— Почему Твои ученики не поступают по преданию отцов и едят неосвященными руками?
«Этот народ почитает Меня на словах,
а их помыслы далеки от Меня.
Они поклоняются Мне напрасно,
так как учат человеческим заповедям».
— Как ловко вы упраздняете заповедь Бога, чтобы утвердить своё предание!
— Послушайте меня все и поймите!
— Вы тоже не понимаете? Неужели вам непонятно, что ничто входящее в человека извне не может осквернить его?
— То, что выходит из человека, — вот что делает его нечистым.
— Пусть вначале наедятся дети. Нехорошо отнять хлеб у детей и бросить щенкам.
— Господин, даже щенки под столом едят крошки, которые остаются от детей.
— За эти слова ступай домой, демон вышел из твоей дочери.
— Этпетах!
то есть «откройся!».
7:1 фарисеи. См. ком. к 2:16.
книжников. Это были профессиональные знатоки закона, которые могли принадлежать к одному из нескольких религиозных движений, существовавших внутри иудаизма: фарисейскому, саддукейскому и пр.
7:2 нечистыми. Это замечание касается соблюдения обрядового закона (Исх 30:17−21; Исх 40:12). Иисус подходил к подобным заповедям резко критически, потому что с помощью их расширенного толкования оправдывались серьезные нарушения нравственных норм (7:9−13), и, кроме того, Его крест должен был положить конец действию обрядового закона.
7:3 предания старцев. Фарисеи полагали, что в дополнение к писаному Моисей получил также устный закон, который позже передавался от учителя к учителю.
не умыв тщательно рук. В своем предании фарисеи распространяли библейские предписания об омовении рук священниками во время храмовых жертвоприношений (Исх 30:19; Исх 40:12) на все жизненные ситуации и на всех иудеев.
7:8 вы, оставив заповедь Божию. Причастие «оставив» может быть переведено и как «отменяя», «устраняя» или «пренебрегая» (ср. 13). Иисус не был противником закона. Он, подобно псалмопевцу, томился по закону Божию (Пс 118:20) и Сам исполнял, охранял (Мф 5:17−20) и защищал этот закон.
7:19 чем очищается всякая пища. Иисус со всей полнотой Божественного авторитета объявляет о завершении действия ветхозаветного обрядового закона.
7:20 исходящее из человека. См. Рим 1:24−32; Рим 2:17−24.
оскверняет. Иисус вскрывает саму суть дела: обрядовая нечистота является всего лишь символом нечистоты человеческих сердец.
7:24 Тирские. Иисус движется на север, в чисто языческую область (ср. Мф 11:21−22), в окрестности древнего финикийского портового города Тира (находившегося на территории современного Ливана).
7:26 сирофиникиянка. Родом из Сирии.
7:33 вложил персты Свои в уши ему. В этих действиях Иисуса нет никакой магии, скорее, это язык жестов (ср. Ин 9:6), с помощью которого Иисус показывает человеку, что Он собирается делать.
7:34 еффафа. Арамейское слово, означающее «откройся». Марк сам дает перевод этого слова, тем самым показывая, что он писал для читателей-неевреев.
7:36 не сказывать. Иисус не желал, чтобы о Нем шла молва как о чудотворце, поскольку это привлекало к Нему людей, падких на зрелища. Он же стремился, чтобы к Нему шли люди, ищущие Царства Божия, а не острых впечатлений.
Служение Иисуса в Галилее.