Деяния 16 глава

Деяния Апостолов
Открытый перевод → Новой Женевской Библии

Открытый перевод

1 Он до Дервии и Листры. И вот, там был один ученик, по имени Тимофей, сын верующей еврейки, но отца — грека.
2 Он имел доброе свидетельство от братьев в Листре и Иконии.
3 Павел захотел, чтобы он пошёл с ним. И, взяв, обрезал его из-за евреев, бывших в тех местах, так как все знали о его отце, что он был грек.
4 И, проходя города, они передавали соблюдать установления, определённые Посланниками и старейшинами в Иерусалиме.
5 Итак, церкви укреплялись в вере и численно умножались каждый день.
6 Они прошли область Фригии и Галатии, так как Святой Дух воспрепятствовал им возвестить слово в Асии.
7 Дойдя до Мисии, они пытались отправиться в Вифинию, и Дух Иисуса не позволил им.
8 Миновав же Мисию, они пришли в Троаду.
9 И ночью у Павла было видение: какой-то человек, македонец, стоял, умоляя его и говорил: «Перейди в Македонию и помоги нам».
10 После того, как он увидел это, мы тотчас постарались уйти в Македонию, заключая, что Бог призвал нас благовествовать там.
11 Итак, отплыв из Троады, мы прибыли прямо в Самофракию, а на другой день в Неаполь,
12 и оттуда в Филиппы, город первой части Македонии, колонию. В этом городе мы оставались несколько дней.
13 А в субботний день вышли за ворота к реке, где, как мы думали, было место для молитвы, и сев, разговаривали с собравшимися женщинами.
14 А одна женщина по имени Лидия, торгующая пурпуром, из города Фиатиры, почитающая Бога, слушала. Господь открыл её сердце внимать тому, что возвещал Павел.
15 А когда приняла омовение она и её домашние, то попросила нас, говоря:
— Если вы рассудили, что я верна Господу, то входите в мой дом и живите.
И убедила нас.
16 А когда мы шли к месту молитвы, нам встретилась одна рабыня, в которой был дух Пифона и которая приносила своим господам большой доход, занимаясь прорицанием.
17 Она, следуя за Павлом и за нами, кричала:
— Эти люди — рабы Бога Всевышнего, которые возвещают вам путь спасения.
18 И она делала это много дней. Но Павел, досадуя, повернулся и сказал духу:
— Приказываю тебе именем Иисуса Христа выйти из неё.
И он в тот же час вышел.
19 А её господа, увидев, что ушла их надежда на заработок, схватили Павла и Силу и потащили на площадь к властям.
20 И, приведя их к стратегам, сказали:
— Эти люди, евреи, будоражат наш город
21 и возвещают обряды, которые нам, римским гражданам, не позволяется ни перенимать, ни совершать.
22 И толпа восстала против них, а стратеги, сорвав с них одежды, велели бить палками
23 и, нанеся им множество ударов, бросили в тюрьму, велев тюремщику надёжно стеречь их.
24 Получив такое повеление, тот бросил их во внутреннюю тюрьму и забил их ноги в колодки.
25 Около полуночи Павел и Сила, молясь, пели гимны хвалы Богу, а узники слушали их.
26 И вдруг произошло сильное землетрясение, так что затрясся фундамент тюрьмы. И тотчас распахнулись все двери, и у всех распались оковы.
27 Тюремщик, проснувшись и увидев отрытые двери тюрьмы, выхватил меч и приготовился убить себя, думая, что заключённые бежали.
28 Но Павел закричал громким голосом, говоря:
— Не делай себе никакого зла, ибо мы все здесь!
29 Потребовав огня, он вбежал и в трепете упал перед Павлом и Силой,
30 и, выведя их наружу, сказал:
— Господа, что мне делать, чтобы спастись?
31 Они же сказали:
— Поверь в Господа Иисуса, и ты будешь спасён, и твой дом.
32 И возвестили слово Господа ему и всем в его доме.
33 И забрав их в тот ночной час, он обмыл их раны и тотчас принял омовение сам и все его домашние.
34 И, приведя их наверх в дом, преподнёс пищу, и возрадовался всем домом тому, что поверил в Бога.
35 А когда наступил день, стратеги послали ликторов сказать: «Отпусти тех людей».
36 Тюремщик сообщил об этом Павлу:
— Стратеги прислали освободить вас. Итак, выходите и идите с миром.
37 Но Павел сказал им:
— Нас, римских граждан, без суда принародно били и бросили в тюрьму, а теперь тайно выгоняют? Нет уж! Пусть придут и сами нас выведут.
38 И ликторы передали эти слова стратегам. А те испугались, услышав, что это римские граждане.
39 И, придя, уговаривали их и, выведя, просили уйти из города.
40 Они же, выйдя из тюрьмы, пришли к Лидии и, увидев братьев, ободрили их и ушли.

Новой Женевской Библии

16:1 ученик, именем Тимофей. Павел нашел этого юношу в немногочисленной иудейской общине Листры. Так как отец Тимофея был грек, Тимофей не был обрезан. Но поскольку его мать была иудейкой, Павел посчитал, что, совершая над ним обрезание, он не нарушает принципа свободы язычников от закона.

16:6 через Фригию и Галатийскую страну. Это — южная часть обширной Галатийской провинции. В нее входили Фригия, Антиохия Писидийская и ее округ.

в Асии. Провинция Асия, расположенная в западной части Малой Азии, включала город Эфес, куда позже Бог послал Павла (гл. 19).

16:7 Дойдя до Мисии. Павел и Сила дошли до области, простиравшейся на северо-запад от Фригии.

16:8 Миновав же Мисию, сошли они в Троаду. Троада — укрепленный морской порт на Эгейском море.

16:10 Здесь начинается первый раздел текста, где автор прибегает к местоимению «мы», подразумевая свое пребывание вместе с Павлом и Силой. См. Введение: Автор.

16:11 в Самофракию. Большой остров в северной части Эгейского моря.

а на другой день в Неаполь. Современный Кавала.

16:12 в Филиппы. Филипп II, царь Македонии (отец Александра Македонского) основал здесь большую греческую колонию, назвав ее — Филиппы. Римляне захватили ее в 167 г. до Р.Х. и присоединили к Македонской провинции своей империи.

16:13 молитвенный дом. Дословно: «место для молитвы». Согласно иудейскому закону, чтобы основать синагогу, требовалось, по меньшей мере, десять человек мужчин-иудеев. Если синагоги не было, выбиралось место для молитвы под открытым небом.

с собравшимися там женщинами. Женщины, вероятно, собирались неофициально, просто читали и изучали Писание и рады были участию в их собраниях любого иудейского наставника, кому случалось посетить их.

16:14 из города Фиатир. Расположенные километрах в пятидесяти к юго-востоку от Пергама, Фиатиры были городом древнего Лидийского царства; позднее вошли в состав Асийской провинции Римской империи. Фиатиры были знамениты своими красильнями и производством пурпурных тканей (напр., царской багряницы).

Господь отверз сердце ее. Необходимо особое Божественное озарение и воздействие, чтобы сердце, ослепленное грехом, отозвалось на благовестие (Иер 13:23; Ин 6:44, 65; Рим 9:16; 1Кор 2:14). Благодаря такому призыву Божию все, кто был избран Богом в Его любви, приходят к вере (13:48; 2Фес 2:13−14; 2Тим 1:9−10).

16:15 крестилась она и домашние ее. На протяжении всей истории искупления Бог нередко изливал Свою милость на целые семейства (Быт 17:7−14; Деян 2:38−39; Деян 11:14; Деян 16:31). Крещение целых домов в Книге Деяний — яркие тому пример (10:47−48; 16:31−33; ср. 1Кор 1:16). Учитывая, что такие крещения были, видимо, обычной практикой, можно с уверенностью предположить, что она охватывала детей и даже младенцев.

16:16 одержимая духом прорицательным. Букв.: «духом Пифона». Первоначально это выражение относилось к мифическому змею, который охранял храм и святилище греческого божества Аполлона в Дельфах. Позднее оно стало обозначать одержимого демоном человека или чревовещателя. Жители Филипп, вероятно, считали ее одержимой демоном, предсказывавшим будущее.

16:17 Бога Всевышнего. Иудей отнес бы такое определение к Яхве, язычник — к Зевсу.

16:18 именем Иисуса Христа повелеваю тебе выйти из нее. В соответствии с общепринятым значением имени «Бог Всевышний» всем было понятно: Павел стремился передать мысль, что Иисус, будучи Богом, изгнал демона.

16:19 схватили Павла и Силу. Павла и Силу схватили, поскольку они были иудеями, возглавлявшими группу миссионеров. Их спутники были язычниками (Лука — родом из Антиохии Сирийской и Тимофей — из Листры, язычник по отцу), и они не подверглись обвинению.

16:21 проповедуют обычаи, которых нам, Римлянам, не следует ни принимать, ни исполнять. Обвинение состояло в том, что Павел и Сила распространяли незаконную религию и тем самым нарушали «римский мир» (римский правопорядок).

16:22 сорвав с них одежды, велели бить их палками. Павел и Сила были римскими гражданами (ст. 37) и по римским законам не должны были подвергаться такому обращению.

16:26 отворились все двери. Ср. 5:19; 12:10.

16:27 хотел умертвить себя. По римскому законодательству, если пленник совершал побег, тюремщик должен был принять смерть вместо него (12:19).

16:31 ты и весь дом твой. См. 2:38−39; 10:24, 48; 16:15 и ком.

16:37 нас, Римских граждан. Павел решительно прибегает к своему праву римского гражданина не подвергаться побоям и пыткам. Если римских граждан судил римский суд, они имели право апеллировать по своему делу к императору (25:11; 26:32).

16:40 пришли к Лидии. Ранние христиане часто собирались на свое богослужение в частных домах (ср. Флм 1:2).

увидев братьев. Слово «братья» обычно относится ко всем верующим; в данном случае оно включает Лидию и ее домашних, служанку, а также, вероятно, темничного стража с его домашними и Луку, который в то время был в Филиппах.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.