Иакова 2 глава

Соборное послание Иакова
Открытый перевод → Новой Женевской Библии

Открытый перевод

1 Братья мои, веруя в Господа славы, Иисуса Помазанника, не допускайте пристрастия.
2 Если, например, войдёт в ваше собрание человек, носящий золотые перстни и роскошную одежду, и войдёт бедняк в грязной одежде,
3 и вы, взглянув на человека в роскошной одежде, скажете: «Ты сядь здесь, на хорошее место», — бедняку же скажете: «Ты встань вон там», — или: «Сядь на пол у моих ног», —
4 разве не произнесли вы в своей душе приговор и не оказались предвзятыми судьями?
5 Послушайте, любимые мои братья, разве Бог не избрал тех, кто беден в этом мире, быть богатыми в вере и наследовать Царство, которое Он обещал любящим Его?
6 Вы же унизили бедного. Разве не богатые притесняют вас, разве не они тащат вас в суды?
7 Разве не они поносят славное имя, произнесенное над вами?
8 Но если вы исполняете закон, царящий среди законов Писания: люби ближнего своего, как самого себя, — вы правильно поступаете.
9 Если же вы действуете пристрастно, то совершаете грех, и Закон обличает вас как преступников.
10 Ибо всякий, кто соблюдает весь Закон, но оступается в чем-либо одном, оказывается виновным в нарушении всего.
11 Ведь Тот, Кто сказал: «не изменяй жене», сказал также и: «не совершай убийства», и если ты не изменяешь жене, но убиваешь, ты преступаешь Закон.
12 Говорите и поступайте как люди, которых будут судить по закону свободы.
13 Ибо суд без милосердия тому, кто не творит милосердия; милосердие торжествует над судом.
14 Что пользы, братья мои, если кто-нибудь скажет, что имеет веру, дел же у него не будет? Может ли такая вера спасти его?
15 Если брат или сестра наги, и у них нет пищи, чтобы прожить сегодняшний день,
16 а кто-нибудь из вас скажет им: «Ступайте с миром, грейтесь и питайтесь», — не дав им при этом ничего для их телесных нужд, — что пользы от этого?
17 Так же и вера — сама по себе она мертва, если не имеет дел.
18 Но кто-нибудь может сказать: «Ты имеешь веру, а я — дела. Покажи мне твою веру без дел, а я тебе покажу мою веру в делах».
19 Ты веришь, что есть один только Бог — прекрасно! И бесы верят — и содрогаются.
20 Как же ты не понимаешь, пустой человек, что вера без дел бесплодна?
21 Авраам, наш отец, не делами ли доказал свою праведность, когда возложил Исаака, собственного сына, на жертвенник?
22 Ты видишь, вера содействовала его делам, и в делах вера стала совершенной,
23 и исполнилось Писание, гласящее: «И поверил Авраам Богу, и за это был сочтен праведным, и он был назван другом Божьим».
24 Вы видите, что делами доказывает человек свою праведность, а не одной только верой.
25 Подобным же образом Рахав, блудница, разве не делами доказала свою праведность, приняв посланных и отправив их другой дорогой?
26 Ибо как тело мертво без духа, так и вера без дел мертва.

Новой Женевской Библии

2:1 Иисуса Христа нашего Господа славы. Возможный перевод: «нашего Господа Иисуса Христа, Преславного». Иаков отождествляет Иисуса со Славой Божией: Он есть живая воплощенная «Шекина», т.е. Слава Божия, являемая людям и обитающая с ними.

не взирая на лица. В свете Божественной славы Христа невозможно оказывать предпочтение тем или иным людям на основании несовершенной человеческой славы.

2:4 не пересуживаете ли. Хотя Бог призывает человека рассуждать и различать добро и зло, суждения на основании только внешних данных, таких как материальное положение, расовые и этнические различия и т.п., являются порочными суждениями.

2:5 не бедных ли мира избрал Бог. Наследование Царствия Небесного основывается на избрании свыше по воле Божией. Бог совершает Свое избрание не на основании каких-либо заслуг или положения в этом мире. Стандарты мира сего не имеют никакого влияния на совершаемое по благодати Божественное избрание (1Кор 1:28−29; Еф 1:4). Данный стих нельзя считать обоснованием «мистики бедности», когда бедность сама по себе считается залогом избранничества.

2:6 Не богатые ли притесняют вас. Богатые используют политическое принуждение и власть закона для угнетения бедных. Кроме того, в плане своего спасения богатым часто свойственно чрезмерно уповать на свое богатство и власть, а не на совершенное Христом искупление.

2:8 закон царский. Высший Закон Бога.

возлюби ближнего твоего. Иаков считает «взирание на лица» грехом, поскольку этим нарушается важнейшая заповедь (Лев 19:18; Мф 22:36−39), и поступающий так становится нарушителем закона.

2:10 соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь. Этот текст не следует воспринимать как отрицание библейского учения о различных степенях зла. Одни грехи бывают неизмеримо ужаснее и отвратительнее других. Тем не менее, даже самый, казалось бы, маленький грех содержит в себе вражду против Бога. Согрешение в чем-либо одном все равно является грехом против закона и, следовательно, против Законодателя. Подобно Иисусу, Иаков предостерегает против поверхностного отношения к Закону Божию (Мф 5:17−20).

2:13 суд без милости не оказавшему милости. Ср. Зах 7:9; Мф 5:7; Мф 6:15; Мф 18:21−35. Хотя Бог не обязан проявлять милость, по произволению Своему Он дарует ее тем, кому пожелает (Рим, гл. 9). При этом, по Закону Его и людям предписано смягчать правосудие милостью. Бог предупреждает, что если мы не будем милостивы, то не получим милости и от Него.

2:14 может ли эта вера спасти его. С этого стиха начинается обсуждение чрезвычайно важного вопроса о соотношении между верою и делами. Собственно говоря, речь идет о том, какая вера является спасительной. Вопрос Иакова риторичен, поскольку ясно, что ответ на него отрицателен. Вера, не подкрепленная делами, спасительной считаться не может. Новый Завет не учит об оправдании лишь на основании исповедания своей веры; он говорит о необходимости наличия веры истинной.

2:15−16 Здесь говорится о «вере», основанной лишь на словах и не засвидетельствованной конкретными проявлениями.

2:17 вера ... мертва сама по себе. Когда Лютер и другие вожди Реформации настаивали на формуле «Оправдание только верою» (Sola fide), они имели в виду, что главное для оправдания — упование только на заслуги Христа. Слово «только» не следует понимать в том смысле, что все сводится к одной вере (без каких-либо плодов послушания). Лютер настаивал на том, что спасительной верой является fides viva, вера живая. Выражение «вера мертва» не означает веры, которая умерла. Правильнее этот образ относить к вере, которая никогда не содержала в себе истинной жизни. Мертвая вера тождественна безверию, отсутствию веры в спасительном смысле, и поэтому является ложной и бесполезной в силу своей бездейственности.

2:18 покажи мне веру твою. Иаков призывает всякого претендующего на обладание верой продемонстрировать ее, сделать ее зримой. Хотя Бог может читать в сердце человека, для нас происходящее в человеческом сердце видимо только через внешние дела.

2:19 Ты веруешь, что Бог един. Верование в то, что Бог един, есть не более чем абстрактное умозаключение. Веровать в то, что Он есть, значит утверждать то же, что признают и бесы. Спасительная вера включает в себя не только интеллектуальное знание, но идет дальше и требует личного доверия и покорности.

2:20 неосновательный человек. Это, скорее, нравственная, а не умственная оценка, и напоминает она осуждение безумного, содержащееся в учительной литературе ВЗ.

мертва. Т.е. бесплодна и внешне никак не проявленная.

2:21 оправдался Авраам. Здесь Иаков обращается к Аврааму как к лучшему примеру оправдания делами. В данном случае нет никакого противоречия с Павлом, который также приводит Авраама в качестве примера оправдания верою. Достойно внимания и то, что Иаков обращается к Быт, гл. 22, а Павел к Быт, гл. 15. В очах Божиих Авраам был оправдан гораздо раньше (Быт, гл. 15), нежели возложил на жертвенник сына своего Исаака. Бог знал непреложность веры Авраама. Для нас, людей, поскольку мы можем судить только по делам, оправдание Авраама совершилось во время тех событий, которые описаны в Быт, гл. 22, когда он проявил свою веру через послушание.

2:22 вера достигла совершенства. Результативность веры проявляется в делах. Подлинная вера всегда приносит плоды. Вера и дела могут быть различаемы, но никогда не могут быть разлучаемы или противопоставляемы друг другу.

2:24 не верою только. О праведности человека не свидетельствует его исповедание веры. Праведность человека видна только из его дел. Ни одно из наших дел никогда не может принести полного и несомненного оправдания в очах Божиих. Только совершенное Христом открывает человеку путь к такого рода оправданию. Лишь упование на Христа может сделать людей праведными в очах Божиих. Здесь Иаков обличает любые формы антиномианизма, учения, которое признает Иисуса Спасителем, не воспринимая Его как Господа (см. статью «Антиномианизм»). Подобно тому, как Павел доказывает, что упование на свои собственные дела пагубно, Иаков учит, что надежда на пустую или мертвую веру пагубна в такой же мере (см. статью «Вера и дела»).

Живая вера (Послание Иакова 2:26).



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.