По Матфею 11 глава

Евангелие по Матфею
Открытый перевод → Новой Женевской Библии

Открытый перевод

1 Дав двенадцати ученикам такое наставление, Иисус отправился учить и провозглашать Весть в близлежащих городах.
2 А Иоанн, услышав в тюрьме о делах Помазанника, послал к Нему своих учеников с вопросом:
3 «Ты ли Тот, Кто должен прийти, или нам ждать другого?»
4 Иисус ответил: «Идите и расскажите Иоанну то, что слышите и видите:
5
слепые прозревают,
хромые ходят,
прокажённые очищаются,
глухие слышат35,
мёртвые воскресают36,
и к бедным приходит Добрая Весть.
6 Счастлив тот, кто не отвергнет Меня!»
7 А когда они ушли, Иисус стал говорить народу об Иоанне: «На что вы ходили смотреть в пустыню? Не на тростник же, колеблемый ветром!
8 Тогда что вы хотели увидеть? Человека в тонко-тканой одежде? Но людей в такой одежде, надо искать во дворцах.
9 Так кого же вы хотели увидеть? Пророка? Да, и это не просто пророк!
10 Он тот, о ком в Писании сказано:
Посылаю перед Тобой вестника:
он проложит Тебе путь37.
11 Говорю вам истину: ещё не родился на земле человек, больший, чем Иоанн Омывающий, но даже наименьший в Царстве Небесном — превосходит его.
12 Со дней Иоанна Омывающего и поныне Царство Небесное терпит насилие, и его захватывают силой!
13 Все пророки и Закон ещё до Иоанна предсказали это.
14 Если хотите знать, он и есть Илия, который должен прийти.
15 Пусть имеющий уши услышит!
16 С кем сравнить это поколение? Оно — словно дети на площади, которые говорят другим детям:
17
“Мы играли на флейте, а вы не плясали!
Мы пели печальное, а вы не скорбели!”
18 Пришёл Иоанн, который не ест и не пьёт вина, и говорят: “В нём демон”.
19 Пришёл Сын Человеческий, который ест и пьёт, — и говорят: “Это обжора и пьяница, приятель откупщиков и грешников”. Но правота Мудрости доказана её делами».
20 И Он стал стыдить города, где совершил больше всего чудес, за то что они не раскаялись:
21
«Горе тебе, Коразин!
Горе тебе, Бет-Цайда!
Если бы чудеса, свершённые у вас,
были явлены в Сидоне и Тире,
те раскаялись бы давно —
в рубищах, посыпавшись пеплом!
22
Знайте же, в Судный День
вам будет даже хуже,
чем Сидону и Тиру.
23
А ты, о Кфар-Нахум!
Хотел вознестись на небо?
Ты низвергнешься в ад!
Если бы чудеса,
свершённые у тебя,
были явлены некогда в Содоме,
поныне стоял бы Содом.
24
Знай же, что в Судный День
тебе будет хуже, чем Содому».
25 Тогда же Иисус сказал: «Хвала Тебе, Отец, Владыка земли и неба, ибо Ты скрыл это от мудрых и разумных и открыл малым детям.
26 Да, Отец, такова была твоя воля.
27
Отец вверил Мне всё,
и Сына знает лишь Отец,
а Отца — только Сын и тот,
кому Сын пожелает открыть.
28
Идите ко Мне все,
кто изнемог под тяжкой ношей,
и Я дам вам отдых.
29
Наденьте Моё ярмо
и научитесь у Меня,
ибо Я кроток и смирен,
и вы обретёте покой38.
30
Моё ярмо — не тяжелое,
и Моя ноша легка».

Новой Женевской Библии

11:2 о делах Христовых. Матфей обычно избегает употребления слова «Христос» как именования Иисуса, и потому эти слова, по-видимому, означают: «Когда Иоанн узнал в темнице о мессианских делах».

11:4−6 Иисус являет Свои чудеса ученикам Иоанна; они — свидетели того, что чудеса эти в точности исполняют пророчество Исаии (35:5−6).

11:9 больше пророка. Иоанн Креститель больше всех других пророков, поскольку был предтечей Того, на Кого указывали все пророки, и потому он указывает на Христа яснее, чем все они. Он сам — объект пророчеств (Мал 3:1), и он также — исполнение пророчества об Илии (Мал 4:5−6; см. ст. 14), он же возвещает о Рабе Господнем (3:3; Ис 40:3).

11:11 больше него. Меньший в Царстве больше Иоанна, ибо живущий после Креста, Воскресения и Пятидесятницы и получивший Духа Святого, участвует в том, на что Иоанн взирал издали.

11:12 силою берется. Эти загадочные слова толкуют по-разному, в зависимости от интерпретации греческого глагола «биазетаи», который может значить и «берет силой» (активный залог), и «испытывает насилие» (пассивный залог). Первое более вероятно, так как в других произведениях греческой словесности почти всегда — активный залог. Кроме того, хотя стих у Луки (16:16) связан с другим случаем, по смыслу он близок этому, а в нем говорится, что Царство «благовествуется». Царство входит с силою, но люди насилия — такие, как Ирод, заточивший Иоанна, — пытаются одолеть его. Обретают же его не сильные (ст. 28−30), а слабые и уязвимые, которые знают свою беспомощность и потому зависят от Бога.

11:14 он... Илия. Иисус отождествляет Иоанна Крестителя с Илией, который, по пророчеству, придет как предтеча Мессии (Мал 4:5). Но чтобы увидеть это, нужны глаза веры («если хотите принять»); многие же ожидали, что Илия возродится в буквальном смысле слова. Иоанн возражает им, отрицая, что он — Илия (Ин 1:21). См. ком. к Лк 7:19.

11:19 Сын Человеческий. См. ком. к 8:20.

оправдана премудрость чадами ее. Иисус употребляет это речение, чтобы указать на Себя. «Чада» здесь — Его мессианские деяния (см. ст. 2−5). Все сказанное означает, что Иисус — воплощенная Премудрость Божия (1Кор 1:30).

11:25 утаил... открыл. Бог Сам решает, кого избрать, чтобы открыть ему Свою правду. Мирской мудростью и ученостью нельзя познать Бога (1Кор 1:26−31).

11:27 предано Мне. Иисус делает необычные заявления. Он утверждает, что Бог все передал Ему. Как у Даниила (гл. 7), Сын Человеческий получил всю власть и всякое главенство. Он говорит, что только Он знает Отца и только Отец знает Его. Тем самым, Их знания — равны, а Его сыновство — уникально. Его власть простирается так далеко, что только Он решает, кто будет знать Отца. Это созвучно ст. 25, однако здесь Отца людям открывает Иисус.

11:28 Придите ко Мне. Иисус имеет власть призывать к Себе людей. Он кроток и смирен, и потому зовет не сильных, а «труждающихся и обремененных».

11:29−30 Ветхозаветные авторы иногда называли закон Божий «игом», «ярмом» (Иер 2:20; Иер 5:5). Хотя закон этот Бог дал Своему народу в помощь, устная традиция книжников и фарисеев вышла далеко за пределы Его требований и стала действительно весьма тяжким бременем (12:2 и ком.; 15:2). См. статью «Смиренное послушание Иисуса».

Примечания:

 
Открытый перевод
[35] Ис 2:18; 35:5; 42:18.
[36] Ис 26:19.
[37] Исх 23:20; Мал 3:1.
[38] Иер 6:16.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.