По Иоанну 7 глава

Евангелие по Иоанну
Открытый перевод → Новой Женевской Библии

Открытый перевод

1 После этого Иисус ходил по Галилее, а в Иудею идти не хотел, потому что евреи там стремились Его убить.
2 Приближался еврейский Праздник Шалашей.
3 Братья Иисуса говорили Ему:
— Отправляйся в Иудею. Пусть и Твои ученики увидят Твои дела.
4 Ведь действуя тайно, нельзя добиться признания. Раз Ты такое делаешь, открой Себя миру!
5 Братья так говорили, потому что и они в Него не верили.
6 Иисус ответил:
— Моё время ещё не пришло, а вам подходит любое время.
7 Мир не может вас ненавидеть, а Меня он ненавидит, ибо Я — свидетель тому, что он делает только зло.
8 Идите на праздник сами, а Я не пойду, ибо Моё время ещё не пришло.
9 Сказав это, он остался в Галилее.
10 А когда братья ушли на праздник, пошёл туда тайно и Он.
11 Евреи искали Его на празднике, спрашивая: «Где Он?»
12 В народе о Нём много спорили. Одни говорили: «Он — добрый человек», — другие: «Нет, он вводит народ в обман».
13 Открыто же о Нём не говорил никто, потому что боялись евреев.
14 Когда минула половина праздничных дней, Иисус поднялся в Храм и начал там проповедовать.
15 Евреи удивлялись и спрашивали:
— Откуда он знает Писания, не учившись?
16 Иисус ответил:
— Я не Свое учение проповедую, оно — от Пославшего Меня.
17 Кто Его волю хочет исполнять, тот поймет, от Бога ли Моё учение или Я Сам от Себя говорю.
18 Кто сам от себя говорит, тот ищет собственной славы, а кто ищет славы Пославшего его, тот верен истине и нет в нём неправоты.
19 Разве Моисей не давал вам Закона? Но никто из вас не исполняет Закон. Почему вы хотите Меня убить?
20 Толпа отвечала:
— Демон в Тебе? Кто хочет Тебя убить?
21 Иисус сказал:
— Я совершил лишь одно деяние — и вас всех оно изумляет.
22 Подумайте: Моисей установил для вас обрезание (хотя на самом деле этот обычай — от предков), так вы совершаете обрезание и по субботам.
23 Но если в субботу совершают обрезание, чтобы не нарушить Закон Моисея, почему вы обозлились на Меня из-за того, что Я всего человека исцелил в субботу?
24 Не судите лишь по букве, но судите судом справедливым.
25 Некоторые жители Иерусалима говорили:
— Не тот ли это человек, которого хотят убить?
26 Смотрите! Он открыто проповедует и никто ему не возражает. Может быть, власти признали его Помазанником?
27 Но мы знаем, откуда он. А когда придет Помазанник, откуда Он, знать не будет никто.
28 Иисус, проповедуя в Храме, в ответ на это воскликнул:
— Меня вы знаете и, откуда Я, тоже знаете. А я пришел не Сам по себе, но послал меня Истинный, Кого вы не знаете.
29 Его знаю Я, ибо Я — от Него, и послал Меня Он.
30 Тут они хотели Его схватить, но никто не прикоснулся к Нему, ибо Его час ещё не пришел.
31 Многие из толпы в Него поверили. Они говорили:
— Разве Помазанник, когда придет, больше сотворит знаков, чем Он?
32 Фарисеи, услышав, что говорят о Нём в народе, вместе с первосвященниками послали стражников схватить Его.
33 Тогда Иисус сказал:
— Ещё недолго пробуду Я с вами и уйду к Пославшему Меня.
34 Вы будете Меня искать, но не найдете, ибо где буду Я, вам туда не дойти.
35 Евреи стали между собой обсуждать:
— Куда Он хочет уйти, так что мы его не найдем? Не собирается ли Он в диаспору среди греков, чтобы проповедовать иноверцам?
36 Как это понимать: «Вы будете Меня искать, но не найдете» и «где буду Я, вам туда не дойти»?
37 В последний, самый торжественный, день праздника Иисус встал перед толпой и воскликнул:
38 — Кто жаждет, пусть приходит ко Мне, и пусть пьет, кто верит в Меня. Как в Писании сказано, у него из сердца потекут реки живой воды.
39 Он сказал это о Духе, который предстояло получить верующим в Него: Духа в то время не было, ибо Иисус ещё не был прославлен.
40 Услышав это, люди в толпе стали говорить:
— Он и в самом деле пророк.
41 Он — Помазанник.
Другие им возражали:
— Разве из Галилеи придет Помазанник?
42 Не говорит ли Писание, что Помазанник произойдет из потомства Давидова, из Бет-Лехема, откуда был родом Давид?
43 Таким образом, мнения о Нём разделились.
44 Некоторые из толпы хотели Его схватить, но никто к Нему не прикоснулся.
45 Посланные за Ним стражники вернулись к первосвященникам и фарисеям, а те их спросили:
— Почему вы не привели его?
46 Стражники ответили:
— Никогда ещё человек так не говорил.
47 На это фарисеи сказали:
— Не попались ли и вы на обман?
48 Разве кто-нибудь из властей или фарисеев поверил в него?
49 А этот народ, несведущий в Законе, проклят.
50 Один из них, Никодим, приходивший раньше к Иисусу, сказал:
51 — Разве наш Закон судит человека, не выслушав его сначала и не расследовав его деяний?
52 Они в ответ ему сказали:
— Может быть, и ты галилеянин? Обратись к Писаниям — и сам убедишься, что из Галилеи не приходят пророки.

[[

53 Все разошлись по домам,

Новой Женевской Библии

7:2 праздник Иудейский — поставление кущей. Самый продолжительный из иудейских праздников (длился семь дней), праздник Кущей следовал за еврейским Новым Годом и днем Искупления (Лев, гл. 23; Втор, гл. 16). Его отмечали в воспоминание о милостивом попечении, которое Бог проявлял к израильтянам в пустыне. Особой торжественностью сопровождались обряды добывания воды (в память о том, как Бог дал израильтянам воду в пустыне, Чис 20:2−13) и зажигания светильников. Первый из этих обрядов дал Иисусу повод для Его заявления, записанного в 7:37, 38, а второй — для утверждения, записанного в 8:12.

7:3, 5, 10 братья Его. Ср. 2:12 и Мф 12:46.

7:6 Мое время. См. 2:4; 7:8, 30; 8:20; 12:23; 13:1; 17:1; Мф 26:18; Мк 14:41. Использованное здесь греческое слово «кайрос» часто имеет значение «установленное, назначенное время». Действия Иисуса носили не спонтанный характер, а совершались Им в предусмотренные Богом «времена и сроки».

7:7 мир. Имеется в виду человеческий род, противящийся Богу и установленной Им цели. Братья Иисуса, по их неверию, тоже примыкали в то время к миру, но позднее, по крайней мере некоторые из них, стали верующими (Деян 1:14).

дела его злы. Делающие зло противятся всему доброму, потому что присутствие добра делает зло явным (3:19−20).

7:8 Я еще не пойду на сей праздник. Эти слова не следует воспринимать как противоречащие ст. 10, где говорится, что Иисус все-таки пришел туда. Братья спрашивали Его, пойдет ли Он на праздник открыто, чтобы предстать там перед толпами народа, и Иисус заверил их, что не собирается поступать подобным образом.

7:12 Он добр. Свидетельство из уст непредвзятых наблюдателей. Это утверждение более справедливо, чем они сами могли вообразить (ср. Мк 10:18).

7:13 боясь Иудеев. Слово «иудеи» обозначает здесь не всю нацию генетических потомков Авраама, а иудейских религиозных вождей и государственных чиновников, в частности тех из них, кто был особенно враждебен к Иисусу.

7:15 не учившись. Иисус никогда не был учеником какого-либо известного раввина, однако Его знания и мудрость приводили слышавших Его в изумление (ср. 3:2; Лк 2:47; Мф 7:28).

7:16 Пославшего Меня. Иисус указывает на источник Своего учения. Его учение не создано Им Самим. Оно исходит от Его Небесного Отца. Это важно понять тем людям, которые пытаются найти человеческие истоки Его учения.

7:17 тот узнает. Понимание истинной природы учения Христа даруется тем, кто ревностно желает творить волю Божию, т.е. лишь искренним верующим (Пс 24:14).

7:19 Не дал ли вам Моисей закона? Великое благословение обладания законом, являющимся откровением Божией воли (см. Пс 102:7; Рим 3:2; Рим 9:4), по причине непослушания становится проклятием (Рим 7:7−12).

7:20 не бес ли. Именно эти слова являются хулой на Духа Святого. Это тот грех, который не подлежит прощению ни в сем веке, ни в будущем (Мф 12:31).

7:21 одно дело сделал Я. Иисус сделал гораздо более одного дела, но здесь Он упоминает о том единственном чуде, которое могли наблюдать жители этой области, — об исцелении хромого (5:1−15).

7:22 обрезание. Обрезание предписывалось законом Моисея (Лев 12:3), но оно было введено Богом еще во времена Авраама (Быт 17:10−14). Правило, согласно которому обрезание должно было совершаться на восьмой день, считалось столь важным, что ради его соблюдения нарушалось предписание о субботнем дне. В Писании этот вопрос особо не оговаривается, но во времена Иисуса практика была именно таковой. На этом основан довод, выдвинутый здесь Иисусом.

7:23 Иисус привлекает внимание к непоследовательности Своих обвинителей. Существовал ряд дел, которыми, в порядке исключения, разрешалось заниматься и в субботу (в их число входил и обряд обрезания).

7:26 не удостоверились ли начальники. Пример мирского, плотского подхода к духовным вопросам: критерием истины является мнение человека, облеченного земной властью, — той самой властью, соблазном которой сатана искушал Христа в пустыне (Мф 4:9).

7:27 мы знаем Его, откуда Он. Иудеи думали, что Иисус пришел из Галилеи (ст. 41:52), а это противоречит двум их основным представлениям о Мессии: 1) Мессия должен прийти из Вифлеема (ст. 42; Мф 2:5−6); 2) о Его происхождении ничего не будет известно. В ответ Иисус указывает не на место Своего земного рождения, а на Свое божественное происхождение.

7:30 искали схватить Его. Все заговоры с целью убить Христа не могли осуществляться до тех пор, пока не пришло время, назначенное Богом.

7:34 Будете искать Меня, и не найдете. Это не противоречит сказанному у Матфея (7:7). Разница — в характере поисков. У Матфея Иисус говорит об истинной жажде Бога (ср. ст. 37), которую может вызвать у грешника один лишь Святой Дух. А в данном стихе Он говорит об умозрительных попытках установить Его местопребывание.

7:35 куда Он хочет идти? Иудеи все воспринимали буквально. См. ком. к 6:43−51.

7:37−38 В самый разгар праздника Иисус делает заявление величайшей важности. Значимость этого заявления еще больше подчеркивалась Его позой (Он стоял, а не сидел) и голосом (Он говорил громко). Обетование, данное Иисусом в разговоре с самарянкой (4:10−14), повторяется здесь еще раз и с разъяснением, что оно относится к тем, «кто верует в Него».

7:38 как сказано в Писании. Слова Иисуса не являются точной цитатой из ВЗ, но передают смысл ряда ветхозаветных мест, в которых вода связывается с эсхатологическим даром Духа (напр., Ис 44:3; Иез 36:25−27) или символизирует благословения мессианской эры (напр., Ис 12:3; Ис 58:11). Смысл заявления Иисуса ясен — с Ним связаны все символы, заключенные в обрядах праздника Кущей (см. ком. к ст. 2).

реки. Это слово подразумевает великое изобилие.

7:39 еще не было... Духа Святого. Т.е. еще не было Пятидесятницы.

7:40 пророк. См. Втор 18:15. Стоит рассмотреть, каковы были свидетельства людей, не принадлежавших к числу учеников Иисуса и не ослепленных какими-либо предрассудками: 1) Мессия не сможет сотворить больше знамений, чем сотворил Иисус (ст. 31); 2) Он может быть тем пророком, приход которого обещал Моисей (ст. 40); 3) Он — Христос, Мессия (ст. 41); 4) ни один человек никогда не говорил так, как этот Человек (ст. 46). Не менее интересные выводы могут быть сделаны из свидетельств об Иисусе Его врагов.

7:45−52 Предубеждение первосвященников и фарисеев ясно видно из их осуждения храмовых служителей (ст. 47:48), народа (ст. 49) и даже Никодима, принадлежавшего к их кругу (ст. 52).

7:52 Члены синедриона презирали Галилею как область со смешанным населением, которое недостаточно ревностно соблюдало закон. По всей видимости, их слова следует понимать не в том смысле, что вообще пророк не может прийти из Галилеи (пророк Иона, например, был родом из Галилеи, 4Цар 14:25), а в том, что Пророк-Мессия (Втор 18:15) не может прийти из этой области. Здесь вновь всплывает вопрос о происхождении Иисуса.

7:53 — 8:11 Эта история отсутствует в лучших греческих рукописях данного Евангелия. А в тех древних списках, в которых она содержится, помещена в различных местах: в некоторых именно здесь, в других — после 7:36, в третьих — после 21:25. Из 7:53 и 8:1 видно, что контекст, в который этот рассказ помещен в современных изданиях Нового Завета, ему не соответствует, поскольку Иисус не присутствовал на совещании, описанном в ст. 45−52.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.