1е Коринфянам 14 глава

1е письмо Коринфянам
Открытый перевод → Новой Женевской Библии

Открытый перевод

1 Ищите любви, но добивайтесь и духовных даров, особенно пророческого дара.
2 Тот, кто говорит на языке, не людям говорит, а Богу, и никто его не поймет: он в духе возвещает тайны.
3 Но кто пророчествует, тот говорит людям, укрепляя, призывая и ободряя.
4 Тот, кто говорит на языке, укрепляет только себя, а кто пророчествует, созидает общину.
5 Я вам всем желаю говорить на языках, а ещё более — пророчествовать: пророк выше говорящего на языках, если сказанное на языке не толкуется для укрепления общины.
6 Представьте, братья, что я приду к вам и буду говорить на языках. Какая в том польза, если я не передам вам ни откровения, ни знания, ни пророчества, ни поучения?
7 Так звучит бездушный предмет — флейта или арфа: если играющий не отделяет звука от звука, то как понять, что же он играет?
8 Если зов трубы неразборчив, кто будет готовиться к битве?
9 Так и с вами, когда говорите на языке: если ваши слова неясны, кто поймет вас? Вы говорите в пустоту.
10 Сколько в мире разных языков! Нет народа без языка.
11 Но если я не знаю языка, для говорящего я дикарь, как и он для меня.
12 И вы, если добиваетесь духовных даров, стремитесь получить их как можно больше для созидания общины.
13 Поэтому говорящий на языке пусть молится и о даре истолкования.
14 Ибо если я молюсь на языке, молится мой дух, а ум бездействует.
15 Как тогда быть? Буду молиться духом, но также и умом; буду петь хвалу духом, но также и умом.
16 Иначе, если ты в духе благословляешь Господа, как представитель собрания сможет ответить «амен»? Он тебя не понимает.
17 Да, ты благодаришь достойно, но никого не укрепляешь.
18 Благодарение Богу, я говорю на языках больше, чем любой из вас!
19 Но в собрании я лучше скажу пять вразумительных слов в поучение другим, чем тысячи слов на языке.
20 Братья, в рассуждениях не будьте как дети. Для пороков оставайтесь младенцами, но умом будьте зрелыми.
21 В Законе сказано:
На чужих языках,
устами иноземцев Я буду говорить с этим народом,
но даже тогда они Меня не послушают,
— говорит Господь.
22 Поэтому дар языков — это знак не для верующих, а для неверующих, пророчества же — не для неверующих, а для верующих.
23 Если соберется вся община и будет говорить на языках, и войдут непосвященные или неверующие, не скажут ли они: «Да вы не в своем уме»?
24 Но если вся община пророчествует, и войдет неверующий или непосвященный, он будет всеми изобличен, всеми испытан,
25 его тайные мысли будут раскрыты, и тогда, пав ниц, он поклонится Богу и воскликнет: «Поистине с вами Бог!»
26 Так что же, братья? Когда вы собираетесь вместе, у каждого есть или гимн, или поучение, или откровение, или язык, или толкование. Пусть всё это служит созидательной цели.
27 Если будете говорить на языках, то пусть делают это двое, самое большее — трое, по очереди, а один толкует.
28 Если же толкователя нет, пусть эти люди молчат на собрании, а говорят лишь себе и Богу.
29 Из пророков пусть двое или трое изрекают, а другие обдумывают их слова.
30 Если кому-то из сидящих вдруг будет дано откровение, пусть тогда изрекающий замолчит.
31 Вы можете пророчествовать все поочередно, уча и призывая каждого.
32 А пророческий дух подчинен пророку,
33 ибо Бог творит не беспорядок, а мир.

Как принято в любой общине святых,

34 женщина должна молчать на собрании, ибо ей следует не говорить, а подчиняться, о чем говорит и Закон.
35 Если она хочет что-то узнать, пусть спросит дома у мужа, ибо женщине неприлично говорить на собрании.
36 Разве Божье слово исходит от вас? Или оно пришло только к вам?
37 Кто считает себя пророком или человеком духа, пусть распознает, что я пишу вам, как повелел Господь.
38 Кто не признает этого, тот и сам не будет признан.
39 Итак, братья мои, добивайтесь пророческого дара и никому не препятствуйте говорить на языках.
40 Всё должно проходить благопристойно и с соблюдением порядка.

Новой Женевской Библии

14:1 особенно... чтобы пророчествовать. Утвердив приоритет любви, Павел призывает коринфян осознать ценность духовных дарований.

14:2 тот говорит не людям, а Богу... он тайны говорит духом. То, как этот стих (а также ст. 14) описывает дар языков, может показаться несовместимым с даром изъяснения незнакомых языков, упомянутых в Деян 2:4−11 (хотя некоторые считают, что чудо Пятидесятницы было чудом слышания, а не говорения). По мнению некоторых толкователей, Павел говорит здесь о чем-то ином — о некоего рода экстатической речи, используемой в личной молитве. Однако слово, переведенное как «язык» — общепринятый греческий термин, означающий именно национальное наречие. Далее, Павел всегда использует слово «тайна» в значении: «еще не явленная божественная истина» (т.е. это слово не имеет у него значения таинственности, 2:7 и ком.). Если же апостол имеет ввиду иностранную речь без перевода, то ясно, почему он говорит, что такой человек обращается к Богу, а не к людям, поскольку «никто его не понимает». Ст. 10−11 и 21 подтверждают, что Павел говорит об иностранных языках (см. ком. к 12:8−10).

говорит духом. Т.е. когда, в противоположность осмысленному высказыванию (ст. 13−15), говорящий не понимает слов, которые произносит, однако сами слова имеют духовное содержание (напр., молитва на незнакомом иностранном языке, заученная наизусть).

14:4 назидает себя. Говорящий на непонятном языке, хотя и не понимает сказанного, получает лично для себя поддержку, поскольку вкладывает определенный смысл в произносимое.

14:6 какую принесу вам пользу. Принцип пользы для других через их назидание — ключевая мысль этого места. Павел повторяет здесь убеждение, выраженное в 12:7: Бог даровал разнообразные дары для всеобщей пользы.

14:13 молись о даре истолкования. Не уничижая дара языков, Павел убеждает коринфян пользоваться им так, чтобы это приносило пользу всей общине.

14:14 хотя дух мой и молится, но ум мой остается без плода. Какова бы ни была духовная польза такого опыта, разум при этом не обогащается, поскольку непонятная речь не назидает — она не информативна.

14:16 как скажет: «аминь» при твоем благодарении? Члены общины, участвующие в молитвенном собрании, должны быть в состоянии выразить свое согласие с содержанием песнопения и произносимых молитв (имеется в виду обычай выражать такое согласие сказанным вслух «Аминь» — «Да будет так», «Истинно так»). Но это невозможно, если непонятно, о чем шла речь.

14:20−25 До сих пор Павел обсуждал назначение дара языков среди верующих. Теперь он говорит о неверующих свидетелях такого явления. Коринфяне проявили духовную незрелость, упустив из вида эту сторону дела, и Павел журит их: «Братья! не будьте дети умом». Затем он обращается к закону (Ветхому Завету) как свидетельству того, что Бог использует непонятный язык в знак осуждения. Место из Исаии (28:11), которое Павел вольно цитирует здесь, предрекает наказание израильтян через ассирийцев, которые говорят на ином наречии.

14:26 к назиданию. См. ком. к ст. 6.

14:27 а один изъясняй. Т.е. «переводи».

14:29−33 Павел переходит к наставлениям, касающимся порядка общественной молитвы. Поскольку он уже подчеркнул важность пророчества, он указывает, что и этот дар надлежит использовать упорядоченно: «пророки пусть говорят двое или трое» (в ходе богослужения), а другие, имеющие этот дар, должны «рассуждать» об услышанном и подтверждать, что оно истинно. По-видимому, коринфяне говорили языками и пророчествовали, не обращая внимания друг на друга и на содержание сказанного (см. ком. к 12:2−3).

14:34−35 Эти стихи вызывали горячие споры, отчасти потому, что мы не знаем достоверно, какого рода проблему старался решить Павел. Высказывалось даже предположение (на основании неоднозначных текстуальных данных), что эти стихи не являются частью оригинального текста апостола Павла. В свете 11:5 и других мест НЗ мы можем быть уверены, что Павел не произносит здесь категорического запрещения женщинам говорить в церкви при любых обстоятельствах. Касался ли Павел особой проблемы, свойственной Коринфу, например, беспорядков, создаваемых женщинами во время богослужения? Можно ли заключить из контекста (ст. 29, 32), что Павел имеет в виду определенные действия, например, оценку («рассуждение») пророчества, в чем не должны были участвовать женщины? Сказать трудно. Наиболее обоснованным представляется предположение, что эти два стиха — цитата из того, что писали сами коринфяне (и что Павел опровергает в ст. 36).

14:36 Разве от вас вышло слово Божие? Это саркастическое замечание, как и следующие за ним, ясно показывает, что Павел не просто дает общие указания о богослужении. Вернее предположить, что он разбирает конкретные моменты, изложенные коринфянами в письме к нему.

14:38 А кто не разумеет, пусть не разумеет. Иной перевод: «Если же кто не знает, его не знает Бог». Этот стих может являться предостережением: те, кто упорствует в непокорности, будут вразумлены Павлом или Церковью (2Фес 3:14), но из сказанного можно также заключить, что они подпадают под прямое осуждение свыше.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.