Деяния 20 глава

Деяния Апостолов
Открытый перевод → Толкование Феофилакта Болгарского

Открытый перевод

1 После прекращения беспорядков Павел, послав за учениками и ободрив их, простившись, отправился в Македонию.
2 Пройдя те края, и, поддерживая в многочисленных беседах, пришёл в Элладу,
3 пробыв там три месяца. А когда евреи составили против него заговор, он, готовясь отправиться в Сирию, решил возвращаться через Македонию.
4 Его сопровождали Сопатр Пирров, вериец, Аристарх и Секунд из фессалоникийцев, Гаий Дервянинин и Тимофей, а также асийцы Тихик и Трофим.
5 Пройдя вперед, они ожидали нас в Троаде.
6 А мы отплыли из Филипп после дней опресноков и за пять дней прибыли к ним в Троаду, где пробыли семь дней.
7 И в первый день недели, когда мы собрались, чтобы преломить хлеб, Павел беседовал с ними, собираясь на следующий день отправиться в путь и разговор затянулся до полуночи.
8 Наверху, где мы собрались, было много светильников.
9 И один юноша по имени Эвтих, сидел на окне, погружаясь в глубокий сон по мере того, как затягивалась беседа Павла. Заснув, он упал с третьего этажа и был поднят мертвым.
10 Павел, сойдя, припал к нему и обняв, сказал:
— Не беспокойтесь, ибо душа его в нём.
11 Поднявшись наверх он преломил хлеб и поел, и после долгой, до зари, беседы, отправился в путь.
12 А юношу привели живого, и были весьма утешены.
13 Мы же выдвинулись на корабль и отплыли в Асс, планируя забрать оттуда Павла: потому что он так распорядился, собираясь идти пешком.
14 Когда же он встретился с нами в Ассе, мы, взяв его, прибыли в Митилину.
15 Отплыв оттуда, на следующий день поравнялись с Хиосом, а на другой день дошли до Самоса и днем позже пришли в Милет,
16 поскольку Павел решил миновать Эфес, чтобы не терять время в Асии. Он торопился, чтобы, если возможно, в день Пятидесятницы быть в Иерусалиме.
17 А из Милита, послав в Эфес, он позвал старейшин церкви.
18 И, когда они прибыли к нему, сказал им:
— Вы знаете, как я с первого дня, когда пришел в Асию, все время был с вами,
19 служа Господу со всей скромностью и слезами и среди испытаний, постигших меня из-за козней евреев.
20 Как я не упустил ничего полезного, что не возвещал бы вам и учил бы вас публично и по домам,
21 свидетельствуя евреям и грекам обращение к Богу и веру в Господа нашего Иисуса.
22 И вот теперь я, связанный Духом, иду в Иерусалим, не зная, что встретится мне там,
23 однако Дух Святой свидетельствует в каждом городе, говоря, что ждут меня оковы и скорби.
24 Но моя жизнь не имеет для меня никакой цены, только бы завершить мой забег и служение, которое я получил от Господа Иисуса, засвидетельствовать Весть Божией благодати.
25 И теперь — вот, я знаю, что уже не увидите лица моего все вы, среди кого я ходил, возвещая Царство.
26 Поэтому свидетельствую вам в этот день, что чист я от крови всех,
27 потому что не уклонялся возвестить вам всю Божью волю.
28 Берегите себя и всё стадо, в котором Святой Дух поставил блюстителей пасти Церковь Бога, которую Он приобрёл Своей Кровью.
29 Я знаю, что после моего ухода к вам будут входить свирепые волки, не щадящие стада,
30 и из вашей среды восстанут люди, говорящие превратно, чтобы увлечь учеников за собой.
31 Поэтому бодрствуйте, помня, что непрестанно, три года, день и ночь, со слезами я вразумлял каждого из вас.
32 И теперь вверяю вас Богу и слову Его благодати, имеющему силу созидать вас и дать наследие со всеми освященными.
33 Ни серебра, ни золота, ни одежды я не пожелал,
34 вы сами знаете, что моим нуждам моим и тех, кто были со мной, послужили эти руки.
35 Во всём я показал вам, что так трудясь, надо поддерживать слабых и помнить слова Господа Иисуса, что Он Сам сказал: «Благословеннее давать, нежели брать».
36 Сказав это, он стал на колени и вместе со всеми ими помолился.
37 И все сильно рыдали и, бросаясь на шею Павла, целовали его,
38 особенно страдая от сказанных им слов, что они уже не увидят его лица. И провожали его на корабль.

Толкование Феофилакта Болгарского

1 По утишении же молвы, призвав Павел ученики, утешив и целовав их, изыде ити в Македонию. 2 Прошед же страны оны, и утешив их словом многим, прииде во Елладу. 3 Пожив же месяцы три, бывшу нань навету от иудей, хотящу отвезтися в Сирию, бысть хотение возвратитися сквозе Македонию. 4 Последова же ему даже до Асии Сосипатр Пирров Берянин: Солуняне же Аристарх и Секунд, и Гай Дервянин и Тимофей: Асиане же, Тихик и Трофим. 5 Сии, предшедше ждаху нас в Троаде. 6 Мы же отвезохомся по днех опресночных от Филипп, и приидохом к ним в Троаду во днех пяти, идеже пребыхом дней седмь.

И утешив их словом многим, потому что после смятения нуждались в большом утешении.

7 Во едину же от суббот, собравшымся учеником преломити хлеб, Павел беседоваше к ним, хотя изыти наутрии, простре же слово до полунощи. 8 Бяху же свещы многи в горнице, идеже бехом собрани.

Во едину же от суббот. Тогда был праздник пятьдесятницы и день воскресный. До полунощи. И ночью не успокаивался Павел, но беседовал тогда более, так как было досужное время. Посмотри, как долго говорил он даже после ужина.

9 Седя же некто юноша, именем Евтих, во окне, отягчен сном глубоким, глаголющу Павлу о мнозе, преклонся от сна, паде от трекровника долу, и взяша его мертва.

Отягчив сном слушателя, дьявол нарушил праздник. Юноша сидел на окне ночью; так велико было желание слушать. И достойно удивления, что, будучи юношею, он не был беззаботен, и отягчаемый сном не ушел, даже не испугался того, что его могут столкнуть; потому что он заснул не от невнимательности, а по требованию натуры.

10 Сошед же Павел нападе нань, и объемь его рече: не молвите: ибо душа его в нем есть. 11 Возшед же и преломь хлеб и вкуш, доволно же беседовав даже до зари, и тако изыде. 12 Приведоша же отрока жива, и утешишася не мало. 13 Мы же пришедше в корабль, отвезохомся во Ассон, оттуду хотяще пояти Павла.

Душа его в нем есть. Не сказал: восстанет; я воскрешу его. Обрати внимание на смирение его и на его желание утешить.

Тако бо нам бе повелел хотя сам пеш ити. 14 И якоже снидеся с нами во Ассоне, вземше его, приидохом в Митилин. 15 И оттуду отвезшеся, воутрие пристахом противу Хию. В другий же отвезохомся в Самон: и пребывше в Трогиллии, в грядущий же день приидохом в Милит.

Хотя сам пеш ити. Сам пошел пешим, предоставляя им то, что легче, а себе выбирая то, что труднее, и с тем вместе поучая многому и приучая их разлучаться с собою.

16 Суди бо Павел мимо ити Ефес, яко да не будет ему закоснети во Асии: тщашебося, аще возможно будет, в день пятьдесятный быти во Иерусалиме.

Видишь, и при желании и при старании Павел часто не достигал желаемого, чтобы мы не подумали, что он был выше человеческой природы. Святые и великие мужи были одной с нами природы, но не одной воли; поэтому и имели много благодати.

17 От Милита же послав во Ефес, призва пресвитеры церковныя. 18 И якоже приидоша к нему, рече к ним: вы весте, яко от перваго дне, отнелиже приидох во Асию, како с вами все время бых, 19 Работая Господеви со всяким смиренномудрием, и многими слезами и напастьми, прилучившимися мне от иудейских навет: 20 Яко ни в чесом от полезных обинухся, еже сказати вам и научити вас пред людми и по домом: 21 Засвидетельствуя иудеем же и еллином еже к Богу покаяние, и веру яже в Господа нашего Иисуса Христа.

Со всяким смиренномудрием. Не просто со смиренномудрием, но со всяким; потому что много видов смиренномудрия: смиренномудрие в слове, смиренномудрие в деле, смиренномудрие по отношению к начальникам, смиренномудрие по отношению к подчиненным. Призва пресвитеры церковныя. Многим неизвестен обычай Писания, особенно нового завета, — называть епископов пресвитерами и пресвитеров епископами; между тем это видно и из этого места и из послания к Титу, а также и из послания к Филиппийцам. Мы могли бы также узнать, не то ли самое следует, хотя по заключению, выводить и из первого послания к Тимофею. Из книги Деяний можно убедиться в этом; потому что написано следующее: от Милита же послав в Ефес, призва пресвитеры церковныя, — не сказано, что призвал епископов; между тем потом присовокупляет: «в немже вас Дух Святый постави епископы, пасти Церковь Господа и Бога» (ст. 28). В послании же к Титу говорит: «и устроиши по всем градом пресвитеры, якоже тебе аз повелех» (Тит. 1:5), а в послании к Филиппийцам пишет: «Павел и Тимофей раби Иисус Христовы, сущым в Филиппех, с епископы и диаконы» (Флп. 1:1). — Яко ни в чесом от полезных обвинухся, еже сказати вам. Было значит и такое, что не следовало знать. Как скрывать что-нибудь есть признак зависти, так высказывать все есть признак неблагоразумия. Поэтому прибавил: от полезных.

22 И ныне се аз связан Духом, гряду во Иерусалим, яже в нем хотящая приключитися мне не ведый: 23 Точию яко Дух Святый, по вся грады свидетельствует, глаголя, яко узы мене и скорби ждут. 24 Но ни едино же попечение творю, ниже имам душу мою честну себе, разве еже скончати течение мое с радостию, и службу, юже приях от Господа Иисуса, засвидетельствовати Евангелие благодати Божия.

Аз связан Духом. Слово: связан следует отделить запятою, чтобы вышла следующая мысль: иду во Иерусалим, будучи связан, не узнав предварительно от Духа, что будет со мной. Далее, чтобы не подумал кто, что он разумеет узы и заключение, и чтобы показать, что идет добровольно, прибавляет: яко по вся грады узы мене и скорби ждут. Замечательно, что пророки знают не все, но только то, что внушает им Дух Святый. Вот и Павел, предсказав, как пророк, обо всем, чти имело случиться с ним, и о том, что среди ефесян будут плохие верующие и еретики, сказал, что одного не знает, — какой конец будет всего этого; потому что, объявив ему все, Господь скрыл от него одно это, именно: что будет с ним после уз и скорбей. Это для того, чтобы зная, что именно ему следует преследовать, и возгордившись, он не пал от гордости. Святый Дух оставил его в сомнении, чтобы, страшась плотской немощи, он молил Бога об избавлении от искушений. Яко узы мене и скорби ждут. Что ждут меня искушения, это я знаю; а какие искушения, того не знаю; потому что это было труднее. Зачем же ты идешь, если ожидают тебя узы и скорби? Для того, чтобы быть узником ради Христа, чтобы умереть ради Него.

25 И ныне се аз вем, яко ктому не узрите лица моего вы вси, в нихже проидох проповедуя царствие Божие. 26 Темже свидетельствую вам во днешний день, яко чист аз от крове всех. 27 Не обинухся бо сказати вам всю волю Божию.

Яко чист аз от крове всех. Чист, говорит, я от крови всех, если вы будете отягчены сном и умрете от рук убийцы душ; потому что я исполнил обязанность учителя. Не обинухся бо сказати вам всю волю Божию. Значит, кто не говорит всей воли Божией, тот виновен в крови, то есть, в убийстве. По-видимому оправдываясь, он однако же заставляет их остерегаться.

28 Внимайте убо себе и всему стаду, в немже вас Дух Святый постави епископы, пасти Церковь Господа и Бога, юже стяжа кровию своею.

Внимайте убо себе и всему стаду, потому что спасительная польза состоит не в том только, чтобы исправлять других. «Боюсь», говорит апостол, «да не како иным проповедуя, сам неключим буду» (1 Кор. 9:27), ни в том, чтобы заботиться только о себе, потому что таковой — самолюбец, ищет только своей выгоды и подобен зарывшему свой талант в землю. Внимайте себе — это не потому, что спасение себя предпочтительнее спасения стада, но потому, что, когда мы внимаем себе, тогда и стадо получает пользу. В немже вас Дух Святый постави епископы. Вы получили, говорит, хиротонию от Духа. Замечательно, что тех, кого выше назвал пресвитерами, здесь называет епископами. Это или потому, что и на пресвитерах лежит обязанность наблюдать за словесными стадами Церкви, наблюдать, чтобы не ослабел кто верою, не томится ли кто голодом или жаждою, или не нуждается ли кто в каком-либо замечании или обличении, как заповедует сам же Павел: «обличи, запрети, умоли» (2 Тим. 4:2); или же апостол епископами здесь и называет епископов. Юже стяжа кровию своею. Немаловажным вещам угрожала опасность, если Господь не пощадил даже крови своей. Да, чтобы примирить врагов, Он пролил даже собственную кровь; ты же можешь удержать их, когда они сделались уже друзьями.

29 Аз бо вем сие, яко по отшествии моем внидут волцы тяжцы в вас, не щадящии стада: 30 И от вас самех востанут мужие глаголющии развращеная, еже отторгати ученики в след себе. 31 Сего ради бдите, поминающе, яко три лета нощь и день не престаях уча со слезами единаго когождо вас.

Двоякое несчастие: с одной стороны то, что его не будет, с другой — то, что иные будут нападать и притом, — что особенно горько, — из вас самих. Тяжело бывает, когда происходит междоусобная война. Отторгати ученики в след себе. Цель еретиков стараться привлечь народ не к Господу, а к себе, чтобы польстить своему тщеславию, когда привлеченные ими будут носить имя того, или другого еретика, как от Манеса — манихеи, от Ария — ариане и другие виды ересей. Вот что значит отторгати ученики в след себе. Поэтому, умеряя, еще ранее, их ревность, Павел поносит и прощает тех, которые говорили, «аз убо есмь Павлов, аз же Аполлосов» (1 Кор. 1:12).

32 И ныне предаю вас, братие, Богови и слову благодати его, могущему наздати и дати вам наследие во освященных всех. 33 Сребра или злата или риз ни единаго возжелах. 34 Сами весте, яко требованию моему и сущым со мною послужисте руце мои сии.

Увещание оканчивается молитвою. Так как он сильно устрашил их; то чтобы не поразить окончательно, вот и утешение. И ныне, говорит, предаю вас Богови и слову благодати его, то есть, благодати Его. Сребра или злата или риз... Не сказал, не взял, но: даже и не пожелал. А еще возвышеннее следующее далее: сами весте, яко требованию моему и сущым со мною послужисте руце мои сии. Да, истинная милостыня — в том, чтобы подавать из собственных трудов. Но обрати внимание на то, что трудился человек, который постоянно беседовал, и днем и ночью.

35 Вся сказах вам, яко тако труждающымся подобает заступати немощныя, поминати же слово Господа Иисуса, яко сам рече: блаженнее есть паче даяти, нежели приимати.

Не можете укрываться незнанием. Я показал вам самым делом, что нужно трудиться и памятовать это слово Господа Иисуса. Но где сказал Господь это? Быть может, апостолы передали это неписьменно, или это ясно по умозаключению. Одна степень — отказаться от всего, другая — доставлять себе необходимое, третья — доставлять не только себе, но и другим, четвертая — не брать и тогда, когда проповедуешь и имеешь возможность брать. Не сказано однако же, что брать — худое дело, но что лучше не брать.

36 И сия рек, преклонь колена своя, со всеми ими помолися. 37 Мног же бысть плачь всем: и нападше на выю Павлову, облобызаху его: 38 Скорбяще наипаче о словеси, еже рече, яко ктому не имут лица его узрети. Провождаху же его в корабль.

Заметить нужно, что тому, кто расстается, следует сотворить коленопреклонение и молитву со всеми присутствующими и тогда уже удаляться. Сила расположения их к Павлу видна в словах: нападше на выю Павлову, как обнимавшие его в последний раз и от последней беседы его почувствовавшие сильную любовь и дружбу.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.