По Матфею 12 глава

Евангелие по Матфею
Открытый перевод → Новой Женевской Библии

Открытый перевод

1 Вскоре после этого, в субботу, Иисус проходил полем, и ученики Его, проголодавшись, стали срывать и есть колосья.
2 Фарисеи увидели это и сказали: «Смотри, Твои ученики нарушают субботу!»
3 Он ответил: «А вы не читали, что сделал Давид, когда он и его люди проголодались?
4 Они вошли в Дом Божий и ели жертвенный хлеб, который можно есть только священникам.
5 И не читали вы в Законе, что по субботам священники в Храме нарушают субботу — и невиновны?
6 А я говорю вам: здесь — больше, чем Храм.
7 Поняли бы вы слова: Милосердия хочу, а не жертвы39, — не осуждали бы невиновных.
8 Сын Человеческий — господин субботы!»
9 Затем Иисус пошёл в их синагогу,
10 где увидел человека с сухой рукою. И тут, чтобы найти повод для обвинения, Иисуса спросили: «Можно ли исцелять в субботу?»
11 Тогда и Он спросил у них: «Если у кого-нибудь из вас единственная овца в субботу упадёт в яму, разве он её не вытащит?
12 А насколько человек дороже овцы! Добро можно делать и в субботу!»
13 И Он сказал тому человеку: «Протяни руку!» Тот протянул руку, и она стала здоровой, как другая его рука.
14 А фарисеи вышли и стали совещаться, как погубить Иисуса.
15 Иисус, узнав это, ушёл оттуда, и за ним последовала большая толпа. Он исцелил всех больных
16 и запретил им об этом рассказывать.
17 Так исполнилось сказанное через пророка Исайю:
18
Вот Слуга Мой — Его Я избрал,
Мой любимец — Он угоден Моей душе.
Пошлю в Него Дух Мой,
и возвестит Он народам суд.
19
Он не будет спорить и кричать,
Его голос на улицах не услышат.
20
Он тростинки надломленной не сломает,
не погасит тлеющего фитиля.
Он приведёт Свой суд к торжеству,
21
на Его имя будут надеяться народы40.
22 Привели к Нему одержимого, который был слеп и нем, и Он его исцелил, так что тот заговорил и прозрел.
23 Все были потрясены и говорили: «Быть может, Он и есть Сын Давида?»
24 Фарисеи, услышав это, сказали: «Он изгоняет демонов силой их властелина Беэл-Зевула».
25 Иисус, узнав про это, сказал: «Царство, где началась распря, будет разорено. Город или дом, где началась распря, не устоит.
26 И если бы Сатана изгонял Сатану, то он вступил бы в распрю сам с собою — и как устояло бы его царство?
27 Если Я изгоняю демонов силой Беэл-Зевула, то чьей силой изгоняют их ваши люди? Они сами же вас и осудят.
28 Но если я изгоняю демонов Божьим Духом, тогда Царство Божье пришло и к вам.
29 Как войти в дом силача и разграбить его добро, если не связать его самого? Только тогда и можно будет ограбить его дом.
30
Кто не со мной, тот против меня.
Не собирающий со мной — расточает.
31 Поэтому, говорю вам, всякий грех и хула простится людям, а хула на Духа не простится.
32 Если кто скажет злое слово про Сына Человеческого — будет прощён, но если про Духа Святого — не простится ему ни в этом Веке, ни в будущем Веке.
33
Либо дерево хорошее и плоды хороши,
либо дерево гнилое — и плоды таковы:
по плоду познаётся и дерево.
34 Змеиное отродье! Разве можете вы, злые люди, говорить доброе? Чем переполнено сердце, то и выходит из уст.
35 Добрый человек из запасов своей доброты выносит доброе, а злой человек из запасов своей злобы выносит злое.
36 Говорю вам, за каждое пустое слово люди ответят в Судный День!
37
За слова ты будешь оправдан
и за слова — осуждён».
38 Некие книжники и фарисеи сказали Ему: «Учитель, нам хотелось бы получить от Тебя знак».
39 Он ответил: «Поколение злое и неверное требует знаков, но не получит — ему будет дан только знак пророка Ионы.
40 Иона пробыл во чреве рыбы три дня и три ночи41 — и Сын Человеческий пробудет в сердце земли три дня и три ночи.
41 Жители Ниневии встанут на Суде перед этим поколением и осудят его, ибо они покаялись, услышав призыв Ионы, а здесь — больше, чем Иона.
42 Царица Юга предстанет на Суде перед этим поколением и осудит его, ибо она пришла от края земли послушать мудрые речи Соломона, а здесь — больше, чем Соломон.
43 Нечистый дух, выйдя из человека, бродит по пустыням и ищет покоя, а не найдя,
44 говорит себе: “Вернусь-ка я в тот дом, из которого вышел”. Возвратясь, он находит дом пустым, подметённым и прибранным.
45 Тогда он приводит семерых ещё более злых духов, и все они поселяются в человеке, и тому становится ещё хуже, чем прежде. Так будет и с этим злым поколением».
46 Пока Он учил народ, к дому подошли Его мать и братья, чтобы повидаться с Ним.
47 Ему сказали: «Мать и братья Твои стоят снаружи, хотят Тебя видеть».
48 А Он спросил: «Кто Моя мать и кто Мои братья?»
49 И, обведя рукой учеников, сказал: «Вот Моя мать и братья.
50 Всякий, кто исполняет волю Отца моего небесного, тот мне и брат, и сестра, и мать».

Новой Женевской Библии

12:2 не должно. Ветхий Завет нигде не запрещает срывать в субботу колосья для пропитания; таким образом, учеников нельзя сравнивать с земледельцами, которые делают какую-то запрещенную работу. Упрек фарисеев основан на устном предании, которое искажало закон. См. статью «Христианская свобода».

в субботу. Суббота является символом Божией власти над творением (Исх 20:8). Суббота — воспоминание об искуплении народа Божия (Втор 5:12). Суббота олицетворяет надежду на вечный покой по пришествии полноты времен (Евр 4:9). Иисус — Господин субботы, и потому в Нем исполняются все три значения (Кол 2:16−17).

12:3−6 В ответ на обвинение фарисеев Иисус приводит два довода; оба ведут от меньшего к большему и оба указывают на Него и на Его власть. Давиду в час нужды было позволено нарушить ритуальный закон, а сейчас перед фарисеями Тот, Чья власть много больше. Точно так же нужды храмового служения освобождают священников от требования закона, гласящего, что нельзя работать в субботу, а «здесь Тот, Кто больше храма» (ст. 6).

12:6 Тот, Кто больше храма. Как истинная вера важнее для Бога, чем ритуальные символы, так и Тот, в Ком во всей полноте обитает Бог, больше, чем место, где Он обитает символически. Иисус — Еммануил («с нами Бог») — истинный Храм, на который указывал символ (Ин 1:14; Ин 2:21). Ученики были тогда с Иисусом, и потому их служение больше того, что совершали священники в храме.

12:7 милости хочу. Цитатой из Осии 6:6 (ср. 9:13) Иисус осуждает фарисеев, искажающих закон. Бог дал закон человеку в помощь, а фарисеи изменили саму его цель, сделав его тяжким бременем (Мк 2:27).

12:8 господин и субботы. Сын Человеческий получил власть над всей тварью и власть искупления (20:28). Тем самым, Он имеет власть и над субботой, которая знаменует Божие владычество, и над творением, и над искуплением. Сказанное Иисусом вызвало шок у фарисеев и укрепило их в решении убить Его (ст. 14).

12:9−14 Другой пример того, что Христос — Господин субботы. В Ветхом Завете нет прямого запрещения исцелять в этот день, и вообще добро разрешается творить всегда. Заметим, что Иисус нигде не учит, что с пришествием Царства суббота отменяется. Он пришел не нарушить закон, но исполнить (см. 5:17 и ком.). Дело не в том, что фарисеи соблюдали субботу, а в том, что они неверно ее понимали и обращали в тяжкое бремя то, что должно быть радостью.

12:16 запретил им объявлять. Слова Исаии (42:1−4) объясняют, почему Иисус запрещал «объявлять», кто Он. Он пришел возвестить и установить правду, но не показывая силу и уж тем более — не поднимая народ на политическое или военное выступление. Но поскольку пророчества о Мессии понимали именно в таком смысле, Ему приходилось предупреждать ложные восторги, которые неизбежно возникли бы.

12:24 веельзевул. См. ком. к Мк 3:22.

12:29 не свяжет сильного. Победой над сатаной в пустыне и изгнанием бесов Иисус показал, что «связал сильного» и тот бессилен помешать пришествию Царства. В иудейской апокалиптической литературе слова «связать сатану» означали мессианскую эру (см. 20:2).

12:31−32 Хула на Духа — называть Его дела, делами сатаны. Кощунственную хулу на Духа Святого невозможно простить, поскольку она предполагает явное, осознанное, твердое отвержение той самой Силы, которая приводит к покаянию. Ясно, что любой, уверовавший в истину, уже не может этого совершить. См. статью «Грех, не имеющий прощения».

12:36−37 Иисус указывает здесь, что слова, даже необдуманно произнесенные, влияют на наше положение в вечности. Грехи словом — ложь, сплетни, оскорбления — осуждаются в Писании не менее сурово, чем прелюбодеяние и убийство (5:22, 37; 2Кор 12:20; 1Тим 1:10; Иак 3:6; Откр 21:8).

12:38 знамения. Поразительно, что они ищут знамений при том, чему только что были свидетелями.

12:39 знамения Ионы. Иона был как бы мертв и ожил. Воскресение Сына Человеческого — самое великое из знамений того, что пришло Царство.

12:40 три дня и три ночи. Образное выражение, означающее «три дня».

12:43−45 Если в сердце не обитает Святой Дух, там могут поселиться нечистые духи (Рим 8:9).

Примечания:

 
Открытый перевод
[39] Ос 6:6.
[40] Ис 42:1—4.
[41] Ион 2:1.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.