По Матфею 13 глава

Евангелие по Матфею
Открытый перевод → Библейской Лиги ERV

 
 

В тот же день Иисус вышел к морю и сел у берега.
 
В тот же день Иисус вышел из дома и сел на берегу озера.

Вокруг него собралась большая толпа, и тогда Он перешёл в лодку. Народ стоял на берегу,
 
Вокруг Него собралась большая толпа, поэтому Он вошёл в лодку и сел там, а толпа осталась на берегу.

а Он говорил им о многом, рассказывая притчи:«Вышел сеятель в поле,
 
Иисус о многом рассказывал им притчами. Он сказал: «Вышел сеятель сеять,

и когда он сеял, часть зёрен упала у дороги — прилетели птицы и склевали их.
 
и когда разбрасывал семена, то одни упали возле дороги. Прилетели птицы и склевали их.

Другие зёрна упали на каменистую почву, где земли было мало, и тотчас проросли, ибо слой земли был тонким.
 
Другие семена попали на каменистую почву, где не было достаточно земли. Эти семена быстро проросли, так как слой земли там был неглубокий,

Но взошло солнце и опалило ростки. А глубоких корней у них не было, и они засохли.
 
но когда взошло солнце, оно опалило ростки, и так как у них не было глубоких корней, они засохли и погибли.

Другие зёрна упали в колючие кусты — кусты разрослись и заглушили побеги.
 
Другие семена упали среди колючек, которые, взойдя, заглушили ростки.

А те зёрна, что упали в хорошую землю, дали урожай — в сто крат, либо в шестьдесят или тридцать.
 
Остальные семена упали на плодородную почву. Они пустили ростки и стали плодоносить, и принесли урожай, дав в сто, шестьдесят или в тридцать раз больше, чем было посеяно.

Пусть имеющий уши услышит!»
 
Имеющий уши да услышит!»

Ученики подошли к Нему и спросили: «Почему Ты учишь их притчами?»
 
Ученики Иисуса подошли к Нему и спросили: «Почему Ты поучаешь людей притчами?»

Он ответил: «Вам дано знать тайны Царства Небесного, а им не дано.
 
Иисус ответил им: «Вам дано познать тайны Царства Небесного, им же этого не дано.

Кто имеет, тому будет дано, чтобы он имел в избытке. Кто не имеет, у того будет отнято и то, что у него есть.
 
Так как имеющему это познание дано будет ещё больше, и будет у него предостаточно. У неимущего же отнимется даже и то немногое знание, что ему принадлежит.

Потому Я и учу их притчами, что смотрят они, но не видят, слушают, но не слышат и не могут понять.
 
Вот почему Я говорю с ними притчами, потому что хотя они и смотрят, но ничего не видят, хотя они и слушают, но ничего не слышат и не понимают.

Так исполняется пророчество Исайи: Будете слушать, но не поймёте, будете смотреть, но не увидите.
 
Так исполнится пророчество Исаии: „Вы будете слушать и слушать, но не поймёте, будете смотреть и смотреть, но ничего не увидите.

Очерствело сердце этого народа, они еле слышат и закрыли глаза. Не хотят они видеть и слышать, не хотят ничего понимать, а не то вернулись бы ко Мне и Я бы их исцелил42.
 
Да, эти люди очерствели, им заложило уши, глаза их закрылись, и не видят они глазами, не слышат ушами, не разумеют сердцем и не приходят ко Мне, чтобы Я их исцелил”.

Счастливы ваши глаза, ибо они видят, и ваши уши, ибо они слышат.
 
А вы — Богом благословенны, так как обладаете пониманием того, что видите глазами и слышите ушами.

Говорю вам истину: многие пророки и праведники хотели увидеть то, что вы видите, и услышать то, что вы слышите, но им не довелось.
 
Правду вам говорю: многие пророки и праведники хотели видеть то, что вы видите, но не видели, хотели слышать то, что вы слышите, но не слышали».

Вот вы и послушайте, что означает притча о сеятеле.
 
«Послушайте же толкование притчи о сеятеле.

Если кто слышит слово о Царстве и не понимает, то приходит Враг и выдёргивает всё, что посеяно в его сердце. Это и есть посеянное у дороги.
 
Семя, которое упало возле дороги, означает того, кто слышит слово о Царстве Божьем, но не понимает его. Тогда появляется лукавый и отнимает то, что посеяно в сердце у этого человека.

Посеянное на каменистой почве — это тот, кто слышит слово и тут же с радостью его принимает,
 
Семя, которое попало на каменистую почву, означает того, кто, услышав слово, тотчас же с радостью принимает его.

но лишён корня и постоянства, так что во время притеснений и гонений за слово он сразу же отступается.
 
Но так как человек не даёт ему укорениться в своей душе, то всё это продолжается недолго. Когда начинаются гонения или преследования за слово, то он тотчас же отходит в сторону.

Посеянное в колючих кустах — это тот, кто слышит слово, но мирские заботы и страсть к богатству заглушают это слово, и оно остаётся бесплодным.
 
Семя, которое упало среди колючек, означает того, кто услышал слово, но суетные заботы и обманчивое богатство заглушают в нём слово, и оно не приносит плодов.

А посеянное в хорошую землю — это тот, кто слышит слово и понимает его. Вот он и приносит урожай — в сто крат, либо в шестьдесят или тридцать».
 
Зерно, которое попало в плодородную землю, означает того, кто слышит слово и понимает его. Он приносит плодов в сто, шестьдесят или в тридцать раз больше посеянного».

Он поведал им ещё одну притчу: «Царство Небесное — это как если бы человек посеял на своём поле пшеницу,
 
Иисус рассказал им другую притчу: «Царство Небесное подобно человеку, посеявшему в поле хорошие семена.

а когда все спали, пришёл его недруг, посеял поверх пшеницы сорную траву и ушёл.
 
Ночью, когда все спали, прокрался враг и, посеяв сорняки среди пшеницы, ушёл.

Пшеница взошла и заколосилась, но проросли и сорняки.
 
И когда пшеница проросла и созрела, то выросли и сорняки.

Работники пошли и сказали хозяину: “Господин наш, разве не пшеницу ты посеял на поле? Откуда же там сорняки?”
 
Слуги пришли к владельцу земли и сказали: „Господин, ты ведь посеял в поле хорошие семена. Откуда же там сорняки?”

Хозяин ответил: “Это сделал мой недруг”. Работники предложили: “Хочешь, мы пойдём и прополем пшеницу?”
 
А он им сказал: „Кто-то из моих врагов сделал это”. Тогда слуги предложили: „Ты хочешь, чтобы мы пошли и выдернули их?”

Но хозяин сказал: “Не надо. Как бы заодно с сорняками вы не выдернули и пшеницу!
 
Господин ответил: „Нет, не хочу, потому что вместе с сорняками вы выдернете и пшеницу.

Пусть и то и другое растёт до жатвы. А когда придёт время жатвы, я велю жнецам, чтобы они сперва вырвали сорную траву, связали её в снопы и сожгли, а пшеницу собрали в закрома”».
 
Пусть растут и те, и другие вместе. А когда придёт время жатвы, я скажу жнецам: „Сначала сожните сорняки, свяжите их в снопы и сожгите, а зерно соберите в мою житницу”».

Он поведал им и другую притчу: «Царство Небесное — как горчичное семечко, которое человек посадил на своём поле.
 
Иисус рассказал им другую притчу: «Царство Небесное подобно горчичному зерну, которое человек взял и посеял на своём поле.

Это самое маленькое из зёрен, но оно вырастает выше всех огородных кустов и становится деревом, в ветвях которого птицы вьют гнёзда43».
 
Оно самое малое из всех семян, но когда оно вырастает, то становится самым большим из всех садовых растений. Оно становится деревом, так что птицы небесные прилетают и вьют гнёзда в его ветвях».

Он рассказал им ещё одну притчу: «Царство Небесное — как дрожжи. Женщина взяла горстку дрожжей на целых три меры муки — и получилось тесто».
 
И рассказал им Иисус ещё одну притчу: «Царство Небесное подобно закваске, которую женщина взяла и замесила в три меры муки и оставила тесто подходить».

Всему этому Иисус учил людей в притчах, а без притчи не говорил ничего,
 
Иисус всё это говорил народу притчами. Он вообще не говорил иначе как притчами,

чтобы исполнилось сказанное через пророка: Буду говорить притчами, поведаю то, что скрыто от сотворения мира44.
 
во исполнение сказанного через пророка: «Я буду говорить притчами и изреку, что было сокрыто со дня сотворения мира».

Отпустив народ, Он вошёл в дом. Тогда ученики попросили Его: «Растолкуй нам притчу о сорняках на поле».
 
Затем Иисус отпустил народ и вошёл в дом. Его ученики подошли к Нему и сказали: «Объясни нам притчу о сорняках в поле».

Он сказал: «Сеющий пшеницу — это Сын Человеческий,
 
Он ответил: «Тот, кто посеял хорошее семя, — Сын Человеческий.

поле — это мир, а пшеница — наследники Царства. Сорняки — это наследники Врага,
 
Поле — это мир. Хорошее семя — это те, кто принадлежат Царству Божьему. Сорняки же — это те, кто принадлежат лукавому.

тот, кто их посеял, — это Дьявол, жатва — окончание Века, а жнецы — ангелы.
 
Враг, посеявший их, — это дьявол. Жатва — это конец света, жнецы же — Ангелы.

И как собирают сорную траву и сжигают в огне, так будет и при окончании Века:
 
И, подобно тому как сорняки выдёргивают и сжигают в огне, так будет и при конце света.

Сын Человеческий пошлёт своих ангелов и они заберут из его Царства всё, на чём спотыкаются люди, и всех, кто нарушает Закон,
 
Сын Человеческий пошлёт Своих Ангелов, и из Его Царства они соберут всех тех, кто вынуждает людей грешить, и всех, кто причиняет зло,

и бросят в печь, в огонь45. Там будут рыдать и скрежетать зубами.
 
и бросят их в пылающую печь. Там они будут рыдать и скрежетать зубами от нестерпимой боли.

А праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца своего. Пусть имеющий уши услышит!
 
И воссияют праведники подобно солнцу в Царстве их Отца. Имеющий уши да услышит!»

Царство Небесное — как закопанный на поле клад. Один человек нашёл его, снова закопал и на радостях пошёл, продал всё, что имел, и купил то поле.
 
«Царство Небесное подобно сокровищу, зарытому в поле. Человек нашёл его и зарыл снова. Он был так счастлив, что пошёл и продал всё, что имел, и купил это поле.

И ещё, Царство Небесное — это как если бы купец, что скупает хороший жемчуг,
 
Царство Небесное подобно также и торговцу, искавшему хороший жемчуг.

вдруг встретил одну бесценную жемчужину. Тогда он всё распродаст и купит её.
 
Когда он нашёл драгоценную жемчужину, то пошёл и продал всё, что имел, и купил её».

И ещё, Царство Небесное — как заброшенный в море невод, куда попадает всякая рыба.
 
«Царство Небесное также подобно сети, заброшенной в озеро, в которую поймалась самая разная рыба.

Как только он наполнится, рыбаки вытаскивают его на берег, отбирают хорошую рыбу и бросают в корзины, а негодную выбрасывают вон.
 
Когда сеть наполнилась, рыбаки вытянули её на берег. Потом они сели и отобрали хорошую рыбу в корзины, а плохую выбросили.

Так будет и при окончании Века: придут ангелы, заберут виновных прочь от правых,
 
Так будет и когда наступит конец света. Явятся Ангелы и отделят грешных людей от праведников,

и бросят в печь, в огонь. Там будут рыдать и скрежетать зубами.
 
и бросят плохих людей в пылающую печь. Там они будут рыдать и скрежетать зубами от нестерпимой боли».

Вы поняли всё это?» Ученики ответили: «Да».
 
Иисус спросил Своих учеников: «Понимаете ли вы всё это?» Они ответили Ему: «Да».

И Он сказал им: «Так вот, всякий книжник, что стал учеником Царства Небесного, похож на хозяина, который выносит из дому и новое и старое».
 
Тогда Иисус сказал им: «Поэтому каждый законоучитель, который научился Царству Небесному, сможет поделиться этими знаниями с другими. Он подобен домовладельцу, который извлекает из кладовой старые и новые вещи».

Рассказав эти притчи, Иисус отправился дальше.
 
Когда Иисус закончил рассказывать все эти притчи, то ушёл оттуда

Придя в родной город, Он стал учить в синагоге, а люди поражались и спрашивали: «Откуда у Него эта мудрость и сила?
 
и пошёл в Свой родной город. Там Он начал учить в синагоге, и все удивлялись и спрашивали: «Откуда у Него такая мудрость и сила творить чудеса?

Разве Он не плотников сын? Его мать зовут Мариам, а Его братья — Иаков, Иосиф, Шимон и Иуда?
 
Разве Этот Человек не сын плотника? Разве Его мать не зовут Марией, а братьев — Иаковом, Иосифом, Симоном и Иудой?

И разве не здесь, не у нас, все Его сёстры? Так откуда же у Него всё это?»
 
И разве не здесь, среди нас, Его сёстры? Так откуда же у Него всё это?»

И Он стал для них камнем преткновения. А Иисус сказал: «Пророка чтят повсюду, но не в его городе и не в его доме».
 
И они не захотели признать Его. Тогда Иисус сказал им: «Не бывает пророк без чести, разве только в своём родном городе и в своём доме».

Там Он сотворил мало чудес из-за их неверия.
 
И Он не совершил там много чудес, так как не было у них веры.

Примечания:

 
Открытый перевод
[42] Ис 6:9сл греч.
[43] Пс 103:12 греч.
[44] Пс 77:2.
[45] Дан 3:6.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.