По Луке 8 глава

Евангелие по Луке
Открытый перевод → Толковая Библия Лопухина

Открытый перевод

1 После этого Иисус ходил по городам и сёлам, возвещая и проповедуя Царство Божье. Его сопровождали Двенадцать,
2 а также несколько женщин, исцеленных от злых демонов и болезней: Мария по прозвищу Магдалина, из которой было изгнано семь демонов,
3 Иоанна, жена Кузы, Иродова домоправителя, Сусанна и многие другие, помогавшие им из своих средств.
4 Однажды, при большом стечении народа, собравшегося из разных городов, чтобы послушать Его, Иисус рассказал такую притчу:
5 — Вышел сеятель в поле, и когда он сеял, одни семена рассыпались при дороге, были растоптаны, и птицы небесные поклевали их,
6 другие упали на камень и, когда проросли, засохли от недостатка влаги.
7 Третьи упали в гущу сорняков, и те вскоре их заглушили.
8 Но некоторые семена попали на добрую почву и принесли урожай стократный.
Сказав это, Он воскликнул:
— Имеющий уши да слышит!
9 Ученики спросили у Него, что означает эта притча,
10 и Он ответил: — Вам дано знать тайны Царства Божьего, а с остальными Я говорю притчами, так что
смотрят они, но не видят,
слушают, но не понимают.
11 А притча эта означает вот что. Семена — слово Божье.
12 Те, что упали при дороге, — это слушающие, к которым позже приходит Дьявол и похищает слово из их сердец, чтобы они не могли уверовать и спастись.
13 Те семена, что упали на камень, — это слушающие, которые с радостью принимают слово, но корней не имеют. Они верят недолго и в час испытаний отрекаются.
14 Семена, попавшие в сорняки, — это слушающие, которых душат заботы, богатства и наслаждения, мешая им достичь зрелости.
15 А семена, упавшие на добрую почву, — это слушающие, которые хранят слово в своем добром сердце и приносят, благодаря своей стойкости, урожай.
16 Никто не зажигает светильник, чтобы накрыть его кувшином или задвинуть под кровать. Напротив, его ставят на подставку, чтобы входящие видели свет.
17 Нет такой тайны, что не стала бы явной, и секрета, который бы не был раскрыт.
18 Учитесь же слушать, ибо всякому, кто имеет, дадут еще, а у неимущего и то, что он, казалось бы, имеет, отнимут.
19 Пришли к Иисусу мать и братья, но не смогли пробраться через толпу.
20 Ему сказали:
— Твоя мать и братья стоят на улице и хотят видеть Тебя.
21 Он ответил:
— Моя мать и братья Мои — это те, кто слушает слово Божье и исполняет его.
22 Однажды Он сказал Своим ученикам:
— Давайте переправимся на тот берег озера.
И вот они сели в лодку и отплыли.
23 Во время плавания Он заснул. Между тем поднялся ураганный ветер, лодку заливало водой, и жизнь их оказалась в опасности.
24 Ученики стали будить Его со словами:
— Наставник! Наставник! Мы тонем!
Проснувшись, Он укротил ветер и бурю; шторм стих, и воцарился штиль.
25 Тогда Он сказал им:
— Где же ваша вера?
А они, потрясенные, со страхом повторяли: «Кто же Он, если Он приказывает воде и ветру и те повинуются Ему?»
26 Наконец они высадились в области Герасы, что на противоположном от Галилеи берегу.
27 Сойдя на берег, Иисус встретил одного горожанина, одержимого демонами, который давно уже не носил одежд и жил не дома, а в могильных склепах.
28 Увидев Иисуса, тот испустил вопль и, упав Ему в ноги, громко воскликнул:
— Что Тебе от меня нужно, Иисус, Сын Бога Всевышнего? Молю Тебя, перестань меня мучить!
29 (Ибо Иисус приказал злому духу покинуть его. Дух часто овладевал тем человеком: как ни стерегли его, сковав по рукам и ногам, он всякий раз сбрасывал оковы и бежал, гонимый демоном, в безлюдные места.)
30 Иисус спросил его:
— Как твоё имя?
Тот ответил:
— Легион!
Ибо в нём поселилось множество демонов.
31 И стали они взывать к Иисусу, умоляя не изгонять их в преисподнюю.
32 А рядом, на горе, паслось большое стадо свиней, и демоны стали просить, чтобы Иисус позволил им переселиться в этих свиней. Он позволил.
33 Выйдя из человека, демоны тотчас вошли в свиней, и стадо, бросившись с обрыва в озеро, утонуло.
34 Свинопасы, видя это, разбежались и разнесли эту новость в городе и в округе.
35 Желая убедиться в случившемся, отовсюду начали стекаться люди. Придя к Иисусу, они нашли человека, из которого вышли демоны, одетым и в здравом рассудке, сидящим у ног Иисуса, и испугались.
36 Очевидцы им рассказали, как был исцелен одержимый,
37 и весь народ, населявший область Герасы, стал просить Иисуса удалиться от них — настолько они были поражены страхом. Иисус сел в лодку и отплыл.
38 Человек, из которого вышли демоны, просил позволения сопровождать Его, но Иисус отослал его со словами:
39 — Возвращайся домой и расскажи обо всём, что сделал с тобою Бог.
И тот пошёл, возвещая по всему городу о том, что сделал для него Иисус.
40 По возвращении Иисус был встречен толпой, потому что все Его ждали.
41 Пришел и старейшина тамошней синагоги, по имени Яир. Бросившись Иисусу в ноги, он молил Иисуса посетить его дом
42 ради единственной его дочери, девочки лет двенадцати, которая была при смерти. Иисус отправился к нему, окруженный густой толпой.
43 И одна женщина, страдавшая кровотечением целых двенадцать лет, которая всё состояние свое истратила на врачей и которую никто не мог вылечить,
44 подошла к Нему сзади, дотронулась до края Его плаща, и тотчас кровотечение у неё прекратилось.
45 Иисус спросил:
— Кто коснулся Меня?
Никто не признался, а Петр сказал:
— Наставник, это толпа на Тебя напирает.
46 Но Иисус настаивал:
— Кто-то коснулся Меня. Я чувствую, что из Меня вышла сила.
47 Видя, что ей не удалось уйти незамеченной, женщина, дрожа всем телом, вышла вперед, бросилась Ему в ноги и при всём народе поведала о том, почему она к Нему прикоснулась, и о том, что она мгновенно исцелилась.
48 Тогда Он сказал ей:
— Дочь, вера спасла тебя. Иди с миром.
49 Не успел Он это договорить, как подходит к старейшине синагоги Яиру человек с известием:
— Твоя дочь умерла. Не беспокой напрасно Учителя.
50 Но Иисус сказал Яиру:
— Не бойся! Главное, верь, и она будет жить.
51 Войдя в дом Яира, Иисус никого не взял с собой, кроме Петра, Иоанна, Иакова и родителей девочки.
52 Все причитали, оплакивая её, но Иисус сказал:
— Не плачьте. Она не умерла. Она спит.
53 Люди стали смеяться над Ним, не сомневаясь, что она мертва.
54 Но Он взял её за руку и сказал:
— Девочка, встань!
55 Дыхание вернулось к ней, она тотчас встала, и Он велел её накормить.
56 Родители её были поражены, но Он запретил им рассказывать о случившемся.

Толковая Библия Лопухина

1−3. Служащие Христу женщины. — 4−8. Притча о сеятеле. — 9−18. Толкование притчи. — 19−21. Истинные родственники Христа. — 22−39. Удаление Христа с учениками на восточный берег Геннисаретского моря. — 40−56. Исцеление кровоточивой и воскрешение дочери Иаира.

Лк 8:1. После сего Он проходил по городам и селениям, проповедуя и благовествуя Царствие Божие, и с Ним двенадцать,

Лк 8:2. и некоторые женщины, которых Он исцелил от злых духов и болезней: Мария, называемая Магдалиною, из которой вышли семь бесов,

Лк 8:3. и Иоанна, жена Хузы, домоправителя Иродова, и Сусанна, и многие другие, которые служили Ему имением своим.

Один евангелист Лука делает замечание о женщинах, которые во время проповеднических путешествий Христа с 12 апостолами служили Ему своим имением.

«Мария Магдалина» (см. Мф 27:56).

«Из которой вышли семь бесов». Это выражение обозначает чрезвычайную силу одержимости бесами: «семь» на языке Священного Писания есть символ полноты (ср. Мф 12:45). Согласно И. Вейса, здесь указывается на то, что Мария семь раз в течение своей жизни подвергалась возвращению бесноватости. Что касается довольно распространенного рационалистического взгляда, будто бы Мария была просто крайне распущенная в нравственном отношении женщина, что и обозначил будто бы евангелист своим замечанием, то против такого понимания говорит употребленный и о Марии термин «исцеленная» (τεθεραπευμέναι), который означает чудесное исцеление от действительной, а не мнимой болезни беснования.

«Домоправителя Иродова», т.е. по-нашему гофмейстера при дворе Ирода (вероятно, Антипы). Должность эта была видная (ср. Мф 20:8).

Жены эти служили Христу до самой Его смерти на кресте (см. Лк 24:10).

«Сусанна» — личность неизвестная.

Лк 8:4. Когда же собралось множество народа, и из всех городов жители сходились к Нему, Он начал говорить притчею:

Лк 8:5. вышел сеятель сеять семя свое, и когда он сеял, иное упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его;

Лк 8:6. а иное упало на камень и, взойдя, засохло, потому что не имело влаги;

Лк 8:7. а иное упало между тернием, и выросло терние и заглушило его;

Лк 8:8. а иное упало на добрую землю и, взойдя, принесло плод сторичный. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!

Притчу о сеятеле евангелист Лука излагает сходно с Матфеем (Мф 13:3−9) и Марком (Мк 4:1−9), но с некоторыми сокращениями.

Лк 8:9. Ученики же Его спросили у Него: что бы значила притча сия?

Лк 8:10. Он сказал: вам дано знать тайны Царствия Божия, а прочим в притчах, так что они видя не видят и слыша не разумеют.

Лк 8:11. Вот что значит притча сия: семя есть слово Божие;

Лк 8:12. а упавшее при пути, это суть слушающие, к которым потом приходит диавол и уносит слово из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись;

Лк 8:13. а упавшее на камень, это те, которые, когда услышат слово, с радостью принимают, но которые не имеют корня, и временем веруют, а во время искушения отпадают;

Лк 8:14. а упавшее в терние, это те, которые слушают слово, но, отходя, заботами, богатством и наслаждениями житейскими подавляются и не приносят плода;

Лк 8:15. а упавшее на добрую землю, это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении. Сказав это, Он возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!

Лк 8:16. Никто, зажегши свечу, не покрывает ее сосудом, или не ставит под кровать, а ставит на подсвечник, чтобы входящие видели свет.

Лк 8:17. Ибо нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, ни сокровенного, что не сделалось бы известным и не обнаружилось бы.

Лк 8:18. Итак, наблюдайте, как вы слушаете: ибо, кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то, что он думает иметь.

Объяснение притчи см. в комментариях к Мф 13:10−17; Мк 4:10−25.

Евангелист Лука здесь более всего следует Марку.

«Ученики» — двенадцать апостолов (ср. стих 1).

«Так что» (стих 10) — правильнее: «чтобы» (ἵνα ), см. Мк 4:12.

«Но, отходя» (стих 14). Правильнее было бы перевести: «ходя» или «живя» (в греческом тексте здесь стоит глагол πορεύειν). Слова же: заботами, богатством, и наслаждениями житейскими, представляют собой определение к слову «ходя» или обозначение мотивов «хождения». Люди, следовательно, слушают слово, но в своей деятельности водятся другими факторами — заботами и т.д. и через это подавляются, как семена, растущие между тернами, и не достигают зрелости.

«В добром и чистом сердце» (стих 15), т.е. в нравственно прекрасном и добром (καλῇ καὶ ἀγαθῇ) сердце, а таким сердце делается благодаря очищающему действию слышанного слова (Ин 15:3).

«В терпении» (стих 15), т.е. постоянно держась слова. Это противоположение «отпадению», указанному в 13-м стихе.

«Отнимется и то, что он думает иметь» (стих 18). Евангелист Лука здесь более точен, чем Матфей и Марк: он говорит, что некоторые люди только воображают, что достигли известных успехов в нравственном усовершенствовании, а на самом деле они ничего не приобрели. И вот, скоро у таких людей отнимется также и эта утеха — пред ними будет раскрыто все их нравственное ничтожество...

Лк 8:19. И пришли к Нему Матерь и братья Его, и не могли подойти к Нему по причине народа.

Лк 8:20. И дали знать Ему: Матерь и братья Твои стоят вне, желая видеть Тебя.

Лк 8:21. Он сказал им в ответ: матерь Моя и братья Мои суть слушающие слово Божие и исполняющие его.

О приходе к Христу Пресвятой Марии и братьев Его евангелист Лука сообщает согласно с Марком (Мк 3:31−35; ср. Мф 12:46−50).

Лк 8:22. В один день Он вошел с учениками Своими в лодку и сказал им: переправимся на ту сторону озера. И отправились.

Лк 8:23. Во время плавания их Он заснул. На озере поднялся бурный ветер, и заливало их волнами, и они были в опасности.

Лк 8:24. И, подойдя, разбудили Его и сказали: Наставник! Наставник! погибаем. Но Он, встав, запретил ветру и волнению воды; и перестали, и сделалась тишина.

Лк 8:25. Тогда Он сказал им: где вера ваша? Они же в страхе и удивлении говорили друг другу: кто же это, что и ветрам повелевает и воде, и повинуются Ему?

Лк 8:26. И приплыли в страну Гадаринскую, лежащую против Галилеи.

Лк 8:27. Когда же вышел Он на берег, встретил Его один человек из города, одержимый бесами с давнего времени, и в одежду не одевавшийся, и живший не в доме, а в гробах.

Лк 8:28. Он, увидев Иисуса, вскричал, пал пред Ним и громким голосом сказал: что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? умоляю Тебя, не мучь меня.

Лк 8:29. Ибо Иисус повелел нечистому духу выйти из сего человека, потому что он долгое время мучил его, так что его связывали цепями и узами, сберегая его; но он разрывал узы и был гоним бесом в пустыни.

Лк 8:30. Иисус спросил его: как тебе имя? Он сказал: легион, — потому что много бесов вошло в него.

Лк 8:31. И они просили Иисуса, чтобы не повелел им идти в бездну.

Лк 8:32. Тут же на горе паслось большое стадо свиней; и бесы просили Его, чтобы позволил им войти в них. Он позволил им.

Лк 8:33. Бесы, выйдя из человека, вошли в свиней, и бросилось стадо с крутизны в озеро и потонуло.

Лк 8:34. Пастухи, видя происшедшее, побежали и рассказали в городе и в селениях.

Лк 8:35. И вышли видеть происшедшее; и, придя к Иисусу, нашли человека, из которого вышли бесы, сидящего у ног Иисуса, одетого и в здравом уме; и ужаснулись.

Лк 8:36. Видевшие же рассказали им, как исцелился бесновавшийся.

Лк 8:37. И просил Его весь народ Гадаринской окрестности удалиться от них, потому что они объяты были великим страхом. Он вошел в лодку и возвратился.

Лк 8:38. Человек же, из которого вышли бесы, просил Его, чтобы быть с Ним. Но Иисус отпустил его, сказав:

Лк 8:39. возвратись в дом твой и расскажи, что сотворил тебе Бог. Он пошел и проповедывал по всему городу, что сотворил ему Иисус.

О переправе Христа с учениками на восточный берег Геннисаретского моря и исцелении бесноватого евангелист Лука сообщает согласно с Марком (Мк 4- 5:20; ср. Мф 8:23−27). При этом, впрочем, он делает некоторые изменения в частностях — смягчает, например, в 25-м стихе обращение Господа к апостолам: «где вера ваша?» (Согласно Марку — «что вы так боязливы? как у вас нет веры?» Мк 4:40), и в 28-м стихе заменяет выражение: «заклинаю Тебя Богом» (Мк 5:7), выражением: «умоляю Тебя». Далее он прибавляет, что бесноватый был одержим бесами уже с давнего времени и в одежду не одевался (стих 27), что демоны просили Господа не прогонять их «в бездну», т.е. в преисподнюю (стих 31; ср. Рим 10:7; Откр 9 и сл.). Бесноватый после своего исцеления проповедует о происшедшем с ним только по своему городу (стих 39; согласно Марку — «в Десятиградии»; Мк 5:20).

Лк 8:40. Когда же возвратился Иисус, народ принял Его, потому что все ожидали Его.

Лк 8:41. И вот, пришел человек, именем Иаир, который был начальником синагоги; и, пав к ногам Иисуса, просил Его войти к нему в дом,

Лк 8:42. потому что у него была одна дочь, лет двенадцати, и та была при смерти. Когда же Он шел, народ теснил Его.

Лк 8:43. И женщина, страдавшая кровотечением двенадцать лет, которая, издержав на врачей все имение, ни одним не могла быть вылечена,

Лк 8:44. подойдя сзади, коснулась края одежды Его; и тотчас течение крови у ней остановилось.

Лк 8:45. И сказал Иисус: кто прикоснулся ко Мне? Когда же все отрицались, Петр сказал и бывшие с Ним: Наставник! народ окружает Тебя и теснит, — и Ты говоришь: кто прикоснулся ко Мне?

Лк 8:46. Но Иисус сказал: прикоснулся ко Мне некто, ибо Я чувствовал силу, исшедшую из Меня.

Лк 8:47. Женщина, видя, что она не утаилась, с трепетом подошла и, пав пред Ним, объявила Ему перед всем народом, по какой причине прикоснулась к Нему и как тотчас исцелилась.

Лк 8:48. Он сказал ей: дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя; иди с миром.

Лк 8:49. Когда Он еще говорил это, приходит некто из дома начальника синагоги и говорит ему: дочь твоя умерла; не утруждай Учителя.

Лк 8:50. Но Иисус, услышав это, сказал ему: не бойся, только веруй, и спасена будет.

Лк 8:51. Придя же в дом, не позволил войти никому, кроме Петра, Иоанна и Иакова, и отца девицы, и матери.

Лк 8:52. Все плакали и рыдали о ней. Но Он сказал: не плачьте; она не умерла, но спит.

Лк 8:53. И смеялись над Ним, зная, что она умерла.

Лк 8:54. Он же, выслав всех вон и взяв ее за руку, возгласил: девица! встань.

Лк 8:55. И возвратился дух ее; она тотчас встала, и Он велел дать ей есть.

Лк 8:56. И удивились родители ее. Он же повелел им не сказывать никому о происшедшем.

О воскрешении дочери Иаира и исцелении кровоточивой женщины евангелист Лука говорит вполне согласно с Марком (Мк 5:21−43; ср. Мф 9:18−26). Евангелист Лука, впрочем, прибавляет, что дочь у Иаира была только «одна» (стих 42), что на вопрос Христа ответил, — конечно, от лица учеников — Петр, и что ответ этот не был несколько непочтительным, каким представляется ответ учеников у Марка (Мк 5:31), так как «все отрицались» (стих 45). Согласно евангелисту Марку, женщина трепетала оттого, что чувствовала происшедшую с ней перемену (Мк 5:33), а согласно Луке — потому, что она поняла, что поступок ее стал известен Чудотворцу.

«Петра, Иоанна и Иакова» (стих 51). Евангелист Лука из двух сынов Зеведеевых на первое место ставит Иоанна, как лицо более известное, а Марк — Иакова (Мк 5:37).

«Рыдали о ней» (стих 52) — точнее: «ударяли себя в грудь в знак печали о ней» (ἐκόπτοντο αὐτήν).

«И возвратился дух ее» (стих 55) — это прибавление евангелиста Луки, из которого можно видеть, что Христос оживил действительно скончавшуюся, из которой душа уже удалилась.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.