По Луке 3 глава

Евангелие по Луке
Открытый перевод → Новой Женевской Библии

Открытый перевод

1 В пятнадцатый год правления Тиберия Цезаря, при Понтии Пилате, наместнике Иудеи, при Ироде, тетрархе Галилеи, его брате Филиппе, тетрархе Итуреи и Трахонитиды, и Лисании, тетрархе Авилены,
2 при первосвященниках Анне и Кайафе, слово Божье пришло к Иоанну, сыну Захарии, который был в пустыне.
3 И он пошел по берегам Иордана, призывая народ совершить омовение обращения, к прощению грехов,
4 как написано у пророка Исайи:
— Голос призывает в пустыне:
Приготовьте путь Господу,
расчистите тропы Ему!
5
Пусть заполнятся все низины
и сравняется всякий холм,
пусть извилистый путь станет прямым,
а неровная дорога — гладкой.
6
Пусть увидят люди спасенье от Бога!
7 Он говорил толпам, приходившим к нему совершить омовение:
— Отродье змеиное! Кто надоумил вас спасаться от грядущего гнева?
8 Поступайте же так, чтобы видно было, что вы обратились! И не надейтесь на то, что вы потомки Авраама. Знайте: даже из этих камней Бог может создать Аврааму потомство!
9 Уже топор лежит у корней, и всякое дерево, не приносящее добрых плодов, срубят и бросят в огонь.
10 Народ его спрашивал: «Что же нам делать?»
11 Иоанн отвечал:
— Тот, у кого две рубахи, пусть поделится с тем, у кого нет ни одной; сытый пусть поделится пищей с голодным.
12 Пришли к нему креститься и откупщики. Они спросили:
— Учитель, что нам надо делать?
13 Он сказал:
— Не взимайте сверх того, что положено.
14 Спрашивали его и солдаты: «А что нам делать?» Он сказал:
— Не вымогайте денег, угрожая доносом, и довольствуйтесь своим жалованием.
15 Народ выжидал и все раздумывал: «не Помазанник ли это?»
16 Иоанн сказал им:
— Я вас омываю водой, но за мной идет Тот, кто сильнее меня, Кому я даже обувь снять недостоин. Он будет вас омывать Святым Духом и огнём.
17 В руке у Него лопата, чтобы расчистить гумно и собрать зерно в житницу, а мякину Он сожжет огнём неугасимым.
18 Этими и многими другими словами Иоанн, проповедуя, возвещал народу добрую весть.
19 Но тетрарх Ирод, обличаемый им за связь с Иродиадой, женой своего брата,
20 прибавил к прочим своим преступлениям ещё и то, что бросил Иоанна в тюрьму.
21 И вот, когда весь народ совершал омовение, вместе со всеми совершил омовение и Иисус. Когда Он молился, небо разверзлось
22 и Святой Дух в облике голубя спустился на Него. С неба раздался Голос:
— Ты Сын Мой любимый, угодный Мне.
23 Иисусу тогда было около тридцати лет, и считали его сыном Иосифа, которого породили Эли,
24 Маттат, Левий, Малки, Яннай, Иосиф,
25 Маттатия, Амос, Наум, Хесли, Наггай,
26 Махат, Маттатия, Шимеи, Иосиф, Йода,
27 Иоанн, Реша, Зоровавель, Шеалтиэл, Нери,
28 Малки, Адди, Косам, Элмадам, Эр,
29 Иисус, Элиэзер, Йорим, Маттат, Левий,
30 Симон, Иуда, Иосиф, Йонам, Элиаким,
31 Мелеа, Менна, Маттата, Натан, Давид,
32 Иессей, Овед, Боаз, Шелах, Нахшон,
33 Амминадав, Админ, Арни, Хецрон, Парец, Иуда,
34 Иаков, Исаак, Авраам, Терах, Нахор,
35 Серуг, Реу, Пелег, Эвер, Шелах,
36 Кенан, Арпахшад, Шем, Ной, Ламех,
37 Мафусал, Енох, Яред, Махалалеэл, Кенан,
38 Энош, Сиф, Адам, Бог.

Новой Женевской Библии

3:1 В пятнадцатый же год правления Тиверия кесаря. Т.е. в 27−29 гг. по Р.Х.

когда Понтий Пилат начальствовал в Иудее. После смерти Ирода Великого Палестина была разделена между тремя его сыновьями, причем Иудея досталась в удел Архелаю. Тот, однако, проявил себя столь дурным правителем, что римляне вскоре сместили его и стали назначать в Иудею своих наместников-прокураторов. Понтий Пилат был пятым по счету прокуратором Иудеи.

Ирод. Имеется в виду Ирод Антипа.

четвертовластником. Первоначально титул «четвертовластник», или «тетрарх», присваивался римлянами правителям четвертой части провинции. Позднее он стал применяться к местным, зависимым от Рима властителям, чье достоинство было ниже царского.

Филипп... в Итурее и Трахонитской области. Филипп управлял землями, лежавшими к северо-востоку от Галилейского моря.

Лисаний... в Авилинее. О личности Лисания нам практически ничего неизвестно. Подвластные ему земли не входили в состав собственно Палестины, будучи расположенными значительно севернее ее.

3:2 При первосвященниках Анне и Каиафе. У евреев единовременно мог быть только один первосвященник. Однако в рассматриваемую эпоху сложилась следующая ситуация: римляне сместили неугодного им первосвященника Анну, назначив вместо него его зятя Каиафу; Каиафа стал исполнять официальные первосвященнические функции, тогда как большинство израильтян продолжали считать подлинным первосвященником Анну.

был глагол Божий к Иоанну. Иоанн, таким образом, передавал народу слово Божие, а не пророчествовал от своего имени.

3:3 крещение покаяния. У евреев существовал специальный обряд покаяния для язычников, желавших принять веру Израиля. Для соплеменников Иоанна поразительным в его проповеди было то, что и от них он требовал исполнения обряда, который они считали предназначенным только для неевреев.

3:4−6 гора... холм... кривизны... неровные пути. Образы нравственных препятствий, которые предстояло удалить с пути Мессии Иоанну (точнее сказать, с пути, ведущему людей к Мессии).

3:8 не думайте говорить в себе: отец у нас Авраам. Иоанн предупреждает соотечественников, что один лишь факт принадлежности к потомкам Авраама, т.е. избранному народу, не спасет их от Божиего гнева: они должны покаяться наравне с язычниками.

3:9 Уже и секира при корне дерев лежит. Т.е. суд Божий близок и неминуем.

огонь. Огонь часто служит образом Божиего суда.

3:12 мытари. Сборщики податей в римскую казну.

3:13 не требуйте более определенного вам. Мытари вымогали с плательщиков суммы, превышавшие установленные налоги, и таким образом обогащались.

3:14 воины. Воины, подобно мытарям, также имели возможность использовать свое положение для неправедного обогащения. От них, как и от мытарей, Иоанн требует прежде всего честности.

3:15−17 Во всех четырех Евангелиях говорится о призывах Иоанна Крестителя к покаянию в ожидании пришествия Христа, но только в Евангелии от Луки содержится ответ Иоанна на недоумение народа относительно истинного смысла его служения.

3:16 идет Сильнейший меня. В эпоху, на которую выпало служение Иоанна, в среде еврейского народа мессианские ожидания достигли необычайного накала. Зная об этом, Иоанн однозначно дает понять, что сам он — не Мессия, а лишь человек, призванный подготовить Ему путь.

у Которого я не достоин развязать ремень обуви. Снимать обувь со своих господ полагалось рабам. Иоанн, таким образом, говорит о том, что перед лицом Идущего за ним он меньше, чем раб.

Он будет крестить вас Духом Святым и огнем. По-видимому, речь идет о сошествии Святого Духа в день Пятидесятницы (см. Деян 2:1−4).

3:17 Лопата Его в руке Его. См. ком. к 3:9.

3:19 обличаемый... за ... жену брата своего. Ирод Антипа развелся с женой, чтобы взять в жены свою племянницу Иродиаду, бывшую замужем за его братом. Иоанн обличал этот поступок тетрарха как прелюбодеяние, за что был заточен Иродом в крепость Махер (в нескольких милях к востоку от Мертвого моря).

3:21 Иисус, крестившись, молился. Лука, единственный из синоптиков, отмечает, что Иисус молился. Этот евангелист особенно часто изображает Иисуса молящимся (см. 5:16; 6:12; 9:18, 29; 22:32, 40−44; 23:46). См. статью «Откровение о Божественном призвании: крещение Иисуса».

отверзлось небо. Букв.: «стало открытым небо». Для молитвы Иисуса небо открыто — Он имеет прямой и непосредственный доступ к небу, т.е. к Богу и Ему не нужен посредник (ср.: «един... посредник между Богом и человеком ... Христос Иисус», 1Тим 2:5).

3:22 Дух Святый нисшел на Него... как голубь. Этот момент нашел отражение во всех четырех Евангелиях. Основное внимание уделяется факту зримого свидетельства — «как голубь». См. ком. к Мф 4:1.

был глас с небес. Глас небесный благословил Иисуса на начало земного служения.

3:24−38 В отличие от генеалогии Матфея, Лука начинает свою с Иисуса и доводит ее до Бога — первопричины всего сущего. Матфей же начинает от Авраама и доводит до Христа. Различаются также перечни имен (от Давида до Салафиила). Очевидно, евангелисты прослеживают различные ветви генеалогического древа. Лука следует линии Давида через Нафана, Матфей — через Соломона. После Салафиила, сына Зоровавеля, у Матфея и Луки снова отмечается расхождение — до момента, пока родословия обоих евангелистов не сходятся на Иосифе, о котором Лука замечает, что он, «как думали», был отцом Иисуса. По всей видимости, Лука предложил родословную Марии, которая также происходила из рода Давида.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.