По Матфею 11 глава

Евангелие по Матфею
Открытый перевод → В переводе Лутковского

 
 

Дав двенадцати ученикам такое наставление, Иисус отправился учить и провозглашать Весть в близлежащих городах.
 
На этом Иисус завершил наставления двенадцати ученикам Своим, после чего Он некоторое время воздерживался учить и проповедовать в городах, (в которые пошли) они.

А Иоанн, услышав в тюрьме о делах Помазанника, послал к Нему своих учеников с вопросом:
 
И вот Иоанн, который в темнице услышал об этом, послал ко Христу двух учеников своих

«Ты ли Тот, Кто должен прийти, или нам ждать другого?»
 
спросить у Него: Ты ли Тот, Кто должен был придти, или ожидать нам другого?

Иисус ответил: «Идите и расскажите Иоанну то, что слышите и видите:
 
В ответ Иисус сказал им: пойдите, возвестите Иоанну то, что слышите и видите:

слепые прозревают, хромые ходят, прокажённые очищаются, глухие слышат35, мёртвые воскресают36, и к бедным приходит Добрая Весть.
 
слепые — прозревают, хромые — ходят, прокаженные — очищаются, глухие — слышат, мертвые — воскресают, нищим — благовествуют.

Счастлив тот, кто не отвергнет Меня!»
 
И блажен тот, кто не ошибется во Мне.

А когда они ушли, Иисус стал говорить народу об Иоанне: «На что вы ходили смотреть в пустыню? Не на тростник же, колеблемый ветром!
 
После того как они ушли, Иисус стал говорить с народом об Иоанне: на что посмотреть вы приходили в пустыню? На тростник ли, колеблемый ветром?

Тогда что вы хотели увидеть? Человека в тонко-тканой одежде? Но людей в такой одежде, надо искать во дворцах.
 
На кого же вы приходили поглядеть? Может быть, на человека, облаченного в пышные одежды? Так ведь пышно одетые живут в царских дворцах.

Так кого же вы хотели увидеть? Пророка? Да, и это не просто пророк!
 
Зачем же вы приходили? Поглядеть на пророка? Так вот, говорю вам: даже больше, чем на пророка,

Он тот, о ком в Писании сказано:Посылаю перед Тобой вестника: он проложит Тебе путь37.
 
потому что это о нём написано: перед Тобою Я пошлю Своего вестника, который возвестит о пришествии Твоем. (Исх 23:20)

Говорю вам истину: ещё не родился на земле человек, больший, чем Иоанн Омывающий, но даже наименьший в Царстве Небесном — превосходит его.
 
Уверяю вас: среди рожденных женщинами ещё не появлялся человек более великий, чем Иоанн Креститель. Однако в Царстве Небесном даже самый последний превосходит его.

Со дней Иоанна Омывающего и поныне Царство Небесное терпит насилие, и его захватывают силой!
 
Со времен же Иоанна Крестителя и доныне Царства Небесного необходимо добиваться,1 и лишь добивающиеся достигнут его,

Все пророки и Закон ещё до Иоанна предсказали это.
 
потому что все пророки и закон прорекли до Иоанна.

Если хотите знать, он и есть Илия, который должен прийти.
 
А если хотите знать, то он — Илия, которому суждено было придти.2

Пусть имеющий уши услышит!
 
Кто имеет уши услышать, да услышит! (Иез 12:2)

С кем сравнить это поколение? Оно — словно дети на площади, которые говорят другим детям:
 
Кому Я уподоблю этот народ? Он подобен детям, которые, сидя на улице, обращаются к друзьям своим:

“Мы играли на флейте, а вы не плясали! Мы пели печальное, а вы не скорбели!”
 
мы играли вам на свирели, а вы не плясали; мы пели вам погребальные песни, а вы не плакали.

Пришёл Иоанн, который не ест и не пьёт вина, и говорят: “В нём демон”.
 
Ибо пришёл Иоанн, который ни ест, ни пьет, а они говорят: в нём бес.

Пришёл Сын Человеческий, который ест и пьёт, — и говорят: “Это обжора и пьяница, приятель откупщиков и грешников”. Но правота Мудрости доказана её делами».
 
Пришёл Сын Человеческий, который ест и пьет, а они говорят: вот Человек, который много ест и пьет много вина,3 друг мытарей и грешников. Но дела обличают лукавство их.4

И Он стал стыдить города, где совершил больше всего чудес, за то что они не раскаялись:
 
После этого Он стал упрекать города, в которых были совершены самые величайшие из чудес Его, за то, что жители их не покаялись:

«Горе тебе, Коразин! Горе тебе, Бет-Цайда! Если бы чудеса, свершённые у вас, были явлены в Сидоне и Тире, те раскаялись бы давно — в рубищах, посыпавшись пеплом!
 
горе тебе, Хоразин! Горе тебе, Вифсаида! Если бы чудеса, совершенные в вас, были совершены в Тире и Сидоне,5 они бы давно уже в печали и скорби6 покаялись.

Знайте же, в Судный День вам будет даже хуже, чем Сидону и Тиру.
 
Но говорю вам: Тиру и Сидону отраднее будет в день суда, нежели вам.

А ты, о Кфар-Нахум! Хотел вознестись на небо? Ты низвергнешься в ад! Если бы чудеса, свершённые у тебя, были явлены некогда в Содоме, поныне стоял бы Содом.
 
А ты, Капернаум, не до неба ли превознесся? Так до ада низвергнешься! Ведь если бы в Содоме были совершены чудеса, совершенные в тебе, то он стоял бы доныне.

Знай же, что в Судный День тебе будет хуже, чем Содому».
 
Но говорю тебе, что земле Содомской отраднее будет в день суда, нежели тебе.

Тогда же Иисус сказал: «Хвала Тебе, Отец, Владыка земли и неба, ибо Ты скрыл это от мудрых и разумных и открыл малым детям.
 
В завершение Иисус обратился (к народу) и воскликнул: славлю Тебя, Отче, Владыка неба и земли, за то, что Ты сокрыл это от мудрых и разумных и открыл младенцам!

Да, Отец, такова была твоя воля.
 
Воистину, Отче, таково было благоволение Твоё!

Отец вверил Мне всё, и Сына знает лишь Отец, а Отца — только Сын и тот, кому Сын пожелает открыть.
 
Всё Мне было передано Отцом Моим, а Сына никто не знает, кроме Отца, и Отца никто не знает, кроме Сына и тех, кому Сын пожелает открыть.

Идите ко Мне все, кто изнемог под тяжкой ношей, и Я дам вам отдых.
 
Придите ко Мне все, кто трудится и обременён заботами, и Я дарую вам покой.

Наденьте Моё ярмо и научитесь у Меня, ибо Я кроток и смирен, и вы обретёте покой38.
 
Возложите иго Моё на себя и научитесь у Меня кротости и смирению сердца, и обретете покой для душ ваших; (Иер 6:16)

Моё ярмо — не тяжелое, и Моя ноша легка».
 
ведь иго Моё — благо, и бремя Моё — легко.

Примечания:

 
Открытый перевод
[35] Ис 2:18; 35:5; 42:18.
[36] Ис 26:19.
[37] Исх 23:20; Мал 3:1.
[38] Иер 6:16.
 
В переводе Лутковского
[11.1] «добиваться» — досл.: «брать приступом», «решительно прорываться».
[11.2] «Илия, которому суждено было придти» — ветхозаветный праведник Илия был взят на небо (4Цар. 2.1 — 18) и должен вернуться на землю, согласно пророчеству Малахии (Мал. 3.24), перед приходом Мессии.
[11.3] «много ест и пьет много вина» — досл.: «чревоугодник и пьяница».
[11.4] «дела обличают лукавство их» — в греческом тексте слова, трудно поддающиеся истолкованию. Возможно, автор хотел сказать, что эти люди (фарисеи) своей напускной, внешней мудростью пытаются оправдать свои действия.
[11.5] Тир и Сидон — в древности цветущие финикийские города, о разрушении которых пророчествовали Иезекииль и Иеремия.
[11.6] «в печали и скорби» — досл.: «в рубище и в пепле» — атрибуты иудейского траура.
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.