Титу 3 глава

Письмо Титу
Открытый перевод → Толковая Библия Лопухина

Открытый перевод

1 Напоминай им подчиняться и покоряться начальству и властям, быть готовыми ко всякому доброму делу,
2 ни о ком не злословить, проявлять миролюбие, доброжелательность, мягкость по отношению ко всем людям.
3 Ведь мы тоже были когда-то неразумные, непокорные, сбившиеся с пути, рабы своих желаний и удовольствий, в злобе и зависти, ненавистные и ненавидящие друг друга.
4
Когда же открылась доброта и человеколюбие
нашего Спасителя, Бога,
5
не за праведные дела, что мы творили,
а по Своей милости
Он спас нас омовением возрождения
и обновления Святым Духом,
6
Которого излил на нас обильно
через Иисуса Помазанника, нашего Спасителя,
7
чтобы, оправданные Его благодатью
мы стали, в надежде, наследниками вечной жизни.
8 Это надежное слово; и потому желаю тебе решительно его утверждать, чтобы поверившие Богу старались преуспевать в добрых делах. Это хорошо и полезно людям.
9 Глупых же изысканий и родословных, и ссор и законнических споров избегай, ведь они бесполезны и пусты.
10 Раскольника, после первого и второго предупреждения, сторонись,
11 зная, что такой человек испорчен и грешит, осуждаем сам собой.
12 Когда пошлю к тебе Артему или Тихика, поспеши прийти ко мне в Никополь, так как я решил там перезимовать.
13 Зину правоведа и Аполлоса позаботься отправить так, чтобы у них не было ни в чём недостатка.
14 Пусть и наши учатся преуспевать в хороших делах, восполняя нужды других, чтобы не были бесплодны.
15 Приветствуют тебя все, кто со мной. Поприветствуй любящих нас в вере. Благодать со всеми вами.

Толковая Библия Лопухина

Продолжение наставлений о святости жизни (1−11). Заключение: разные сообщения и приветствия (12−15).

Тит 3:1. Напоминай им повиноваться и покоряться начальству и властям, быть готовыми на всякое доброе дело,

Наставления, здесь начинающиеся, относятся ко всем христианам — без различия пола, возраста и состояния, и определяют главным образом то отношение, в каком христиане должны стоять к окружающим их нехристианам (ср. 1 Пет. 2 и сл.). Особенно апостол велит напоминать критянам о необходимости повиноваться начальству — конечно, гражданскому, так как известно, что жители Крита были всегда склонны к возмущениям.

«На всякое доброе дело». Этими словами апостол с одной стороны ограничивает предел повиновения гражданской власти: повиноваться властям нужно, следовательно, только в добрых делах, когда власть не идет прямо против ясных божественных повелений. С другой стороны, призывая христиан участвовать во всяком добром деле, апостол этим самым побуждает нас участвовать во всех благих общественных предприятиях и, в частности, благословляет нас на занятия всякими добрыми искусствами и науками (ср. Флп 4:8).

Тит 3:2. никого не злословить, быть не сварливыми, но тихими, и оказывать всякую кротость ко всем человекам.

Тит 3:3. Ибо и мы были некогда несмысленны, непокорны, заблуждшие, были рабы похотей и различных удовольствий, жили в злобе и зависти, были гнусны, ненавидели друг друга.

Апостол научает христиан проявлять кротость и снисхождение к неверующим согражданам, потому что христиане по собственному опыту знают, как тяжело живется в язычестве и как трудно язычникам отстать от своих пороков.

Тит 3:4. Когда же явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего, Бога,

Тит 3:5. Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом,

Тит 3:6. Которого излил на нас обильно через Иисуса Христа, Спасителя нашего,

Тит 3:7. чтобы, оправдавшись Его благодатью, мы по упованию соделались наследниками вечной жизни.

Быть снисходительными по отношению к неверующим должно побуждать христиан безмерное человеколюбие Бога по отношению к ним самим. Ибо когда открылась божественная доброта (благодать — χρηστότης) и человеколюбие Божие (здесь, как и во второй главе 11 стихе, разумеется не факт боговоплощения, а распространение Евангелия Христова по всему миру и, в частности, в Крите), то Бог спас нас не в силу наших заслуг, но единственно по Своему милосердию. Отсюда следует, что и мы, подражая Богу, должны обнаруживать расположение к язычникам и тогда, когда они этого вовсе не заслуживают. При этом апостол, чтобы произвести еще большее впечатление на души верующих, велит Титу напомнить им о том, что они посредством крещения («банею возрождения» ср. Еф 5:26) очистились от грехов и обновились, сделались новою тварью, а затем (через другое таинство — миропомазание — обновление Святым Духом) получили дары Святого Духа в изобилии, чтобы сделаться хотя только De jure (по упованию) наследниками вечной жизни, т. е. со временем получить ее в свои владение.

Тит 3:8. Слово это верно; и я желаю, чтобы ты подтверждал о сем, дабы уверовавшие в Бога старались быть прилежными к добрым делам: это хорошо и полезно человекам.

Обо всем этом Тит должен говорить так внушительно (чтобы ты подтверждал), чтобы его речь действительно заставила христиан заботиться об исправлении своей жизни.

«Верно слово» — ср. 1Тим 1:15; 3:1.

Тит 3:9. Глупых же состязаний и родословий, и споров и распрей о законе удаляйся, ибо они бесполезны и суетны.

Тит 3:10. Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся,

Тит 3:11. зная, что таковой развратился и грешит, будучи самоосужден.

Если при этом еретики (т. е. люди, уклонившиеся на путь заблуждения, выбирающее из христианского учения только то, что им нравится и даже искажающие христианское учение и увлекающие за собою других) будут мешать ему, вызывать его на состязание, то Тит должен удаляться от них, предварительно раз и два обратившись к ним с увещанием. Раз они этого увещания не слушают — значит, они люди окончательно развращенные, на исправление которых нет никакой надежды.

Тит 3:12. Когда пришлю к тебе Артему или Тихика, поспеши придти ко мне в Никополь, ибо я положил там провести зиму.

Тит 3:13. Зину законника и Аполлоса позаботься отправить так, чтобы у них ни в чем не было недостатка.

Тит 3:14. Пусть и наши учатся упражняться в добрых делах, в удовлетворении необходимым нуждам, дабы не были бесплодны.

Тит 3:15. Приветствуют тебя все находящиеся со мною. Приветствуй любящих нас в вере. Благодать со всеми вами. Аминь.

В заключение апостол дает некоторые поручения Титу, посылает ему приветствия от своих споспешников и просит передать привет всем любящим Павла. В конце он призывает благословение Божие на всех читателей послания.

«Зина законник», т. е. человек, раньше занимавшийся изучением закона Моисеева.

«Тихик» — см. Деян 20:4.

«Артема» — имя, упоминаемое только здесь.

«Аполлос» — см. Деян 18:24.

«Любящих... в вере», т. е. верующих христиан, которые любят апостола.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.