— Послушайте!
Вышел сеятель в поле.
Когда он сеял,
одни зерна упали у дороги,
и прилетели птицы, и все склевали;
а другие зерна упали на камни,
где не хватало земли.
И они тотчас проросли,
ибо слой земли был слишком тонок.
Но когда взошло солнце, то ростки опалило.
А глубоких корней у них не было — и они засохли.
Другие зерна упали в заросли колючек.
И поднялись колючки,
и заглушили ростки,
и они остались бесплодными.
А еще были зерна, упавшие в добрую землю.
Они давали урожай, поднимаясь и вырастая,
и плодоносили тридцатикратно, шестидесятикратно
и стократно.
— У кого есть уши, чтобы слышать, пусть услышит!
— Тайна Божьего Царства открыта вам, а посторонним всё дается в притчах,
чтобы они вглядывались и не видели,
вслушивались и не понимали,
и не обратились к Богу,
и не получили прощения.
— Если вы не понимаете эту притчу, то как же вы постигнете все остальные?
— Разве светильник приносят в дом для того, чтобы накрыть его горшком или спрятать под кровать? Разве не для того, чтобы поставить его на подставку?
— Будьте внимательны к тому, что слышите! Той мерой, что вы отмеряете, будет отмерено и вам, и еще добавлено.
— Божье Царство — это как если бы человек посеял в землю зерно,
— С чем нам сравнить Божье Царство или какой притчей изобразить его?
— Давайте переправимся на другой берег!
— Учитель, разве Тебе нет дела, что мы тонем?
— Тихо, замолчи! Ветер сразу унялся, и наступило глубокое затишье.
— Чего вы боитесь? У вас всё ещё нет веры?
— Кто Он такой, что и ветер и море ему подчиняются?
4:2 притчами. Греч.: «параболе» (притча) происходит от выражения «брошенное рядом»; таким образом, притчи, наряду с внешним, открытым смыслом, содержат и внутренний, скрытый смысл, что и позволяло евреям называть их словом «машал» — «загадка».
4:3−8 Разъяснение этой притчи (ее «отгадку») дает Сам Иисус (ст. 14−20).
4:9 кто имеет уши... да слышит. См. также ст. 23; Мф 11:15; Мф 13:9, 43; Лк 8:8; Лк 14:35; Откр 2:7. Этими словами Иисус как бы предупреждает, что во внешнем, открытом повествовании необходимо уловить («услышать») скрытый, внутренний смысл.
4:10 окружающие Его... вместе с двенадцатью. Очевидно, в число близких последователей, кроме двенадцати учеников, входили и другие люди.
спросили... о притче. Согласно другим древним кодексам — «спрашивали о притчах», т.е. действие имело постоянный характер, а не разовый.
4:11 вам дано знать тайны Царства Божия. Согласно другим древним кодексам — «вам тайна Царства Божия дана». Такое изложение слов Христа подчеркивает, что дано не знание тайны (которое может быть чисто внешним, без какого-либо воздействия на знающего), а дана сама тайна, т.е. то, что является Царством Божиим. См. Мф 13:12.
4:12 не видят, и не разумеют. Такое состояние «внешних» (ст. 11) объясняется тем обстоятельством, что тайна Царства им не дана, а именно она дает разумение. Вырисовывается строгая закономерность: не от разумения — к тайне Царства, а, напротив, от обладания тайной — к ее разумению. См. Лк 17:21.
да не обратятся, и прощены будут им грехи. Конструкция данной фразы делает правомочным и такой ее перевод: «поэтому и не обратятся (не могут обратиться), чтобы прощены им были их грехи».
4:13 не понимаете..? Иисуса удивляет, что именно ученики не понимают, поскольку само обладание тайной Царства (т.е. Царством) уже дает понимание (ср. Ин 8:43). По всей видимости, ученики еще не научились пользоваться тем, чем обладают. Обрести это умение — цель ученичества.
4:21 Эта притча имеет прямое отношение к ст. 13 и поясняет вопрос Иисуса.
свеча. Царство Божие, находящееся в человеке; свет «свечи», кроме всего прочего, дает понимание (в т.ч. и притчей).
поставить... под сосуд... под кровать. Т.е. не знать, для чего предназначена свеча и не пользоваться ее светом.
чтобы поставить ее на подсвечнике? Царство Божие дано человеку не для того, чтобы он гасил в себе его свет, а напротив, чтобы жил в свете этого Царства и светил другим людям. См. Мф 5:14, 16; Лк 8:16; Лк 11:35; Еф 5:8.
4:22 ничего тайного. Иисус предсказывает, что хотя в продолжение Его земного служения многие истины остаются сокрытыми для людей, настанет день (а именно, день Его воскресения), начиная с которого все тайны будут раскрываться (Мф 10:26−27; Лк 12:2−3).
4:24 какою мерою. Будущее повсеместное возвещение тайны Божиего Царства будет вознаграждаться в прямой зависимости от того, насколько каждый христианин будет верен исполнению этой задачи.
4:25 дано будет. См. Мф 13:12; ком. к 4:11.
4:26−32 Этот фрагмент содержит две притчи, являющиеся парафразами Царства Божия и начинающиеся словами: «Царствие Божие подобно» (ст. 26) и «Чему уподобим Царствие Божие?» (ст. 30). Поскольку обе притчи подразумевают одно и то же, они, несмотря на различие используемых образов, должны иметь и нечто общее, причем это общее должно привлечь внимание слушателей, показать, что разгадка притчи, ее внутренний смысл именно в этом. В обеих притчах общим является то, что семя (первая притча) и горчичное зерно (вторая) бросаются (сеются) в землю. А поскольку Сам Иисус, только что разъяснил ученикам символику притчи о сеятеле и сказал, что земля — это люди, то, применяя значение этого символа к двум данным притчам, становится ясно, что Царство Божие сеется в людях («внутрь вас есть», Лк 17:21) и поэтому приход его не будет внешне приметным (Лк 17:20). И это — одна из его тайн.
4:37 великая буря. Сильный шторм.
4:38 Он спал. Иисус весь день учил людей и утомился. Марк, подобно Иоанну (Ин 4:6; 11:35, 38), подчеркивает тот факт, что Иисус обладал всей полнотой человеческой природы. Говоря языком Павла, Иисус облекся в подлинную человеческую плоть, однако без греховности, идущей от Адама (Рим 5:12−21; 8:13; ср. 2Кор 5:21).
4:39 умолкни, перестань. Иисус имеет силу и власть прощать грехи (2:10), является господином субботы (2:28), обладает авторитетом в учении (1:22) и властью над нечистыми духами (1:27), а сейчас Он демонстрирует Свою власть над природой. Ср. Исх 4:9, где Бог через Моисея показывает Себя господином над рекой Нил, которую египтяне считали божеством, и над Красным морем (Исх 14:16). Успокоение бури Иисус совершает по той же схеме, что и изгнание бесов. Сталкиваясь с проявлениями демонических сил (1:24; 5:4), Иисус приказывает: «Замолчи» (1:25), и стихия унимается (5:15). Связывая «сильного» (3:23−27), Иисус требует возвратить живую тварь, которая однажды, благодаря победе Христа, узнает «свободу славы детей Божиих» (Рим 8:19−21).