Деяния 13 глава

Деяния Апостолов
Открытый перевод → Елизаветинская на русском

 
 

В Антиохии, в местной церкви были пророки и учителя: Варнава, и Симеон, которого называли Нигер, и Луций Киренец, и Манаил, воспитанный с тетрархом Иродом, и Савл.
 
Бяху же нецыи во Церкви сущей во антиохии пророцы и учителие: варнава же и симеон нарицаемый нигер, и лукий киринеанин, и манаил со иродом четвертовластником воспитанный, и савл.

Когда они служили Господу и постились, Святой Дух сказал им: — Отделите мне Варнаву и Савла для дела, к которому Я их призвал.
 
Служащым же им Господеви и постящымся, рече Дух святый: отделите ми варнаву и савла на дело, на неже призвах их.

Тогда они, совершив пост и помолившись, и возложив на них руки, отпустили их.
 
Тогда постившеся и помолившеся и возложше руки на ня, отпустиша их.

Итак, посланные Святым Духом, они прибыли в Селевкию, оттуда отплыли на Кипр,
 
Сия убо, послана бывша от Духа свята, снидоста в селевкию, оттуду же отплыста в кипр,

и, прибыв в Саламин, возвещали слово Божье в еврейских синагогах. Был же с ними и Иоанн, как помощник.
 
и бывша в саламине, возвещаста слово Божие в сонмищих иудейских: имеяста же и иоанна слугу.

И, пройдя весь остров до Пафа, они нашли одного человека, колдуна, лжепророка, еврея, по имени Вариисус,
 
Прошедша же остров даже до пафа, обретоста некоего мужа волхва лжепророка иудеанина, емуже имя вариисус,

который был с проконсулом Сергием Павлом, человеком рассудительным. Он, позвав Варнаву и Савла, желал услышать слово Божье.
 
иже бе со анфипатом сергием павлом, мужем разумным. Сей призвав варнаву и савла, взыска услышати слово Божие:

Но Элима-колдун (ибо так переводится его имя), противодействовал им, стараясь отвратить проконсула от веры.
 
сопротивляшеся же има елима волхв, тако бо сказуется имя его, иский развратити анфипата от веры.

Но Савл, он же Павел, наполнившись Святым Духом и всмотревшись в него,
 
Савл же, иже и павел, исполнися Духа свята, и воззрев нань,

сказал: — О, полный всего коварства и всякого злодейства, сын дьявола, враг всякой справедливости! Прекратишь ли ты извращать прямые пути Господа?
 
рече: о, исполненне всякия льсти и всякия злобы, сыне диаволь, враже всякия правды, не престанеши ли развращая пути Господни правыя?

И теперь — вот, рука Господня на тебе, и будешь слеп и не будешь видеть солнца до поры. И тут же пал на него мрак и тьма, и он, вертясь, стал искать поводырей.
 
и ныне, се, рука Господня на тя, и будеши слеп, не видя солнца до времене. Внезапу же нападе нань мрак и тма, и осязая искаше вожда.

Тогда проконсул, увидев, что произошло, поверил, изумляясь учению Господа.
 
Тогда видев анфипат бывшее, верова, дивяся о учении Господни.

И, отплыв из Пафа, Павел и его спутники прибыли в Пергию, в Памфилии. А Иоанн, уйдя от них, возвратился в Иерусалим.
 
Отвезшеся же от пафа павел и сущии с ним, приидоша в пергию памфилийскую: иоанн же, отлучився от них, возвратися во Иерусалим.

А они, пройдя от Пергии, прибыли в Антиохию Писидийскую. И, войдя в синагогу в субботний день, сели.
 
Они же, прошедше от пергии, приидоша во антиохию писидийскую, и вшедше в сонмище в день субботный, седоша.

После чтения Закона и Пророков, главы синагоги послали им сказать: — Братья, если у вас есть слово наставления для народа, говорите.
 
По чтении же закона и пророк, послаша началницы сонмища к ним, глаголюще: мужие братие, аще есть слово в вас утешения к людем, глаголите.

Павел, встав и дав знак рукой, сказал: — Люди Израиля и боящиеся Бога, послушайте.
 
Востав же павел и помаав рукою, рече: мужие израильтяне и боящиися Бога, услышите:

Бог этого народа, Израиля, выбрал наших отцов и возвысил народ, когда они были на чужбине, в египетской земле, и высокой рукой вывел их из неё,
 
Бог людий сих избра отцы нашя и люди вознесе в пришелствии в земли египетстей, и мышцею высокою изведе их из нея

и около сорока лет терпел их в пустыне.
 
и до четыредесяти лет препита их в пустыни:

И, истребив семь народов в земле Ханаанской, дал им в наследие их землю
 
и низложив язык седмь в земли ханаанстей, даде им в наследие землю их,

приблизительно на четыреста пятьдесят лет. И после этого давал судей до Самуила пророка.
 
и по сих, яко лет четыреста и пятьдесят, даде им судии до самуила пророка:

Потом они просили царя, и Бог дал им Саула, сына Киса, мужа из рода Вениамина, на сорок лет.
 
и оттуду просиша царя, и даде им Бог саула сына кисова, мужа от колена вениаминова, лет четыредесять:

И, отстранив его, поставил им царём Давида, о котором сказал, свидетельствуя: «Я нашёл мужа Мне по сердцу, Давида, сына Иессея, который исполнит все Мои желания».
 
и преставль его, воздвиже им давида в царя, емуже и рече свидетелствовав: обретох давида сына иессеова, мужа по сердцу моему, иже сотворит вся хотения моя.

Из его потомства Бог, согласно обещанию, привёл Израилю Спасителя, Иисуса,
 
От сего семене Бог по обетованию воздвиже израилю спасение Иисуса,

После того как Иоанн возвестил перед Его приходом омовение обращения всему народу Израиля.
 
проповедавшу иоанну пред лицем внития его крещение покаяния всем людем израилевым.

25 А когда Иоанн завершил свой бег, он говорил: «Я не тот, кем меня считают; но вот, идет за мною Тот, с ног Которого я недостоин снять обувь».
 
И якоже скончаваше иоанн течение, глаголаше: кого мя непщуете быти? несмь аз, но се, грядет по мне, емуже несмь достоин разрешити ремень сапогу его.

Мужи, братья, сыновья Авраамова рода и те среди вас, кто боится Бога, нам послано слово этого спасения!
 
Мужие братие, сынове рода авраамля, и иже в вас боящиися Бога, вам слово спасения сего послася.

Ибо жители Иерусалима и их правители, не узнав Его и осудив, осуществили возгласы пророков, читаемые каждую субботу.
 
Живущии бо во Иерусалиме и князи их, сего не разумевше, и гласы пророческия по вся субботы чтомыя, осудивше (его), исполниша,

И не найдя никакого повода для смерти, добились у Пилата Его казни.
 
и ни единыя вины смертныя обретше, просиша у пилата убити его:

Когда же совершили всё, написанное о Нём, то, сняв с дерева, положили в гробницу.
 
якоже скончаша вся, яже о нем писана, снемше с древа, положиша во гробе.

Но Бог воздвиг Его из мертвых.
 
Бог же воскреси его от мертвых:

И Он являлся в течение многих дней тем, кто пришёл с Ним из Галилеи в Иерусалим, и которые теперь Его свидетели перед народом.
 
иже являшеся во дни многи совозшедшым с ним от галилеи во Иерусалим, иже ныне суть свидетелие его к людем.

И мы благовествуем вам обещание, данное отцам,
 
И мы вам благовествуем обетование бывшее ко отцем, яко сие Бог исполнил есть нам чадом их, воздвиг Иисуса,

что Бог полностью исполнил его для нас, детей, воскресив Иисуса, как и во втором Псалме написано:«Ты Мой Сын, сегодня Я родил Тебя».
 
якоже и во псалме вторем писано есть: Сын мой еси ты, аз днесь родих тя.

А что Он воскресил Его из мёртвых, так что Он уже не возвратится в тление, сказал так: «Я дам вам святого Давида, верно».
 
А якоже воскреси его от мертвых, не ктому хотяща возвратитися во истление, сице рече: яко дам вам преподобная давидова верная.

Потому и в другом месте говорит: «Не дашь святому Твоему увидеть тление».
 
Темже и в другом глаголет: не даси преподобному твоему видети истления.

Давид же, послужив своему поколению по воле Божьей, умер, и присоединился к своим отцам, и увидел тление.
 
Давид бо, своему роду послужив Божиим советом, успе, и приложися ко отцем своим, и виде истление:

Но Тот, Кого воскресил Бог, не увидел тления.
 
а егоже Бог воздвиже, не виде истления.

Итак, да будет вам известно, мужи, братья, что через Него возвещается вам прощение грехов, и во всём, и везде, где вы не могли быть оправданы в Законе Моисея,
 
Ведомо убо да будет вам, мужие братие, яко его ради вам оставление грехов проповедается:

всякий верующий оправдывается в Нём.
 
и от всех, от нихже не возмогосте в законе моисеове оправдитися, о сем всяк веруяй оправдается.

Итак, смотрите, чтобы не постигло сказанное у Пророков:
 
Блюдите убо, да не приидет на вас реченное во пророцех:

«Глядите, спесивцы, удивитесь и сгиньте, потому что Я сотворю в ваши дни такое, чему вы не поверите, если кто бы вам рассказывал».
 
видите, нерадивии, и чудитеся, и узрите и исчезнете: яко дело аз соделаю во дни вашя, емуже не имате веровати, аще кто повесть вам.

И когда они выходили, их умоляли в следующую субботу говорить о том же.
 
Исходящым же им от сонмища иудейска, моляху языцы в другую субботу глаголатися им глаголом сим:

Когда собрание разошлось, то многие евреи и чтущие Бога обращенные из иноверцев, последовали за Павлом и Варнавой, которые, беседуя с ними, убеждали их оставаться в Божьей благодати.
 
разшедшуся же собору, последоваша мнози от иудей и честивых пришлец павлу и варнаве, иже, глаголюща им, увещаста их пребывати в благодати Божией.

А в следующую субботу почти весь город собрался слушать Божье слово.
 
Во грядущую же субботу мало не весь град собрася послушати слова Божия:

Но евреи, увидев толпу, наполнились завистью и, злословя, противоречили тому, что говорил Павел.
 
видевше же иудее народы, исполнишася зависти и вопреки глаголаху глаголемым от павла, сопротив глаголюще и хуляще.

Тогда Павел и Варнава смело сказали: — Вам первым должно было быть возвещено Божье слово. Так как вы отвергаете его и не считаете себя достойными вечной жизни, то вот, мы обращаемся к иноверцам.
 
Дерзнувша же павел и варнава рекоста: вам бе лепо первее глаголати слово Божие: а понеже отвергосте е и недостойны творите сами себе вечному животу, се, обращаемся во языки:

Ибо так повелел нам Господь:«Я поставил Тебя светом народам, чтобы Ты был спасением до края земли».
 
тако бо заповеда нам Господь: положих тя во свет языком, еже быти тебе во спасение даже до последних земли.

Слыша это, иноверцы радовались и славили слово Господа, и поверили все, предназначенные к вечной жизни.
 
Слышаще же языцы радовахуся и славляху слово Господне, и вероваша, елицы учинени бяху в жизнь вечную:

А слово Господа распространялось по всей стране.
 
проношашеся же слово Господне по всей стране.

[ отсутствует в NA ]
 
Иудее же наустиша честивыя жены и благообразныя и старейшины града, и воздвигоша гонение на павла и варнаву, и изгнаша я от предел своих.

Но евреи, подговорив набожных и уважаемых женщин и первых людей города, возбудили преследование против Павла и Варнавы и выгнали за пределы своего края.
 
Она же, отрясша прах от ног своих на них, приидоста во иконию.

А те, стряхнув на них пыль со своих ног, пришли в Иконию.
 
ученицы же исполняхуся радости и Духа свята.

Ученики же наполнялись радостью и Святым Духом.
 



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.