— Савл, Савл, что ты Меня преследуешь?
— Кто ты, господин?
А тот:
— Я Иисус, Которого ты преследуешь.
— Анания!
Он же сказал:
— Вот я, Господи.
— Встань и иди на улицу, называемую Прямой, и разыщи в доме Иуды Тарсянина по имени Савл. Он сейчас молится,
— Господь, я от многих слышал об этом человеке, сколько зла он причинил Твоим святым в Иерусалиме.
— Иди, потому что он мой избранный сосуд, чтобы превознести Моё имя перед народами и царями, и сынами Израиля.
— Брат Савл! Господь Иисус, явившийся тебе в пути, которым ты шел, послал меня, чтобы ты прозрел и был наполнен Святым Духом.
— Не тот ли это, кто истреблял в Иерусалиме призывающих это имя? И сюда он пришел, чтобы их, связанных, вести к первосвященникам?
— Эней! Исцеляет тебя Иисус Христос! Встань со своей постели.
И он тотчас встал.
— Тавифа, встань!
И она открыла глаза и, увидев Петра, села.
9:1 Савл. См. 7:58 и ком.
еще дыша угрозами и убийством. Савл уже помог расправиться со Стефаном и считал, что должен и в дальнейшем делать все, чтобы искоренить новое учение.
9:2 последующих сему учению. Другой перевод: «стоящих на этом пути». Выражение, равнозначное следующим наименованиям: «христиане» (оно встречается только в 11:26; 26:28; 1Пет 4:16), «ученики» (ст. 10:19), «святые» (ст. 13), «все, призывающие имя Твое» (ст. 14) и «братья» (ст. 17:30). Слово «путь» указывает, что христианское движение состоит из последователей Иисуса, Который Сам есть Путь (Ин 14:6). Оно неоднократно встречается в Книге Деяний (13:10; 16:17; 18:25; 19:9, 23). Петр (2Пет 2:2) употребляет выражение «путь истины» (ср. Пс 118:30) как определение христианской веры, в отличие от «пути, ведущего в погибель» (Мф 7:13).
9:3 свет с неба. Сверхъестественный свет, более яркий, чем свет южного солнца (26:13).
9:4 Савл, Савл. Имя, повторенное дважды, указывает на важность обращения (ср. Быт 22:11; Быт 46:2; Исх 3:4; 1Цар 3:10; Лк 10:41; Лк 22:31).
гонишь Меня. Гонение на учеников Иисуса равнозначно гонению на Самого Иисуса (Мф 5:10−12; Ин 15:19−20).
9:5 кто Ты, Господи. Греч, слово «кириос» может быть употреблено в значении «Господь» (т.е. Владыка Небесный) и «господин», «сударь» (т.е. вежливое, уважительное обращение). Хотя Савл только начинал понимать, кто такой Иисус на самом деле, ярчайший свет и голос с неба, вероятно, заставили его употребить слово «кириос» в его божественном значении — Господь. Ср. Исх 3:4.
9:7 Люди же, шедшие с ним, стояли в оцепенении, слыша голос. В 22:9 Павел говорит, что они голоса «не слыхали». Греч, слово, переведенное как «голос», может означать и «звук». Спутники Павла слышали некие звуки, но не могли понять значение слов.
9:15 избранный сосуд, чтобы возвещать имя Мое перед народами и царями и сынами Израилевыми. Павел считал себя апостолом язычников (Рим 1:13−14), равно как Петр был апостолом для иудеев (Гал 2:8). Но Павел неоднократно проповедовал и иудеям, особенно в синагогах (9:20; Рим 1:16; 1Кор 9:20).
9:17 Господь Иисус, явившийся тебе. Случившееся с Савлом не было видением, он действительно встретил Господа (ср. Ис 6:1, 5).
исполнился Святаго Духа. Ср. 2:38. Здесь ничего не говорится о каких-либо сверхъестественных дарах, подчеркивается лишь убедительность его проповеди об Иисусе как Сыне Божием (ст. 20).
9:18 И тотчас как бы чешуя отпала от глаз его. См. Введение: Автор.
9:26 Савл прибыл в Иерусалим. Согласно Гал 1:18−19, Павел виделся в Иерусалиме только с Петром и Иаковом, братом Господним. Возможно, другие апостолы либо побоялись встретиться с ним, либо в то время проповедовали в других
Миссионерские путешествия Петра.
9:35 в Сароне. Саронская равнина, лежащая вдоль побережья на север от Иоппии.
9:36 В Иоппии. Древний морской порт (позже — Яффа, теперь это южная часть Тель-Авива); см. Иона 1:3.
9:37 Ее омыли. В Иерусалиме тело Иисуса было предано погребению в самый день смерти, но вне города допускалось хоронить менее поспешно (до трех дней).
9:43 у некоторого Симона кожевника. Тот факт, что Петр готов был поселиться у кожевника (иудеи считали это ремесло нечистым, так как занимающиеся им прикасаются к мертвым животным, Лев 5:2), указывает на то, что евангельская проповедь уже начинала сметать преграды между людьми. Это также предвосхищает видение Петра, описанное в 10:9−23.