1е Коринфянам 4 глава

1е письмо Коринфянам
Открытый перевод → Толковая Библия Лопухина

Открытый перевод

1 Пусть люди считают нас слугами Христа, хранителями Божьих тайн.
2 Хранитель же должен быть верен.
3 Однако меня мало заботит ваше или чьё бы то ни было суждение обо мне. Я даже сам о себе не сужу.
4 Хотя моя совесть чиста, это не дает мне оправдания: меня судит Господь.
5 Поэтому не судите до срока, ибо придет Господь и осветит сокрытое во тьме и раскроет намерения людей. Тогда каждый получит похвалу от Бога.
6 Для вашей пользы, братья, я говорил все это о себе и Аполле, чтобы на примере объяснить вам, что значит «ничего помимо сказанного в Писании», и чтобы никто не превозносился, ссылаясь на одного из нас в противовес другому.
7 Кто выделил тебя? Есть ли у тебя что-то, чего бы ты не получил? А если получил, почему хвалишься, как будто это твоё?
8 Да, вы уже насытились, уже разбогатели, уже и без нас вошли в Царство. О если бы вы и впрямь вошли в Царство, чтобы и нам быть в нём вместе с вами!
9 Но я полагаю, что Бог выставил нас, апостолов, в самом конце, как приговоренных к смерти, на обозрение всему миру, ангелам и людям.
10 Мы глупы во имя Христа, а вы во Христе умны, мы бессильны, а вы сильны, вы в чести, а мы в бесчестии.
11 Мы до сих пор без пищи, питья и одежды, избиты и бесприютны.
12 Мы и трудимся , и зарабатываем себе на хлеб. Нас клянут, а мы благословляем, нас преследуют, а мы терпим,
13 нас оскорбляют, а мы отвечаем дружелюбно. Мы стали отбросами мира, и до сих пор все считают нас грязью.
14 Я не пристыдить вас хочу, а вразумить как любимых детей.
15 Воспитателей во Христе у вас тысячи, а отцов немного. Я родил вас в Помазаннике Иисусе посредством Вести.
16 Поэтому призываю вас брать с меня пример.
17 Для того и посылаю к вам Тимофея, свое любимое и верное дитя в Господе. Он вам напомнит о моих путях во Христе — как я учу повсюду, в каждой общине.
18 Кое-кто у вас возгордился, полагая, что я к вам не приду.
19 Но я скоро приду, если пожелает Г осподь, и проверю не слова этих гордецов, а их силу,
20 ибо Царство Божье — не в словах, а в силе.
21 Так что же, придти к вам с палкой или с любовью и лаской?

Толковая Библия Лопухина

Проповедники — служители Христовы и их ответственность только пред Христом (1−5). Гордость как настоящая причина разделений на партии (6−21)

1Кор 4:1−5. Показавши, чем проповедники не могут быть, Ап. говорит теперь о том, что они такое на самом деле. Они — только служители Христовы и их обязанность — верно исполнять порученное им дело. Поэтому и судить о проповедниках должны не люди, а Сам Христос.

1Кор 4:1. Итак каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей таин Божиих.

«Нас». Ап. сначала говорит о проповедниках вообще и, в частности, о себе и Аполлосе. — «Домостроителей» (οικονόμους). Так в древности назывались рабы, которым господин вверял надзор за домом и которые разделяли работу и пропитание между другими рабами (Лк 12:42). Проповеднику также вверена Христом истина Евангельская для сообщения другим. — «Таин Божиих». Слово тайна означает план Божественного домостроительства о спасении людей. — «Тайны» — это различные отдельные части плана, из коих Павел и Аполлос делали выбор, когда обращались с проповедью к Коринфянам (1Кор 3:2).

1Кор 4:2. От домостроителей же требуется, чтобы каждый оказался верным.

«Верным» т. е. по совести раздавал то, что ему дано от Господина, служил Церкви всеми дарами и силами, какие получил, чтобы исполнить волю Господина.

1Кор 4:3. Для меня очень мало значит, кáк судите обо мне вы или кáк судят другие люди; я и сам не сужу о себе.

1Кор 4:4. Ибо хотя я ничего не знаю за собою, но тем не оправдываюсь; судия же мне Господь.

1Кор 4:5. Посему не суди́те никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога.

Теперь Ап. говорит в частности о себе лично. Сам лично он не придает значения суждению о нем других людей. Даже себе он не доверяет, когда приходится производить оценку своей деятельности (ср. 2Кор 7:11), потому что и для него есть нечто сокрытое в его внутреннем существе. Хотя бы совесть его была вполне спокойна, однако это еще не значит, что он вполне исполнил свой долг пред Господом. Только Господь на последнем суде скажет, во всем ли был прав и верен Его служитель (ср. Рим 2:16). — «Сердечные намерения», т. е. побуждения, по каким человек совершает то или другое дело, знание которых только и дает возможность правильно оценить каждый отдельный поступок человека.

1Кор 4:6−21.

Ап. делает теперь заключение к первой части послания. Показавши коринфянам истинную сущность Евангелия, и сделавши отсюда вывод о сущности служения христианского проповедника. Ап. теперь разъясняет, что виною разделений, происшедших в Коринфской Церкви, была гордость коринфян. Последние слишком высоко думают о себе, как будто бы они достигли христианского совершенства. Ап. указывает им на неосновательность такого самопревозношения, а потом, смягчая тон речи, напоминает им об их отношениях к нему и дает обещание прибыть в Коринф.

1Кор 4:6. Это, братия, приложил я к себе и Аполлосу ради вас, чтобы вы научились от нас не мудрствовать сверх того, что написано, и не превозносились один перед другим.

«Это», т. е. сказанное в непосредственно предшествующем отделе о проповедническом служении. — «Приложил к себе и Аполлосу». Он считает Аполлоса своим другом и полагает, что тот не обидится на такие выражения, как выражения III-й гл. 7 ст. — «Ради вас» т. е. чтобы изложенная в такой форме истина была для вас более приемлема. — «Чтобы вы научились от нас..». Ап. Павел и Аполлос подают своим поведением пример смирения. — «Что написано». Лучше понимать это выражение как вторую часть поговорки, употреблявшейся в раввинских школах: «не мудрствуй или не заходи за пределы того, что написано!». — «Один перед другим» — правил: «каждый за одного (υπέρ) против (κατά) другого. «Каждый коринфянин, превознося одного проповедника, пренебрегал другими. При этом он и себя превозносил, как ученика именно самого уважаемого проповедника.

1Кор 4:7. Ибо кто отличает тебя? Что ты имеешь, чего бы не получил? А если получил, что хвалишься, как будто не получил?

Доказывая нелепость такого самопревозношения, Ап. задает гордому коринфянину три вопроса. Какие ответы можно бы дать на эти вопросы? Предположительно ответы эти такие: на первый вопрос: «кто отличает тебя» (т. е. кто сказал тебе, что ты выше других)? Ответ: «не ты ли сам?» На второй вопрос: «что ты имеешь...?» Ответ: «положительно ничего! все твои дарования — от Бога!» На третий вопрос ответа и не требуется, потому что это скорее восклицание, чем вопрос.

1Кор 4:8. Вы уже пресытились, вы уже обогатились, вы стали царствовать без нас. О, если бы вы и в самом деле царствовали, чтобы и нам с вами царствовать!

Ап. слишком негодует на безосновательное самопревозношение коринфян, и речь его принимает характер иронии. Павел и другие апостолы живут в скорбях, а коринфяне, напротив, почему-то уже торжествуют. — «Вы уже пресытились». У коринфян исчезла уже нищета духовная, алкание правды, слезы раскаяния, какие должны всегда сопровождать духовное развитие христианина (Мф 5:3−6). Их духовные потребности как будто вполне удовлетворены. — «Обогатились» — конечно, многочисленными духовными дарованиями, что возбудило в коринфянах большое самомнение. — «Вы стали царствовать», т. е. как будто вошли уже в славное царство Христово. — «Без нас», т. е. так, что мы в этом прославлении совсем не участвуем.

1Кор 4:9. Ибо я думаю, что нам, последним посланникам, Бог судил быть как бы приговоренными к смерти, потому что мы сделались позорищем для мира, для Ангелов и человеков.

«Ибо». Соединительный предлог показывает, что ироническая речь Апостола еще продолжается. — «Я думаю» — правильнее: «кажется» — «Что нам..». Правильнее: «что Бог нас, апостолов, выставил как последних, как бы осужденных на смерть». Ап. дивится, как это коринфяне могли вообразить, что Апостолы должны после них, «последними» войти в царство Христово, которое Он обещал любящим Его. Ужели, в самом деле, Апостолы должны стоять всегда в положении гладиаторов, приговоренных к смерти, тогда как их духовные чада будут наслаждаться покоем? — «Мы сделались позорищем», т. е. зрелищем, которое собираются смотреть люди разного положения. — «Для мира». Это слово обозначает совокупность всех разумных существ. — «Для Ангелов» — как добрых, так и злых (ср. Еф 3:10).

1Кор 4:11. Даже доныне терпим голод и жажду, и наготу и побои, и скитаемся,

1Кор 4:12. и трудимся, работая своими руками. Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим;

1Кор 4:13. хулят нас, мы молим; мы как сор для мира, как прах, всеми попираемый доныне.

Ап. изображает контраст между бедственным положением апостолов и мнимым прославлением коринфских христиан. — «Мы безумны», т. е. не боимся явиться безумцами в глазах коринфян, проповедуя распятого Христа, тогда как другие сумели заслужить титул «мудрых», возвещая о Христе по обычаю философов. — «Мы немощны» — см. 1Кор 2:1−5. — «Вы же крепки», т. е. вас не тревожат никакие сомнения, как будто все, что вы делаете, всегда хорошо! — «Хулят нас, мы молим», т. е. убеждаем по справедливости обсудить наше поведение.

1Кор 4:14. Не к постыжению вашему пишу сие, но вразумляю вас, как возлюбленных детей моих.

Не от злобы говорил с такою иронией Апостол, а из-за огорчения и для пользы самих коринфян. Он не хотел смирить или пристыдить их, но обратить их на истинный путь. Он имел и право на это, как их духовный отец.

1Кор 4:15. Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием.

1Кор 4:16. Посему умоляю вас: подражайте мне, как я Христу.

«Тысячи наставников». Ап. делает намек на множество учителей веры, которые выступили в Коринфе вслед за удалением оттуда Павла и Аполлоса. — «Я родил вас». Ап. Павел обратил ко Христу коринфян, хотя сделал это не своею силою, а силою Христа и чрез Евангелие (благовествование). — «Посему...». Отец в праве ожидать от своих детей, что они будут подражать ему в жизни.

1Кор 4:17. Для сего я послал к вам Тимофея, моего возлюбленного и верного в Господе сына, который напомнит вам о путях моих во Христе, как я учу везде во всякой церкви.

Чтобы помочь их обращению на истинный путь, Ап. послал к ним своего надежного сотрудника — Тимофея. Этот последний во время написания послания, действительно, уже отбыл из Ефеса, хотя прибыл в Коринф уже после получения там послания Ап. Павла (1Кор 16:10, 11; ср. Деян 19:20, 21). — «Сына». Этим Ап. намекает, что Тимофей был им обращен в христианство (ср. 2Тим 1:2). — О «путях моих во Христе», т. е. о смирении, самоотречении, преданности Господу. Путем этих добродетелей идет Ап. с тех самых пор как он обратился ко Христу. — «Как я учу..». Его учение вполне соответствует его жизни и везде он поступает одинаково.

1Кор 4:18. Как я не иду к вам, то некоторые у вас возгордились;

1Кор 4:19. но я скоро приду к вам, если угодно будет Господу, и испытаю не слова возгордившихся, а силу,

1Кор 4:20. ибо Царство Божие не в слове, а в силе.

1Кор 4:21. Чего вы хотите? с жезлом прийти к вам, или с любовью и духом кротости?

Так как из факта посольства Тимофея недоброжелатели Павла могли вывести заключение о том, что сам Апостол не явится в Коринф, то Ап. теперь извещает их, что он и сам придет туда. — «Некоторые». Это, вероятно, были некоторые люди из партии «Христовых» (ср. 2Кор 10:9−10, 7 и 2Кор 11:23). — «Возгордились», т. е. стали думать, что они станут во главе Церкви. — «Не слова», т. е. не стану обращать внимания на ораторское искусство гордых учителей веры. — «А силу» т. е. имеют ли они действительную силу Духа Божия, как источник новой жизни? Коринфяне не могут в этом деле разобраться как следует, а Апостол все раскроет! — «Царство Божие». Это не будущее, небесное царство, а царство, которое существует уже здесь, в душах верующих. — «Не в слове, а в силе», т. е. не там, где много и красноречиво говорят о высоких предметах и задачах, а там, где есть сила осуществлять эти задачи. — «С жезлом». Как отец, Ап. в праве употреблять и меры строгости по отношению к своим духовным детям. Это — доказательство существования церковной дисциплины еще при апостолах.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.