Деяния 8 глава

Деяния Апостолов
Открытый перевод → Новой Женевской Библии

Открытый перевод

1 Савл же одобрял его убийство. И в этот день произошло большое гонение на церковь в Иерусалиме; и все, кроме Посланников, были рассеяны по окрестностям Иудеи и Самарии.
2 Стефана же погребли набожные люди, и совершили о нём великий плач.
3 А Савл громил церковь, входя в дома и, вытаскивая мужчин и женщин, отдавал в тюрьму.
4 Между тем, рассеявшиеся разошлись, благовествуя слово.
5 Так Филипп, придя в самарийский город, возвещал им Христа.
6 И толпы единодушно внимали тому, что говорил Филипп, слушая и видя знаки, которые он творил.
7 Ибо из многих, одержимых нечистыми духами, они выходили, крича громким голосом, а многие парализованные и хромые были исцелены.
8 И была большая радость в этом городе.
9 А один мужчина, по имени Симон, раньше занимался в городе колдовством и удивлял народ Самарии, называя себя кем-то великим.
10 Ему внимали все, от мала до велика, говоря: «Это Божья сила, называемая Великой».
11 А внимали ему потому, что он удивлял их колдовством долгое время.
12 Когда же поверили Филиппу, благовествующему о Царстве Божьем и о имени Иисуса Христа, то мужчины и женщины приняли омовение.
13 Поверил и сам Симон и, омытый, не отходил от Филиппа. И, видя совершающиеся знаки и чудеса, изумлялся.
14 Посланники в Иерусалиме, услышав, что Самария приняла Божье слово, послали к ним Петра и Иоанна,
15 которые, прийдя, помолились о них, чтобы они получили Духа Святого.
16 Ведь Он не сходил ещё ни на одного из них, а только они были омыты во имя Господа Иисуса.
17 Тогда возложили на них руки, и они получили Духа Святого.
18 А Симон, увидев, что через возложение рук Посланников даётся Дух Святой, принёс им деньги,
19 говоря:
— Дайте и мне эту власть, чтобы тот, на кого я возложу руки, получал Дух Святой.
20 Но Пётр сказал ему:
— Серебро твоё пусть вместе с тобой пойдёт в погибель, потому что ты задумал дар Божий приобрести за деньги.
21 Нет тебе в этом ни доли, ни жребия, ибо твоё сердце не право пред Богом.
22 Итак, покайся в этом своём зле и моли Господа — не простится ли тебе замысел твоего сердца;
23 Ибо вижу тебя находящегося в горькой злобе и в путах несправедливости.
24 Симон же сказал в ответ:
— Помолитесь вы за меня Господу, чтобы не постигло меня ничто из того, что вы сказали.
25 Они же, свидетельствую и возвещая слово Господа, пошли обратно в Иерусалим, благовествуя во многих сёлах Самарии.
26 Ангел же сказал Филиппу:
— Встань и иди на юг на дорогу, которая спускается от Иерусалима к Газе, которая пустынна.
27 Он встал и пошёл. И вот, один эфиоп, евнух, вельможа эфиопской царицы Кандакии, поставленный над всей её казной, приезжавший для поклонения в Иерусалим,
28 возвращался и, сидя в своей колеснице, читал пророка Исаию.
29 Дух сказал Филиппу:
— Подойди к этой колеснице вплотную.
30 Подбежавший Филипп, услышав, что тот читает пророка Исаию, сказал:
— Понимаешь ли то, что читаешь?
31 Он же сказал:
— Смогу ли, если кто не наставит меня?
И попросил Филиппа, взойдя, сесть с ним.
32 А фрагмент Писания, которое он читал, был такой:
«Как овца, Он был веден на убой,
и как ягнёнок пред остригшим его безгласен,
так Он не открывает уст Своих.
33
В унижении Его лишили правосудия.
Кто возвестит Его поколение?
Потому что отнимается от земли Его жизнь».
34 Отвечая, евнух сказал Филиппу:
— Умоляю тебя, о ком это говорит пророк? О себе или о ком-то другом?
35 И Филипп открыл уста и, начав с этого Писания, благовествовал ему Иисуса.
36 И, двигаясь по дороге, они подъехали к какой-то воде, и евнух говорит:
— Вот вода. Что препятствует мне быть омытым?
37 [ отсутствует в NA ]
38 И он приказал остановить колесницу; и оба сошли в воду: и Филипп, и евнух, — и омыл его.
39 Когда же они вышли из воды, Дух Господень унёс Филиппа. И евнух больше не видел его, а поехал своей дорогой, радуясь.
40 А Филипп оказался в Азоте; и, проходя, благовествовал всем городам, пока не пришёл в Кесарию.

Новой Женевской Библии

8:3 А Савл терзал церковь. Употребленная здесь форма глагола, переведенного как «терзал», указывает на непрерывное и длительное преследование Савлом членов церкви.

8:4 рассеявшиеся ходили и благовествовали слово. Из-за преследований Евангелие стало быстро распространяться (11:19). «Кровь мучеников-христиан есть семя церкви», — сказал позднее Тертуллиан.

Миссионерские путешествия Филиппа.

8:9 Симон. Симон волхв часто упоминается в раннехристианской литературе как главный враг Церкви и один из вождей гностической ереси. Гностицизм учил, что человек достигает спасения не благодаря искупительной смерти Христа, а посредством тайного знания о Боге. Иустин Мученик (умер ок. 165 г. по Р.Х.), сам самарянин, сообщает, что почти все самаряне считали Симона богом (самаряне называли его «великой силой», ст. 10). Ириней Лионский (умер ок. 180 г. по Р.Х.) в своем труде «Против ересей» указывает, что Симон был одним из родоначальников гностических ересей. Хотя Симон из ст. 9 мог быть иным лицом, отцы Церкви отождествляли обоих, и контекст 8:9−11 несомненно указывает, что это одно и то же лицо.

8:15 приняли Духа Святаго. Уверовавшие самаряне еще не получили явного свидетельства живого внутреннего присутствия Святого Духа, хотя Он обитал в них, верующих (Рим 8:9).

8:20 серебро твое да будет в погибель с тобою. Букв.: «Иди в вечную погибель, в ад, — ты сам и твои деньги» (Мф 7:13; Откр 17:8).

8:22−23 Своими словами и поступками Симон доказал, что его вера во Христа не истинна. Он все еще был в «узах неправды» (ср. Рим 6:16; Рим 8:8) и полон «горькой желчи» (ср. Втор 29:18; Рим 3:14). Исповедание веры на словах, без покаяния, указывает на отсутствие истинной веры.

8:27 муж Ефиоплянин. Это был министр финансов Эфиопии, современной Нубии, области, простиравшейся от современного Ассуана до Хартума.

евнух. Это слово указывает на то, что он либо был скопец, занимавший официальную должность при дворе, либо важное правительственное лицо; в Септуагинте слово «евнух» часто означает правительственного чиновника.

Кандакии. Титул царицы-матери, которая правила вместо сына. Царя, как сына солнца, считали слишком священной особой, чтобы он лично вникал в мирские дела.

8:28 читал пророка Исаию. Если ефиоплянин читал сказанное о милости Господней к евнухам (Ис 56:3−5; ср. Втор 23:1), он, естественно, должен был прочитать гл. 53 из Книги пророка Исаии (см. ком. к 8:35).

8:30 услышав, что он читает. В древности общепринято было читать вслух.

8:35 об Иисусе. Филипп начал с гл. 53 пророка Исаии и показал, что раб, о котором говорится в этом отрывке, и есть Муж скорбей, Иисус. Из текста Луки можно заключить, что Филипп обратился и к другим местам ВЗ, чтобы подтвердить, что Иисус и есть Мессия.

8:40 в Азоте. См. 1Цар 5:1. Один из пяти древних филистимских городов, расположен на побережье Средиземного моря, между Газой и Кесарией. Филипп проповедовал Евангелие во всех городах вдоль побережья, пока не дошел до Кесарии, большого города, перестроенного Иродом Великим (на месте Стратоновой башни, «укрепленной башни»). Здесь была прекрасная гавань, которую Ирод расширил для нужд морской торговли (21:8). Город служил резиденцией римским прокураторам — Пилату, Феликсу (23:33 — 24:4) и Фесту (25:5).



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.