По Луке 13 глава

Евангелие по Луке
Открытый перевод → Новой Женевской Библии

Открытый перевод

1 В это время пришли к Иисусу с вестью о галилеянах, кровь которых Пилат смешал с кровью их жертв.
2 Он ответил:
— Думаете, это величайшие грешники во всей Галилее, раз они претерпели такое?
3 Нет, говорю вам, но если вы не обратитесь, то и вы погибнете.
4 А те восемнадцать, что погибли, когда обрушилась Силоамская башня? Думаете, они были греховнее остальных жителей Иерусалима?
5 Нет, говорю вам, но если вы не обратитесь, то и вы погибнете.
6 А ещё рассказал Он такую притчу:
— У одного человека росла смоковница в винограднике, и он зашел проверить, плодоносит ли она. Не обнаружив плодов,
7 он сказал виноградарю: «Уже три года, как я напрасно жду плодов с этой смоковницы. Сруби ее. Зачем она занимает место?»
8 Тот сказал: «Хозяин, пусть она постоит ещё год! Я окопаю её и хорошенько удобрю.
9 Может, она ещё принесет плоды. А если нет, тогда велишь её уничтожить».
10 В одну из суббот Иисус проповедовал в синагоге.
11 А там была женщина, одержимая духом и страдавшая вот уже восемнадцать лет. Она была сгорблена и не могла выпрямиться.
12 Иисус, увидя её, подозвал её и сказал:
— Женщина, ты избавишься от болезни!
13 Он возложил на неё руки, и она тотчас выпрямилась и восславила Бога.
14 Но старейшина синагоги, недовольный тем, что Иисус совершил исцеление в субботу, сказал народу:
— Есть шесть дней для работы. Вот по этим дням и приходите исцеляться, но не в субботний день!
15 На это Господь сказал:
— Лицемеры! Разве в субботу вы не отвязываете, чтобы сводить на водопой, вола или осла?
16 Так неужели же эту дочь Авраама, которую Сатана восемнадцать лет держал связанной, не следовало избавить в субботу?
17 Этим ответом Он посрамил противников, а народ радовался Его славным делам.
18 Иисус говорил:
— На что похоже Царство Божье? С чем его сравнить?
19 Оно подобно горчичному зёрнышку, которое человек посадил у себя в саду. И выросло целое дерево, и в ветвях его укрываются птицы небесные.
20 А ещё Он сказал:
— С чем сравнить Царство Божье?
21 Оно подобно горстке дрожжей, которую хозяйка взяла на целых три меры муки, и от которой, закиснув, поднялось всё тесто.
22 Так Он обходил города и села, проповедуя и держа путь в Иерусалим.
23 Однажды Его спросили:
— Господин наш, верно ли, что спасутся лишь немногие?
Он ответил:
24 — Старайтесь войти в узкую дверь. Многие захотят войти, но не смогут.
25 Однажды хозяин дома закроет дверь, и тогда, оставшись снаружи, вы будете стучаться и умолять: «Господин наш, открой нам!» Но он ответит: «Не знаю, кто вы такие».
26 Тогда вы скажете: «Мы ели и пили с тобой, и ты учил на наших улицах».
27 Но он снова скажет: «Не знаю, кто вы такие. Прочь от меня, злодеи!»
28 И будет там плач и скрежет зубов. Авраама, Исаака, Иакова и всех пророков вы увидите в Царстве Божьем, а вас изгонят вон.
29 Придут люди с востока и запада, с севера и юга, на пир в Царстве Божьем.
30 Некоторые из последних станут первыми, а из первых — последними.
31 В это время подошли к Иисусу фарисеи и сказали:
— Уходи в другое место, ибо Ирод намерен убить Тебя.
32 Он ответил:
— Передайте этой лисе, что изгонять демонов и исцелять больных я буду и сегодня, и завтра, и на третий день, пока не добьюсь своего.
33 Продолжать свой путь Я должен буду и сегодня, и завтра, и послезавтра, ибо пророк может погибнуть только в Иерусалиме.
34 Иерусалим, Иерусалим, убивающий пророков и камнями побивающий тех, кто послан к тебе! Сколько раз Я пытался собрать детей твоих, как наседка собирает цыплят под крыло, но вы не захотели.
35 Так вот, дом ваш будет пуст. Говорю вам, вы не увидите Меня, пока не воскликнете: «Благословен грядущий во имя Господне!»

Новой Женевской Библии

13:1 которых кровь Пилат смешал с жертвами их. Убийство людей, совершающих жертвоприношения, почиталось ужаснейшим из преступлений.

13:2 думаете ли вы, что эти Галилеяне были грешнее всех Галилеян. Всякого рода несчастья обыкновенно считались свидетельством греховности тех, на кого они обрушились (см., напр., Ин 9:1−2). Иисус, однако, утверждает, что пострадавшие были не более греховны, чем прочие жители страны.

13:3 если не покаетесь, все так же погибнете. Все люди грешны, и потому Иисус призывает Своих слушателей покаяться: умерев без покаяния, они обрекут себя на вечную погибель. Покаяться они должны прямо сейчас, ибо смерть может настигнуть неожиданно, как настигла она галилеян, павших от руки Пилата.

13:6−9 Притча о смоковнице выражает мысль о необходимости наличия времени для покаяния; однако время это — не беспредельно. То обстоятельство, что Бог не наказывает согрешившего немедленно, не означает, что Он одобряет грех: по милости Своей Он дает грешнику время покаяться.

13:10 В одной из синагог учил Он в субботу. Это — последнее упоминание о посещении Иисусом синагоги.

13:11−13 Женщина не просила Иисуса об исцелении; Он помог ей по собственной инициативе.

13:15 лицемер! Люди, порицавшие Иисуса за то, что Он исцелял больных по субботам, сами, тем не менее, в субботу ухаживали за своими домашними животными так же, как и в остальные дни недели.

13:16 которую связал сатана. То обстоятельство, что женщина была «связана сатаной», отнюдь не означает, что она была как-то особенно греховна.

13:19−21 См. Мк 4:26−32 и ком.

13:21 три меры муки. Столько же муки Сарра взяла для приготовления пресных хлебов (Быт 18:6).

13:23 неужели мало спасающихся? В соответствии с распространенной точкой зрения, в числе спасенных будет весь Израиль, за исключением нескольких особо нечестивых его представителей. Слова же Иисуса (13:1−9) свидетельствовали об обратном, что, собственно, и вызвало этот вопрос.

13:24 подвизайтесь. Неверно было бы видеть здесь призыв к спасению делами; Иисус лишь призывает людей относиться к собственному спасению со всей серьезностью и ответственностью. См. ком. к 13:25.

сквозь тесные врата. Иисус в данном случае не уточняет, что такое «тесные врата»; Он совершенно однозначно говорит об этом в Ин 10:7; Ин 14:6.

13:25 хозяин дома встанет и затворит двери. Путь спасения не всегда будет оставаться открытым, и поэтому на него необходимо вступить немедленно. Ср. 13:6−9.

не знаю вас, откуда вы. См. ком. к Мф 7:21.

13:26 на улицах наших учил Ты. См. 8:11−15.

13:28 будет плач и скрежет зубов. См. 16:20.

13:29 от востока и запада, и севера и юга. В числе спасенных будут не только евреи, но и язычники. Перечисление сторон света символизирует все царства земные. Таким образом, мир земной символически соответствует числу «четыре». Царство Божие в этом стихе не ассоциируется с земными координатами — оно названо пятым, поскольку именно это «направление» символизирует небо. Подобная символика последовательно выдерживается в Евангелиях и способствует повышению информативной емкости изложения за счет сокращения его лексического объема (см. 9:13; 12:6; 19:18−19; Мф 14:17, 19; Мф 16:9; Мф 25:2, 15−16; Мк 6:41; Мк 8:19; Ин 6:9). Однако следует помнить, что такое символическое обращение к числам отнюдь не исключает использования их в прямом значении.

в третий день кончу. Эти слова указывают на то, что служению Иисуса был предопределен временной предел.

13:33 Мне должно. Во всем, что делалось Иисусом, сказывалась высшая Божественная необходимость.

не бывает, чтобы пророк погиб вне Иерусалима. Говоря об убиенных в Иерусалиме пророках, Иисус имеет в виду Свою участь.

13:34−35 Этот плач об Иерусалиме, скорее всего, относится к тому моменту, когда Иисус уже достиг этого города (Мф 23:37−38); в таком случае он приводится здесь лишь постольку, поскольку созвучен предшествующим словам Спасителя.

13:34 сколько раз хотел Я. Иерусалим — город, в котором находился храм, — часто осмысливался как образ всего Израиля. Служение Иисуса было обращено, в первую очередь, к ожидавшим своего Мессию израильтянам.

13:35 дом ваш. Может подразумеваться как иерусалимский храм, так и город в целом.

пуст. Этого слова нет в древнейших кодексах, однако оно логически дополняет фразу, делая ее более однозначной и категоричной.

придет время, когда скажете. См. ком. к Мф 23:39.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.