Деяния 7 глава

Деяния Апостолов
Открытый перевод → Новой Женевской Библии

Открытый перевод

1 Первосвященник же сказал:
— Так ли это?
2 Но он сказал:
— Братья и отцы! Послушайте. Бог славы явился нашему отцу Аврааму в Месопотамии, прежде его переселения в Харран,
3 и сказал ему: «Выйди из твоей земли и твоего родства, и пойди в землю, которую покажу тебе».
4 Тогда он вышел из земли Халдеев и поселился в Харране; а оттуда, после смерти его отца, переселил его в землю, в которой вы теперь живете.
5 И не дал ему на ней наследства ни на стопу ноги, а пообещал дать её во владение ему и его потомству, после него, обещал когда у него ещё не было детей.
6 И Бог сказал: «Его потомки будут пришельцами в чужой земле и будут их порабощать и угнетать четыреста лет,
7 и народ, у которого они будут в рабстве, Я буду судить», — сказал Бог, — «и после этого они выйдут и будут служить Мне на этой земле».
8 И дал ему завет обрезания. И так родил он Исаака и обрезал его в день восьмой; и Исаак — Иакова, и Иаков — двенадцать патриархов.
9 И патриархи, из зависти, продали Иосифа в Египет, и Бог был с ним,
10 и избавил его от всех его скорбей, и дал ему благодать и мудрость пред фараоном, царем Египта, и поставил его управителем над Египтом и над всем домом фараона.
11 И пришел голод и великое бедствие на весь Египет и Ханаан, и отцы наши не находили пропитания.
12 Иакова же, услышав, что в Египте есть хлеб, послал туда наших отцов в первый раз.
13 А во второй раз Иосиф открылся своим братьям, и фараону стал известен род Иосифа.
14 Иосиф, послав, призвал Иакова, своего отца и всю свою родню, семьдесят пять человек.
15 Иаков сошёл в Египет. И умер сам и отцы наши,
16 и был и перенесены в Сихем и положены в гробницу, которую Авраам купил за серебро у сынов Еммора в Сихеме.
17 А по мере того, как приближалось время обещания, о чём поклялся Бог Аврааму, народ в Египте вырастал и умножался,
18 пока не восстал иной царь, который не знал Иосифа.
19 Он, прибегнув к хитрости против нашего рода, делал зло отцам, заставляя выбрасывать младенцев, чтобы те не оставались в живых.
20 В это время родился Моисей и был прекрасен пред Богом. Его вскармливали три месяца в доме отца.
21 Его, брошенного, взяла к себе дочь фараона и воспитала его как своего сына.
22 И был научен Моисей всей мудрости египетской, и был силён в своих словах и делах.
23 Когда же ему исполнилось сорок лет, пришло ему на сердце проведать братьев своих, сыновей Израиля.
24 И увидев, что кого-то обижают, заступился и отомстил за истязаемого, нанеся удар египтянину.
25 Он думал, что братья его поймут, что Бог его рукой дает им спасение, но они не поняли.
26 На следующий день он появился между ними, дерущимися, и склонял их к миру, сказав: «Люди, вы — братья, зачем обижаете друг друга?»
27 Но обижающий ближнего оттолкнул его, сказав: «Кто тебя поставил начальником и судьей над нами?
28 Не хочешь ли ты убить меня так же, как убил вчера египтянина?»
29 И бежал Моисей из-за этих слов и стал пришельцем в земле Мадиамской, где родил двух сыновей.
30 И когда исполнилось сорок лет, в пустыне горы Синай ему явился ангел в пламени огня тернового куста.
31 31 И Моисей, увидев, удивился видению, а когда подходил, чтобы рассмотреть, раздался голос Господа:
32 «Я Бог отцов твоих, Бог Авраама и Бог Исаака и Бог Иакова». Моисей, задрожав, не смел смотреть.
33 И сказал ему Господь: «Сними обувь с ног твоих, ведь место, на котором ты стоишь, — святая земля.
34 Увидел Я притеснение Моего народа, который в Египте, и стон их услышал, и сошёл избавить их. А теперь иди, Я пошлю тебя в Египет».
35 Этого Моисея, которого они отвергли, сказав: «Кто тебя поставил начальником и судьей?», его Бог послал и начальником, и избавителем, рукой Ангела, явившегося ему в терновом кусте.
36 Это он вывел их, творя чудеса и знаки в египетской земле, и в Красном море, и в пустыне, сорок лет.
37 Это тот Моисей, который сказал сыновьям Израиля: «Пророка воздвигнет вам Бог из ваших братьев, как меня».
38 Это тот, кто был в собрании в пустыне с Ангелом, говорившим ему на горе Синай, и с отцами нашими; тот, который принял живые слова, чтобы дать вам,
39 которому отцы наши не пожелали быть послушными, но отвергли его и обратились в сердцах своих к Египту,
40 сказав Аарону: «Сделай нам богов, которые пойдут впереди нас, ибо этот Моисей, который вывел нас из египетской земли, — не знаем, что случилось с ним».
41 И они сделали тельца в те дни, и принесли жертву идолу, и радовались делам своих рук.
42 Но Бог обратился и отдал их служить небесному воинству, как и написано в книге пророков:
«Закланных животных и жертвы приносили ли вы Мне
сорок лет в пустыне, дом Израиля?
43
И вы взяли скинию Молоха
и звезду вашего бога Ремфана —
изображения, которые вы сделали, чтобы поклоняться им.
И Я переселю вас за Вавилон».
44 Шатёр свидетельства был у наших отцов в пустыне, как повелел Говоривший Моисею сделать его по образцу, который он увидел.
45 Который отцы наши с Иисусом, взял, принесли во владения народов, изгоняемых Богом от лица отцов наших, до времени Давида.
46 К нему Бог благоволил, и он просил Его жить в доме Иакова.
47 А Соломон воздвиг Ему дом.
48 Но Всевышний не обитает в том, что сделано руками, как говорит пророк:
49
«Небо — Мой престол,
а земля — подножие Моих ног,
какой дом построите Мне, говорит Господь,
или какое место для Моего отдыха?
50
Не Моя ли рука сотворила всё это?»
51 Упрямые, с необрезанным сердцем и ушами! Вы всегда противитесь Святому Духу, как отцы ваши, так и вы.
52 Кого из пророков не преследовали ваши отцы? Они убили тех, кто прежде возвещал о приходе Праведника, а Его предателями и убийцами стали теперь вы,
53 те, кто приняли Закон в наставлениях ангелов, и не сохранили.
54 Слыша это, они разрывались в сердцах и скрежетали на него зубами.
55 А Стефан, полный Святого Духа, всмотревшись в небо, увидел Божью славу и Иисуса, стоящего справа от Бога,
56 и сказал:
— Вот, я вижу открытые небеса и Сына Человеческого, стоящего справа от Бога.
57 Но они, завопив громким голосом, заткнули свои уши, и единодушно бросились на него,
58 и, выбросив из города, стали забивать камнями. И свидетели положили свои одежды у ног юноши по имени Савл.
59 И забивали камнями Стефана, который взывал и говорил:
— Господь Иисус! Прими дух мой!
60 И, упав на колени, вскричал громким голосом:
— Господь! Не засчитывай им это грех.
И, сказав это, умер.

Новой Женевской Библии

7:2 Бог славы. Такое выражение вызывает в памяти явления славы Божией народу во времена Моисея: столп облачный (Исх 14:19; Исх 16:10; Пс 104:39), столп огненный (Исх 14:24), славу Господню, явленную на горе (Исх 24:15−18; 2Кор 3:7) и в скинии (Исх 40:34−35; ср. Ин 1:14).

7:4 из земли Халдейской. Область Вавилонии на юге Месопотамии (теперешний Ирак).

7:6 лет четыреста. Согласно Исх 12:40 — «четыреста тридцать лет», но в своей речи Стефан округляет числа; он мог также следовать тексту Быт 15:13, где сказано «четыреста лет».

7:8 завет обрезания. Бог установил этот завет с Авраамом (Быт 7:10−11).

7:14 душ семьдесят пять. Книга Исход (1:5) говорит о семидесяти. Но греческий перевод ветхозаветного текста, которому в основном следует Книга Деяний, и фрагменты книги Исход, найденные среди свитков Мертвого моря, показывают «семьдесят пять». Объяснить число «семьдесят пять» можно тем, что в Исх 1:5 учтены пять потомков Иосифа, упомянутые в Быт 46:20 по переводу Семидесяти (Септуагинта): двое сыновей Манассии, двое сыновей Ефрема и один его внук.

7:16 во гробе, который купил Авраам... у сынов Еммора Сихемова. Стефан очень кратко изложил события, относящиеся к покупке погребальных мест патриархами. Иаков был погребен в пещере на поле Махпела у Хеврона (Быт 50:13); согласно Иосифу Флавию («Иудейские древности», 2.199), братья Иосифа были погребены в Хевроне. Однако кости Иосифа были помещены в земле, которую Иаков приобрел у сынов Еммора (Быт 33:19; Быт 50:25; Исх 13:19; Нав 24:32). Слушающие Стефана знали, что Иаков и его сыновья были погребены в двух различных местах (Хеврон и Сихем).

7:22 И научен был Моисей всей мудрости Египетской. Исх 2:10 сообщает, что когда младенец Моисей подрос, кормилица, мать Моисея, привела его к дочери фараона, которой он стал «вместо сына»; это подразумевает, что в качестве царского сына он получит египетское воспитание и образование в полном объеме.

7:37 Пророка... как меня. Первое косвенное упоминание Стефаном Иисуса: Он, пусть и отверженный иудеями, является преемником Моисея, превосходящим его.

7:38 в собрании в пустыне. См. ком. к 5:11.

с Ангелом, говорившим ему на горе Синае. Хотя на горе Синай Моисей получил закон от Самого Бога (Исх 20:1, 21), Бог вручил его Моисею и народу посредством ангелов: «Господь пришел от Синая... со тьмами святых» (Втор 33:2); «закон... преподан через Ангелов, рукою посредника» (Гал 3:19; ср. Деян 7:53); «через Ангелов возвещенное слово (т.е. закон) было твердо» (Евр 2:2).

7:44 Скиния свидетельства. Ветхозаветная скиния содержала дарованное Богом свидетельство Его присутствия и обетования в виде ковчега завета и скрижалей Закона (Десятословия). Другими символами присутствия Бога и Его животворной силы были стол предложения (Исх 37:10−16; Евр 9:2), светильник (семисвечник, Исх 37:17−23; ср. Ин 8:12; Откр 1:12−18) и жертвенник курения (Исх 37:25−29), который указывал, что молитвы народа Божия восходят к всевидящему Богу (Пс 140:2; Откр 8:3, 4).

7:51 Жестоковыйные! люди с необрезанным сердцем и ушами. Ветхозаветные метафоры для обозначения людей, непокорных Богу (Исх 32:9; Исх 33:3, 5; Втор 9:6; Втор 10:16; Втор 30:6; Иер 4:4).

7:52 Праведника. Титул, даваемый Господу Всемогущему (Ис 24:16) и Иисусу Христу (22:14; 1Ин 2:1).

7:55 увидел славу Божию. Сияние присутствия Божия и Его престола (ср. Откр 15:8;21:11, 23).

Иисуса, стоящего одесную Бога. Обычно говорится, что Иисус восседает по правую руку Бога, поскольку дело Его завершено (Евр 10:12; Рим 8:34; Кол 3:1), но здесь Он стоит, готовый встретить Стефана. В этом видении Сын Человеческий является одновременно Судьей и Защитником. См. статью «Небесное царствование Иисуса».

7:56 я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого. Видение Стефаном Сына Человеческого на небесах должно было живо напомнить синедриону суд над Иисусом, когда в ответ на их вопрос «Ты ли Христос?..» Он ответил: «Я; и вы узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных» (Мк 14:61−62). Стефан утверждает, что видит ныне Самого Иисуса на небесах одесную Бога, а это доказывает истинность всего сказанного им и подтверждает отвержение тех, кто судит Стефана.

7:58 положили свои одежды у ног юноши, именем Савла. Савл (еврейское имя апостола Павла) был связан с синедрионом (он сам был фарисеем, Флп 3:5) и, возможно, выступил инициатором суда над Стефаном (8:3; 9:1−2).

7:60 не вмени им греха сего. Ср. Лк 23:34.

почил. Эвфемизм, употребленный вместо слова «умер» (Ин 11:11−13).



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.