По Марку 2 глава

Евангелие по Марку
Открытый перевод → Новой Женевской Библии

Открытый перевод

1 А когда через несколько дней Он снова вошел в Капернаум, в городе стало известно, что Он дома.
2 Собралось много народу, так что не было места даже в дверях. Он стал учить их.
3 Тут пришли четверо и принесли к Нему параличного.
4 Из-за толпы они не могли пробиться к Иисусу. Тогда они раскрыли крышу дома, где Он был, проделали отверстие и опустили носилки с параличным.
5 Иисус, видя их веру, сказал параличному:
— Дитя, твои грехи прощены.
6 А там сидели книжники и думали:
7 «Почему Он так говорит? Он кощунствует! Кто, кроме Бога, может прощать грехи?»
8 А Иисус, тотчас поняв, что они думают, сказал:
— Почему вы так думаете?
9 Что легче: сказать параличному «Твои грехи прощены» или сказать ему «Встань, возьми носилки и ходи»?
10 Убедитесь, однако, что Сын человеческий обладает властью прощать грехи на земле!
И Он приказал параличному:
11 — Встань, возьми носилки и ступай домой!
12 Тот сразу же встал, взял носилки и вышел на глазах у всех, так что все изумлялись и, прославляя Бога, говорили:
— Такого мы никогда не видели.
13 Он снова вышел на берег моря. Весь народ шел к нему, и Он учил их.
14 Затем Он пошел дальше и увидел откупщика Левия, сына Алфея, сидевшего на месте сбора пошлин, и сказал ему:
— Следуй за мной. Тот встал и последовал за Ним.
15 Однажды, когда Иисус возлежал за трапезой у Себя дома, за столом с Иисусом и Его учениками собралось много откупщиков и грешников, ибо за Ним следовало много народу.
16 Книжники из числа фарисеев, увидев, что Он делит трапезу с грешниками и откупщиками, спросили Его учеников:
— Что же это Он делит трапезу с откупщиками и грешниками?
17 Услышав это, Иисус ответил:
— Не здоровым нужен врач, а больным. Я пришел призвать не праведных, а грешников.
18 Ученики Иоанна и фарисеи постились. К Иисусу пришли и спросили:
— Почему ученики Иоанна и ученики фарисеев постятся, а Твои ученики не постятся?
19 Иисус сказал:
— Разве могут поститься гости на свадьбе, когда жених с ними? Пока жених с ними, они не должны поститься.
20 Но придут дни, когда будет отнят у них жених, и тогда они будут поститься!
21 Никто не латает старый плащ лоскутом новой ткани. А то заплата оторвется, новое от старого, и прореха станет больше.
22 Молодое вино не наливают в старые мехи, а то прорвет оно мехи — и вино пропадет, и мехи. Молодое вино наливают в новые мехи.
23 Когда Он проходил через поле в субботу, ученики стали срывать по дороге колосья.
24 Фарисеи спросили Его:
— Почему они делают в субботу то, чего не позволено?
25 А Он сказал им:
— Разве вы никогда не читали о том, как поступил Давид, когда он и его спутники оказались в нужде и проголодались?
26 Как он вошел в дом Божий во времена первосвященника Авиатара и ел жертвенный хлеб, который позволительно есть только священникам, и дал его также своим спутникам?
27 И Он добавил:
— Суббота создана для человека, а не человек для субботы.
28 Поэтому Сын человеческий и над субботой господин.

Новой Женевской Библии

2:1 в доме. По всей видимости, в доме Петра (1:29).

2:4 раскрыли кровлю. Это не составляло труда, поскольку кровли были сделаны из веток и глины и поддерживались поперечными балками.

2:5 веру их. Общую веру больного и принесших его людей.

прощаются тебе грехи твои. О том, что грех является причиной болезни, свидетельствует как Ветхий (Исх 15:26; Втор 28:58−61; 2Пар 21:18), так и Новый Завет (Ин 5:14; см., однако, Ин 9:2). Неожиданной для присутствующих явилась власть Иисуса прощать грех, поскольку, согласно Писанию, это исключительная прерогатива Бога (Исх 34:7; Ис 1:18).

2:10 Сын Человеческий. Сын Божий в облике человека. Мессианский титул.

2:14 Левия Алфеева. У евангелиста Матфея (9:9−13) этот человек назван Матфеем. Поскольку Матфей присутствует в приводимом Марком списке апостолов (3:18), тогда как имени Левия там нет, следует предположить, что Левий, подобно Симону, став учеником и апостолом Иисуса, получил новое имя.

у сбора пошлин. Палатки сборщиков пошлин стояли на больших торговых путях, у мостов и каналов, где взимались пошлины за провоз товаров, а также в местах рыболовецкого промысла, где собирались налоги с рыбаков. К сборщикам пошлины испытывали неприязнь за их противозаконные поборы, но особенно за сотрудничество с римскими завоевателями (собранные средства поступали в римскую казну).

2:15 грешники. Так фарисеи называли всех иудеев, которые не следовали их преданиям, относившимся к соблюдению обрядовой чистоты.

возлежали с Ним. Вступая в контакт с грешниками, Иисус становился равным им, поскольку раввинские предписания строжайшим образом запрещали всем учителям закона участие в подобных трапезах.

2:16 фарисеи. Фарисеи были богословскими наследниками хасидов, сторонников движения, возникшего во II в. до Р.Х. в качестве реакции на проникновение в иудаизм эллинистических языческих влияний. Хасиды придавали особое значение личному благочестию, изучению и соблюдению закона. Во времена Иисуса строгое соблюдение закона и особенно правил, касающихся обрядовой чистоты, достигалось за счет исполнения ряда казуистических требований, известных как «предания старцев» (7:3). Необходимость знания самого закона и бесконечных толкований к нему, естественно, порождала социальное и религиозное разделение между профессиональной элитой — «праведными» и прочими людьми — «грешниками».

2:18 постились. Законом предусматривался только один ежегодный пост — Йом Киппур, т.е. день Искупления (Лев 16:29−31; ср. Деян 27:9, где Йом Киппур назван «постом»). Тем не менее, как знак раскаяния и покаяния пост уже со времен судей являлся составной частью ветхозаветной духовности (Суд 20:26; 3Цар 21:27), превращаясь, однако, со временем в формальный обряд (Ис 58:3). Неудивительно, что фарисеи и их последователи постились дважды в неделю (Лк 18:12). Поскольку главным в учении Иоанна Крестителя был призыв к покаянию (Мф 3:11), для его учеников пост был приемлем.

2:19 жених. В Ветхом Завете широко используется брачная символика, при которой Бог выступает в образе мужа, Израиль — жены («дочь Сиона»), а завет уподобляется браку. Иисус, еще не заключивший брачный завет с Церковью («невестой Агнца», Откр 21:9), именует себя женихом.

2:23 в субботу ... начали срывать колосья. Срывание колосьев не только не запрещалось законом, но, напротив, позволялось (Втор 23:25). Фарисеи, таким образом, обвиняли учеников не за то, что они срывали колосья и ели, а за то, что делали это в субботу. Талмуд это категорически запрещает. Срывание и растирание колосьев для отделения зерен от шелухи приравнивалось к молотьбе и считалось одной из 39 рядовых работ, запрещенных в субботу.

2:25 Давид. Давид ел освященный хлеб, который положено было есть только священникам (1Цар 21:5). Поступок Давида являлся нарушением не субботнего закона, а закона храма и скинии. Спаситель рассуждает здесь по принципу эквивалентов: храм и суббота были равны по святости.

2:26 при... Авиафаре. В 1Цар 21:1−6 утверждается, что священником, который дал Давиду освященный хлеб, был Авимелех, отец Авиафара, а не Авиафар. Существуют предположения, что упомянутый священник носил два имени — и Авиафар, и Авимелех.

2:28 господин и субботы. Бог имеет власть над всеми днями. Однако суббота оговаривалась особо, как день, посвященный Господу Богу (см. Исх 16:23, 25; Лев 23:3; Втор 5:14), и поэтому господином (хозяином) субботнего времени был Бог. Называя Себя господином субботы, Иисус, тем самым, уравнивает Себя с Богом.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.