1е Коринфянам 15 глава

1е письмо Коринфянам
Открытый перевод → Новой Женевской Библии

Открытый перевод

1 Братья, напомню вам Весть, которую я вам передал. Вы приняли ее и пребываете в ней —
2 она вас и спасёт. Напомню и слова, какими я передал вам Весть, если вы держитесь её, если вы не бездумно поверили.
3 Прежде всего я вам передал, как и принял ,
что Христос умер за наши грехи, по Писанию,
4
и был погребен,
и на третий день воскрес, по Писанию,
5
и явился Кефе, потом Двенадцати;
6 а затем явился сразу более чем пятистам братьям, лишь немногие из которых умерли, а большинство живы до сих пор.
7 Потом он явился Иакову, потом всем апостолам,
8 а последнему из всех, словно до срока рожденному , — мне.
9 Я — малейший из апостолов и даже недостоин называться апостолом, так как преследовал Божью общину.
10 Но по милости Бога я стал тем, чем стал. Его милость ко мне не осталась бес-плодной: я потрудился больше всех — не сам я, но Божья милость, которая со мной.
11 И я, и они — все мы возвещали вам именно так — в эту Весть вы и поверили,
12 А если возвещено вам, что Христос воскрес из мертвых, почему некоторые у вас говорят, будто мертвые не воскреснут?
13 Если нет воскресения мертвых, то не воскрес и Христос.
14 А если он не воскрес, то наша Весть пуста и ваша вера пуста.
15 Мы тогда — лжесвидетели, ибо утверждаем, что Бог воскресил Христа, а на самом деле Он его не воскрешал, поскольку мертвые не воскресают.
16 Ибо если мертвые не воскресают, то и Христос не воскрес.
17 А если Христос не воскрес, то ваша вера напрасна: вы все остаетесь в грехах,
18 а усопшие во Христе погибли.
19 Если мы надеемся на Христа только в этой жизни, мы — самые жалкие люди.
20 Но Христос воскрес из мертвых, он—первый плод от усопших.
21 Через человека — смерть, через человека — и воскресение мертвых.
22 Ибо как все умерли в Адаме, так всем дана будет жизнь во Христе,
23 каждому в свой черед: первый плод — сам Помазанник, а затем, когда Он придет, — те, кого Он избрал.
24 А потом — конец, когда Он передаст Царство Богу и Отцу, и упразднит всякое Владычество, всякую Власть и Силу.
25 Ибо Он должен царствовать, пока не повергнет всех врагов Себе под ноги.
26 Будет повержен и последний враг — смерть,
27 ибо сказано: ему подчинено всё. «Всё» — конечно же, кроме Того, кто всё ему подчинил.
28 А когда всё ему подчинится, то Сын и сам подчинится подчинившему ему всё — и Бог будет всё и во всём.
29 А что же те, которые принимают крещение от имени умерших? Если мертвые никогда не воскреснут, зачем от их имени креститься?
30 Ради чего мы каждый час встречаем опасность?
31 Я умираю каждый день—клянусь в том своей гордостью о вас, братья, в Иисусе Христе, Господине нашем.
32 Я боролся со зверями в Эфесе — рассуждая по-человечески, какой в этом смысл? Если мертвые не воскреснут, давайте есть и пить, ибо завтра умрем!
33 Не обманывайте себя:
дурное сообщество растлевает добрые нравы.
34 Опомнитесь и не грешите! Постыдно, что не все у вас знают Бога.
35 Но ты спросишь: «Как воскреснут мертвые? В каком теле они придут?»
36 Неразумный! То, что сеешь, не оживет, если не умрет.
37 Ведь ты сеешь не будущее тело растения, а простое зерно — зерно пшеницы или любое другое.
38 Бог дает ему тело, какое захочет, каждому семени — особое тело.
39 У разных существ и плоть не одна и та же: у людей одна, у скота другая, у птиц своя и у рыб своя.
40 Есть небесные тела, есть земные; сияние небесных — одно, величие земных — другое.
41 Свое сияние у солнца, свое у луны и свое у звезд; и звезды сияют по-разному.
42 Так и при воскресении мертвых. Сеется истлевающее, воскресает нетленное,
43 сеется в бесчестии, воскресает в славе, сеется в слабости, воскресает в силе,
44 сеется природное тело, воскресает — духовное. Если есть природное тело, будет и духовное.
45 В Писании сказано: «первый человек, Адам, стал живою душой». А последний Адам есть животворный дух.
46 Но не духовное предшествует природному, а природное духовному.
47 Первый человек был из пыли земной, второй человек — с неба.
48 Каков первый земной человек, таковы и все земные, каков небесный, таковы и все небесные.
49 И как имели мы образ земного, так обретем и образ небесного.
50 Говорю вам, братья: плоть и кровь не унаследует Божьего Царства, и истлевающее не унаследует нетления.
51 Открою вам тайну: не все мы умрем, но изменимся все,
52 быстро, в мгновение ока, при звуке последней трубы. Когда она протрубит, мертвые встанут неистлевшими, а мы изменимся,
53 ибо это тленное тело должно одеться в нетление, это смертное — в бессмертие.
54 А когда это тленное оденется в нетление и это смертное оденется в бессмертие, тогда исполнятся слова Писания:
Побеждена, погублена смерть!
55
О смерть, где твоя победа?
О смерть, где твое жало?
56 Жало смерти — грех, а сила греха — в Законе.
57 Благодарение Богу, даровавшему нам победу через Господина нашего, Иисуса Христа!
58 Итак, любимые мои братья, будьте тверды, неколебимы, всегда неутомимо трудитесь ради Господа и знайте, что ваш труд не останется у Господа тщетным.

Новой Женевской Библии

15:1 Начиная с этого стиха, Павел обращается к новой теме, чрезвычайно для него важной, — о чистоте и целостности благовестия, в центре которого — учение о воскресении. Он указывает, что под угрозой то самое учение, которое коринфяне изначально слышали и «приняли» от Павла.

15:2 если преподанное удерживаете. См. ком. к 9:27.

если только не тщетно уверовали. Отрицание воскресения Христова делает веру тщетной (ст. 14), поэтому здесь Павел предупреждает коринфян о значимости вопроса, который он собирается обсуждать.

15:3−4 В этих стихах содержится сущность не только проповеди Павла, но и всего учения ранней Церкви («что и сам принял») об искупительной смерти Христа и о Его воскресении как исполнении обетований Ветхого Завета.

15:5−8 Троекратное повторение «явился» указывает на основную мысль Павла в этом отрывке: воскресение Христа из мертвых несомненно и даже поддается проверке. Большинство свидетелей явления воскресшего Господа «доныне в живых» (когда Павел писал послание), так что каждый мог проверить факты. Особенно многозначительна ссылка на явление «более нежели пятистам братии в одно время», так как она показывает, что явления не могут быть истолкованы как галлюцинации отдельных лиц.

15:7 Иаков. Сводный брат Иисуса, уверовавший в Него только после Его воскресения (Ин 7:5; Деян 12:17; Деян 15:13; Гал 1:19).

15:8 как некоему извергу. Букв.: «словно недоноску». Это самоуничижительное замечание, быть может, отражает отношение некоторых коринфян, которые были невысокого мнения о Павле (см. ком. к 2:1). Что именно имеет в виду Павел, поясняется выражением «после всех» и особенно следующим стихом, в котором он упоминает, что был гонителем Церкви. Явления воскресшего Господа прекратились, когда Павел еще был поглощен усилиями разгромить Церковь (Гал 1:13, 23; Флп 3:6; 1Тим 1:13−16). Насколько нам известно, Павел — единственный из апостолов, кто не был при Иисусе во время Его земного служения, но кому, тем не менее, было даровано увидеть Его воскресшим и дано поручение стать апостолом и нести особое служение среди язычников (Деян 9:3−5, 15; Гал 1:15−16). Выражения Павла убедительно указывают здесь, что апостольское служение было неповторимым, основополагающим даром Церкви (Еф 2:20).

Павел на пути в Дамаск.

15:10 благодатию Божиею... благодать Его во мне. Откровенно признав сверхъестественность и незаслуженность пережитого им опыта, Павел далее подчеркивает, что нет никакого основания отвергать его проповедь. Где умножается грех, там преизобилует Божия действенная благодать (Рим 5:20); где мы слабы, Божия благодать особенно являет Его силу (2Кор 12:9−10). Следует отметить, однако, что Божия благодать не должна служить оправданием бездеятельности. Напротив, она — сила и побуждение для добрых дел (Еф 2:8−10), поэтому Павел и говорит, что он «более всех потрудился».

15:12 воскресения мертвых? Некоторые коринфяне, возможно не отрицая факта воскресения Христова, ставили под сомнение учение о всеобщем воскресении. Павел показывает, что воскресение Иисуса неотделимо от воскресения тех, кто верует в Него (ст. 20−23). Если последнее не истинно, не истинно и первое. Но даже косвенное отрицание воскресения Иисуса в теле разрушает смысл Евангелия.

15:14 то и проповедь наша тщетна... и вера ваша. Ср. ст. 17. По учению Павла, истинность Христова учения неразрывно связана с исторической реальностью Христовой смерти и воскресения.

15:19 то мы несчастнее всех человеков. Хотя Павел не стал бы отрицать, что в самом глубоком смысле жизнь христиан лучше, возвышеннее, чем жизнь нехристиан, этот стих подчеркивает величие того, что Бог обещал верующим в жизни будущей.

15:20 первенец. Иной перевод: «начатою. Этот образ основан на требовании, чтобы израильтяне приносили первый сноп жатвы священнику (Лев 23:10). Такое приношение указывало, что принесший признает: весь урожай принадлежит Богу. Поэтому Павел употребляет это выражение, чтобы указать, например, что принятие нами Духа есть гарантия нашего будущего искупления (Рим 8:23; ср. «залог» в 2Кор 1:22; 2Кор 5:5; Еф 1:14). Суть в том, что воскресение Иисуса и воскресение верующих не являются отдельными, не связанными между собой событиями. Напротив, Иисус должен был первым восстать из мертвых (Деян 26:23), и это событие делает возможным наше воскресение. Благодаря тому, что Он, представляя нас, воскрес, и мы были воскрешены духовно (Рим 6:4; Еф 2:6) и, несомненно, будем воскрешены и телесно.

15:21−22 В этих стихах кратко выражена одна из глубочайших истин — о нашей двойной солидарности: с первым человеком, Адамом, и с последним — Христом. Принадлежа человечеству, мы едины с Адамом в нашем теперешнем естественном бытии, во грехе и смерти; в силу нашей веры мы едины со Христом в нашем духовном бытии, праведности и жизни (ст. 45−49; Рим 5:17−19).

15:24−28 Коринфяне должны понять, что воскресение — не отдельное несущественное событие, а неотъемлемая и важнейшая ступень Божиего державного правления историей. Искупление не полно, «доколе низложит всех врагов под ноги Свои» (ср. Пс 109:1); а поскольку смерть — «последний враг», дело Христа не завершено, пока смерть не уничтожена совершенно. В ст. 27−28 цитата из Пс 8:7 позволяет Павлу сказать, что в конечном итоге Сам Сын покорится Богу, что явно является другим способом выразить мысль ст. 24 («когда Он передаст Царство Богу и Отцу»). Иными словами, Павел не имеет в виду, будто Сын чем-то ниже в Своем достоинстве и существе, но что в Своем мессианском деле Он Сам покоряется воле Отца. Вершина Христова мессианского служения — полная Его победа над врагами: «да будет Бог все во всем», когда Его абсолютное господство восторжествует над всеми.

15:29 крестящиеся для мертвых. На первый взгляд это утверждение означает, что некоторые из коринфян принимали крещение за других, уже умерших. Если действительно существовала такая практика, нам ничего об этом не известно, поскольку нет свидетельств ни в Библии, ни в других древних памятниках. Следует отметить, что этот стих — лишь первый в ряду риторических вопросов. Это явно не богословский довод как таковой, а попытка показать абсурдность поведения коринфян, в чем бы оно ни выражалось на практике. Возможно, этим доводом Павел доказывает логическую несостоятельность позиции своих оппонентов.

15:32 боролся со зверями. Вероятно, намек на его врагов в Ефесе (где писалось послание), которые хотели осудить его (ср. «львиные челюсти» в 2Тим 4:17). Павел ясно говорит, что только благодаря своей надежде на воскресение он претерпевает суровые испытания и преследования (см. ком. к ст. 19).

15:33 худые сообщества развращают добрые нравы. Взято из комедии греческого поэта Менандра (342−292 гг. до Р.Х.).

15:34 некоторые из вас не знают Бога. Вероятно, указание на членов церкви, которые хвалились своим знанием (см. ком. к 8:1), но отрицанием воскресения обнаружили невежество относительно дел Божиих.

15:35 в каком теле придут? В этом стихе Павел заранее опровергает то, что, по-видимому, было основным возражением некоторых коринфян против телесного воскресения. Вероятно, под влиянием языческой философии (дуализма), которая противополагала духовное физическому и доказывала, что первое — добро, а второе — зло, у этих христиан развилось презрение к человеческому телу. Они, похоже, считали тело по природе порочным и, как следствие, думали, что учение о воскресении подразумевает реанимацию теперешнего тела. Из последующего обсуждения ясно, какое значение Павел придает этому предмету. Он считает их позицию безрассудной и доказывает это (ст. 36−49).

15:36 если не умрет. Поскольку Бог — Творец мира, в некоторых отношениях природа — зеркало Божественного плана спасения (Ис 55:10−11). В частности, Иисус употребил образ семени как образ духовной истины (Ин 12:24). Здесь Павел пользуется тем же образом, но для иллюстрации разницы между тем, что сажают, и тем, что, в конечном итоге вырастает из семени (ст. 37). Такого же рода аналогии можно найти в диалоге Платона «Пир».

15:38 дает... каждому семени свое тело. Здесь апостол изменяет образность, чтобы в последующих стихах развить эту идею в отношении живых существ (ст. 39) и небесных тел (ст. 40−41).

15:42−43 Человеческое тело, умершее и погребенное, не во всем идентично телу, которое воскреснет. Апостол подчеркивает коренное преображение: от тленного уничижения и немощи — к нетленной славе и силе.

15:44 тело душевное... тело духовное. Это противопоставление чрезвычайно важно. Павел посвящает несколько стихов (ст. 45−49) разъяснению своей мысли. Апостол уже употреблял слова «душевный» и «духовный», чтобы провести различие между теми, кто не имеет Духа Святого, и теми, кто обладает Им (2:6, 14 и ком.). Первые принадлежат нынешнему веку (1:20), последние — граждане небес (Флп 3:20). Христиане уже получили Духа Святого, и они — «духовные», но они еще не получили свое «духовное тело» (т.е. тело, которое бы соответствовало духовной жизни). См. Рим 8:22−25.

15:45 первый человек Адам стал душею живущею; а последний Адам есть дух животворящий. Павел проясняет свою мысль, развивая цитатой из Быт 2:7 противопоставление между первым и последним человеком (ст. 21−22 и ком.). От слова «душа» (греч.: «психе») происходит слово «душевный» («психикос», ст. 44); в то время как от слова «дух» (греч.: «пневма») — «духовный» («пневматикос»). Во исполнение Своего мессианского дела Иисус стал «духом животворящим» в момент Своего воскресения. Т.е. Он принял Свое духовное, или прославленное, тело и стал неразлучен со Святым Духом в Своих действиях и бытии (не теряя, разумеется, Своей собственной Личности Сына). См. Рим 8:9−11; 2Кор 3:6, 17−18.

15:48 перстный... небесный. Здесь последнее и наиболее ясное сопоставление, указывающее, что ст. 42−44 относились к различию между земным человеческим телом и небесным. Различие, в первую очередь, относится не к месту, а ко времени (т.е. настоящий лукавый век противопоставлен будущему совершенному веку). Верующие уже могут пользоваться некоторыми благословениями будущего века (см. ком. к 10:11), но все еще ожидают полноты его.

15:50 плоть и кровь. Т.е. физическое тело.

15:51 тайну. См. ком. к 2:7.

не все мы умрем. Павел признает, что одно поколение христиан не умрет, будет живо ко времени Второго пришествия Христа. Хотя эти христиане не восстанут из мертвых, они тоже будут изменены и получат нетленное, бессмертное тело (1Фес 4:13−18).

15:54−57 Эти стихи — одно из самых выразительных и ярких мест Писания. Парафразами из Исаии и Осии (основанными на греческом переводе ВЗ, Септуагинте) Павел, ссылаясь на свои прежние доводы (ст. 24−28), решительно доказывает окончательное упразднение смерти воскресением. Далее он говорит, что это событие ознаменует также упразднение «греха» и «закона». В написанном позднее Послании к Римлянам Павел подробно объяснит, каким образом через яд греха смерть перешла во всех (Рим 5:12) и как закон, сам по себе святой, становится средством к познанию греха (Рим 7:7−12).



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.