По Иоанну 12 глава

Евангелие по Иоанну
Открытый перевод → Новой Женевской Библии

Открытый перевод

1 И вот, за шесть дней до Пасхи Иисус пришел в Бет-Анийя, где жил Лазарь, которого Он пробудил от смерти.
2 Там для Него устроили ужин, и Марта прислуживала, а Лазарь был одним из сотрапезников.
3 Во время ужина Мариам, взяв фунт дорогого благовония из чистого нардового масла, умастила Иисусу ноги и вытерла их своими волосами, и дом наполнился ароматом.
4 А один из Его учеников, Иуда из Карийота, который собирался его выдать, спросил:
5 — Почему это благовоние не продали за триста денариев, чтобы раздать деньги бедным?
6 Он спросил это не потому, что заботился о бедных, но потому, что был вором и, распоряжаясь денежным ящиком, часто присваивал поступления.
7 Иисус ему ответил:
— Оставь её! Она сохранила это на день Моего погребения.
8 Бедные с вами всегда, а Я — не всегда!
9 Узнав, что Иисус находится в Бет-Анийя, туда приходили толпы евреев, — не только ради Иисуса, а чтобы увидеть и Лазаря, которого Он пробудил от смерти.
10 Тогда первосвященники решили убить и Лазаря,
11 потому что многие евреи из-за Лазаря начинали верить в Иисуса.
12 На следующий день огромные толпы пришедших на праздник людей услышали, что в Иерусалим идёт Иисус,
13 взяли пальмовые ветви и, выйдя Ему навстречу, кричали:
Осанна!
Благословен входящий во Имя Господне.
Благословен царь Израиля
14 А Иисус, найдя ослика, ехал на нём верхом, согласно сказанному в Писании:
15
Отныне не бойся, моя дочь, Сион!
Вот едет твой Царь,
верхом на осленке.
16 В тот миг ученики не сознавали этого, но когда Иисус был прославлен, они вспомнили эти слова и поняли, что с Ним произошло всё так, как сказано о Нём в Писании.
17 Люди, видевшие, как Иисус позвал из гробницы Лазаря и пробудил его от смерти, повсюду об этом рассказывали.
18 Народ и вышел Его встречать, так как был наслышан об этом знаке, который Он сотворил.
19 А фарисеи говорили друг другу: «Видите, мы ничего не добились. И вот, мир уже пошёл за Ним!»
20 Среди паломников, прибывших на праздник для поклонения, были и греки.
21 Они подошли к Филиппу, выходцу из галилейской Бет-Цаиды, и обратились к нему:
— Господин наш, мы хотим видеть Иисуса.
22 Филипп сказал об этом Андрею, и оба они пошли и сказали Иисусу.
23 Иисус ответил:
— Пришел час! Теперь Сын Человеческий будет прославлен!
24 Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, упавшее в землю, не умрет, то так и останется лишь одним зерном, а если умрет, принесет богатый урожай.
25 Кто любит жизнь, тот потеряет её, а кто ненавидит свою жизнь в этом мире, тот сохранит её для вечной жизни.
26 Кто хочет Мне служить, пусть идёт за Мной, и где буду я, там будет и Мой слуга. Кто Мне служит, к тому будет благосклонен Отец.
27 Сейчас Моя душа содрогнулась. Так что же, сказать Мне: «Отец, избавь Меня от этого часа»? Но Я ведь для того и пришел, чтобы наступил этот час.
28 Отец! Прославь Свое имя!
Тогда с неба донесся Голос: «Я прославил Его и ещё больше прославлю».
29 Люди, стоявшие в толпе и слышавшие голос, решили: «Это — раскаты грома». Другие сказали:
— С Ним говорил ангел.
30 Иисус ответил:
— Не для Меня был голос, а для вас.
31 Вот уже суд идёт над этим миром и его Властелин сейчас будет изгнан,
32 а Я, когда вознесут Меня над землей, привлеку к Себе всех.
33 Этими словами Он сказал, какой смертью Он умрет.
34 Из толпы возразили:
— Мы знаем из Закона, что Помазанник, придя, останется навечно. Почему Ты говоришь, что Сын Человеческий будет вознесен? Кто этот Сын Человеческий?
35 Иисус сказал:
— Ещё недолго будет свет среди вас. Ходите, пока с вами свет, чтобы не настигла вас тьма, ибо ходящий во тьме не знает, куда идёт.
36 Пока свет с вами, верьте в свет — и будете сынами света.
Сказав это, Иисус ушел и скрылся от них.
37 Хотя Он сотворил перед ними такое множество знаков, они в Него не поверили,
38 чтобы исполнилось пророчество Исайи:
Господи, кто поверил услышанному от нас?
Кому открылась сила Господня?
39 Они потому не могли поверить, что Исайя в другом месте сказал:
40
Он ослепил их
и помутил у них разум,
так что они не видят
и ничего не понимают,
и не могут к Нему обратиться,
чтобы Я исцелил их.
41 Исайя так сказал, потому что видел Его славу, и он сказал это от лица Иисуса.
42 Все-таки многие представители власти поверили в Него, но боясь фарисеев, не объявляли это открыто, чтобы их не отлучили от синагоги:
43 людские похвалы оказались для них дороже Божественной славы.
44 Тогда Иисус воскликнул:
— Верующий в Меня не в Меня верит, а в Пославшего Меня,
45 и видящий Меня видит Пославшего Меня.
46 Я — Свет, пришедший в мир, чтобы всякий, кто верит в Меня, не оставался во тьме.
47 Того, кто Мои слова слышит, но им не следует, буду судить не Я, ибо Я пришел не затем, чтобы мир судить, а затем, чтобы мир спасти.
48 Есть судья у отвергающего Меня и не принимающего Моих слов: в последний день его будет судить Мною сказанное слово.
49 Ибо Я говорил не от Себя, но Сам пославший Меня Отец дал Мне повеление, что и как говорить,
50 и Я знаю, что Его повеление есть вечная жизнь. Поэтому Я говорю только то, что поручил Мне Отец.

Новой Женевской Библии

12:1−11 Помазание Иисуса, совершенное грешной женщиной, о котором рассказывается у Луки (7:36−50), — эпизод, отличный от помазания Иисуса Марией, описанный также Матфеем (26:6−13) и Марком (14:3−9).

12:3 драгоценного мира. См. ст. 5, где Иуда оценивает стоимость этого мира в сумму, равную годовой заработной плате наемного работника и почти в три раза большую, чем та, которая была получена самим Иудой за предательство Иисуса.

ноги Иисуса. Матфей и Марк указывают, что Мария возлила благовония на Его голову.

12:7 оставьте ее. В этих словах Иисуса, скорее, забота о чувствах Марии, чем упрек Иуде.

12:8 всегда... не всегда. Иисус Христос, Сын Божий, — вечен; Иисус из Назарета жил на земле неполных тридцать три года (см. 2Кор 5:16).

12:11 ради него... веровали. Многие из иудеев уверовали в Иисуса, потому что видели воскрешенного Им Лазаря. Они, в сущности, не столько поверили, сколько констатировали факт. Вера же есть «уверенность в невидимом» (Евр 11:1).

12:13 осанна! См. Пс 117:25. «Помоги» или «дай счастья».

12:14−15 Все обстоятельства этого события были предсказаны Захарией (9:9).

12:20 некоторые Еллины. Это, по всей видимости, были не иудеи рассеяния (грекоязычные евреи называются в Деян 6:1 иначе). Скорее, речь идет о прозелитах или «боящихся Бога» язычниках, которые посещали синагогальную службу, но не принимали обрезания (Деян 8:27; 13:26).

нам хочется видеть Иисуса. Приход греков к Иисусу предзнаменовал собой приход язычников к вере в Иисуса (10:16; 12:32).

12:23 пришел час. В противоположность более ранним заявлениям Иисуса о том, что Его час еще не пришел (2:4; 7:6, 8, 30; 8:20), данное утверждение является первым из целого ряда тех, в которых говорится о приближении часа Его смерти и воскресения (12:27; 13:1; 16:32; 17:1). О смерти Иисуса говорится как о Его прославлении (хотя в других местах Писания крест и погребение явно рассматриваются как Его уничижение, Флп 2:8). См. ком. к 13:31.

12:24 пшеничное зерно. Брошенное в землю зерно, прорастая, умирает, но из него вырастает колос.

12:25 Любящий душу свою. В Писании слово «душа» часто используется в значении «жизнь». Возможна такая интерпретация этого стиха: любящий эту, мирскую жизнь, погубит душу, а не любящий мира, «ни того, что в мире», сохранит свою душу для жизни вечной.

12:27 Душа Моя теперь возмутилась. Иисус чрезвычайно взволнован ожиданием того, что на Него падет гнев Его Отца, предназначенный для грешников. Тем не менее, Он принимает миссию первосвященника, возносящего молитву о грехах всех людей, и в очередной раз выражает Свою решимость исполнить ее до конца.

12:28 пришел с неба глас. За время земного служения Иисуса было три случая, когда Отец говорил с неба: во время Его крещения (Мф 3:17), во время преображения (Мф 17:5) и сейчас. Здесь, ради учеников (ст. 30), Отец запечатлевает посреднический труд Иисуса печатью Своего одобрения.

12:29 Народ... слышавший то. Описываемая ситуация аналогична той, которая сложилась в момент обращения Павла, когда сопровождавшие его люди слышали какой-то звук, но не могли различить отдельных слов (Деян 9:7; Деян 22:9).

12:31 Ныне суд миру сему. Т.е. наступил решающий момент в истории человечества. В зависимости от поведения, людей ждет либо приговор осуждения, либо прощение.

князь мира сего. Имеется в виду сатана (ср. 14:30; 16:11; 1Ин 4:4; 1Ин 5:19; 2Кор 4:4; Еф 2:2).

12:32 вознесен. Это намек на казнь через распятие (ст. 33), но одновременно и утверждение того, что Христос, как Примиритель, будет возвышен и займет место одесную Отца (см. ком. к 3:14).

всех привлеку. Эти слова не свидетельствуют о том, что спасение будет всеобщим, но подчеркивают, что крест Христа притягивает к себе всех и что через крест будут спасены люди всех национальностей, язычники и иудеи, которые позволят Иисусу привлечь их.

12:34 из закона. Слово «закон», в его широком смысле, относилось ко всему ВЗ (10:34; 15:25).

Сыну Человеческому. Иудеи воспринимали этот титул как притязание на мессианство.

вознесену быть. Иудеи понимали это как намек на повешение или распятие и, исходя из Писания (Пс 88:36−37), не могли примирить смерть Христа со своими представлениями о Мессии.

12:35 свет. Иисус отождествляет со светом Себя (1:4−9; 8:12; 9:5; 12:46). Его предстоящая смерть заключала в себе и идею наступления тьмы, однако Он поручает просвещение человеческих душ Своим ученикам, которых называет «сынами света» (ст. 36).

12:38 Да сбудется слово Исаии пророка. Земное служение Иисуса и Его смерть были предсказаны пророком Исаией. См. Ис, гл. 53.

12:41 видел славу Его. См. ком. к 12:38.

12:42 многие уверовали в Него. Несмотря на строгость суждения, произнесенного Исаией, в Иисуса верили даже некоторые религиозные лидеры. Они не решались заявлять открыто об этом, опасаясь фарисеев. Возможно, одним из тех, кто имеется здесь в виду, был Никодим, обладающий достаточным мужеством, чтобы пойти против течения (7:50−52; 19:39−40).

12:44 Иисус же возгласил. Особое внимание уделяется здесь оценке Иисусом Своего служения. Связь Иисуса с Его Отцом рассмотрена в трех аспектах: 1) веровать во Христа значит веровать в Отца (ст. 44); 2) видеть Христа значит видеть Отца (ст. 45); 3) слышать Христа значит слышать Отца (ст. 50).

Единство Иисуса Христа с Отцом будет особо рассматриваться в гл. 17. Исходя из вышесказанного, отвержение Христа является отвержением Отца, а также отвержением предложенного Им спасения и Его святого Слова. Следствием этого будет суд, хотя непосредственной целью воплощения Христа и Его служения было спасение тех, кто принадлежит Ему, а не осуждение тех, кто не верит. Это осуждение естественно вытекает из отвержения Евангелия (2Кор 2:15−16).

12:48 См. статью «Учение Иисуса».



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.