Деяния 13 глава

Деяния Апостолов
Открытый перевод → Толковая Библия Лопухина

Открытый перевод

1 В Антиохии, в местной церкви были пророки и учителя: Варнава, и Симеон, которого называли Нигер, и Луций Киренец, и Манаил, воспитанный с тетрархом Иродом, и Савл.
2 Когда они служили Господу и постились, Святой Дух сказал им:
— Отделите мне Варнаву и Савла для дела, к которому Я их призвал.
3 Тогда они, совершив пост и помолившись, и возложив на них руки, отпустили их.
4 Итак, посланные Святым Духом, они прибыли в Селевкию, оттуда отплыли на Кипр,
5 и, прибыв в Саламин, возвещали слово Божье в еврейских синагогах. Был же с ними и Иоанн, как помощник.
6 И, пройдя весь остров до Пафа, они нашли одного человека, колдуна, лжепророка, еврея, по имени Вариисус,
7 который был с проконсулом Сергием Павлом, человеком рассудительным. Он, позвав Варнаву и Савла, желал услышать слово Божье.
8 Но Элима-колдун (ибо так переводится его имя), противодействовал им, стараясь отвратить проконсула от веры.
9 Но Савл, он же Павел, наполнившись Святым Духом и всмотревшись в него,
10 сказал:
— О, полный всего коварства и всякого злодейства, сын дьявола, враг всякой справедливости! Прекратишь ли ты извращать прямые пути Господа?
11 И теперь — вот, рука Господня на тебе, и будешь слеп и не будешь видеть солнца до поры.
И тут же пал на него мрак и тьма, и он, вертясь, стал искать поводырей.
12 Тогда проконсул, увидев, что произошло, поверил, изумляясь учению Господа.
13 И, отплыв из Пафа, Павел и его спутники прибыли в Пергию, в Памфилии. А Иоанн, уйдя от них, возвратился в Иерусалим.
14 А они, пройдя от Пергии, прибыли в Антиохию Писидийскую. И, войдя в синагогу в субботний день, сели.
15 После чтения Закона и Пророков, главы синагоги послали им сказать:
— Братья, если у вас есть слово наставления для народа, говорите.
16 Павел, встав и дав знак рукой, сказал:
— Люди Израиля и боящиеся Бога, послушайте.
17 Бог этого народа, Израиля, выбрал наших отцов и возвысил народ, когда они были на чужбине, в египетской земле, и высокой рукой вывел их из неё,
18 и около сорока лет терпел их в пустыне.
19 И, истребив семь народов в земле Ханаанской, дал им в наследие их землю
20 приблизительно на четыреста пятьдесят лет. И после этого давал судей до Самуила пророка.
21 Потом они просили царя, и Бог дал им Саула, сына Киса, мужа из рода Вениамина, на сорок лет.
22 И, отстранив его, поставил им царём Давида, о котором сказал, свидетельствуя: «Я нашёл мужа Мне по сердцу, Давида, сына Иессея, который исполнит все Мои желания».
23 Из его потомства Бог, согласно обещанию, привёл Израилю Спасителя, Иисуса,
24 После того как Иоанн возвестил перед Его приходом омовение обращения всему народу Израиля.
25 25 А когда Иоанн завершил свой бег, он говорил: «Я не тот, кем меня считают; но вот, идет за мною Тот, с ног Которого я недостоин снять обувь».
26 Мужи, братья, сыновья Авраамова рода и те среди вас, кто боится Бога, нам послано слово этого спасения!
27 Ибо жители Иерусалима и их правители, не узнав Его и осудив, осуществили возгласы пророков, читаемые каждую субботу.
28 И не найдя никакого повода для смерти, добились у Пилата Его казни.
29 Когда же совершили всё, написанное о Нём, то, сняв с дерева, положили в гробницу.
30 Но Бог воздвиг Его из мертвых.
31 И Он являлся в течение многих дней тем, кто пришёл с Ним из Галилеи в Иерусалим, и которые теперь Его свидетели перед народом.
32 И мы благовествуем вам обещание, данное отцам,
33 что Бог полностью исполнил его для нас, детей, воскресив Иисуса, как и во втором Псалме написано:
«Ты Мой Сын,
сегодня Я родил Тебя».
34 А что Он воскресил Его из мёртвых, так что Он уже не возвратится в тление, сказал так: «Я дам вам святого Давида, верно».
35 Потому и в другом месте говорит: «Не дашь святому Твоему увидеть тление».
36 Давид же, послужив своему поколению по воле Божьей, умер, и присоединился к своим отцам, и увидел тление.
37 Но Тот, Кого воскресил Бог, не увидел тления.
38 Итак, да будет вам известно, мужи, братья, что через Него возвещается вам прощение грехов, и во всём, и везде, где вы не могли быть оправданы в Законе Моисея,
39 всякий верующий оправдывается в Нём.
40 Итак, смотрите, чтобы не постигло сказанное у Пророков:
41
«Глядите, спесивцы, удивитесь и сгиньте,
потому что Я сотворю в ваши дни такое,
чему вы не поверите,
если кто бы вам рассказывал».
42 И когда они выходили, их умоляли в следующую субботу говорить о том же.
43 Когда собрание разошлось, то многие евреи и чтущие Бога обращенные из иноверцев, последовали за Павлом и Варнавой, которые, беседуя с ними, убеждали их оставаться в Божьей благодати.
44 А в следующую субботу почти весь город собрался слушать Божье слово.
45 Но евреи, увидев толпу, наполнились завистью и, злословя, противоречили тому, что говорил Павел.
46 Тогда Павел и Варнава смело сказали:
— Вам первым должно было быть возвещено Божье слово. Так как вы отвергаете его и не считаете себя достойными вечной жизни, то вот, мы обращаемся к иноверцам.
47 Ибо так повелел нам Господь:
«Я поставил Тебя светом народам,
чтобы Ты был спасением до края земли».
48 Слыша это, иноверцы радовались и славили слово Господа, и поверили все, предназначенные к вечной жизни.
49 А слово Господа распространялось по всей стране.
50 [ отсутствует в NA ]
51 Но евреи, подговорив набожных и уважаемых женщин и первых людей города, возбудили преследование против Павла и Варнавы и выгнали за пределы своего края.
52 А те, стряхнув на них пыль со своих ног, пришли в Иконию.
53 Ученики же наполнялись радостью и Святым Духом.

Толковая Библия Лопухина

Путешествие Варнавы и Савла в Кипр и обращение проконсула Сергия Павла (1−12). Путешествие в Пергию и Антиохию Писидийскую и речь Павла в синагоге Антиохийской (13−41). Действие речей Павла на язычников и иудеев, гонение на Варнаву и Павла и уход их в Иконию (42−52)

Деян 13:1. В Антиохии, в тамошней церкви были некоторые пророки и учители: Варнава, и Симеон, называемый Нигер, и Луций Киринеянин, и Манаил, совоспитанник Ирода четвертовластника, и Савл.

«Были некоторые пророки и учители». Пророчество и учительство были в первохристианской Церкви особенными дарами Св. Духа, коих удостаивались некоторые избранники Божии (1Кор 12:28; Еф 4:11). Применительно к современному пониманию, можно сказать, что это было нечто вроде «прозорливости» и «старчества» нашего времени.

Пророчество — прозорливое ведение будущего, объявляемое прочим иногда каким-либо соответствующим символическим действием, а иногда просто предсказанием или образным изречением. Учительство — высшая духовная мудрость, открывающая в человеке способность учить и руководить других советами и наставлениями во всех случаях жизни.

В числе таких благодатных лиц Антиохийской церкви приводятся: «Варнава», заслуживший уважение всей первохристианской Церкви (Деян 11:22) и послуживший устроению Антиохийской церкви; «Симеон» Нигер (т.е. черный), вероятно, из латинян, судя по прозванию; «Луций» Киринеянин — из Киринеи (см. Деян 2:10) — может быть, тот, которого называет Ап. Павел в Рим 16:21, и один из упоминаемых дееписателем выше киринейцев (Деян 11:19); «Манаил» или Манаим, совоспитанник Ирода четверовластника, т.е. Антипы, тетрарха Галилейского (Мф 2:22). По поводу сего замечает блаж. Феофилакт: «вот что значит характер каждого; и воспитание не оказывает влияния: посмотри, каким нечестивцем остался Ирод, а его совоспитанник Манаил так изменился, что удостоился даже дара пророчества....»

Наконец, последним упоминается Савл, так как он позднее других вступил в общение в Антиохийской церковью, и его апостольская деятельность только лишь начиналась (Златоуст и Феофил.).

Деян 13:2. Когда они служили Господу и постились, Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их.

«Когда они служили Господу» — λειτουργούντων δέ αυτῶν τῶ Κυρίω. Греческое выражение означает общественное богослужение, в данном случае, вероятно, евхаристию (служили «Господу», т.е. Иисусу); следовательно, приведенные слова относятся не к 5 только поименованным лицам, а ко всей церкви Антиохийской.

«Дух Святый сказал» — вероятно, через пророка или пророков (Златоуст), которые пред всем собранием и изъяснили повеление Св. Духа.

«Отделите», т.е. из среды своей — в смысле избрания и посвящения избранных на особенное служение.

«На дело, к которому Я призвал их». Самое дело не называется прямо. Но оно, без сомнения, было известно Церкви Антиохийской (ср. Деян 9:15), как видно и из выражения «отпустили их», зная то дело, на которое отпускали, т.е. что они идут с проповедью Евангелия в мир языческий.

Деян 13:3. Тогда они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их.

«Совершив пост и молитву и возложив на них руки». Как дело особенной важности, требующее особенного напутствования, исполнение повеления Божия относительно избранных предваряется постом и молитвою. Затем уже совершается посвящение их на новое и особенное святое служение через «возложение рук», само собою разумеется — не всего общества, а его предстоятелей. Так будущий великий апостол языков приял второе рукоположение на дело высшего апостольского служения. «Что значит: «отделите Мне... на дело»? — На апостольство. Таким образом Павел рукополагается на апостольство, чтобы проповедовать со властью...» (Златоуст, ср. Феофил.).

Деян 13:4. Сии, быв посланы Духом Святым, пришли в Селевкию, а оттуда отплыли в Кипр;

Деян 13:5. и, быв в Саламине, проповедовали слово Божие в синагогах Иудейских; имели же при себе и Иоанна для служения.

«Сии, быв посланы Духом Святым» — новым, особым откровением, отличным от только что упомянутого. С этою оговоркою следует описание 1-го великого путешествия Апостола Павла с проповедью Евангелия, что составляет содержание двух глав Деян 13−14. Путь или порядок и направление этого путешествия указывается ясно и точно, начинаясь и кончаясь Антиохиею (как и все другие, за исключением последнего — в узах, начавшегося в Иерусалиме и кончившегося в Риме мученическою смертью апостола).

«Пришли в Селевкию» — κατῆλθον εις τήν Σελεύκειαν — слав.: «снидоста в Селевкию». Выражения греческое и славянское — указывают на географическое и геологическое положение Селевкии в отношении к Антиохии — спустились (сошли сверху вниз) в Селевкию (подобно Лк 10:30).

«Селевкия», иначе Пиерия — небольшой портовый город при впадении в море р. Оронта (на которой выше народилась и Антиохия).

Из Селевкии «отплыли в Кипр» — ближайший к Антиохии остров Средиземного моря. С этого острова родом был Варнава (Деян 4:36) и, вероятно, — имел здесь множественное родство и знакомство, через которое легко было завязать сношения не только с населением самого острова, но и окружающими материками, поддерживавшими самые оживленные торговые сношения с предприимчивыми островитянами. Все это делало Кипр особенно удачным пунктом отправления «во языки» для просветителей языков.

Деян 13:5. и, быв в Саламине, проповедовали слово Божие в синагогах Иудейских; имели же при себе и Иоанна для служения.

«Саламин» — приморский кипрский город на восточном берегу острова, обращенном к Сирийскому берегу.

«Проповедывали в синагогах иудейских» — так как Варнава был родом из кипрских иудеев, то естественно было ему и Савлу обратиться с проповедью о Христе прежде всего к иудеям, как делали они с Павлом везде и всегда (Деян 13:46).

«Имели при себе и Иоанна для служения» — очевидно, Иоанна Марка, того самого, которого взяли с собою из Иерусалима в Антиохию (Деян 12:25), «для служения» — т.е. для исполнения их поручений, может быть, в том числе и для совершения крещения над обращаемыми (Деян 10:48; ср. 1Кор 1:14).

Деян 13:6. Пройдя весь остров до Пафа, нашли они некоторого волхва, лжепророка, Иудеянина, именем Вариисуса,

«Паф» — главный город острова, местопребывание римского проконсула, на противоположном Саламину конце острова.

«Некоего волхва, лжепророка» — очевидно, подобного Симону волхву (Деян 8:9).

«Вариисус» сын Иисуса. Может быть, это имя не было собственным именем волхва, так как выражает лишь его иудейское отчество (подобно тому, как собственное имя «Варфоломея», т.е. сына Фоломеева — было Нафанаил, см. пророка Мф 10:3). Упоминаемое далее арабское «Елима» точно так же, кажется, не служит собственным именем лжепророка, а является лишь обозначением его профессии, ибо «Елима» и означает волхв мудрец по преимуществу.

Деян 13:7. который находился с проконсулом Сергием Павлом, мужем разумным. Сей, призвав Варнаву и Савла, пожелал услышать слово Божие.

«Находился с проконсулом» — очевидно, имея его под своим влиянием. При Октавиане Августе Кипр некоторое время был провинцией императорской и управлялся пропретором, но Август отдал эту провинцию сенату, и с тех пор она стала управляться проконсулом, каковым и был в описываемое время «Сергий Павел». Дееписатель характеризует его «мужем разумным», что отчасти объясняет его общение с волхвом, у которого он, очевидно, искал удовлетворения своим духовным запросам, а также и оправдывается тем, что он, несмотря на противодействующее влияние волхва, сумел беспристрастно отнестись к новым проповедникам высшей мудрости и найти в ней истинное удовлетворение своего любомудрия.

Деян 13:8. А Елима волхв (ибо тó значит имя его) противился им, стараясь отвратить проконсула от веры.

«Противился им» — т.е. возражал, оспаривал их учение, силясь опровергнуть его, представить неистинным, не заслуживающим внимания проконсула и других людей.

Деян 13:9. Но Савл, он же и Павел, исполнившись Духа Святаго и устремив на него взор,

«Савл, он же и Павел». Здесь в последний раз Дееписатель употребляет еврейское имя «Савл» и в первый — римское «Павел», которое отселе становится исключительным именем апостола языков. В этой перемене имени и совпадении ее с обращением проконсула Павла, по справедливости, усматривается не простая случайность, а особая знаменательность и намеренность дееписателя. По объяснению древнейших толкователей Павел принял это новое имя в воспоминание о столь замечательном, совершенном им, обращении ко Христу проконсула римского С. Павла (Иерон. De vir. 5). К этой же перемене могло побуждать его и то еще обстоятельство, что он шел теперь с проповедью о Христе в греко-римский мир, в обращении коего он видел особое свое предназначение, почему представлялось более удобным и имя новое, римское, кстати, так сходное с его еврейским именем. Замечательно также, что с этого времени дееписатель допускает и другую важную перемену, поставляя главным лицом описываемого апостольского путешествия «Павла», а не Варнаву, как было прежде («Варнава и Савл», а с сего времени почти постоянно пишет — «Павел и Варнава»). — Очевидно, обращением проконсула и грозным наказанием волхва Павел явил в себе такую силу Божию, которая давала считать его первым лицом этой миссии и высшим апостолом язычников, что оправдалось потом во всей дальнейшей его деятельности.

«Устремив на него взор», что означало глубочайшее проникновение души волхва с ее низкими свойствами.

Деян 13:10. сказал: о, исполненный всякого коварства и всякого злодейства, сын диавола, враг всякой правды! перестанешь ли ты совращать с прямых путей Господних?

«О, исполненный всякого коварства и всякого злодейства». Греческое ραδιουργίας (злодейства) собственно значит: плутовства, которое вместе с коварством составляло необходимые свойства народного обманщика.

«Сын диавола» — гневное выражение противоположности его имени «Вариисус» — сын спасения или спасителя. Сын диавола — человек, которого все душевное настроение является воплощением духа лжи и злобы — врага Бога и людей (ср. Ин 8:44).

«Совращать с прямых путей Господних», — ведущих проконсула к правой вере во Христа и блаженству, в отличие от путей кривых, от Христа отводящих и вводящих в вечную пагубу.

Деян 13:11. И ныне вот, рука Господня на тебя: ты будешь слеп и не увидишь солнца до времени. И вдруг напал на него мрак и тьма, и он, обращаясь туда и сюда, искал вожатого.

«Се — рука Господня на тебя», т.е. наказующая, карающая сила Божия (Суд 2:15; Иов 19 и др.).

«Будешь слеп, и не увидишь солнца...» — усиленное выражение тяжести божественного наказания волхву — будешь совершенно слеп, в соответствии чему и дальнейшее усиленное выражение — «напал на него мрак и тьма».

«До времени», т.е. пока не перестанет противодействовать проповедникам и не покается. Неизвестно, воспользовался ли Елима оставленною ему милостью.

Деян 13:12. Тогда проконсул, увидев происшедшее, уверовал, дивясь учению Господню.

«Учению Господню», возвещаемому устами апостолов (Деян 8:25).

Деян 13:13. Отплыв из Пафа, Павел и бывшие при нем прибыли в Пергию, в Памфилии. Но Иоанн, отделившись от них, возвратился в Иерусалим.

«Павел и бывшие при нем» (См. прим. к Деян 13:9), т.е. Варнава и Иоанн Марк и, может быть, еще кто-либо из уверовавших кипрян.

«Памфилия» — малоазийская прибрежная область к северу от Кипра; «Пергия» — главный город этой области, лежавший недалеко от моря на р. Цестре и известный в древности храмом Дианы.

«Иоанн, отделясь от них, возвратился в Иерусалим» — причина не указана, но из дальнейшего видно, что не вполне одобрительная; по крайней мере, Павел не одобрял ее. Может быть, здесь проявилась некоторая слабость характера Иоаннова и боязливость предстоявших великих трудов, соединенных с немалыми опасностями и лишениями, которые и могли показаться не по силам юного Иоанна (Феофил.; ср. Златоуст; Чет.-Мин. 11 июня — «юн сый»).

Деян 13:14. Они же, проходя от Пергии, прибыли в Антиохию Писидийскую и, войдя в синагогу в день субботний, сели.

«Антиохия Писидийская» — многолюдный город, причислявшийся в разные времена, смотря по обстоятельствам, то к Фригии, то к Памфилии, то к Писидии — малоазийским провинциям.

Деян 13:15. После чтения закона и пророков, начальники синагоги послали сказать им: мужи братия! если у вас есть слово наставления к народу, говорите.

«После чтения закона и пророков», т.е. чтения положенных на эту субботу отделений из Пятикнижия Моисеева и книг пророческих.

«Начальники синагоги». Собственно, начальник синагоги был один (архисинагог, Лк 8:41; 13:14; Мф 9 и др.). Вероятно, здесь начальниками названы и старцы, состоявшие членами совета при архисинагоге.

«Послали сказать им». Вероятно, уже ранее этого посещения синагоги Павел и Варнава стали известны, как мужи учительные, искусные в разумении и истолковании Писания, почему им и предлагается слово.

Деян 13:16. Павел, встав и дав знак рукою, сказал: мужи Израильтяне и боящиеся Бога! послушайте.

«Дав знак рукою», что он хочет говорить. «Таков был обычай у иудеев» — поясняет Златоуст. Достопримечательно, что теперь «Варнава уступает Павлу, как Иоанн уступает везде Петру» (Феофил.).

«Сказал...». Речь апостола состоит в кратком, но сильном изображении истории еврейского народа со времен патриархов до Давида с целью (как и у Стефана, Деян 7) указать на бывшие тогда великие благодеяния Божии (Феофил. и Златоуст), а затем отсюда делается прямой переход к истории Господа Иисуса Христа и учению о прощении грехов через Него, с сильным предостережением от неверия в Него.

«Мужи Израильтяне» (Деян 3:12) «и боящиеся Бога». Первое относится к природным иудеям, второе — к прозелитам врат, почитателям истинного Бога из язычников, принимавшим участие в синагогальных богослужениях, где занимали особо назначенные для них места (ср. Деян 13:43; 17:4, 17; 16:14; 18:7).

Деян 13:17. Бог народа сего избрал отцов наших и возвысил сей народ во время пребывания в земле Египетской, и мышцею вознесенною вывел их из нее,

«Бог народа сего», т.е. еврейского. Греческий текст: о Θεός τοῦ λαοῦ τούτου Ισραήλ... Образ выражения указывает, что речь Павла обращается собственно к прозелитам, но в то же время косвенно и с не меньшею силою она метит и в сердце слушателей-евреев, к которым прямее обращается с Деян 13:26.

«Отцев наших». Говоря выше о Боге «народа сего», апостол выражением «отцев наших» причисляет и себя к народу еврейскому, показывая, что этот народ один пользовался преимуществом особого избрания Божия, в то время как все остальные народы были предоставлены до времени ходить по путям своим (Деян 14:16).

«Избрал» — избранием Авраама и заветом с ним и его потомством.

«Возвысил» — размножением, крепостью и могуществом, коих боялись сами египтяне (Исх 1:7−10).

«Мышцею вознесенною вывел». Образное выражение, часто употребляемое в Свящ. Писании при упоминании о выходе евреев из Египта, означает силу Бога Иеговы, как вождя народа Своего, выведенного Им под защитою Его крепкой руки, явившей себя в столь многочисленных знамениях и чудесах Исхода.

Деян 13:18. и около сорока лет времени питал их в пустыне.

«Питал их» — ετροποφόρησεν — с материнскою заботливостью нося на руках, как мать младенца (ср. Втор 1 и 2 Мак 7:29). Эта заботливость выразилась особенно в питании их хлебом небесным — манною (ср. Ин 6:30−32).

Деян 13:19. И, истребив семь народов в земле Ханаанской, разделил им в наследие землю их.

«Истребив семь народов в земле Ханаанской» (т.е. Палестине) (Ср. Втор 7:1). Так как упоминаемые народы были гораздо сильнее и многочисленнее народа еврейского (Втор 7:1−2), то это истребление и дальнейшее разделение земли упоминается также для того, чтобы подчеркнуть заботливость Иеговы о народе Своем, в целях подготовления его к принятию Обетованного Мессии.

Деян 13:20. И после сего, около четырехсот пятидесяти лет, давал им судей до пророка Самуила.

«После сего», — т.е. разделения земли Ханаанской между евреями, — «около 450 лет». Это летосчисление периода Судей несколько несогласно с указанием 3 кн. Царств (3 Цар.6:1), где 4-й год царствования Соломонова — год построения им храма — называется 480-м от исхода евреев из Египта (по LXX — 440-й), причем на период Судей придется собственно лишь 331 год. Это разногласие объясняется тем, что апостол употребляет в данном случае летосчисление предания, а не Писания, что делает и известный историк иудейский Иосиф Флавий, насчитывающий от выхода евреев из Египта до построения храма (или 4-го года царствования Соломона) — 592 года. Право такого предпочтения даты Предания — Писанию не может быть оспариваемо ввиду того, что для переписчиков рукописей особенно легко было допускать ошибки в цифрах — буквах, вследствие чего особенно цифровые даты различных рукописей страдают крайнею неустойчивостью и нуждались в особой проверке их авторитетным голосом ученого предания.

«Давал им судей» — особых вождей, воздвигаемых непосредственною Его силою и указанием, для спасения народа от бедствий и управления им (Суд 3:10). Особая книга Судей» описывает их деяния.

«До пророка Самуила», который был последним Судиею народа.

Деян 13:21. Потом просили они царя, и Бог дал им Саула, сына Кисова, мужа из колена Вениаминова. Так прошло лет сорок.

«Сорок лет». B ветхозаветных книгах нигде прямо не говорится о времени царствования Саулова. Здесь Павел опять употребляет указание Предания, которым пользуется также и Флавий, раздельно указывая 18 лет царствования Саула при жизни Самуила и 22 года еще после его смерти (Археол. VI, 14, 9).

Деян 13:22. Отринув его, поставил им царем Давида, о котором и сказал, свидетельствуя: нашел Я мужа по сердцу Моему, Давида, сына Иессеева, который исполнит все хотения Мои.

«Отринув его», — как не исполнившего воли и определений Божиих, — «поставил им царем Давида» (1Цар 13 и д. 1Цар 15 и д. 1Цар 16 и д.).

«Сказал свидетельствуя». Приводимое Павлом изречение Божие о Давиде есть свободное сочетание того, что действительно сказано от Лица Божия Самуилом Саулу о его отвержении (1Цар 13:14), и того, что псалмопевец (Ефам) лишь влагает в уста Божии, как сказанное Самуилу («в видении Святому Твоему» Пс 88 и д.).

Деян 13:23. Из его-то потомства Бог по обетованию воздвиг Израилю Спасителя Иисуса.

От Давида апостол быстро переходит к проповеди о Христе, как цели всей руководимой Богом истории Израиля и как Таком Потомке Давидовом, Которого Давид был наилучшим прообразом своими двумя вышеупомянутыми свойствами («муж по сердцу Божию... исполнит все хотения Мои») и Который явился совершеннейшим исполнением данного Давиду обетования.

Деян 13:24. Перед самым явлением Его Иоанн проповедовал крещение покаяния всему народу Израильскому.

«Пред самым явлением Его», — т.е. выступлением на дело общественного служения, что было тотчас после Его крещения, — «Иоанн проповедовал крещение покаяния». См. Мк 1 и паралл.

Деян 13:25. При окончании же поприща своего, Иоанн говорил: за кого почитаете вы меня? я не тот; но вот, идет за мною, у Которого я недостоин развязать обувь на ногах.

«При окончании поприща своего», т.е. при окончании своего служения в качестве Предтечи Христова, а не при окончании жизни вообще. Приведенные слова Предтечи сказаны им еще около времени крещения Христова, которым, собственно, и закончилось служение Предтечи, а не его смертью, хотя и эта смерть не замедлила.

«За кого почитаете вы меня? — Я не тот», и т. д. Краткое и свободное воспроизведение свидетельств Крестителя, изложенных в Евангелиях (Ин 1 и д. Ин 3 и паралл.). Речь апостола живая, возбужденная и потому отрывистая.

Деян 13:26. Мужи братия, дети рода Авраамова, и боящиеся Бога между вами! вам послано слово спасения сего.

Приступая к изложению самой сущности евангельской проповеди о страданиях, смерти и воскресении Христовом и спасении всех Христом, апостол повторяет с усиленною любвеобильностью и убедительностью воззвание к присутствующим: «мужи братия, чада рода Авраамова» — т.е. природные евреи, «и боящиеся Бога между вами», т.е. прозелиты (ср. Деян 13:16).

«Слово спасения сего», т.е. проповедь сего спасения и самое спасение.

«Вам послано» — υμῖν... απεστάλη — послано через апостолов, в данном случае Павла и Варнаву.

Деян 13:27. Ибо жители Иерусалима и начальники их, не узнав Его и осудив, исполнили слова пророческие, читаемые каждую субботу.

«Ибо...» — здесь в значении не причинном, а объяснительном.

«Исполнили слова пророческие» — сами того не думая и не сознавая исполнили то, что предопределено от вечности Богом и предречено через пророков, т.е. что Христу надлежало пострадать и умереть.

«Читаемые каждую субботу». Какой тяжкий укор! Какая горькая истина! Каждую субботу эти пророческие слова читаются в синагогах, и читающие и толкующие не сознают, что они явились их страшными исполнителями. Но если в непризнании Мессии несколько могло облегчать их вину неведение, то дальнейшее — убиение Невинного по признании таковым — уже нисколько не извиняет их: «это уже не было делом неведения; ибо, положим, что они не почитали Его за Христа, но почему при том убили Его...» (Златоуст).

Деян 13:29. Когда же исполнили всё написанное о Нем, то, сняв с древа, положили Его во гроб.

«Сняв с древа, положили Его во гробе...». Хотя это сделали уже не враги, а друзья Господа (Иосиф с Никодимом), однако апостол усвояет и это распинателям Христовым, как последствие их страшного дела, обобщаемого от начала до конца.

Деян 13:30. Но Бог воскресил Его из мертвых.

Деян 13:31. Он в продолжение многих дней являлся тем, которые вышли с Ним из Галилеи в Иерусалим и которые ныне суть свидетели Его перед народом.

«Но Бог воскресил Его» (Ср. Деян 2:24, 3— прим.). Несомненность этого воскресения доказывается явлениями Его «в продолжение многих дней», именно 40, Его ученикам, которые все были Галилеяне (Мф 10:4), «и которые ныне суть свидетели Его» (ср. Деян 2:32), т.е. очевидцы всего бывшего с Ним, которые должны быть достовернейшими возвестителями всего этого и остальному народу.

Павел не причисляет, по-видимому, себя к этим свидетелям — очевидцам Господа, являвшегося ученикам по воскресении. Правда, что и он сам видел Господа (Деян 9 и дал.; 1Кор 15:8), но видел при совершенно особенных обстоятельствах, нежели прочие апостолы.

Деян 13:32. И мы благовествуем вам, что обетование, данное отцам, Бог исполнил нам, детям их, воскресив Иисуса,

Деян 13:33. как и во втором псалме написано: Ты Сын Мой: Я ныне родил Тебя.

Доказательства истинности воскресения Христова показаниями непосредственных свидетелей-очевидцев Павел считает недостаточными для обыкновенных людей, но зато он не считает их единственными и указывает сильнейшую поддержу их в самом Свящ. Писании. Воскресение Иисуса представлялось необходимейшим условием исполнения обетований о Нем Божиих, из которых одно гласило: «Сын Мой еси Ты. Аз днесь родих Тя» (Пс 2:7). Это учение о Богосыновстве Мессии как бы логически требовало Его воскресения, утверждаясь и само на нем, как неопровержимое заключение из Своих посылок.

Деян 13:34. А что воскресил Его из мертвых, так что Он уже не обратится в тление, о сем сказал так: Я дам вам милости, обещанные Давиду, верно.

Деян 13:35. Посему и в другом месте говорит: не дашь Святому Твоему увидеть тление.

Деян 13:36. Давид, в свое время послужив изволению Божию, почил и приложился к отцам своим, и увидел тление;

Деян 13:37. а Тот, Которого Бог воскресил, не увидел тления.

Другое доказательство достоверности исполнения обетований Божиих на Иисусе, в Его воскресении, апостол указывает в словах Божиих, изреченных устами пророков Исаии (Ис 55:3) и псалмопевца Давида. Первый от Лица Божия обещает непреложное исполнение обетований, данных Давиду, которые таковы, что исполнение их несовместимо с возможностью для Мессии обратиться в тление. Совершенно ясно об этом повествует и Давид в Пс 15: 10 (см. прим. к Деян 2:25−32).

«Давид, в свое время послужив изволению Божию, почил». Греческий текст, кажется, (и за ним славянский) имеет несколько другую мысль: Δαβίδ μέν γάρ ιδία γενεᾶ υπηρετήσας τῆ τοῦ Θεοῦ βουλῆ, εκοιμήθη — «Давид по своему роду послужив Божиим советом успе», то есть: Давид, послужив своему роду, Божиею волею почил. «Послужив своему роду» (или народу) — царским своим служением и всею своею жизнью, так много давшею не только для его народа, но и для поколений всех времен и народов в своей псалтыри.

«Почил», т.е. умер — благоговейно верующее обозначение смерти, которая есть как бы сон до будущего воскресения мертвых.

«Приложился к отцам своим» — древнейшее еврейское выражение, указывающее на судьбу умерших по смерти (Быт 15:15; 25:8; Суд 2:10); душа умершего отходит в шеол и там присоединяется к прежде умершим предкам.

«Увидел тление» — телесное, в противоположность чему Христос «не увидел тления» — потому, что Он воскрес, и должен был жить вечно, чтобы исполнились все обетования Божии отцам (Деян 13:32).

Деян 13:38. Итак, да будет известно вам, мужи братия, что ради Него возвещается вам прощение грехов;

«Ради Него возвещается вам прощение грехов», т. е. ради Него даруется прощение грехов верующим в Него, о чем и возвещается Апостольскою проповедью

Деян 13:39. и во всем, в чем вы не могли оправдаться законом Моисеевым, оправдывается Им всякий верующий.

«Оправдаться» — δικαιωθῆναι — «оправдитися» — сделаться праведными пред Богом. Об этом оправдании и очищении грехов верою Христовою и о недостаточности для сего закона Моисеева подробнее говорит апостол в своих посланиях к Римлянам и Галатам.

«Во всем, в чем вы не могли оправдаться законом Моисеевым». Это все имеет здесь безъисключительный смысл, ибо — по учению апостола — закон Моисеев ни в чем не мог оправдывать человека пред Богом. Таковым оправданием его является исключительно лишь вера во Христа, соединенная с делами любви христианской (Рим 3 и д. Рим 3:28; Гал 3 и д.).

Деян 13:40. Берегитесь же, чтобы не пришло на вас сказанное у пророков:

«Сказанное у пророков...» Ср. Авв 1 по перев. LXX.

Деян 13:41. смотрите, презрители, подивитесь и исчезните; ибо Я делаю дело во дни ваши, дело, которому не поверили бы вы, если бы кто рассказывал вам.

«Презрители» — т.е. голоса Божия, предостережений Божиих, а отсюда — и самого Бога.

«Подивитесь и исчезните». Пророк говорит здесь от Лица Божия о предстоявшем нашествии на еврейскую землю халдеев в наказание за неверие и разврат народа еврейского. Это нашествие являлось столь неожиданным и сопровождалось столь удивительными переворотами для евреев, что они как бы «исчезли» от удивления, смирились до ничтожества, до небытия, до полного поражения всех своих ожиданий и представлений возможного.

Таким же грозным судом и наказанием Божиим за неверие и презрение голоса Божия угрожает апостол и теперь.

Деян 13:43. Когда же собрание было распущено, то многие Иудеи и чтители Бога, обращенные из язычников, последовали за Павлом и Варнавою, которые, беседуя с ними, убеждали их пребывать в благодати Божией.

«Пребывать в благодати Божией», т.е. в этом, обнаружившемся в них, сердечном расположении к вере во Христа, проповеданного Павлом, — расположении, которое должно было в дальнейшем привести их и к проповеданному спасению. Это расположение здесь было первым дыханием или прикосновением спасающей благодати Божией.

Деян 13:44. В следующую субботу почти весь город собрался слушать слово Божие.

«Почти весь город», т.е. и языческое его население, внимание которого возбуждено было, очевидно, частными беседами апостолов с жителями в течение недели, между двумя упоминаемыми субботами (Деян 13 и Деян 13:44).

Деян 13:45. Но Иудеи, увидев народ, исполнились зависти и, противореча и злословя, сопротивлялись тому, что говорил Павел.

Усиленные выражения — «противореча и злословя, сопротивлялись» — указывают на страстное, возбужденное враждебное отношение иудеев к учению Павла.

Деян 13:46. Тогда Павел и Варнава с дерзновением сказали: вам первым надлежало быть проповедану слову Божию, но как вы отвергаете его и сами себя делаете недостойными вечной жизни, то вот, мы обращаемся к язычникам.

«С дерзновением сказали...» Мысль, высказанная Павлом о самостоятельной от иудейства проповеди Евангелия язычникам, возбуждала еще значительные недоумения среди иерусалимских и антиохийских верующих (Деян 11:2−3, 15 и д.). Могла возбудить она те же недоумения и среди всех других иудеев рассеяния. Тем не менее Апостолы — Павел и Варнава приемлют дерзновение высказать ее и применить на деле, имея в виду и опыт Апостола Петра (Деян 10), и опыт проповедников антиохийских (Деян 11:20), и особую волю Св. Духа (Деян 13:1−4), и, наконец, то обстоятельство, что иудеи, которые прежде всего и здесь оглашены были словом проповеди о Христе, оказались непокорными и этим как бы сами оправдывали то, что апостолы обратились с проповедью о Христе к язычникам.

«Вам первым надлежало быть проповедану Слову Божию...», т.е. учению о Христе Спасителе; надлежало и по ясному повелению самого Господа (Деян 1:8; 3:26; Рим 1:16), и вообще по Божественным определениям о Мессии, Который прежде всего посылался к погибшим овцам дома Израилева и уже потом принадлежал и всем остальным народам.

«Сами себя делаете недостойными вечной жизни», дарование которой всему человечеству составляло главную цель пришествия Мессии, при условии веры в Него.

«Вот, мы обращаемся к язычникам».

«Эти слова, — говорит св. Златоуст, — исполнены великой кротости. Не сказал: мы оставляем вас, дабы показать, что можно было опять возвратиться сюда, и это удаление делается не вследствие вашего оскорбления, но — так нам заповедано. Язычникам надлежит услышать Слово Божие, но то не от нас, а от вас зависит, что они должны будут услышать прежде вас...».

Деян 13:47. Ибо так заповедал нам Господь: Я положил Тебя во свет язычникам, чтобы Ты был во спасение до края земли.

В доказательство того, что обращение апостолов с проповедью к язычникам было не самовольным их действием и вполне сообразовалось с Божественным планом спасания мира, апостолы ссылаются на изречение пророка Исаии (Ис 49:6), где выражается определение Божие о Мессии, как свете язычников и спасении всех людей до края земли. В этом определении Божием апостолы видят для себя как бы заповедь Божию и наибольшее оправдание своей деятельности в глазах иудеев, для которых ссылка на заповедь Самого Господа о научении всех языков (Мф 28:19) не могла иметь такой силы, как указание на слова пророка.

Деян 13:48. Язычники, слыша это, радовались и прославляли слово Господне, и уверовали все, которые были предуставлены к вечной жизни.

«Слыша сие», т.е. засвидетельствованное апостолами определение Божие о принятии в Церковь Христову язычников.

«Прославляли Слово Господне», т.е. новое учение, новую веру, Св. Евангелие.

«Которые были предоставлены к вечной жизни», вследствие предведения Богом их свободно-доброй деятельности (ср. Ин 6:44; Рим 8:29−30).

Деян 13:49. И слово Господне распространялось по всей стране.

«Слово Господне», т.е. проповедь евангельская.

Деян 13:51. Они же, отрясши на них прах от ног своих, пошли в Иконию.

«Оттрясши на них прах от ног своих» (Мф 10:14), в знак прекращения всякого общения.

«Пошли в Иконию» — на юго-восток от Антиохии Писидийской, плотно населенный тогда город, причислявшийся то к Писидии, то к Ликаонии, то к Фригии.

Деян 13:52. А ученики исполнялись радости и Духа Святаго.

«Ученики же», — т.е. христиане писидийские, — «исполнялись радости» вместо того, чтобы упасть духом от гонений на апостолов.

«Такова сила Евангелия! — восклицает Феофилакт (ср. Златоуст). — Учителей гнали, а ученики радовались... Страдание учителя не отнимает дерзновения у ученика, но делает его более бодрым».



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.