По Марку 4 глава

Евангелие по Марку
Открытый перевод → Новой Женевской Библии

Открытый перевод

1 Он снова начал учить у моря. К Нему собралась огромная толпа, так что Он вошел в лодку и отплыл от берега, а толпа стояла на берегу.
2 Он многому учил их в притчах, и вот что Он сказал им:
3
— Послушайте!
Вышел сеятель в поле.
4
Когда он сеял,
одни зерна упали у дороги,
и прилетели птицы, и все склевали;
5
а другие зерна упали на камни,
где не хватало земли.
И они тотчас проросли,
ибо слой земли был слишком тонок.
6
Но когда взошло солнце, то ростки опалило.
А глубоких корней у них не было — и они засохли.
7
Другие зерна упали в заросли колючек.
И поднялись колючки,
и заглушили ростки,
и они остались бесплодными.
8
А еще были зерна, упавшие в добрую землю.
Они давали урожай, поднимаясь и вырастая,
и плодоносили тридцатикратно, шестидесятикратно
и стократно.
9 И Он сказал:
— У кого есть уши, чтобы слышать, пусть услышит!
10 А когда Иисус остался один, Его спутники и Двенадцать спросили, почему Он учит в притчах.
11 Он ответил:
— Тайна Божьего Царства открыта вам, а посторонним всё дается в притчах,
12
чтобы они вглядывались и не видели,
вслушивались и не понимали,
и не обратились к Богу,
и не получили прощения.
13 Он сказал им:
— Если вы не понимаете эту притчу, то как же вы постигнете все остальные?
14 Сеятель сеет слово.
15 Вот те, что «у дороги», у которой сеется слово: когда они слышат его, тотчас приходит сатана и похищает слово, посеянное в них.
16 А вот те, что посеяны «на каменистой почве»: когда они слышат слово, тотчас с радостью принимают его.
17 Но «корня» у них нет, они нестойкие, и во время бедствий или гонений за слово они тотчас отступаются.
18 А вот и другие — те, что посеяны «в колючках»: они услышали слово,
19 но затем к ним приходят мирские заботы, страсть к богатству и прочие желания, и заглушают слово, и оно остается бесплодным.
20 А вот и те, что посеяны «в добрую землю»: они слышат слово, принимают его и плодоносят тридцатикратно, шестидесятикратно и стократно.
21 Он сказал им:
— Разве светильник приносят в дом для того, чтобы накрыть его горшком или спрятать под кровать? Разве не для того, чтобы поставить его на подставку?
22 Ибо скрытое должно обнаружиться, а потаенное — явиться открыто.
23 У кого есть уши, чтобы слышать, пусть услышит!
24 Он сказал им:
— Будьте внимательны к тому, что слышите! Той мерой, что вы отмеряете, будет отмерено и вам, и еще добавлено.
25 Ибо тому, кто имеет, будет дано. А у того, кто не имеет, будет отнято и то, что он имеет.
26 Он сказал:
— Божье Царство — это как если бы человек посеял в землю зерно,
27 и спал бы ночью, и бодрствовал днем, а зерно давало бы побег. Побег растёт, а как — человек не замечает.
28 Земля плодоносит сама собой. Сначала появляется стебель, потом колос, потом полновесное зерно в колосе.
29 А когда зерна созреют, человек тотчас пускает в дело серп, ибо пришла пора жатвы.
30 Он сказал:
— С чем нам сравнить Божье Царство или какой притчей изобразить его?
31 Сравним его с горчичным зёрнышком. Когда его сеют в землю, оно меньше всех семян в земле.
32 Но когда его посеют, оно поднимается и становится больше всех огородных растений, и пускает длинные ветви, так что в его тени укрываются птицы.
33 Он учил их, рассказывая много подобных притч — сообразно тому, что они могли понять.
34 А без притчи Он ничего им не говорил, но наедине с учениками объяснял им всё.
35 В тот же день, когда настал вечер, Он сказал им:
— Давайте переправимся на другой берег!
36 Отпустив толпу, они вошли к нему в лодку и отплыли. Рядом были и другие лодки.
37 Поднялась сильная буря, и волны захлестывали лодку, так что она уже наполнялась.
38 А Он спал на корме, положив голову на подушку. Они разбудили Его и сказали:
— Учитель, разве Тебе нет дела, что мы тонем?
39 Проснувшись, Он унял ветер и сказал морю:
— Тихо, замолчи! Ветер сразу унялся, и наступило глубокое затишье.
40 А им Он сказал:
— Чего вы боитесь? У вас всё ещё нет веры?
41 Они пришли в ужас и спрашивали друг у друга:
— Кто Он такой, что и ветер и море ему подчиняются?

Новой Женевской Библии

4:2 притчами. Греч.: «параболе» (притча) происходит от выражения «брошенное рядом»; таким образом, притчи, наряду с внешним, открытым смыслом, содержат и внутренний, скрытый смысл, что и позволяло евреям называть их словом «машал» — «загадка».

4:3−8 Разъяснение этой притчи (ее «отгадку») дает Сам Иисус (ст. 14−20).

4:9 кто имеет уши... да слышит. См. также ст. 23; Мф 11:15; Мф 13:9, 43; Лк 8:8; Лк 14:35; Откр 2:7. Этими словами Иисус как бы предупреждает, что во внешнем, открытом повествовании необходимо уловить («услышать») скрытый, внутренний смысл.

4:10 окружающие Его... вместе с двенадцатью. Очевидно, в число близких последователей, кроме двенадцати учеников, входили и другие люди.

спросили... о притче. Согласно другим древним кодексам — «спрашивали о притчах», т.е. действие имело постоянный характер, а не разовый.

4:11 вам дано знать тайны Царства Божия. Согласно другим древним кодексам — «вам тайна Царства Божия дана». Такое изложение слов Христа подчеркивает, что дано не знание тайны (которое может быть чисто внешним, без какого-либо воздействия на знающего), а дана сама тайна, т.е. то, что является Царством Божиим. См. Мф 13:12.

4:12 не видят, и не разумеют. Такое состояние «внешних» (ст. 11) объясняется тем обстоятельством, что тайна Царства им не дана, а именно она дает разумение. Вырисовывается строгая закономерность: не от разумения — к тайне Царства, а, напротив, от обладания тайной — к ее разумению. См. Лк 17:21.

да не обратятся, и прощены будут им грехи. Конструкция данной фразы делает правомочным и такой ее перевод: «поэтому и не обратятся (не могут обратиться), чтобы прощены им были их грехи».

4:13 не понимаете..? Иисуса удивляет, что именно ученики не понимают, поскольку само обладание тайной Царства (т.е. Царством) уже дает понимание (ср. Ин 8:43). По всей видимости, ученики еще не научились пользоваться тем, чем обладают. Обрести это умение — цель ученичества.

4:21 Эта притча имеет прямое отношение к ст. 13 и поясняет вопрос Иисуса.

свеча. Царство Божие, находящееся в человеке; свет «свечи», кроме всего прочего, дает понимание (в т.ч. и притчей).

поставить... под сосуд... под кровать. Т.е. не знать, для чего предназначена свеча и не пользоваться ее светом.

чтобы поставить ее на подсвечнике? Царство Божие дано человеку не для того, чтобы он гасил в себе его свет, а напротив, чтобы жил в свете этого Царства и светил другим людям. См. Мф 5:14, 16; Лк 8:16; Лк 11:35; Еф 5:8.

4:22 ничего тайного. Иисус предсказывает, что хотя в продолжение Его земного служения многие истины остаются сокрытыми для людей, настанет день (а именно, день Его воскресения), начиная с которого все тайны будут раскрываться (Мф 10:26−27; Лк 12:2−3).

4:24 какою мерою. Будущее повсеместное возвещение тайны Божиего Царства будет вознаграждаться в прямой зависимости от того, насколько каждый христианин будет верен исполнению этой задачи.

4:25 дано будет. См. Мф 13:12; ком. к 4:11.

4:26−32 Этот фрагмент содержит две притчи, являющиеся парафразами Царства Божия и начинающиеся словами: «Царствие Божие подобно» (ст. 26) и «Чему уподобим Царствие Божие?» (ст. 30). Поскольку обе притчи подразумевают одно и то же, они, несмотря на различие используемых образов, должны иметь и нечто общее, причем это общее должно привлечь внимание слушателей, показать, что разгадка притчи, ее внутренний смысл именно в этом. В обеих притчах общим является то, что семя (первая притча) и горчичное зерно (вторая) бросаются (сеются) в землю. А поскольку Сам Иисус, только что разъяснил ученикам символику притчи о сеятеле и сказал, что земля — это люди, то, применяя значение этого символа к двум данным притчам, становится ясно, что Царство Божие сеется в людях («внутрь вас есть», Лк 17:21) и поэтому приход его не будет внешне приметным (Лк 17:20). И это — одна из его тайн.

4:37 великая буря. Сильный шторм.

4:38 Он спал. Иисус весь день учил людей и утомился. Марк, подобно Иоанну (Ин 4:6; 11:35, 38), подчеркивает тот факт, что Иисус обладал всей полнотой человеческой природы. Говоря языком Павла, Иисус облекся в подлинную человеческую плоть, однако без греховности, идущей от Адама (Рим 5:12−21; 8:13; ср. 2Кор 5:21).

4:39 умолкни, перестань. Иисус имеет силу и власть прощать грехи (2:10), является господином субботы (2:28), обладает авторитетом в учении (1:22) и властью над нечистыми духами (1:27), а сейчас Он демонстрирует Свою власть над природой. Ср. Исх 4:9, где Бог через Моисея показывает Себя господином над рекой Нил, которую египтяне считали божеством, и над Красным морем (Исх 14:16). Успокоение бури Иисус совершает по той же схеме, что и изгнание бесов. Сталкиваясь с проявлениями демонических сил (1:24; 5:4), Иисус приказывает: «Замолчи» (1:25), и стихия унимается (5:15). Связывая «сильного» (3:23−27), Иисус требует возвратить живую тварь, которая однажды, благодаря победе Христа, узнает «свободу славы детей Божиих» (Рим 8:19−21).



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.