Деяния 22 глава

Деяния Апостолов
Открытый перевод → Толковая Библия Лопухина

Открытый перевод

1 — Мужи братия и отцы! выслушайте сейчас мое оправдание перед вами.
2 И услышав, что он обратился по-еврейски, они ещё больше утихли. Он сказал:
3 — Я еврей, рожденный в Киликийском Тарсе, воспитанный в этом городе у ног Гамалиила, наставленный во всей строгости отеческого Закона, ревнитель Бога, как все вы сегодня.
4 И я преследовал этот Путь до смерти, связывая и отдавая в тюрьмы и мужчин, и женщин,
5 как и первосвященник свидетельствует обо мне, и весь совет старейшин, от которых я и получил письма к братьям и пошёл в Дамаск привести тех, кто там, связанными в Иерусалим, для наказания.
6 И когда я был в пути и приближался к Дамаску, около полудня внезапно вокруг меня засиял яркий свет с неба.
7 Я упал на землю и услышал голос, говорящий мне: «Савл, Савл! Зачем преследуешь Меня?»
8 Я отвечал: «Кто ты, Господин?» Он сказал: «Я Иисус Назорей, Которого ты преследуешь».
9 А те, кто были со мной видели свет, но голоса Говорящего не слышали.
10 Тогда я сказал: «Что мне делать, Господин?» А Господь сказал мне: «Встав, иди в Дамаск, и там тебе расскажут обо всё, что тебе предназначение сделать».
11 И так как от сияния того света я ничего не видел, то бывшие со мной привели меня за руку в Дамаск.
12 И некий Анания, человек набожный по Закону, имеющий доброе свидетельство от всех живущих там евреев,
13 пришёл ко мне и, подойдя, сказал: «Брат Савл, прозри!». И я сразу прозрел.
14 Он же сказал: «Бог наших отцов предназначил тебя познать Его волю и увидеть Праведного и услышать голос из Его уст,
15 потому что ты будешь Его свидетелем пред всеми людьми о том, что видел и слышал.
16 И теперь, что медлишь? Встав, омойся и смой твои грехи, призвав Его имя Его».
17 Когда же я возвратился в Иерусалим и молился в Храме, пришёл в забытье,
18 и увидел Его, говорящего мне: «Поспеши и выйди скорей из Иерусалима, потому что твоего свидетельства обо Мне не примут».
19 Я сказал: «Господь, они знают, что я бросал в тюрьму и избивал в синагогах верящих в тебя,
20 и когда проливалась кровь Стефана, Твоего свидетеля, сам стоял рядом и одобрял и сторожил одежды убивавших его».
21 И Он сказал мне: «Иди, потому что Я пошлю тебя далеко к иноверцам».
22 И они слушали его до этого слова, а потом возвысили голос, говоря:
— Долой с земли такого, ибо он не должен жить!
23 И пока они кричали, и подбрасывали одежды и поднимали пыль в воздух,
24 трибун велел ввести его в казарму, приказав бичевать, чтобы выпытать: по какой причине так кричали против него?
25 Но когда его растянули ремнями, Павел сказал стоявшему рядом сотнику:
— Разрешается ли вам бичевать человека, если он римлянин и не осуждён?
26 Услышав это, сотник пошёл и сообщил трибуну, говоря:
— Ты что собрался делать? Ведь этот человек — римлянин!
27 Тогда трибун, подойдя к нему, сказал:
— Скажи мне, ты — римлянин?
Он сказал:
— Да.
28 Трибун ответил:
— Я приобрёл это гражданство за большие деньги.
Павел же сказал:
— А я в нём родился.
29 Тогда сразу отступили те, кто хотел его пытать. А трибун, испугался, осознав, что он римлянин и что сковал его.
30 И назавтра, желая достоверно узнать, в чём его обвиняют евреи, освободил его и приказал собраться первосвященникам и всему Синедриону. И, приведя Павла, поставил его перед ними.

Толковая Библия Лопухина

Речь Павла к народу (1−21). Новое возбуждение народа, допрос Павла тысяченачальником, собрание Синедриона (22−30)

Деян 22:1. Мужи братия и отцы! выслушайте теперь мое оправдание перед вами.

«Мужи, братья и отцы!» Почтительное обращение ко всем присутствующим (ср. Деян 7:2).

«Мое оправдание» — против обвинений, взведенных малоазийскими иудеями (Деян 20:27−28).

Деян 22:2. Услышав же, что он заговорил с ними на еврейском языке, они еще более утихли. Он сказал:

См. Деян 21:40, прим.

Деян 22:3. я Иудеянин, родившийся в Тарсе Киликийском, воспитанный в сем городе при ногах Гамалиила, тщательно наставленный в отеческом законе, ревнитель по Боге, как и все вы ныне.

Довольно подробное изображение Павлом своего происхождения, воспитания и первоначального направления имеет целью показать, что, вопреки взведенным обвинениям, он по самому рождению принадлежит к народу иудейскому, по воспитанию своему связан тесными духовными узами с Иерусалимом и отличался направлением самым строгим, фарисейским, преданным закону и враждебным христианству. «Иудеянин, родившийся в Тарсе» (ср. Деян 9 и паралл.), — хотя и родился не в Иерусалиме и не в Палестине, а в городе языческом, однако же — от иудеев: этим опровергается обвинение, что он учил всюду «против народа сего» (Деян 21:28).

«Воспитанный в сем городе» — т. е. Иерусалиме, центре иудейской народности; этим подчеркивается, что если бы даже по своему рождению вдали от Иерусалима Павел мог быть недостаточно привязан к родному народу, то воспитание в Иерусалиме с детства (ανατεθραμμένος) во всяком случае должно было завязать в нем узы неразрушимой связи с общеиудейской столицей и родным народом.

«При ногах Гамалиила» — этого знаменитейшего фарисейского учителя (Деян 5 и дал.). Это еще более сильное ручательство за иудейство Павла — не только по происхождению, но и по настроению. Выражение означает также почтительное отношение ученика к уважаемому учителю, «постоянство, рачение, усердие к слушанию и великое уважение к этому мужу» со стороны Павла (Златоуст, ср. Феофил.).

«Тщательно наставленный в отеческом законе», за что ручается самое имя Гамалиила. «Тщательность» здесь разумеется и в смысле усердия изучения закона, и в смысле строго иудейского его изучения и понимания.

«Ревнитель по Богу, как и все вы ныне». Это, конечно, принято ими за похвалу, хотя в этой похвале скрыто достаточно горечи. Но прежде всего слова эти имеют целью показать, что Павел не мог быть таковым, каковым выставляют его обвинители.

Деян 22:4. Я даже до смерти гнал последователей сего учения, связывая и предавая в темницу и мужчин и женщин,

«Гнал последователей сего учения», — точнее: гнал «сей путь» (ср. Деян 9:2; 18:25; 19:9, 23).

«Даже до смерти» — выражение для обозначения особенной страстности чувства или действия, в данном случае — гонения.

«Связывая и предавая» — ср. Деян 8:3.

Деян 22:5. как засвидетельствует о мне первосвященник и все старейшины, от которых и письма взяв к братиям, живущим в Дамаске, я шел, чтобы тамошних привести в оковах в Иерусалим на истязание.

Очевидно, лица, на которых ссылается апостол, были еще живы, хотя первосвященник был уже смещен с должности (см. к Деян 9:2).

Деян 22:6−16. Рассказ об обращении совершенно сходен с повествованием о сем дееписателя (Деян 9:3−8 и далее), за исключением лишь очень немногих различий. Так, апостол говорит, что свет осиял его около полудня, что указывает на его особую чрезъестественную силу, затмившую наиболее яркий свет солнца. В ответе Господа к имени Его добавляется «Назорей».

Деян 22:9. Бывшие же со мною свет видели, и пришли в страх; но голоса Говорившего мне не слыхали.

«Бывшие со мною свет видели, .. но голоса... не слыхали». В рассказе дееписателя (Деян 9:7) здесь, по-видимому, разница: «слыша голос, а никого не видя». Но эта разница не существенная и лишь кажущаяся. Спутники Павла могли действительно «слышать» какие-то звуки, но не слыхать их смысла, не понимать ничего, что изрекалось только для Павла («мне»), так сказать — «слыша, не слышать» (ср. Ин 12:28−29). Могло быть и то, что они и «свет видели», и «никого не видали» при этом. Все предназначалось и совершалось для Павла, спутники же его видели и слышали, так сказать, только отблеск и отголосок этого откровения, быть может, постольку, поскольку это могло послужить большим уверением в действительности события, а не его обманчивости, мечтательности, в случае, если бы кто стал толковать это событие, как субъективную галлюцинацию Павла.

Святой Златоуст (ср. Феофил.) находит и другое примирение этих кажущихся разногласий дееписателя и Апостола Павла. Он полагает, что выражение дееписателя — «слыша голос» — относится к голосу самого Павла, отвечавшего Тому, Кого они не видели. Выражение же самого апостола — «голоса, говорившего мне, не слыхали» — относится к голосу Самого Господа.

Дальнейший рассказ Апостола о встрече с Ананиею, в общем совершенно согласный с рассказом дееписателя (Деян 9:10−18), отличается от него, между прочим, тем, что более подробно приводит слова Анании, известное и уважаемое имя которого в глазах народа придавало этим словам особую важность и значение. Вообще, в обоих рассказах различие имеет характер не разногласия и противоречия, а лишь взаимного восполнения и уяснения, и достаточно оправдывается особыми обстоятельствами, применительно к коим апостол хотел сделать более убедительною свою речь.

Деян 22:12. Некто Анания, муж благочестивый по закону, одобряемый всеми Иудеями, живущими в Дамаске,

Характеризуя Ананию, апостол выражается сильнее, чем дееписатель: «муж, благочестивый по закону», который, следовательно, не мог научить Павла быть врагом закона. «Одобряемый всеми иудеями» дамасскими, следовательно — признанный в своем благочестии всеми, не только христианами, но именно иудеями самими.

Деян 22:13. пришел ко мне и, подойдя, сказал мне: брат Савл! прозри. И я тотчас увидел его.

«Прозри» — краткое выражение самой сущности сказанного Павлу Ананиею при прозрении (ср. Деян 9:17). Зато далее подробно передаются слова Анании, сказанные после прозрения, опущенные дееписателем.

Деян 22:14. Он же сказал мне: Бог отцов наших предъизбрал тебя, чтобы ты познал волю Его, увидел Праведника и услышал глас из уст Его,

«Бог Отцев наших» — см. Деян 3 и паралл. «предызбрал тебя» — ср. Рим 8 и д.; Иер 1:5.

«Увидел Праведника» — ср. Деян 3:14; 7:52.

Деян 22:15. потому что ты будешь Ему свидетелем пред всеми людьми о том, что ты видел и слышал.

«Свидетелем пред всеми людьми», — то же, что — «перед народами и царями и сынами израилевыми» (Деян 9:15), т. е. не пред иудеями только, но и язычниками.

«О том, что ты видел и слышал», — т. е. обо всем содержании Евангелия, в истине которого Господь убеждает Савла посредством того и другого чувства, т. е. посредством зрения и слуха» (Феофил., ср. Златоуст).

Деян 22:16. Итак, что ты медлишь? Встань, крестись и омой грехи твои, призвав имя Господа Иисуса.

«Крестись и омой» — см. к Деян 3:38, 41; 4:12.

Деян 22:17−21. К рассказу о своем обращении апостол присоединяет и рассказ о бывшем ему видении в храме, после тот как он, уже обращенный, возвратился в Иерусалим из Аравии (см. к Деян 9:26). Об этом явлении Господа не упоминает ни дееписатель, ни сам Павел в других своих речах и посланиях. Но в данном месте этот рассказ как нельзя лучше был уместен и шел прямо к цели. Он хотел им показать, что и по обращении в христианство он не разрывал связи ни с Иерусалимом, ни с храмом и его законным Богослужением, уважение к которым могло лишь еще более санкционироваться этим явлением ему Господа именно в храме и во время молитвы здесь. Что он, далее, не враг народа, достаточно доказывается трогательною подробностью беседы его с Господом, повелению Которого — уйти из Иерусалима — он пытался противопоставить ревностное желание проповедать Его Имя именно в Иерусалиме (Деян 22:19−20). Так достаточно ясно и убедительно опровергнута клевета, будто он враг закона, народа и храма. И в то же время так ясно и убедительно указывался и всем другим тот путь, которым надо было идти. До сего времени Павла не прерывали, хотя в толпе, вероятно, росло возбуждение уже от самого бессилия опровергнуть столь резкую убедительность его слов. Возбуждение прорвалось со всею злобою, когда Павел закончил повелением ему Господа — идти из Иерусалима и, по причине ожесточения иудеев, проповедовать язычникам. Эта мысль, означавшая, что Бог оставляет иудеев, представляется величайшим преступлением в их глазах, и толпа снова приходит в неистовство, требуя смерти Павла.

Деян 22:23. Между тем как они кричали, метали одежды и бросали пыль на воздух,

«Метали одежды и бросали пыль на воздух» — усиленное выражение дикой ненависти к человеку, находившемуся вне их власти.

Деян 22:24. тысяченачальник повелел ввести его в крепость, приказав бичевать его, чтобы узнать, по какой причине так кричали против него.

По-видимому, тысяченачальник не понимал еврейской речи Павла и, не поняв причины нового столь неистового возбуждения против него, хотел бичеванием выведать суть этого загадочного для него дела.

Деян 22:25. Но когда растянули его ремнями, Павел сказал стоявшему сотнику: разве вам позволено бичевать Римского гражданина, да и без суда?

Деян 22:26. Услышав это, сотник подошел и донес тысяченачальнику, говоря: смотри, что ты хочешь делать? этот человек — Римский гражданин.

Апостол указывает двоякое нарушение закона: 1) бичевание римского гражданина (см. прим. к Деян 16:37−39) и 2) бичевание без всякого суда и доказанного проступка. Первое, кажется, более возымело свое действие (слова сотника, 26 ст.).

Деян 22:29. Тогда тотчас отступили от него хотевшие пытать его. А тысяченачальник, узнав, что он Римский гражданин, испугался, что связал его.

Тысяченачальник испугался не только того, что хотел «пытать» Павла, но и того, что «связал» его (прим. к Деян 16:38), что также не позволялось производить над римскими гражданами без предварительного дознания вины. Если после Павел был заключен в узы (Деян 23:18; 26:29), то уже после дознания вины его пред Синедрионом (Деян 23 и д.). Правда, здесь вина его осталась невыясненной, но она все же подозревалась более основательно, — и это придавало некоторую законность содержанию его в узах, несмотря на римское гражданство.

Деян 22:30. На другой день, желая достоверно узнать, в чем обвиняют его Иудеи, освободил его от оков и повелел собраться первосвященникам и всему синедриону и, выведя Павла, поставил его перед ними.

«На другой день... освободил его от оков». Заявление Павла о своем римском гражданстве освободило его от бичевания, но от оков он освобождается лишь на другой день. В этом сказалось капризное упорство тысяченачальника, который, хотя и «испугался», но не хотел выказать свою слабую сторону немедленным освобождением пленника.

«Повелел собраться... синедриону» — Так принижена была власть этого высшего иудейского судилища, что не только прокуратор-правитель области, но даже и простой полковой начальник «повелевает» ему собраться.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.