Деяния 13 глава

Деяния Апостолов
Открытый перевод → Новой Женевской Библии

Открытый перевод

1 В Антиохии, в местной церкви были пророки и учителя: Варнава, и Симеон, которого называли Нигер, и Луций Киренец, и Манаил, воспитанный с тетрархом Иродом, и Савл.
2 Когда они служили Господу и постились, Святой Дух сказал им:
— Отделите мне Варнаву и Савла для дела, к которому Я их призвал.
3 Тогда они, совершив пост и помолившись, и возложив на них руки, отпустили их.
4 Итак, посланные Святым Духом, они прибыли в Селевкию, оттуда отплыли на Кипр,
5 и, прибыв в Саламин, возвещали слово Божье в еврейских синагогах. Был же с ними и Иоанн, как помощник.
6 И, пройдя весь остров до Пафа, они нашли одного человека, колдуна, лжепророка, еврея, по имени Вариисус,
7 который был с проконсулом Сергием Павлом, человеком рассудительным. Он, позвав Варнаву и Савла, желал услышать слово Божье.
8 Но Элима-колдун (ибо так переводится его имя), противодействовал им, стараясь отвратить проконсула от веры.
9 Но Савл, он же Павел, наполнившись Святым Духом и всмотревшись в него,
10 сказал:
— О, полный всего коварства и всякого злодейства, сын дьявола, враг всякой справедливости! Прекратишь ли ты извращать прямые пути Господа?
11 И теперь — вот, рука Господня на тебе, и будешь слеп и не будешь видеть солнца до поры.
И тут же пал на него мрак и тьма, и он, вертясь, стал искать поводырей.
12 Тогда проконсул, увидев, что произошло, поверил, изумляясь учению Господа.
13 И, отплыв из Пафа, Павел и его спутники прибыли в Пергию, в Памфилии. А Иоанн, уйдя от них, возвратился в Иерусалим.
14 А они, пройдя от Пергии, прибыли в Антиохию Писидийскую. И, войдя в синагогу в субботний день, сели.
15 После чтения Закона и Пророков, главы синагоги послали им сказать:
— Братья, если у вас есть слово наставления для народа, говорите.
16 Павел, встав и дав знак рукой, сказал:
— Люди Израиля и боящиеся Бога, послушайте.
17 Бог этого народа, Израиля, выбрал наших отцов и возвысил народ, когда они были на чужбине, в египетской земле, и высокой рукой вывел их из неё,
18 и около сорока лет терпел их в пустыне.
19 И, истребив семь народов в земле Ханаанской, дал им в наследие их землю
20 приблизительно на четыреста пятьдесят лет. И после этого давал судей до Самуила пророка.
21 Потом они просили царя, и Бог дал им Саула, сына Киса, мужа из рода Вениамина, на сорок лет.
22 И, отстранив его, поставил им царём Давида, о котором сказал, свидетельствуя: «Я нашёл мужа Мне по сердцу, Давида, сына Иессея, который исполнит все Мои желания».
23 Из его потомства Бог, согласно обещанию, привёл Израилю Спасителя, Иисуса,
24 После того как Иоанн возвестил перед Его приходом омовение обращения всему народу Израиля.
25 25 А когда Иоанн завершил свой бег, он говорил: «Я не тот, кем меня считают; но вот, идет за мною Тот, с ног Которого я недостоин снять обувь».
26 Мужи, братья, сыновья Авраамова рода и те среди вас, кто боится Бога, нам послано слово этого спасения!
27 Ибо жители Иерусалима и их правители, не узнав Его и осудив, осуществили возгласы пророков, читаемые каждую субботу.
28 И не найдя никакого повода для смерти, добились у Пилата Его казни.
29 Когда же совершили всё, написанное о Нём, то, сняв с дерева, положили в гробницу.
30 Но Бог воздвиг Его из мертвых.
31 И Он являлся в течение многих дней тем, кто пришёл с Ним из Галилеи в Иерусалим, и которые теперь Его свидетели перед народом.
32 И мы благовествуем вам обещание, данное отцам,
33 что Бог полностью исполнил его для нас, детей, воскресив Иисуса, как и во втором Псалме написано:
«Ты Мой Сын,
сегодня Я родил Тебя».
34 А что Он воскресил Его из мёртвых, так что Он уже не возвратится в тление, сказал так: «Я дам вам святого Давида, верно».
35 Потому и в другом месте говорит: «Не дашь святому Твоему увидеть тление».
36 Давид же, послужив своему поколению по воле Божьей, умер, и присоединился к своим отцам, и увидел тление.
37 Но Тот, Кого воскресил Бог, не увидел тления.
38 Итак, да будет вам известно, мужи, братья, что через Него возвещается вам прощение грехов, и во всём, и везде, где вы не могли быть оправданы в Законе Моисея,
39 всякий верующий оправдывается в Нём.
40 Итак, смотрите, чтобы не постигло сказанное у Пророков:
41
«Глядите, спесивцы, удивитесь и сгиньте,
потому что Я сотворю в ваши дни такое,
чему вы не поверите,
если кто бы вам рассказывал».
42 И когда они выходили, их умоляли в следующую субботу говорить о том же.
43 Когда собрание разошлось, то многие евреи и чтущие Бога обращенные из иноверцев, последовали за Павлом и Варнавой, которые, беседуя с ними, убеждали их оставаться в Божьей благодати.
44 А в следующую субботу почти весь город собрался слушать Божье слово.
45 Но евреи, увидев толпу, наполнились завистью и, злословя, противоречили тому, что говорил Павел.
46 Тогда Павел и Варнава смело сказали:
— Вам первым должно было быть возвещено Божье слово. Так как вы отвергаете его и не считаете себя достойными вечной жизни, то вот, мы обращаемся к иноверцам.
47 Ибо так повелел нам Господь:
«Я поставил Тебя светом народам,
чтобы Ты был спасением до края земли».
48 Слыша это, иноверцы радовались и славили слово Господа, и поверили все, предназначенные к вечной жизни.
49 А слово Господа распространялось по всей стране.
50 [ отсутствует в NA ]
51 Но евреи, подговорив набожных и уважаемых женщин и первых людей города, возбудили преследование против Павла и Варнавы и выгнали за пределы своего края.
52 А те, стряхнув на них пыль со своих ног, пришли в Иконию.
53 Ученики же наполнялись радостью и Святым Духом.

Новой Женевской Библии

Павел направляется в Галатию (Первое миссионерское путешествие, Деян 13; 14).

13:1 пророки и учители. См. Еф 4:11. Здесь слова «пророки» и «учители», по-видимому, синонимичны.

Варнава. См. ком. к 4:36.

Симеон, называемый Нигер. «Нигер» (лат.) — черный. Смуглый человек, возможно выходец из Африки. Это мог быть Симон Киринеянин (Лк 23:26), сыновья которого Александр и Руф были членами христианской общины в Риме (Мк 15:21; ср. Рим 16:13).

Луций Киринеянин. Киринея — столица Римской провинции Киринаика (на территории современной Ливии).

13:3 возложив на них руки. Признав, что Дух Святой выделил Варнаву и Савла, на них официально возложили руки, подтвердив внешне то, что уже совершил Святой Дух (ст. 2) и что Он намеревался совершить, посылая их на проповедь (ст. 4; ср. 14:23; 1Тим 4:14).

13:4 в Селевкию. Порт, расположенный в двадцати пяти километрах к западу от Антиохии и в семи километрах к северу от устья реки Оронт.

Кипр. Остров в Средиземном море.

13:5 быв в Саламине. Они проплыли на юго-запад около двухсот километров от Селевкии до Саламина (восточное побережье Кипра) — одного из важных центров острова. Административной столицей острова был Пафос на западном берегу, километрах в ста сорока от Саламина.

13:6 волхва, лжепророка, Иудеянина. Греческое слово «магос» означает «мудрец» (Мф 2:1), «волшебник», «чародей». Хотя волшебство было запрещено в иудействе, оно все же существовало. Вариисус («сын Иешуа») был лжепророком.

13:7 с проконсулом Сергием Павлом. Возможно, это был Луций Сергий Павел — должностное лицо в царствование Клавдия; он затем стал проконсулом (главой сенатской провинции) в Пафосе на Кипре (ср. 18:12). Палестина, напротив, была императорской провинцией, во главе которой стоял прокуратор, подотчетный непосредственно императору, а не сенату.

13:8 Елима. Второе имя Вариисуса.

13:9 Савл, он же и Павел. Савл — еврейское имя, Павел — римское имя апостола. В качестве римского гражданина Павел имел два, а может быть, и три имени. Он пользовался своим римским именем и прежде обращения Сергия Павла. В дальнейшем Лука говорит уже не «Варнава и Савл», а «Павел и Варнава», за исключением того места, где говорится о возвращении этих проповедников в Иерусалимскую церковь; в данном случае ведущая роль отводилась Варнаве (14:14).

13:13 прибыли в Пергию, в Памфилии. На южном побережье Малой Азии, к северо-западу от Кипра, находилась Памфилия, бедная в экономическом отношении римская провинция. Город Пергия был расположен километрах в девятнадцати восточнее морского порта Атталия.

13:14 в Антиохию Писидийскую. Эту Антиохию, расположенную в ста шестидесяти километрах к северу от Пергии, близ границы Фригии с Писидией, обычно называли Антиохией Писидийской, чтобы отличать ее от другой Антиохии, Сирийской.

13:15 После чтения закона и пророков. Синагогальное богослужение того времени включало исповедание веры (Втор 6:4), молитву «Восемнадцать благословений», чтение закона, чтение из пророческих книг, истолкование, наставление (Лк 4:16−30) и заключительное благословение.

13:20 около четырехсот пятидесяти лет. Около четырехсот лет, к которым прибавляется сорок лет скитаний в пустыне и период завоеваний под водительством Иисуса Навина (см. ком. к 7:6).

13:33 написано. Павел особо выделяет воскресение Иисуса — главное в свидетельстве апостолов (1:22). Он приводит три места из ветхозаветных Писаний (Пс 2:7; 15:10; Ис 55:3), содержащих пророчества о Христе.

Ты Сын Мой: Я ныне родил Тебя. Т.е. ныне, восставив Тебя из мертвых, Я показал явно, что Ты Мой Сын, и Я — Твой Отец.

13:39 Закон направляет грешника ко Христу (Гал 3:24), ибо «человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа» (Гал 2:16). «Оправдаться» означает получить оправдание от Бога (Рим 3:21−22) и, следовательно, прощение грехов (Еф 1:7).

13:46 вам первым надлежало быть проповедану слову Божию. Поскольку Мессия Иисус произошел от иудеев (Быт 12:3), Павел соответственно применяет принцип «во-первых, Иудею, потом и Еллину» (Рим 1:16). Он признает, что Божий промысл простирается и на язычников (Ис 49:6), с чем не желали согласиться иудеи, жившие в Антиохии Писидийской.

13:48 уверовали все, которые были предуставлены к вечной жизни. Божие суверенное избрание проявлялось в том, что люди осознавали свою греховность и приходили к покаянию (11:18; 2Тим 2:25) и вере во Христа (Еф 2:8). Лука пользуется пассивной формой («предуставлены») и указывает таким образом, что действующая сила — Бог. Только Бог дарует вечную жизнь (Мф 25:46; Ин 10:28; Ин 17:2). Слово «предуставлены» указывает на то, что действие уже совершилось в прошлом, но результаты его проявляются в настоящее время. В прошлом Бог предопределил спасение язычников (Быт 12:1−3; Ис 42:6; Ис 49:6).

13:51 отрясши... прах от ног своих. По иудейскому обычаю — знак неодобрения и несогласия (Мф 10:14).

пошли в Иконию. Павел и Варнава преодолели около ста тридцати километров на юго-восток от Антиохии Писидийской до Иконии.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.