Римлянам 2 глава

Письмо Римлянам
Открытый перевод → Новой Женевской Библии

Открытый перевод

1 Поэтому непростительно тебе, о человек судящий; ведь, судя другого, ты осуждаешь себя, потому что делаешь то же, за что судишь.
2 Знаем же, что суд Божий на делающих такое — истинен.
3 Неужели ты думаешь, о человек, судящий делающих такое и творящий то же, — что избежишь суда Божьего?
4 Или презираешь богатство доброты Его, и снисхождения, и долготерпения, не зная, что Божья доброта ведет тебя к покаянию?
5 Но, по жестокости же твоей и нераскаянному сердцу, копишь сам себе гнев на день гнева и откровения правосудия Бога,
6 Который воздаст каждому по делам его:
7 тем, кто стойкостью в добром деле ищут славу, честь и бессмертия, — жизнь вечную;
8 а тем, кто в противоборстве и неповиновении истине, но покоряются неправде, — ярость и гнев.
9 Бедствие и невзгоды на всякую душу человека, делающего плохое, во-первых еврея, и грека.
10 Слава же и честь, и покой всякому, делающему доброе, во-первых еврею, и греку.
11 Ведь Бог беспристрастен.
12 Все, кто без Закона согрешили, без Закона и погибнут; а те, кто в Законе согрешил, будут судимы по Закону,
13 потому что у Бога правы не слушатели Закона, но оправданы будут творящие Закон.
14 Ведь когда иноверцы, не имеющие Закона, по природе законное делали, то они, не имеющие Закона, сами себе Закон.
15 Они показывают, что дело Закона написано в сердцах их, о том свидетельствует их совесть и размышления их, то оправдывающие, то обвиняющие друг друга,
16 в день, когда Бог будет судить тайное людей, по благовествованию моему, через Иисуса Помазанника.
17 Если же ты называешь себя евреем, и полагаешься на Закон, и хвастаешься Богом,
18 и знаешь волю, и различаешь что к чему, наставляем из Закона,
19 и уверен, что ты путеводитель слепых, свет для ходящих во тьме,
20 наставник неразумных, учитель младенцев, имеющий в Законе, выражение знания и истины,
21 почему, уча другого, не учишь себя самого? Проповедуя не красть — крадешь?
22 Говоря не развратничать, развратничаешь? Ненавидя идолов, грабишь святилища?
23 Хвастая Законом, через преступление Закона позоришь Бога?
24 Ведь из-за вас, как написано, «имя Божье бесславят у иноверцев».
25 Обрезание приносит пользу, если исполняешь Закон; если же ты преступник Закона, то обрезание твое стало необрезанием.
26 Итак, если необрезанный будет исполнять требования Закона, то его необрезание будет ли засчитано ему в обрезание?
27 И необрезанный по природе, исполняющий Закон, будет судить тебя, кто через букву и обрезание — преступник Закона.
28 Ведь еврей не тот, кто по виду еврей, и не то обрезание, которое видно на теле;
29 но тот еврей, кто таков внутри, и обрезание — сердца, в духе, не по букве; его похвала — не от людей, но от Бога.

Новой Женевской Библии

2:1−16 В этих стихах Павел обращается к воображаемому представителю реальной и легко узнаваемой группы людей. Хотя собственно иудеи упоминаются лишь в ст. 17, Павел, вероятно, с самого начала имел в виду именно их. Они согласны со словами Павла о гневе Божием, но считают, что к ним это не относится (отсюда — суровое предупреждение, ст. 5). Допуская, что сказанное адресовано прежде всего иудеям, следует признать, что на самом деле оно не ограничивается только ими. Павел излагает принципы суда Божия, перед которым предстанут все. Суд основывается на истине (ст. 2) и характеризуется праведностью (ст. 5). Он воздает по делам (ст. 6), нелицеприятен (ст. 11) и осуществляется через Христа (ст. 16). Такой суд принесет мучительную гибель всем грешникам (ст. 8−9).

2:1 неизвинителен ты. Павел обличает тех, кто согласен с его изображением гнева Божия против греха (1:18−32), но считает, что их этот гнев не коснется.

делаешь то же. Осуждение других людей фактически является самоосуждением (ст. 3).

2:2 поистине. Ср. 1:18. Реакция человека на призыв Божий является единственным основанием для Божиего суда.

2:4 пренебрегаешь. Такие люди отказываются признать, что благость Божия имеет целью привести их к раскаянию в грехе и отвращению от него. Они пренебрегают божественной любовью и тем самым выражают презрение к Самому Богу.

2:5 собираешь гнев. Самонадеянность в вопросах религии есть «упорство», поскольку постоянное противление Богу, стремящемуся проявить милость, равнозначно отвержению воли Божией, а отказ признать вину лишь ее увеличивает. «Собирание» гнева влечет за собой соразмерное наказание.

2:6−10 Божий суд основывается на том, что составляет характер отношения человека к Богу. Лишь те, кто получают благодать, действительно «ищут славы, чести и бессмертия» (ст. 7). Остальные «упорствуют», не покоряясь Богу (ст. 8). Павел учит, что спасение даруется по милости, а суд производится по делам (2Кор 5:10). Если бы не милость, и иудеев, и язычников могло бы ожидать лишь одно — осуждение (ст. 10; 1:16).

2:11 нет лицеприятия у Бога. Правостояние перед Богом не может базироваться ни на этнических, ни на каких-либо врожденных или личных отличительных признаках (9:6−13; Гал 6:15).

2:12−16 Иудеи всегда были готовы апеллировать к закону Моисея, которым, в отличие от язычников, они обладали. Этим как бы подразумевалось, что Бог «лицеприятен» (ст. 11). Тема роли закона занимает важное место в Послании к Римлянам (3:27−31; 4:13−15; 5:13−15; 6:14−15; 7:1−25; 13:8−10). Здесь же она обсуждается впервые; Павел показывает, что Богу можно угодить не знанием закона, а послушанием открываемой им воле Божией. Итак, «нет лицеприятия у Бога» (ст. 11).

2:12 Речь идет о законе Моисея, оформившемся в виде Десяти Заповедей (Исх 20:1−17; Втор 5:1−22). Закон Моисея уже открыл, что Бог осуждает грех, но причина греха лежит в сердце, а не в законе (7:13); в сердце же — знание «дела закона» (ст. 14−15), так как человек был создан по образу Божию (Быт 1:26−27). Поскольку Бог судит людей по известным им критериям, оправдываться незнанием закона неуместно и неправомерно.

Те, которые... согрешили. В эту категорию входят все люди. См. 3:19−20, 23.

2:14 по природе законное делают. Никто не может быть оправдан на основании личной праведности; однако общие для всех нравственные критерии (несмотря на различную степень их ясности) и сознание обязательности соответствия этим критериям указывают, что существует общее для всех нравственное уложение и чувство ответственности перед Богом. Об этом «свидетельствует совесть» (ст. 15) и порождаемое ею чувство самоосуждения.

2:16 по благовествованию моему. Т.е. по благовестию, которое несет Павел. В его проповеди грозная весть о суде предваряет благовестие милости.

через Иисуса Христа. Суд отдан Христу (Ин 5:22; Мф 7:21−23; Мф 25:31−33; 2Кор 5:10) и, будучи безупречным, Он явит «тайные дела человеков», от Судии не скроется ничто (Евр 4:12−13).

2:17−29 Павел обращается непосредственно к притязаниям иудеев на особые преимущества, подробно рассматривая принадлежащий им закон (ст. 17−24) и обрезание (ст. 25−29). Он утверждает (ст. 1), что иудеи сами повинны в том, за что осуждают других. Говоря об обрезании, он доказывает, что внешний признак без реального наполнения не имеет смысла.

2:17−20 Здесь Павел перечисляет преимущества, которыми хвалились иудеи, считавшие, что эти преимущества и возвышают их над прочими людьми.

2:21−23 Обязательства, неотъемлемые от преимуществ, не были выполнены. Павел особо выделяет запрет прелюбодеяния, святотатства и воровства (Исх 20:4−5, 14−15).

2:25 Обрезание полезно. Павел подводит свои рассуждения во второй главе к главному: осуждение — результат того, что откровение (любого рода) не было воспринято с послушанием. В частности, иудеи преступили закон Моисея, лишив обряд обрезания его подлинного содержания. Павел признает, что есть преимущества принадлежности к Израилю (9:4−5), в частности, — быть обрезанным (3:1−2; 4:11). Но плотское обрезание символизирует освящение и обновление жизни (ст. 25; Втор 30:6). Важна реальность, а не внешний признак, а ею можно обладать независимо от принадлежности к иудейству (ст. 26−27).

2:29 тот Иудей. Членом народа завета Божия становятся через действие Духа, Который приводит к жизни, устремленной к Богу, а не посредством «обрезания, которое наружно» (ст. 28) и «по букве».



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.