По Матфею 22 глава

Евангелие по Матфею
Открытый перевод → Новой Женевской Библии

Открытый перевод

1 И снова Иисус стал говорить им притчами:
2 «Царство Небесное — это как если бы царь устроил для сына свадебный пир
3 и отправил слуг созвать приглашённых на свадьбу, но те не явились.
4 Царь снова отправил слуг передать приглашённым: “Стол накрыт. Быки и откормленный скот заколоты, и всё уже готово. Приходите на свадьбу!”
5 А они, пренебрегши приглашением, отправились по своим делам: кто — на поле, кто — торговать,
6 а некоторые схватили царских слуг и, поиздевавшись над ними, убили.
7 Царь разгневался и, послав войска, истребил убийц, а город их сжёг.
8 Потом он сказал своим слугам: “К свадьбе всё готово, а приглашённые оказались недостойными.
9 Идите же на перекрёстки и зовите на свадьбу каждого встречного”.
10 И слуги, выйдя на улицы, собрали всех встречных, плохих и хороших, так что свадебный зал наполнился гостями.
11 Царь вошёл взглянуть на гостей и, увидев человека в непраздничной одежде,
12 спросил: “Друг, как ты сюда попал в непраздничной одежде?” Тот промолчал.
13 Тогда царь приказал служителям: “Свяжите ему ноги и руки и выкиньте его вон, во тьму. Там будут рыдать и скрежетать зубами!”
14 Ведь много званных, но мало избранных».
15 После этого фарисеи решили поймать Его на слове.
16 Они послали своих учеников и приверженцев Ирода, и те обратились к Нему: «Учитель! Мы знаем, что Ты человек правдивый и правдиво учишь Божьему пути, никого не боясь и не стремясь понравиться людям.
17 Так скажи нам, как ты считаешь, можно ли платить налог Цезарю?»
18 Иисус, разгадав их уловку, сказал: «Что вы меня испытываете, лицемеры?
19 Покажите монету, которой вы платите налог». Они принесли денарий,
20 а Он спросил: «Чьё здесь изображение и имя?»
21 Они ответили: «Цезарево». Тогда он сказал: «Вот и отдайте Цезарево Цезарю, а Божье — Богу».
22 Поражённые таким ответом, они ушли.
23 В тот же день к Нему подошли саддукеи, отрицавшие воскресение мёртвых, и сказали:
24 «Учитель! Моисей говорил, что если кто умрёт бездетным, оставив вдову, то его брат обязан на ней жениться и продолжить род брата.
25 Жили среди нас семеро братьев. Старший был женат и умер бездетным, оставив жену второму из братьев.
26 То же случилось и со вторым братом, затем с третьим — и так, пока не умерли поочерёдно все семеро.
27 А после всех умерла та женщина.
28 Так вот, по воскресении кому из семерых она будет женой? Ведь каждый из братьев был её мужем».
29 Иисус ответил им: «Вы заблуждаетесь, не зная ни Писаний, ни Божьей силы.
30 По воскресении люди не будут ни жениться, ни выходить замуж, а будут подобны ангелам на небе.
31 А о том, что мёртвые воскреснут, разве вы не читали в Писании, где сам Бог говорит вам:
32 Я — Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова74? А ведь Он Бог не мертвецов, а живых!»
33 Те, кто слышал это, были поражены Его ответом.
34 Фарисеи, узнав, что Иисус заставил умолкнуть саддукеев, собрались вместе
35 и один из них75, чтобы испытать Его, спросил:
36 «Учитель! Какая заповедь в Законе важнее всего?»
37 Иисус ответил: «Люби своего Бога, Господа, всем сердцем, и всей душой, и всем разумом76.
38Это — первая и важнейшая заповедь.
39 Столь же важна и вторая: Люби ближнего, как самого себя77.
40 На этих двух заповедях держится весь Закон и Пророки».
41 А собравшихся фарисеев Иисус спросил:
42 «Что вы думаете о Помазаннике? Чей Он сын?» Они ответили: «Давидов».
43 Он спросил: «Тогда почему Давид, побуждаемый Духом, называет Его господином? Ведь он говорит:
44
Сказал Господь моему господину:
Сядь по правую руку от Меня,
и Я повергну Твоих врагов
Тебе под ноги
78.
45 Если Давид называет Помазанника своим господином, как может тот быть ему сыном?»
46 Ответить на это никто не смог, и с тех пор Ему уже не смели задавать вопросов.

Новой Женевской Библии

22:1−14 Хотя притча эта кое в чем похожа на притчу у Луки (14:16−24), словесных совпадений очень мало, и есть большие различия. Видимо, это — разные притчи, рассказанные в разных случаях.

В этой притче две части, и первая (ст. 1−10) продолжает тему, начатую в предыдущей главе: те, кто должен был получить Царство, отвергли его, и оно предложено другим, в число которых входят не только «мытари и блудницы» (21:31), но и язычники. Стих 9 говорит о том, что рабы Божии призваны идти с Благой Вестью ко всем людям.

Во второй части (ст. 11−14) говорится, что приглашение в Царство Божие еще не означает вхождения в него; надо быть одетыми как должно, а одежда эта — праведность Христова. Хотя приглашен всякий, кто слышал Благую Весть, а многие даже считают, что они — в Царстве, предстать пред Богом смогут только те, кто облечен в праведность Христа.

Части эти связаны ст. 14, в котором сжато выражена тема Божиего суверенитета в избрании. Званы и иудеи, и язычники; но только те, кто избран, будут присутствовать на брачном пире Агнца, и это избрание не зависит от прежнего положения (8:11−12).

22:13 во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов. Иисус описывает вечную кару. Нейтральной полосы между раем и адом нет.

22:14 См. статью «Действенное призвание: составные части обращения».

22:17 подать. Ненавистная иудеям подушная подать символизировала подчинение Риму. Если бы Иисус просто велел платить ее, от Него отошли бы многие; если бы Он сказал, что платить не надо, сторонники Ирода могли бы законно обвинить Его в измене. Его же ответ выходит за пределы спора и акцентирует внимание на главном — на отношениях с Богом. Монета с изображением кесаря принадлежит кесарю, а на ком запечатлен образ Божий — те принадлежат Богу.

22:21 См. статью «Христиане и государственная власть».

22:31 не читали ли вы. Иисус приводит здесь слова из Пятикнижия (Исх 3:6) — той части Писания, которую особо ценили саддукеи. Бог есть (а не был) Бог праотцев, и это доказывает воскресение, ибо «Бог не есть Бог мертвых, но живых». Вечный Бог призывает Своих святых к вечному единению с Собой. Он заключил с праотцами завет, дал им обетования, которые не исполнились во время их земной жизни, однако не утратили силы. Из этого следует, что Бог воскресит праотцев к жизни.

22:37 См. статью «Любовь».

22:40 весь закон и пророки. Т.е. весь Ветхий Завет. Любовь исполняет закон, ибо она включает в себя все заповеди Божии и мотивирует подчинение им (Рим 13:8−10; 1Кор, гл. 13). Она не отменяет заповедей Божиих, но освещает их изнутри и углубляет (5:17; Рим 8:4). См. статью «Закон Божий».

22:42 что вы думаете..? Фарисеи испытывали Иисуса; теперь Иисус испытывает их. Он сосредоточил внимание на самом главном — Мессия ли Он (Христос ли)? А цитата из Пс 109:44 показывает, что бытовавшие представления о Мессии были слишком ограниченны.

Примечания:

 
Открытый перевод
[74] Исх 3:6.
[75] Часть рукописной традиции добавляет: законник.
[76] Втор 6:5; Нав 22:5 греч.
[77] Лев 19:8.
[78] Пс 109:1.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.