
 

Созвав Двенадцать и наделив их властью изгонять демонов и излечивать недуги,
 
Созвав же обанадесяте, даде им силу и власть на вся бесы, и недуги целити:

Иисус послал их проповедовать Царство Божье и исцелять больных,
 
и посла их проповедати Царствие Божие и изцелити болящыя.

сказав: — Не берите с собой ничего: ни палки, ни сумы, ни хлеба, ни денег, ни сменной рубахи.
 
И рече к ним: ничесоже возмите на путь: ни жезла, ни пиры, ни хлеба, ни сребра, ни по двема ризама имети:

В какой дом войдете, там и ночуйте, а потом продолжайте свой путь.
 
и в оньже дом внидете, ту пребывайте, и оттуду исходите:

Если вас плохо встретят, то, покидая город, стряхните пыль с ног, как свидетельство против них.
 
и елицы аще не приемлют вас, исходяще от града того, и прах от ног ваших оттрясите, во свидетелство на ня.

И стали они ходить по селам, провозглашая Весть и исцеляя больных повсюду.
 
Исходяще же прохождаху сквозе веси, благовествующе и изцеляюще всюду.

Узнав о происходящем, тетрарх Ирод пришел в замешательство. Ведь одни говорили, что это Иоанн воскрес из мертвых,
 
Слыша же ирод четвертовластник бывающая от него вся и недоумевашеся: зане глаголемо бе от неких, яко иоанн воста от мертвых:

по словам других, явился Илия, а по мнению третьих, ожил кто-то из древних пророков.
 
от инех же, яко илиа явися: от других же, яко пророк един от древних воскресе.

Но Ирод сказал: — Иоанна я обезглавил. Кто же тогда Этот, о Котором я слышу такое? И он захотел увидеть Его.
 
И рече ирод: иоанна аз усекнух: кто же есть сей, о немже аз слышу таковая? И искаше видети его.

Вернувшись, апостолы рассказали Иисусу о сделанном. А Он повел их в город Бет-Цайда.
 
И возвращшеся апостоли поведаша ему, елика сотвориша: и поимь их, отиде един на место пусто града, нарицаемаго вифсаида.

Толпы людей, узнав об этом, последовали за Ним. Приветствовав их, Он рассказывал им о Царстве Божьем, а тех, кто нуждался в лечении, исцелял.
 
Народи же разумевше, по нем идоша: и приемь их, глаголаше им о Царствии Божии и требующыя изцеления целяше.

Когда стало смеркаться, Двенадцать подошли к Нему и сказали: — Отпусти людей, чтобы они нашли себе кров и пищу в окрестных селах и деревнях, потому что здесь мы в безлюдном месте.
 
День же начат прекланятися. Приступльше же обанадесяте рекоша ему: отпусти народ, да шедше во окрестныя веси и села витают и обрящут брашно: яко зде в пусте месте есмы.

Он сказал: — Так дайте же им поесть! Они ответили: — У нас только пять хлебов и две рыбы. Надо было бы пойти и купить еды, чтобы всем этим людям хватило.
 
Рече же к ним: дадите им вы ясти. Они же реша: несть у нас вящше, токмо пять хлеб и рыбе две, аще убо не шедше мы купим во вся люди сия брашна.

А было там около пяти тысяч мужей. Иисус сказал Своим ученикам: — Рассадите их группами по пятьдесят человек.
 
Беху бо мужей яко пять тысящ. Рече же ко учеником своим: посадите их на купы по пятидесят.

Они так и сделали, рассадили всех.
 
И сотвориша тако, и посадиша их вся.

Взяв в руки пять хлебов и две рыбы, Он поднял глаза к небу, произнес благословение и, разломив еду, передал ученикам, чтобы те раздали её людям.
 
Приим же пять хлеб и обе рыбе, воззрев на небо, благослови их, и преломи, и даяше учеником, предложити народу.

Все ели и наелись досыта, так что ученики набрали целых двенадцать корзин остатков.
 
И ядоша, и насытишася вси: и взяша избывшыя им укрухи кошя дванадесяте.

Однажды Он молился в уединенном месте. Его ученики были с Ним, и Он спросил их: — За кого люди Меня принимают?
 
И бысть егда моляшеся един, с ним беху ученицы: и вопроси их, глаголя: кого мя глаголют народи быти?

Они ответили: — Кто за Иоанна Крестителя, кто за Илию, а третьи говорят, что воскрес кто-то из древних пророков.
 
Они же отвещавше реша: иоанна крестителя: инии же илию: друзии же, яко пророк некий от древних воскресе.

Он спросил: — А вы Меня кем считаете? Петр ответил: — Помазанником Божьим.
 
Рече же им: вы же кого мя глаголете быти? Отвещав же петр рече: Христа Божия.

Но Иисус строго запретил им рассказывать об этом.
 
Он же запрещь им, повеле ни комуже глаголати сего,

Он сказал: — Сын Человеческий много претерпит, будет отвергнут старейшинами, первосвященниками и книжниками, будет казнён, но на третий день воскреснет.
 
рек, яко подобает Сыну Человеческому много пострадати, и искушену быти от старец и архиерей и книжник, и убиену быти, и в третий день востати.

И, обращаясь ко всем, Он сказал: — Кто хочет следовать за Мной, пусть отвергнет себя, каждый день берет свой крест и идет за Мной,
 
глаголаше же ко всем: аще кто хощет по мне ити, да отвержется себе, и возмет крест свой, и последует ми.

ибо кто хочет спасти свою жизнь, тот потеряет её, а кто потеряет свою жизнь ради Меня, тот спасет её.
 
Иже бо аще хощет душу свою спасти, погубит ю: а иже погубит душу свою мене ради, сей спасет ю.

Что пользы человеку, если он приобрел весь мир, но погубил и потерял себя самого?
 
Что бо пользы имать человек, приобрет мир весь, себе же погубив или отщетив?

Кто постыдится Меня и Моих слов, того постыдится и Сын Человеческий, когда Он придет во всей славе Своей, в славе Отца и святых ангелов.
 
Иже бо аще постыдится мене и моих словес, сего Сын Человеческий постыдится, егда приидет во славе своей и Отчей и святых ангел.

Говорю вам истину: некоторые из стоящих здесь не вкусят смерти, пока не увидят Царства Божьего.
 
глаголю же вам воистинну: суть нецыи от зде стоящих, иже не имут вкусити смерти, дондеже видят Царствие Божие.

Спустя дней восемь после этой беседы Иисус, взяв с собой Петра, Иоанна и Иакова, поднялся на гору, чтобы там помолиться.
 
Бысть же по словесех сих яко дний осмь, и поемь петра и иоанна и иакова, взыде на гору помолитися.

И когда Он молился, лицо Его преобразилось, одежда Его засверкала, как молния,
 
И бысть егда моляшеся, видение лица его ино, и одеяние его бело блистаяся.

и показались двое мужей, беседующих с Ним. То были Моисей и Илия
 
И се, мужа два с ним глаголюща, яже беста моисей и илиа,

во всей своей славе, и говорили они о Его предстоящем уходе, который должен был свершиться в Иерусалиме.
 
явльшася во славе, глаголаста же исход его, егоже хотяше скончати во Иерусалиме.

А Петра и его товарищей клонило ко сну, но, преодолев дремоту, они увидели исходящее от Иисуса сияние и двух мужей, стоящих возле Него.
 
Петр же и сущии с ним бяху отягчени сном: убуждшеся же видеша славу его, и оба мужа стояща с ним.

Когда те двое стали удаляться, Петр, сам не понимая что говорит, воскликнул: — Наставник, хорошо, что мы здесь! Давайте поставим три шалаша — один для Тебя, один для Моисея и один для Илии!
 
И бысть егда разлучистася от него, рече петр ко Иисусу: наставниче, добро есть нам зде быти: и сотворим сени три, едину тебе, и едину моисеови, и едину илии: не ведый, еже глаголаше.

Не успел он договорить, как укрыло их облако; оказавшись в облаке, они ужаснулись.
 
Се же ему глаголющу, бысть облак, и осени их: убояшася же, вшедше во облак.

И раздался из облака Голос: — Вот Сын Мой, которого Я избрал. Ему повинуйтесь!
 
И глас бысть из облака, глаголя: сей есть Сын мой возлюбленный, того послушайте.

А когда голос смолк, ученики увидели, что Иисус снова один. Они сохранили это видение в тайне, никому о нём не рассказывали в то время.
 
И егда бысть глас, обретеся Иисус един. И тии умолчаша, и ни комуже возвестиша в тыя дни ничесоже от тех, яже видеша.

На другой день, когда они спустились с горы, навстречу Иисусу вышла большая толпа.
 
Бысть же в прочий день, сшедшым им с горы, срете его народ мног.

Один человек из толпы вскричал: — Учитель! Прошу, взгляни на моего сына. Это мой единственный сын.
 
И се, муж из народа возопи, глаголя: учителю, молютися, призри на сына моего, яко единороден ми есть:

Время от времени овладевает им дух, заставляя кричать и биться в припадке, с пеной у рта. Дух подолгу не отпускает его, оставляет его вконец измученным.
 
и се дух емлет его, и внезапу вопиет, и пружается с пенами, и едва отходит от него, сокрушая его:

Я просил Твоих учеников его изгнать, но у них не получается.
 
и молихся учеником твоим, да ижденут его: и не возмогоша.

Отвечая ему, Иисус воскликнул: — О поколение, не имеющее веры и развращенное! Сколько ещё оставаться Мне с вами, доколе Мне вас терпеть? Веди сюда сына.
 
Отвещав же Иисус рече: о, роде неверный и развращенный, доколе буду в вас и терплю вы? приведи (ми) сына твоего семо.

Не успел мальчик подойти, как дух повалил его наземь, заставив биться в припадке, но Иисус, укротив злого духа, исцелил мальчика и вернул отцу.
 
Еще же грядущу ему, поверже его бес и стрясе. Запрети же Иисус духови нечистому, и изцели отрока, и вдаде его отцу его.

И все поразились величию Бога.Дела Его привели всех в восхищение, а Он сказал ученикам:
 
Дивляхуся же вси о величии Божии. Всем же чудящымся о всех, яже творяше Иисус, рече ко учеником своим:

— Запомните, что Я вам скажу: скоро Сын Человеческий будет выдан людям.
 
вложите вы во ушы ваши словеса сия: Сын бо Человеческий имать предатися в руце человечесте.

Но они не поняли этих слов; их значение осталось для них сокрытым, а переспросить они не решались.
 
Они же не разумеша глагола сего, бе бо прикровен от них, да не ощутят его: и бояхуся вопросити его о глаголе сем.

Как-то раз между учениками завязался спор о том, кто из них самый главный.
 
Вниде же помышление в них, кто их вящший бы был.

Разгадав их мысли, Иисус взял ребенка и, поставив его возле Себя,
 
Иисус же ведый помышление сердец их, приемь отроча, постави е у себе

сказал им: — Кто во имя Мое примет этого ребенка, тот примет Меня, а кто примет Меня, тот примет и Пославшего меня. Наименьший из вас — вот кто самый главный!
 
и рече им: иже аще приимет сие отроча во имя мое, мене приемлет: и иже аще мене приемлет, приемлет пославшаго мя: иже бо менший есть в вас, сей есть велик.

Иоанн, обращаясь к Нему, сказал: — Наставник! Мы видели человека, изгонявшего Твоим именем демонов, и попытались запретить ему это, потому что он не с нами.
 
Отвещав же иоанн рече: наставниче, видехом некоего о имени твоем изгоняща бесы: и возбранихом ему, яко вслед не ходит с нами.

Иисус ответил: — Не мешайте ему, ибо кто не против вас, тот с вами.
 
И рече к нему Иисус: не браните: иже бо несть на вы, по вас есть.

Когда подошло Ему время быть взятым на небо, Он отправился в Иерусалим.
 
Бысть же егда скончавахуся дние восхождению его, и той утверди лице свое ити во Иерусалим:

Вестники, которых Он выслал перед Собою, зашли в деревню самаритян, чтобы приготовить Ему ночлег.
 
и посла вестники пред лицем своим: и изшедше внидоша в весь самарянску, яко да уготовят ему:

Но тамошние жители отказались Его принять, узнав, что Он держит путь в Иерусалим.
 
и не прияша его, яко лице его бе грядущее во Иерусалим.

Увидев это, Его ученики Иаков и Иоанн сказали: — Господин наш! Хочешь, мы прикажем огню сойти с неба и истребить их?
 
Видевша же ученика его иаков и иоанн, реста: Господи, хощеши ли, речема, да огнь снидет с небесе и потребит их, якоже и илиа сотвори?

Но Он, обернувшись, запретил им,
 
Обращься же запрети има, и рече: не веста, коего духа еста вы:

и они отправились в другую деревню.
 
Сын бо Человеческий не прииде душ человеческих погубити, но спасти. И идоша во ину весь.

Когда они были в пути, один человек сказал Ему: — Я последую за Тобой, куда бы Ты ни пошел.
 
Бысть же идущым им по пути, рече некий к нему: иду по тебе, аможе аще идеши, Господи.

Иисус ответил: — У лис есть норы, у птиц небесных — гнезда, а Сыну Человеческому отдохнуть негде.
 
И рече ему Иисус: лиси язвины имут, и птицы небесныя гнезда: Сын же Человеческий не имать где главу подклонити.

Другому человеку Он приказал: — Следуй за мной! Тот взмолился: — Господин мой, позволь мне сначала похоронить отца!
 
Рече же ко другому: ходи вслед мене. Он же рече: Господи, повели ми, да шед прежде погребу отца моего.

Иисус ответил: — Пусть мертвые хоронят своих мертвых, а ты иди и возвещай Царство Божье.
 
Рече же ему Иисус: остави мертвыя погребсти своя мертвецы: ты же шед возвещай Царствие Божие.

А один человек сказал: — Я пойду за Тобой, Господин мой, но позволь мне сначала попрощаться с родными.
 
Рече же и другий: иду по тебе, Господи: прежде же повели ми отвещатися, иже суть в дому моем.

Иисус ответил: — Кто, взявшись за плуг, оглядывается, тот недостоин Царства Божьего.
 
Рече же к нему Иисус: никтоже возложь руку свою на рало и зря вспять, управлен есть в Царствии Божии.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.