По Матфею 10 глава

Евангелие по Матфею
Открытый перевод → Новой Женевской Библии

Открытый перевод

1 Созвав двенадцать учеников, Он дал им власть изгонять нечистых духов и исцелять любую болезнь и немощь.
2 Вот имена двенадцати апостолов: во-первых, Шимон, он же Пётр, и его брат Андрей, затем Иаков — сын Завдая, с братом Иоанном,
3 Филипп и Варфоломей, Фома и откупщик Матфей, Иаков — сын Халфая и Фаддей,
4 Шимон Кананей и Иуда Иш-Карийот, который и выдал его.
5 Велев этим Двенадцати отправиться в путь, Иисус напутствовал их так: «К иноверцам не ходите и самаритянских городов сторонитесь,
6 а идите к пропавшим овцам дома Израилева.
7 Идите и возвещайте, что Царство Небесное уже близко.
8 Больных исцеляйте, мёртвых воскрешайте, прокажённых очищайте, демонов изгоняйте — даром получили, даром давайте.
9 Не берите с собой ни золота, ни серебра, ни медяков в поясе,
10 ни дорожной сумы, ни двух рубах, ни обуви, ни посоха, ибо работник заслуживает пропитания.
11 Войдя в город или село, сначала узнайте, кто там человек достойный. У него и гостите, пока не отправитесь дальше.
12 Входя в дом32, приветствуйте этот дом32.
13 И если дом того достоин, пусть ваш «мир» на него снизойдёт, а если нет, пусть вернётся обратно к вам.
14 Если вас не примут и ваших слов не послушают, выйдите из дома и города того и отряхните с ног пыль.
15 Говорю вам истину: в Судный День даже Содому и Гоморре будет лучше, чем тому городу!
16
Посылаю вас, как овец к волкам.
Будьте мудры, как змеи,
и чисты, как голуби.
17 Остерегайтесь, ибо вас будут выдавать на суд синедрионам33 и бичевать в синагогах.
18 Из-за меня вас приведут к наместникам и царям, и вы будете свидетельствовать им и иноверцам.
19 А когда вас будут выдавать властям, не думайте, как и что отвечать. В тот час вам будет дано, что сказать,
20 ибо не вы, а Дух вашего Отца будет говорить в вас.
21
Брат выдаст на смерть брата,
а отец выдаст сына,
и дети на родителей восстанут
и отправят их на смерть.
22
За имя моё все вас возненавидят,
но кто выстоит до конца — спасётся.
23 Преследуют вас в одном городе — бегите в другой. Говорю вам истину: ещё не пройдёте по всем городам Израиля, как явится Сын Человеческий.
24
Ученик не выше учителя,
раб не выше господина.
25
Ученику довольно сравняться с учителем,
рабу — сравняться с господином.
Хозяина дома прозвали Беэл-Зевулом —
о его домочадцах скажут и худшее.
26
Но вы никого не бойтесь.
Нет тайны, которую бы не раскрыли,
и секрета, который бы не узнали.
27
Что говорю вам в темноте —
повторяйте при свете дня,
и что вам шепчут на ухо —
провозглашайте с крыш!
28
Не бойтесь тех, кто убивает тело,
а душу убить не может.
Бойтесь того, кто может погубить
и душу и тело в преисподней.
29 Пара воробьёв продаётся за ассарий, но ни один из них не упадёт на землю, если Отец ваш не захочет.
30 А у вас даже волосы на голове пересчитаны.
31 Не бойтесь! Вы дороже любых воробьёв.
32 Всякого, кто признает Меня перед людьми, и Я признаю перед Отцом моим Небесным,
33 а кто отвергнет Меня перед людьми, того и Я отвергну перед Отцом моим Небесным.
34 Не думайте, что Я принёс земле мир: Я пришёл не с миром, а с мечом.
35 Я пришёл поссорить сына с отцом, дочь с матерью, невестку со свекровью,
36 и домашние — человеку враги34.
37 Кто любит отца или мать больше, чем Меня, тот Меня недостоин, и кто любит сына или дочь больше, чем Меня, тот Меня недостоин.
38 И кто не идёт за Мной, взвалив на себя крест, тот Меня недостоин.
39
Всякий, кто сбережёт свою жизнь,
тот потеряет её,
а кто потеряет жизнь ради Меня,
тот обретёт жизнь.
40
Кто принимает вас,
тот принимает Меня,
а кто принимает Меня —
принимает Пославшего Меня.
41
Кто примет пророка, ибо тот пророк,
будет награждён как пророк.
Кто примет праведника, ибо тот праведник,
будет награждён как праведник.
42
Кто даст холодной воды одному из этих меньших,
ибо тот Мой ученик, —
говорю вам истину:
он не останется без награды».

Новой Женевской Библии

10:2 Апостолов. Греческое слово «апостолы» означает «полномочные посланники, обладающие властью пославшего их». Заметим, что двенадцать апостолов наделены властью делать то же, что делал Иисус (10:7, 8).

10:3 Фаддей. Вероятно, это Иуда, сын (или брат) Иакова, о котором упоминается у Луки (6:15) и в Деяниях апостолов (1:13).

10:4 Симон Кананит. Симон Зилот (Лк 6:15). Зилоты призывали к военным действиям против Рима и являлись внушительной политической силой. Возможно, Симон был связан с этим движением, прежде чем Иисус призвал его, и за ним осталось такое прозвище.

10:5 — 11:1 Некоторые положения этой главы, касающиеся учения Иисуса об апостольском призвании, встречаются и в других Евангелиях.

10:5 не ходите. Хотя Иисус уже откликался на веру язычника (8:10), служение Его учеников, как и Его служение до страданий и воскресения (15:24), сосредоточено на «природных» сынах Царства. Отметим, однако, что Он не запрещает проповедовать язычникам, которых апостолы встретят на пути к Израилю, но не позволяет идти в языческие земли.

10:7−8 проповедуйте... исцеляйте... воскрешайте. Дела, сотворенные Самим Иисусом в знак того, что приблизилось Царство. Иисус велит ученикам творить то же, что творил Он (гл. 8−9).

10:8 даром давайте. Царство было дано апостолам даром; если они будут торговать им, это оскорбит Бога и затемнит саму природу Благой Вести как свободного дара. Однако нуждаться они не будут; им не надо «брать собою» (как бы «про запас») лишних денег и еды (ст. 9−10), Бог насытит их. Такова идея христианской жизни.

10:14 отрясите прах. Иудеи иногда отряхивали пыль ног, вернувшись из земли языческой. Город, который не принял учеников, — не принял Иисуса и стал в духовном смысле «языческим», а значит — подлежащим суду, как Содом и Гоморра (Деян 13:51).

10:17−20 Как говорилось выше (см. ком. к 10:5 — 11:1), эти стихи предвосхищают более позднее и широкое призвание, чем то, немедленное, в ст. 5. Преследовать учеников будут и иудейские (ст. 17), и языческие (ст. 18) власти. Но ученики не должны отвечать им, как язычники, которые нанимают профессиональных защитников — адвокатов. Их защитит Святой Дух (Деян 4:8).

10:22 ненавидимы всеми. Т.е. самыми разными людьми. Это ссылка на Мих 7:6 — текст, который Иисус позже цитирует (ст. 35).

10:23 не успеете обойти... как придет Сын Человеческий. Есть несколько точек зрения на то, что значит здесь «придет Сын Человеческий». Вот основные из них:

1. Речь идет о Втором пришествии и суде в конце времен; такой взгляд хорош тем, что его легко связать употреблением этих слов в других местах (24:30; 25:31; 26:64), хотя 16:28 ему противоречит. Трудность также в том, что тогда ст. 24 или ст. 16−23 вырваны из контекста.

2. Речь идет о вознесении Христа после Его воскресения и о сошествии Духа Святого в Пятидесятницу. Здесь трудность иная: нет никаких свидетельств о том, что до воскресения Христа учеников преследовали так жестоко, как говорится в ст. 17−22. Кроме того, в Деян 1:4 говорится, что ученики должны приступить к исполнению своего призвания после Пятидесятницы.

3. Иисус просто хочет сказать: «как Я догоню вас». Но и в этом случае не совсем ясно, как это связано с преследованиями, описанными в ст. 17−22, а значение слов «пришествие Сына Человеческого» в других местах таково, что исключает подобное толкование.

4. Речь идет о разрушении Иерусалима в 70 г. от Р.Х. Тогда «придет» — означает «придет судить Израиль как народ». Здесь подразумевается близкое будущее; «Израиль» — это народ израильский; совпадает и то, что до 70 г. гонения были. Кроме того, слова эти, все-таки, скорее обращены к ученикам, чем к поколению, которое родится через две тысячи лет. Такое объяснение можно увязать и другими стихами, где говорится о пришествии Сына Человеческого.

10:25 веельзевул. См. ком. к Мк 3:22.

10:26−31 Повеление бояться Бога, а не людей, возможно, развивает стих из Исаии (8:12−13). Поддерживают его три довода: 1) деяния плохих людей будут обличены; 2) люди могут убить только тело, не душу, а Бог может наказать навеки и душу, и тело; 3) Бог правит всем, вплоть до того, упадет ли «малая птица» (букв.: «воробей») или волос с головы. Библия последовательно учит, что лучший ответ Богу — страх и благоговение.

10:28 в геенне. См. ком. к 5:22.

душу. В Библии это слово обычно означает не столько внутренний, психический мир человека, его содержание, сколько личное существование — жизнь во всех ее проявлениях (ср. 10:39).

10:34−35 не мир, но меч. Михей (6:6) говорит о воинственности и своеволии Израиля во времена Ахаза. История Израиля «предрекает» историю Иисуса (см. ком. к 2:15), а ее распри и межусобица предвещают то, что последует за приходом Мессии — семьи и те разделятся. Хотя Христос приносит мир в сердце, принятие Благой Вести делает жизнь более сложной, ибо Иисус требует преданности, стоящей выше житейских уз (ст. 37−39).

10:38 кто не берет креста. Речь идет не о каком-то конкретном бремени, а о полном послушании Иисусу и уподоблении Ему вплоть до смерти.

10:41 пророка... праведника. Этот стих подчеркивает, что, принимая посланного, мы принимаем пославшего (ст. 40).

10:42 малых сих. Не исключено, что речь идет о детях, но фраза относится к ученикам Иисуса, которые должны детям уподобиться (18:1−6, 10, 14). Слова Иисуса о награде подчеркивают, как важно принимать верующих, которые кажутся самыми неприметными (25:40, 45), и помогать им.

Примечания:

 
Открытый перевод
[32] Некоторые рукописи добавляют: словами: «Мир этому дому».
[33] Синедрионы — здесь представительные органы самоуправления еврейских общин, выполнявшие, в частности, судебную функцию.
[34] Мих 7:6.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.