По Луке 4 глава

Евангелие по Луке
Открытый перевод → Новой Женевской Библии

Открытый перевод

1 И вот, исполнившись Святым Духом, Иисус от Иордана пошел обратно и, полный Духа, провёл в пустыне
2 сорок дней, искушаемый Дьяволом. Всё это время Он ничего не ел — и наконец почувствовал голод.
3 Дьявол сказал Ему:
— Если Ты Сын Божий, вели этому камню превратиться в хлеб.
4 Иисус ответил:
— В Писании сказано: «Не только хлебом жив человек».
5 Тогда Дьявол вознёс Его на высокое место и в одно мгновение показал Ему все царства земные.
6 Дьявол сказал:
— Я дам Тебе власть над всем этим и всю славу. Все это отдано мне, и я могу передать это тому, кому захочу.
7 И если Ты мне поклонишься, всё будет Твоим.
8 Иисус ответил:
— В Писании сказано: «Господу, Богу твоему, поклоняйся, и служи только Ему».
9 Тогда Дьявол привел Его в Иерусалим и, поставив на самую вершину Храма, сказал:
— Если Ты Сын Божий, бросайся вниз!
10 Ведь в Писании сказано: «Он ангелам Своим поручит тебя,
11 и они понесут тебя на руках, и ты даже камня ногой не заденешь».
12 Иисус ответил:
— В Писании сказано: «Не испытывай Господа, Бога твоего».
13 И Дьявол, кончив Его испытывать, до поры до времени от Него отступился.
14 Иисус в силе Духа возвратился в Галилею, и слух о Нём разнесся по всей округе.
15 Он проповедовал в синагогах, и все хвалили Его.
16 Посетил Он и свой город Назарет. Там, в одну из суббот, по своему обыкновению пришел Он в синагогу и поднялся, чтобы читать вслух Писание.
17 Ему подали книгу пророка Исайи. Развернув свиток, Он отыскал и прочел место, гласившее:
18
Дух Господа пребывает на Мне,
ибо Он помазал Меня,
чтобы Я принес бедным добрую весть.
Он послал Меня, чтобы Я объявил
пленным — свободу, слепым — прозренье,
чтобы Я отпустил на волю всех угнетённых
19
и провозгласил год милости Господней.
20 Затем Он свернул свиток, отдал служителю и сел. Все выжидательно смотрели на Него.
21 Тогда Он, прервав молчание, сказал им:
— Сегодня исполнились слова Писания, которые Я только что прочел вам.
22 Все громко одобряли Его, удивляясь Его вдохновенным речам. Люди спрашивали друг друга: «Разве это не сын Иосифа?»
23 Иисус сказал им:
— Вы, конечно, ответите мне пословицей «врач, вылечись сам». Повтори, мол, и здесь, у Себя на родине, совершенное Тобой в Кфар-Нахуме.
24 Так вот, Я скажу Вам: ни одного пророка не принимали с почётом у него на родине.
25 Поверьте, много было вдов в Израиле, когда во времена пророка Илии три с половиной года стояла засуха и по всей земле был великий голод.
26 Но ни к одной из них не был послан Илия, а только ко вдове из Царфата Сидонского.
27 Много и прокаженных было в Израиле при пророке Елисее, но ни один из них не исцелился, а только сириец Нааман.
28 Слова эти привели всех в ярость.
29 Встав, они выгнали Его из города и повели на край обрыва, где стоял их город, чтобы столкнуть Его в пропасть.
30 Но Он, пройдя сквозь толпу, удалился.
31 Затем Он отправился в галилейский город Кфар-Нахум и стал проповедовать там в субботу.
32 Все поражались Его речам, ибо Он говорил, как наделённый властью.
33 В тамошней синагоге был человек, одержимый духом нечистого демона.
34 Он громко вскричал:
— Что Тебе нужно от нас, Иисус Назаретянин? Ты пришёл погубить нас? Знаю я, кто Ты. Ты Святой Божий!
35 Но Иисус оборвал его, сказав:
— Замолчи и покинь этого человека.
Повалив человека на пол, демон покинул его, не причинив никакого вреда.
36 Пораженные, все стали спрашивать друг друга: «Что такого заключено в Его в речах? Одним только простым приказом Он изгоняет нечистых духов!»
37 И пошла о Нём молва по округе.
38 Возвращаясь из синагоги, Он зашел в дом к Симону, так как тёща Симона была больна лихорадкой и Его просили исцелить ее.
39 Склонившись над ней, Он пригрозил лихорадке. Женщина сразу же выздоровела, встала и начала прислуживать им.
40 После захода солнца к Иисусу привели всех больных, какие были в округе, и Он, возлагая руки, исцелял каждого.
41 Из многих при этом выходили демоны с криком «Ты Сын Божий!», но Он строго запрещал им говорить, что они узнали в Нём Помазанника.
42 С наступлением дня Иисус покинул город, и люди бросились за Ним вдогонку, умоляя не покидать их.
43 Но Он сказал:
— Я должен возвестить Царство Божье и другим городам, ради этого Я послан.
44 И проповедовал Он в синагогах Иудеи.

Новой Женевской Библии

4:1 Иисус, исполненный Духа Святаго... поведен был Духом. Из этих слов следует, что искушение в пустыне не являлось результатом дьявольских козней, но полностью соответствовало Божественному замыслу: перед началом служения Христа Его человеческой природе надлежало подвергнуться серьезному испытанию. В пустыне должна была проявиться свобода человеческой воли Иисуса, Он должен был сделать выбор не как Сын Божий, но как Сын Человеческий. Именно поэтому сатана искушает Его именно теми благами, которые имеют огромную ценность для человека в его земном существовании.

4:2 сорок дней Он был искушаем. Описанные в ст. 3−13 события происходят по прошествии сорока дней и представляют собой апогей духовной борьбы, длившейся все это время.

4:3−13 Сатана пытается свернуть Иисуса с назначенного Ему Отцом пути мессианского служения, но его замыслы терпят полное поражение. Одержав верх над искусителем, Иисус стал Сильнейшим, победившим сильного и взявшим все оружие его (11:21−22). В повествовании Луки возникает важная параллель между искушением Иисуса и странствованием Израиля в пустыне: Иисус был искушаем сорок дней, а Израиль пребывал в пустыне сорок лет (Чис 14:34). Кроме того, корни этого испытания восходят к моменту, описанному в Быт 3:1−6.

4:5−8 Искушение соблазном земной власти названо у Луки вторым, в то время как у Матфея оно — третье. Причины этого расхождения неизвестны.

4:8 Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи. Иисус отвергает соблазн получить власть над всеми царствами земли ценою поклонения сатане, отвечая искусителю словами Писания (Втор 6:13).

4:9 на крыле храма. Иначе: «на выступе храма». Этим местом могла быть восточная стена храма, под которой простиралась глубокая долина Кедрон.

4:11 на руках понесут Тебя. Сатана побуждает Иисуса совершить чудо ради самого чуда. Позднее Иисус отвергнет подобные требования фарисеев и толпы (см. 11:29−30).

4:12 не искушай Господа Бога твоего. Эти слова, взятые из Втор 6:16, имеют самое непосредственное отношение и к опыту странствования Израиля в пустыне, и к словам сатаны (ст. 9), и ко всем случаям, когда явленное чудо или знамение рассматривается как самодостаточное и превалирует над словом Божиим.

4:14 в силе духа. Как Сын Божий, Иисус не подвергался искушениям сатаны. Как Сын Человеческий, Он выдержал испытания и победил. Сила Духа Святого стала свойством и Его человеческой природы. См. Откр 3:21; Откр 21:7.

4:16 встал читать. Из почтения к Слову Божиему Писание в синагоге читалось стоя, проповедь и истолкование прочитанного произносились сидя (ст. 20).

4:17 раскрыв книгу, нашел место. Букв.: «развернув книгу», поскольку «книга» представляла собой свиток.

4:18 Дух Господень на Мне. См. 3:22. Прежде чем Иисус принародно засвидетельствовал о Себе словами пророка Исаии, Он, в Своей человеческой сущности, прошел путь от сошествия Духа Святого через исполнение (букв.: «полный Духа», ст. 1) Духом и испытание Духом (ст. 1) силе Духа (ст. 14). Этот же путь проходят и ученики Иисуса. Являясь Сыном Божиим, Он принял человеческую природу и провел ее по всем ступеням духовного восхождения к Богу, чтобы, став первородным между многими братьями (Рим 8:29), проложить для них путь к Отцу Небесному.

4:19 проповедывать лето Господне благоприятное. Иисус читал в синагоге из книги пророка Исаии (61:1−2), где говорится о приходе Мессии, но последней строки ст. 2 — о Божием возмездии — не прочитал, акцентировав внимание слушателей на времени благодати, которое, начавшись с Его приходом, продлится до Его Второго пришествия. К этому, собственно, и относятся последние слова ст. 2.

4:32 дивились учению Его. В греческом тексте: «поражались». По всей видимости, подобное восприятие было вызвано тем, что слушатели Иисуса правильно поняли Его слова: Он — Мессия, однако согласиться с этим не желали.

4:33 человек, имевший нечистого духа бесовского. Примеры одержимости бесами крайне редко встречаются как в ВЗ, так и в новозаветных Писаниях, повествующих о временах после земного служения Иисуса Христа. Таким образом, все случаи одержимости следует рассматривать в контексте сопротивления сил зла пришествию и торжеству Сына Божиего.

4:34 знаю Тебя... Святый Божий. Бес распознал в Иисусе «Святого Божиего», т.е. Того, Кто связан с Богом особыми узами и исполнен Святого Духа (ср. Ин 6:69). Лука неоднократно дает понять своим читателям, что одной из целей пришествия Сына Божиего была победа над силами зла.

4:38 теща же Симонова была одержима сильною горячкою. О чуде исцеления тещи Симона, кроме Луки, сообщают Матфей и Марк.

4:39 Он запретил горячке; и оставила ее. Употребляется то же выражение, что и в случаях одержимости нечистыми духами (ст. 35); тем самым подчеркивается, что и одержимость, и болезнь одинаково противоестественны человеческой природе и имеют единый источник. Этим источником-причиной является грех.

4:41 Ты Христос, Сын Божий. Снова, как и в ст. 34, бесы признают в Иисусе Сына Божиего. Т.е. то, что до времени остается сокрытым от людей, с самого начала известно сфере духов, независимо от того, падшие это духи или нет.

4:43 Я должен. В Своем служении Иисус был движим Божией волей, которой никогда не противоречил.

Царствие Божие. Первое упоминание у Луки о Царстве Божием, проповедь которого занимает одно из центральных мест в служении Иисуса Христа.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.