Римлянам 9 глава

Письмо Римлянам
Открытый перевод → Новой Женевской Библии

Открытый перевод

1 Истину говорю в Помазаннике, не лгу, подтверждая свидетельством совести моей в Духе Святом,
2 что в сердце моём великая печаль и постоянная боль.
3 Потому что молю самому быть отлученным от Помазанника за братьев моих, единоплеменников,
4 то есть израильтян, у которых усыновление и слава, и заветы, и законы, и богослужение, и обещания;
5 их праотцы, и от них Христос по плоти, Бог, превыше всех, благословенный во веки, амен.
6 Не то, чтобы слово Божье не состоялось, ведь не все те, кто из Израиля — израильтяне,
7 и не все дети, кто от семени Авраама, но: «в Исааке будет названо твоё семя».
8 То есть не дети плоти — дети Бога, но дети обещания считаются за семя.
9 А слово обещания, это: «в это же время приду, и у Сарры будет сын».
10 И не только это, но и Ревекке, забеременевшей от Исаака, нашего отца,
11 о ещё не рожденных и не сделавших что-либо доброе или дурное (чтобы намерение Бога пребывало через избрание,
12 не от дел, но от призывающего), было сказано: «больший будет служить меньшему».
13 Как написано: «Иакова Я полюбил, а Исава возненавидел».
14 Итак, что скажем? Неужели несправедливость у Бога? Никоим образом!
15 Ведь Он говорит Моисею: «кого помиловать — помилую, кого пожалеть — пожалею».
16 Итак, не от желающего и не от стремящегося, но — от Бога милующего.
17 Ведь Писание говорит фараону: «для того Я поднял тебя, чтобы показать на тебе силу Мою и чтобы имя Моё было возвещено по всей земле».
18 Итак, кого пожелает — милует, кого пожелает — ожесточает.
19 Скажешь мне: «За что же ещё укоряет? Ведь кто воспротивится Его воле?»
20 О, человек, а кто такой ты, возражающий Богу? Разве изваяние скажет ваятелю: «Как же ты меня так сделал?»
21 Разве не имеет власти гончар над глиной, из той же смеси сделать один сосуд для почёта, другой — для бесчестия?
22 Если же Бог, желая показать гнев и явить Своё могущество, в великом долготерпении сносил сосуды гнева, приготовленные к погибели,
23 чтобы явить богатство Своей славы над сосудами милости, которые приготовил к славе,
24 которых и призвал, нас, не только из евреев, но и из иноверцев?
25 Как и у Осии говорит:
«назову не Мой народ Моим народом,
и не возлюбленную — возлюбленной;
26
и на том месте, где говорили им:
вы не Мой народ,
там будут названы сыновьями Бога Живого».
27
А Исаия восклицает об Израиле:
«Будь сыны Израиля числом как морской песок,
будет спасен лишь остаток,
28
ибо Господь исполнит слово, завершая и сокращая, на земле»
29
И как предсказал Исаия:
«Если бы Господь Саваоф не оставил нам семя,
то мы стали бы как Содом, уподобились Гоморре».
30 Итак, что скажем? Что иноверцы, не стремившиеся к оправданию, получили оправдание, оправдание верой.
31 А Израиль, стремившейся к оправданию по Закону, в Законе — не достиг.
32 Почему? Потому что не верой, а от дел. Они споткнулись о камень преткновения,
33 как написано:
«Вот, кладу на Сионе камень преткновения и скалу соблазна,
и верующий в Него не будет посрамлен».

Новой Женевской Библии

9:1−5 Павел излагает свои соображения относительно того, почему большая часть его соплеменников-иудеев отвергла Евангелие.

9:1 свидетельствует мне совесть моя. В Священном Писании нет определения совести. Ср. 2:15; 13:5. Павел понимает совесть как нравственное самосознание, просвещенное Божественным откровением. Свою искренность Павел подтверждает здесь клятвой.

9:3 желал бы сам быть отлученным. Хотя Павел является апостолом язычников, но перед лицом неверия иудеев он разделяет чувство Моисея (Исх 32:30−32). Он страдает за свой народ (ст. 2).

9:4 которым принадлежат усыновление. Неверие Израиля тем непростительнее, что он испытал на себе много Божиих благословений. Перечислением восьми его привилегий (ст. 4−5) Павел подтверждает сказанное ранее (см. 3:1−2).

9:5 Христос... сущий над всем Бог, благословенный во веки. Такой перевод, утверждающий Божество Христа, является наиболее естественной передачей греческого оригинала. Однако возможны варианты: «Христос, сущий над всеми. Богу благословение во веки». Или: «Христос, Сущий над всем Бог, да будет благословен во веки».

9:6 слово Божие. Т.е. Его завет и намерение быть Богом семени Авраамова (Быт 17:7−8). В ветхозаветный период происхождение (по плоти) не обеспечивало наследования обетования. Бог Сам избирал, кто будет наследником. Этот принцип очевиден на примере потомства Авраама и Исаака.

9:11 когда они еще не родились и не сделали ничего доброго или худого. Решающее доказательство — пример Иакова и Исава: 1) потому что они были близнецами, т.е. «равны» по естеству; 2) потому что промысел Божий изменил то «естественное» различие, которое было между ними, и заставил старшего брата служить младшему; 3) потому что намерения Божии были объявлены до их рождения, т.е. не зависели от их поступков. Избрание не обосновано действиями, поступками или верой, которые предвидит Бог; оно определяется избирающей благодатью Божией.

9:13 Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел. Различие судеб Божиих в избрании (ст. 11) подтверждено пророком Малахией (1:2−3), который объясняет, что любовь Бога к Израилю коренится в Его свободном избрании Иакова, в предпочтении его Исаву. Из Мал 1:3−4 ясно, что «возненавидел» имеет значение отвержения и антипатии.

9:14 Что же скажем? Ср. 8:31. Павел признает, что сделанные им утверждения требуют дальнейшего разъяснения. Как промысел Божий соотносится с абсолютной Божией праведностью? Павел поясняет это, цитируя два библейских текста (Исх 9:16; Исх 33:19) в ст. 15 и 17, из которых делает заключение, что Бог праведен, проявляя милость к одним и ожесточая сердца других. Проявляя милость, Бог не ставит целью наградить человека за его собственные усилия, а являет Свое милосердное снисхождение к тем, кто по своему нравственному состоянию неспособен на какое-либо усилие (1:18 — 3:20). Проявление милости — право, принадлежащее единственно Богу и зависящее исключительно от Его соизволения. Когда Бог «ожесточил» сердце фараона, Он не творил в нем новое зло, а осудил, предав фараона во власть его необузданных злых устремлений (Исх 14:17−18, 23−28).

9:17 Писание говорит фараону. С фараоном через Моисея говорил Сам Бог (Исх 9:16), но Павел отождествляет слово Писания с гласом и силой Бога.

9:19 за что же еще обвиняет? По какому праву Бог возлагает вину за грехи на тех, кого Сам же ожесточил против Себя? Ответ Павла построен на привычных человеку понятиях (ст. 20−21). Никому из людей не подобает ставить под вопрос праведность путей Божиих. Горшечник волен поступать с глиной как ему вздумается (Ис 64:8). Все принадлежат к «одной глине» (ср. ст. 10−13) — падшему в Адаме человечеству (5:12−14); все грешат делом прежде, чем Бог ожесточит их во грехе (1:18−28). Бог проявляет милость к некоторым из тех, кто произошел от Адама, и делает их Своими избранными сосудами — это дар Его милости и изобилующей благодати; другие становятся сосудами для «низкого» употребления — это Его суверенное право и само по себе является проявлением полной справедливости. См. статью «Избрание и осуждение».

9:22−23 сосуды гнева, готовые к погибели... сосудами милосердия, которые Он приготовил к славе. Слово «приготовил», отнесенное к сосудам милосердия, возможно, указывает, что милосердие является проявлением Божией милости прежде всех веков (ср. 8:29−30), в то время как гнев непосредственно связан с настоящим нечестием и беззаконием (ср. 1:18−32). Разница между избранным и отверженным не заключена в самом их существе (все заслуживают гнева), а покоится лишь в воле Божией. Из контекста можно, однако, вывести, что сосуды, готовые к погибели, подвергаются гневу, который является справедливым возмездием за грех.

9:30 Что же скажем? Ср. ст. 14. Объяснив неверие иудеев в понятиях всемогущества Божия, Павел теперь определяет неверие как следствие пагубной приверженности к ложной праведности. Державная власть Божия и преступная непокорность человека — вот, по мнению Павла, суть противоборства. Божией милостью и властью язычники, не искавшие праведности получили ее через веру во Христа, а народ израильский не сумел получить ее, поскольку искал ее «в делах закона». Христос оказался для иудеев камнем преткновения (ср. 8:14; 28:16).

9:31 закона праведности. Вероятно, Павел имеет в виду опять же закон Моисея. Ошибка иудеев не в поставленной ими цели, а в способе ее достижения («искали не в вере, а в делах закона», ст. 32).



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.