По Марку 13 глава

Евангелие по Марку
Открытый перевод → Новой Женевской Библии

Открытый перевод

1 А когда Он выходил из Храма, один из учеников сказал ему:
— Учитель! Посмотри, какие каменные плиты и какие строения!
2 Иисус сказал ему:
— Ты видишь эти большие строения? Здесь не останется и камня на камне, все они будут разбиты.
3 А когда Он сидел на горе Олив, что напротив Храма, Петр, Иаков, Иоанн и Андрей, оставшись с Ним наедине, спросили:
4 Скажи нам, когда это будет и какой будет знак, что всё это вот-вот совершится?
5 Тут Иисус стал говорить им:
— Смотрите, как бы вас не ввели в заблуждение.
6 Многие придут под Моим именем, говоря «Я — это Он!», и многих введут в заблуждение.
7 А когда вы услышите шум сражений и вести о сражениях, не тревожьтесь. Этому суждено случиться, но это еще не конец.
8 Народ поднимется против народа и царство против царства, тут и там будут землетрясения, будет голод. Это начало предсмертных судорог.
9 Вы же будьте готовы. Вас будут выдавать на суд синедрионам и избивать в синагогах, вы предстанете перед правителями и царями, чтобы свидетельствовать им обо Мне.
10 Ведь первым делом Добрая весть должна быть провозглашена всем народам.
11 И всякий раз, когда вас будут выдавать властям, не заботьтесь заранее о том, что вам сказать на суде. Что вам будет дано в тот час, то и говорите. Ибо не вы будете говорить, а Святой Дух.
12 Брат выдаст брата на смерть, а отец — сына, а дети восстанут против родителей и убьют их.
13 И все будут ненавидеть вас из-за Меня. Но кто выстоит до конца, тот спасется.
14 А когда вы увидите «мерзость опустошения», то есть ставшего там, где не должно (читающий пусть догадается!), — тогда те, кто живет в Иудее, пусть спасаются бегством в горы.
15 Кто окажется на крыше, пусть не спускается в дом, чтобы что-нибудь взять,
16 а кто окажется в поле, пусть не возвращается за плащом.
17 Горе беременным или кормящим грудью в те дни!
18 Молитесь, чтобы этого не произошло зимой.
19 Ибо те дни будут таким бедствием, какого не было доныне от начала мира, который создал Бог, и не будет впредь.
20 И если бы Господь не назначил конец этим дням, то не уцелел бы никто. Но из-за избранников, которых Он избрал для Себя, Он назначил конец этим дням.
21 И тогда, если кто-нибудь скажет вам: «Посмотри, Помазанник здесь! Посмотри, Он там!», — не верьте!
22 Ибо придут лжепомазанники и лжепророки, явят знаки и ужасы, чтобы, если удастся, ввести в заблуждение избранников.
23 А вы будьте наготове — вам Я всё сказал заранее.
24 Но в те дни, после тех бедствий,
солнце померкнет,
и луна не будет светить,
25
и звезды будут с неба падать,
и силы небесные поколеблются.
26 Тогда увидят, как Сын человеческий идет по облакам с великой силой и славой.
27 Он пошлет ангелов и соберет Своих избранников с четырех стран света — от края земли и до края неба.
28 Вот притча, которой вы научитесь от смоковницы: как только её ветвь набухает от сока и покрывается листьями, вы знаете, что лето близко.
29 Вот так и тут: когда вы увидите, что это сбывается, то знайте, что он — близко, на пороге.
30 Амен, Я говорю вам: это поколение ещё не успеет исчезнуть, а всё уже сбудется.
31 Небо и земля исчезнут, а Мои слова останутся.
32 А тот день и час не знает никто, кроме Отца: ни ангелы на небе, ни Сын.
33
Будьте наготове, не спите!
Ведь вы не знаете, когда настанет срок.
34
Это — как человек, уезжающий в далекие страны.
Он оставил свой дом и дал рабам задание, каждому свое дело.
А привратнику велел бодрствовать.
35
Бодрствуйте и вы!
Ведь вы не знаете, когда придет хозяин дома:
вечером, в полночь, или когда поют петухи, или утром.
36
Как бы он, придя внезапно, не застал вас спящими!
37
А то, что Я говорю вам, говорю и всем:
бодрствуйте!

Новой Женевской Библии

13:1−37 Эта глава известна как «малый апокалипсис» или «речь на Масличной горе». Она состоит из трех частей: 1) предсказание о разрушении храма (ст. 1−4); 2) предсказание о будущих гонениях (ст. 5−25); 3) предсказание о Втором пришествии Сына Человеческого (ст. 26−37).

13:1 какие камни и какие здания! Ирод Великий начал перестраивать храм в 19 г. до Р.Х., широко используя мрамор и золото. Внешний двор, длина которого достигала 450 метров, а ширина — 270, был огорожен стенами из массивных белых каменных плит.

13:2 камня на камне. В 70 г. по Р.Х. Иерусалим был разграблен, а храм сожжен и разрушен легионами римского военачальника Тита, позднее ставшего императором.

13:4 когда это будет? В вопросе учеников имелось в виду разрушение храма. В ответе же Иисуса, по-видимому, говорится как об этом не слишком отдаленном событии, так и о времени, предшествующем приходу Сына Человеческого (ст. 26; ср. Мф 24:3). В свойственной пророческому видению перспективе, где события, отделенные друг от друга огромными временными периодами, могут быть спрессованы вместе, явления, сопровождавшие разрушение храма, служат прообразом тех, которые будут сопровождать Второе пришествие.

13:6 многие придут. В 130 г. Бар Кохба, вождь иудейского восстания против римлян, заявил о себе как о Мессии и был принят в этом качестве своими последователями. С тех пор список лжемессий остается открытым.

это Я. Слова, являющиеся именем Божиим (Исх 3:14 — в Синодальном переводе: «Я есмь»).

13:7 конец. Согласно параллельному тексту (Мф 24:3), «конец» — это «кончина века».

13:8 начало болезней. Иудеи ожидали, что перед приходом Мессии наступит время страданий (см. Рим 8:22).

13:10 во всех народах... должно быть проповедано. Время между воскресением Христа и Его Вторым пришествием — это не просто время страданий и гонений, но также время благодати и благовестия, достигающего концов земли во исполнение пророчества, содержащегося в Ис 49:6.

13:11 что вам говорить. См. Деян, гл. 2 и 7.

13:13 претерпевший же до конца. См. ком. к ст. 7. Это означает также конец жизни каждого отдельного человека.

13:14 мерзость запустения. Дан 11:31 предсказывает приход царя с севера, который осквернит храм. Это предсказание в первый раз исполнилось, когда в 168 г. до Р.Х. Антиох Епифан установил в Святом Святых языческий алтарь и принес на нем в жертву свинью. В 70 г. по Р.Х. этот ветхозаветный текст определенно исполнился еще раз, когда римский военачальник Тит разрушил храм.

читающий да разумеет. Эта фраза может указывать либо на знание Марка о том, что разрушение храма уже совершилось, либо на желание Иисуса, чтобы Его слушатели, которые одновременно были читателями Ветхого Завета, поняли, что Он использует Дан 9:25−27 и 11:31 (ср. 2:25; 12:10, 26).

да бегут в горы. Евсевий Кесарийский, историк, живший в IV в. по Р.Х., утверждает, что во время Иудейской войны христиане бежали из Иерусалима и основали церковь в Пелле (город в Перее).

13:19 скорбь, какой не было от начала творения. Здесь, очевидно, подразумевается не только скорбь, связанная с разрушением храма, но и скорбь конца времен.

13:20 сократил. Это сокращение может относиться ко времени разрушения храма или ко времени Второго пришествия, или и к обоим событиям одновременно.

ради избранных. Т.е. ради народа Божиего (ст. 22:27).

13:21 вот, здесь Христос. См. ком. к ст. 6.

13:22 знамения и чудеса. Иисус считает знамения и чудеса прерогативой Мессии, хотя признает, что они будут сопровождать и лжемессий.

13:24 в те дни. Поскольку в ВЗ слова «те дни» — специальный термин для обозначения конца времен (Иер 3:16; Иоиль 3:1; Зах 8:23), возможно, Иисус здесь также говорит об этом (ср. 13:7), подтверждением чему служит и слово «тогда» (ст. 26), где речь явно идет о Втором пришествии (см. ком. к ст. 26).

солнце померкнет. Эсхатологические образы, созвучные Ис 13:10 и 34:4.

13:26 грядущего на облаках. Облака символизируют Божие присутствие (Исх 19:9; Исх 24:15−18). Если отличительными особенностями первого прихода Сына Человеческого были Его страдания и унижение (см. ком. к 8:31), то Его пришествие в «конце времен» станет откровением Его божественной славы. Иисус описывает Свое пришествие в образах, заимствованных из Дан 7:13−14.

13:27 от четырех ветров. Т.е. со всего света.

13:28 От смоковницы возьмите подобие. В Писании смоковница служит обычно символом Израиля. Однако в данном случае Иисус имел в виду иное. В отличие от остальных лиственных деревьев, растущих в Палестине, смоковница теряет листья на зиму и зацветает поздней весной. Так и ученики, в отличие от остальных людей, которые будут устрашены надвигающимися «болезнями», должны возрадоваться, ибо бедствия — знак того, что Второе пришествие Христа «близко, при дверях» (ст. 29).

13:30 род сей. Поколение живущих в упоминаемое время; общность людей, происходящих от одного общего предка (см. Мф 23:36). В данном контексте следует, по-видимому, принимать оба значения.

13:31 Небо и земля прейдут. Небо и земля существуют во времени, слова же Иисуса имеют вневременной, вечный характер. См. статью «Учение Иисуса».

13:32 ни Сын. Иисус указывает здесь на два момента: 1) исключительность Своих отношений с Отцом, основанных на том, что Он является Сыном от вечности; 2) во время земной жизни Иисуса в человеческой плоти Его знание ограничено.

13:35 вечером. См. 6:48.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.