По Луке 20 глава

Евангелие по Луке
Открытый перевод → Новой Женевской Библии

Открытый перевод

1 Однажды, когда Иисус, проповедуя, учил народ в Храме, первосвященники и книжники со старейшинами подошли к Нему
2 и спросили:
— Скажи нам, какой властью Ты делаешь такое? Кто дал Тебе эту власть?
3 Он сказал:
— Тогда и Я вас спрошу, а вы Мне ответьте.
4 Омовение Иоанна было от неба или от людей?
5 Они стали между собой совещаться:
— Если мы скажем «от неба», Он спросит: «Почему же вы ему не поверили?»
6 А если мы скажем «от людей», народ нас побьёт камнями, ибо считает Иоанна пророком.
7 Поэтому они ответили, что не знают откуда.
8 Тогда Он сказал им:
— Вот и Я не открою вам, какой властью делаю это.
9 И Он рассказал людям такую притчу:
— Один человек посадил виноградник, сдал его внаем земледельцам и надолго уехал.
10 Когда подошел срок, он отправил к земледельцам своего слугу, чтобы получить с них часть урожая, но те избили слугу и отослали назад с пустыми руками.
11 Хозяин отправил другого слугу, но те его тоже избили и, поиздевавшись над ним, отослали назад с пустыми руками.
12 Хозяин отправил третьего, но те и его, искалечив, вышвырнули из виноградника вон.
13 И сказал хозяин виноградника: «Что же мне делать? Пошлю к ним своего любимого сына. Уж его-то, наверное, они устыдятся».
14 А земледельцы, увидев хозяйского сына, посоветовались между собой и решили: «Это наследник. Давайте убьем его и завладеем наследством!»
15 Они выволокли его из виноградника и убили. Как же поступит с ними хозяин виноградника?
16 Он вернется и велит тех земледельцев казнить, а виноградник свой передаст другим.
Услышав это, люди воскликнули:
— Боже избави!
17 А Иисус, глядя на них, спросил:
— Тогда что означают слова Писания: «Камень, который отвергли строители, стал краеугольным камнем»?
18 Кто упадет на этот камень, тот разобьется, а на кого он упадет, тот будет убит.
19 Книжники и первосвященники искали возможность немедля Его схватить, понимая, что этой притчей Он указывал на них, но боялись народа.
20 Выслеживая Его, они подослали к Нему, под видом честных людей, доносчиков, чтобы подловить Его на слове, а затем передать суду и власти наместника.
21 Те спросили Его:
— Учитель, мы знаем Твою прямоту и правдивость, ибо Ты судишь обо всем беспристрастно и наставляешь на истинный Божий путь.
22 Так вот, можно нам платить подать Цезарю или нет?
23 Разгадав их замысел, Иисус сказал:
24 — Покажите денарий. Чьё изображение и надпись на нём?
Те ответили:
— Цезаря.
25 Тогда Он сказал:
— Отдайте же Цезарю то, что принадлежит Цезарю, а Богу отдайте то, что принадлежит Богу.
26 Они не смогли Его поймать на слове при людях и, пораженные Его ответом, умолкли.
27 Некоторые из саддукеев, отрицающих воскресение мертвых, подошли к Нему и задали вопрос:
28 — Учитель! Моисей нам предписал, что если один из братьев умрет бездетным, оставив вдову, то его брат обязан на ней жениться, чтобы дать своему брату потомство.
29 Так вот, было семеро братьев. Первый взял в дом жену, но умер бездетным.
30 На ней женился второй,
31 третий — и так все семеро братьев поочередно умерли, не оставив детей.
32 Потом умерла и сама эта женщина.
33 Чьей женой она будет по воскресении, если все семеро женились на ней?
34 Иисус им сказал:
— В этом веке люди женятся и выходят замуж,
35 но те, кто удостоился доли в веке грядущем и в воскресении мертвых, не станут заключать браков.
36 Они уже не подвержены смерти, они подобны ангелам, они сыны Божьи, ибо удостоились воскресения.
37 А о том, что мертвые воскресают, свидетельствует сам Моисей. Повествуя о терновом кусте, он называет Господа «Богом Авраама, Богом Исаака и Богом Иакова».
38 Ведь Он не Бог мёртвых, а Бог живых, потому что у Него все живы.
39 Некоторые книжники заметили:
— Учитель, это Ты хорошо сказал.
40 И больше никто не смел задавать Ему вопросы.
41 Иисус сказал им:
— Почему говорят, что Помазанник — сын Давида?
42 Ведь сам Давид в Книге Псалмов говорит:
Сказал Господь моему Господину:
сиди от Меня по правую руку,
43
пока врагов Твоих не повергну
под ноги Тебе.
44 Если Давид называет Его своим Господином, как может Тот быть сыном его?
45 Весь народ слушал Иисуса, а Он сказал ученикам:
46 — Остерегайтесь книжников. Они любят расхаживать в длинных одеждах, любят почтительные приветствия на площадях, первые места в синагогах и почетные ложа на пирах.
47 Они пожирают имущество вдов и возносят долгие показные молитвы. Их постигнет суровая кара!

Новой Женевской Библии

20:2 кто дал Тебе власть сию? Т.е. право изгонять торгующих из храма. Впервые вопрос о власти (силе) Иисуса возник в связи с изгнанием бесов (см. 11:18; Мф 9:34). В данной ситуации этот вопрос как бы проводит параллель между рукотворным храмом Божиим и человеком — Его нерукотворенным храмом. Иисус очищает оба жилища Божии. Отождествление человека с храмом усилено словами Иисуса о разрушении и созидании храма (см. Мк 14:58).

20:4 крещение Иоанново с небес было, или от человеков? Иисус не уклоняется от заданного Ему вопроса (ст. 3), но хочет, чтобы спрашивающие сами ответили на него. Суть ответа зависела от того, что они скажут об Иоанне, который исповедовал Иисуса как Мессию.

20:5−6 Примечательно, что противники Иисуса задумываются не об истине, а о том, какие последствия может иметь тот или иной их ответ.

20:9−12 Злые виноградари, избивавшие и прогонявшие рабов, которых хозяин посылал к ним за причитавшейся ему платой, символизируют народ, упорно отвергавший посланников Божиих, которые являлись к нему с призывами к покаянию.

20:13 может быть... постыдятся. Т.е. покаются.

20:14 убьем его, и наследство его будет наше. Речь идет о стремлении незаконно присвоить обетования (наследство), принадлежащие Сыну и тем, кому Он захочет дать (см. Ин 5:21; Ин 6:27; Ин 8:36).

20:17 камень, который отвергли строители ... сделался главою угла. См. Пс 117:22. В краеугольный камень храма, как свидетельствует предание, помещался свиток с Законом Божиим. Во-первых, чтобы сохранить и передать потомкам в случае, если в живых не останется никого, кто мог бы рассказать, и если все имеющиеся свитки будут уничтожены врагами Израиля. (Евреи довавилонского периода не допускали мысли, что храм также может быть разрушен.) Такой обычай оправдал себя. Предполагают, что «при исправлении и возобновлении дома» Господня во времена царя Иосии (2Пар, гл. 34) именно в краеугольном камне (который вынули из стены, чтобы заменить новым) была найдена книга Закона. Во-вторых, краеугольный камень лежал в основании здания и служил опорой. А вместе с помещенным в него свитком Закона, краеугольный камень символизировал, что в основании храма (как и всей духовной жизни народа израильского) лежит Закон Божий.

В данном случае псалмопевец пророчески предвидел два выдающихся события: строители «отвергли» камень (извлекли из кладки с целью замены), а в нем оказалась книга Закона; иудейские вожди отвергли Иисуса — а оказалось, что «никто не приходит к Отцу, как только чрез Меня» (Ин 14:6).

20:21 Ты правдиво говоришь... истинно пути Божию учишь. Сделанное привсенародно, такое заявление, невзирая на его подоплеку, практически исключало всякую возможность судилища над Иисусом и, тем более, обвинительный приговор.

20:22 позволительно ли..? Т.е. «Согласно ли закону Моисееву?» (с точки зрения римских законов, уплата подати была, безусловно, «позволительной»). Человек, задавший этот вопрос, был уверен, что, как бы Иисус ни ответил, Он ответом непременно восстановит против Себя либо римлян, либо евреев.

подать. Имеется в виду налог, который побежденные платили цезарю.

20:24 Покажите Мне динарий. Римскую серебряную монету.

чье на нем изображение и надпись? На римских монетах чеканились изображение и имя правящего императора.

20:27 некоторые из саддукеев. Саддукеи не верили ни во что сверхъестественное, включая и воскресение мертвых (ср. Деян 23:8). См. ком. к Мк 12:18.

20:36 ибо они равны Ангелам. Данные слова Иисуса не следует понимать в том смысле, что воскресшие во всем в точности уподобятся ангелам: просто наше знание о природе ангелов (в том числе об их бессмертии) является ключом к пониманию того, каково будет существование воскресших верующих; так, как и ангелы, они уже не будут знать смерти (1Кор 15:42, 52−55). Бессмертие же упраздняет необходимость брака и воспроизведения себе подобных, в земной жизни служащих для продолжения и сохранения человеческого рода. См. статью «Воскресение и прославление».

20:37 Моисей показал. См. Исх 3:6. Во времена, когда еще не существовало разделения Священного Писания на главы и стихи, ссылки на него обыкновенно привязывались тем или иным запоминающимся эпизодам. Иисус упомянул о Моисее, т.к. саддукеи утверждали, что Моисей никогда не учил о воскресении. Но уже одно то, что Господь открыл ему Себя как Бога патриархов, должно было показать саддукеям, что патриархи остаются живыми, ведь «Бог... не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» (ст. 38).

20:41 как говорят, что Христос есть сын Давидов? Иисус ссылается на Пс 109:1, в котором Давид называет Мессию Господом своим и говорит, что Он был вознесен Иеговой по правую руку Его — в знак Его выдающегося положения. Два вывода следуют из этих слов Иисуса. Во-первых, «сын Давидов» — это одновременно и Господь Давида (20:44). Во-вторых, Давид ясно говорит, что Сын, Которому предстояло стать Мессией, — Божественного происхождения; поэтому Давид и называет Его Господом своим.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.