По Матфею 13 глава

Евангелие по Матфею
Открытый перевод → В переводе Лутковского

 
 

В тот же день Иисус вышел к морю и сел у берега.
 
В тот же день, выйдя из дома, Иисус сел у озера,

Вокруг него собралась большая толпа, и тогда Он перешёл в лодку. Народ стоял на берегу,
 
а около Него столпилось столь много людей, что Он вынужден был войти в лодку, тогда как все люди стояли на берегу, и, сидя в ней,

а Он говорил им о многом, рассказывая притчи:«Вышел сеятель в поле,
 
Он долго проповедовал им притчами, и так говорил Он: вот, вышел сеятель сеять.

и когда он сеял, часть зёрен упала у дороги — прилетели птицы и склевали их.
 
При этом одни из семян упали близ дороги, и налетели птицы небесные и поклевали их;

Другие зёрна упали на каменистую почву, где земли было мало, и тотчас проросли, ибо слой земли был тонким.
 
другие упали на каменистую почву, где было мало земли, и сквозь тонкий слой земли сразу проросли,

Но взошло солнце и опалило ростки. А глубоких корней у них не было, и они засохли.
 
но когда взошло солнце, они увяли и, не имея корней, зачахли;

Другие зёрна упали в колючие кусты — кусты разрослись и заглушили побеги.
 
а другие упали среди терний, и тернии, поднявшись, заглушили их;

А те зёрна, что упали в хорошую землю, дали урожай — в сто крат, либо в шестьдесят или тридцать.
 
другие же упали на хорошую землю и дали плод: которое — во сто крат, которое — в шестьдесят, а которое — в тридцать.

Пусть имеющий уши услышит!»
 
Кто имеет уши слышать, да услышит! (Иез 12:2)

Ученики подошли к Нему и спросили: «Почему Ты учишь их притчами?»
 
И, подойдя к Нему, ученики спросили: почему Ты проповедуешь им притчами?

Он ответил: «Вам дано знать тайны Царства Небесного, а им не дано.
 
Он же сказал им в ответ: потому что вам дано знать тайны Царства Небесного, а им не дано.

Кто имеет, тому будет дано, чтобы он имел в избытке. Кто не имеет, у того будет отнято и то, что у него есть.
 
Ибо кто имеет, тому дано будет и преумножится, а кто не имеет, у того отымется и то, что он имеет.

Потому Я и учу их притчами, что смотрят они, но не видят, слушают, но не слышат и не могут понять.
 
Притчами же Я проповедую потому, что они глядят, и не видят, слушают, но не слышат и не разумеют.

Так исполняется пророчество Исайи: Будете слушать, но не поймёте, будете смотреть, но не увидите.
 
В этом исполняется над ними пророчество Исайи, гласящее: будете слышать ушами, — и не уразумеете, будете глядеть глазами, — и не увидите.

Очерствело сердце этого народа, они еле слышат и закрыли глаза. Не хотят они видеть и слышать, не хотят ничего понимать, а не то вернулись бы ко Мне и Я бы их исцелил42.
 
Ибо сердце этих людей огрубело; они ушами едва слышат, они глаза свои сомкнули, чтобы и глазами не видеть, и ушами не слышать, и не разуметь сердцем; не желают они покаяться, чтобы Я помиловал их. (Ис 6:9−10)

Счастливы ваши глаза, ибо они видят, и ваши уши, ибо они слышат.
 
Счастливы же глаза ваши, потому что видят, и уши ваши, потому что слышат.

Говорю вам истину: многие пророки и праведники хотели увидеть то, что вы видите, и услышать то, что вы слышите, но им не довелось.
 
Уверяю вас: многие пророки и праведники желали видеть то, что вы видите, — и не видели, слышать то, что вы слышите, — и не слышали.

Вот вы и послушайте, что означает притча о сеятеле.
 
Итак, выслушайте значение притчи о сеятеле.

Если кто слышит слово о Царстве и не понимает, то приходит Враг и выдёргивает всё, что посеяно в его сердце. Это и есть посеянное у дороги.
 
Ко всякому, кто слушает слово о Царстве (Небесном), но не внимает ему, приходит лукавый и похищает слово, посеянное в сердце его; вот кого означает посеянное близ дороги;

Посеянное на каменистой почве — это тот, кто слышит слово и тут же с радостью его принимает,
 
посеянное же на каменистой почве означает того, кто едва услышит слово, тотчас с радостью воспринимает его,

но лишён корня и постоянства, так что во время притеснений и гонений за слово он сразу же отступается.
 
но, будучи сам по себе безволен и непостоянен,73 когда наступает гонение или преследование за слово, тотчас отрекается от него;

Посеянное в колючих кустах — это тот, кто слышит слово, но мирские заботы и страсть к богатству заглушают это слово, и оно остаётся бесплодным.
 
а посеянное среди терний означает того, кто слушает слово, но в котором жизненные заботы или соблазны богатства подавляют слово, и оно остается бесплодным;

А посеянное в хорошую землю — это тот, кто слышит слово и понимает его. Вот он и приносит урожай — в сто крат, либо в шестьдесят или тридцать».
 
посеянное же на хорошей земле означает того, кто слушает слово, внимает ему, и оно приносит плод: у кого во сто крат, у кого — в шестьдесят, а у кого — в тридцать.

Он поведал им ещё одну притчу: «Царство Небесное — это как если бы человек посеял на своём поле пшеницу,
 
Тогда же Он поведал народу другую притчу: Царство Небесное подобно тому, как если бы человек посеял хорошие семена на поле своем.

а когда все спали, пришёл его недруг, посеял поверх пшеницы сорную траву и ушёл.
 
А когда все люди спали, пришёл враг его, посеял плевелы среди пшеницы и ушел.

Пшеница взошла и заколосилась, но проросли и сорняки.
 
Когда же поднялись колосья и дали плод, тогда появились и плевелы.

Работники пошли и сказали хозяину: “Господин наш, разве не пшеницу ты посеял на поле? Откуда же там сорняки?”
 
Рабы же хозяина, пришли и спросили у него: господин, ты ведь хорошие семена посеял на поле своем; откуда же взялись плевелы?

Хозяин ответил: “Это сделал мой недруг”. Работники предложили: “Хочешь, мы пойдём и прополем пшеницу?”
 
Он же ответил им: враг людей сделал это. А рабы сказали ему: так прикажи, мы пойдем и выберем их.

Но хозяин сказал: “Не надо. Как бы заодно с сорняками вы не выдернули и пшеницу!
 
Но он ответил: нет, иначе, выбирая плевелы, вы повыдергиваете вместе с ними и пшеницу.

Пусть и то и другое растёт до жатвы. А когда придёт время жатвы, я велю жнецам, чтобы они сперва вырвали сорную траву, связали её в снопы и сожгли, а пшеницу собрали в закрома”».
 
Оставьте расти то и другое до жатвы; а во время жатвы я скажу жнецам: выберите прежде плевелы и свяжите в снопы, чтобы сжечь их; пшеницу же соберите в житницу мою.

Он поведал им и другую притчу: «Царство Небесное — как горчичное семечко, которое человек посадил на своём поле.
 
Другую притчу Он поведал им: Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек посеял на поле своем;

Это самое маленькое из зёрен, но оно вырастает выше всех огородных кустов и становится деревом, в ветвях которого птицы вьют гнёзда43».
 
будучи наименьшим из всех семян, оно, когда вырастает, становится выше всех злаков, словно дерево, так что прилетают птицы небесные и вьют гнезда в ветвях его.

Он рассказал им ещё одну притчу: «Царство Небесное — как дрожжи. Женщина взяла горстку дрожжей на целых три меры муки — и получилось тесто».
 
И рассказал им другую притчу: Царство Небесное подобно закваске, которой женщина замесила три меры муки, доколе не заквасилось всё.

Всему этому Иисус учил людей в притчах, а без притчи не говорил ничего,
 
Такими вот притчами Иисус проповедовал народу, и, кроме притч, ничего не говорил им,

чтобы исполнилось сказанное через пророка: Буду говорить притчами, поведаю то, что скрыто от сотворения мира44.
 
во исполнение сказанного пророком: для притч отверзу уста мои, открою утаенное от создания мира. (Пс 77:2)1

Отпустив народ, Он вошёл в дом. Тогда ученики попросили Его: «Растолкуй нам притчу о сорняках на поле».
 
А когда, оставив народ, Иисус пришёл домой, ученики Его подошли к Нему и сказали: разъясни нам значение притчи о плевелах на поле.

Он сказал: «Сеющий пшеницу — это Сын Человеческий,
 
Он же сказал им в ответ: сеющий хорошие семена — это Сын Человеческий;

поле — это мир, а пшеница — наследники Царства. Сорняки — это наследники Врага,
 
поле — это мир, хорошие семена — это сыновья Царства, а плевелы — сыновья лукавого;

тот, кто их посеял, — это Дьявол, жатва — окончание Века, а жнецы — ангелы.
 
враг, посеявший их, — это диавол, жатва — конец века сего, а жнецы — это ангелы.

И как собирают сорную траву и сжигают в огне, так будет и при окончании Века:
 
Подобно тому, как плевелы выбирают и сжигают в огне, так будет и в конце века сего:

Сын Человеческий пошлёт своих ангелов и они заберут из его Царства всё, на чём спотыкаются люди, и всех, кто нарушает Закон,
 
пошлет Сын Человеческий ангелов Своих, а те изымут из Царства Его все соблазны и всех творящих беззакония

и бросят в печь, в огонь45. Там будут рыдать и скрежетать зубами.
 
и ввергнут их в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов.

А праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца своего. Пусть имеющий уши услышит!
 
Тогда праведники воссияют словно солнце в Царстве Отца их. Кто имеет уши слышать, да услышит! (Иез 12:2)

Царство Небесное — как закопанный на поле клад. Один человек нашёл его, снова закопал и на радостях пошёл, продал всё, что имел, и купил то поле.
 
Царство Небесное подобно сокровищам, спрятанным в поле, найдя которые, человек утаил это, и от радости пошёл и продал всё, что имел, и купил поле то.

И ещё, Царство Небесное — это как если бы купец, что скупает хороший жемчуг,
 
Ещё подобно Царство Небесное купцу, ищущему красивый жемчуг;

вдруг встретил одну бесценную жемчужину. Тогда он всё распродаст и купит её.
 
найдя одну драгоценную жемчужину, он отправился и продал всё, что имел, и купил её.

И ещё, Царство Небесное — как заброшенный в море невод, куда попадает всякая рыба.
 
Ещё подобно Царство Небесное неводу, которым, закинув его в озеро, захватили самых разных рыб,

Как только он наполнится, рыбаки вытаскивают его на берег, отбирают хорошую рыбу и бросают в корзины, а негодную выбрасывают вон.
 
и, когда он наполнился, вытащили его на берег и, сев, собрали хорошую рыбу в корзины, а плохую выбросили вон.

Так будет и при окончании Века: придут ангелы, заберут виновных прочь от правых,
 
Так будет и в конце века сего: сойдут (с небес) ангелы и, отделив грешников от праведников,

и бросят в печь, в огонь. Там будут рыдать и скрежетать зубами.
 
ввергнут грешников в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов.

Вы поняли всё это?» Ученики ответили: «Да».
 
И спросил их: уразумели ли вы всё это? Они ответили Ему: да, Господи.

И Он сказал им: «Так вот, всякий книжник, что стал учеником Царства Небесного, похож на хозяина, который выносит из дому и новое и старое».
 
Он же сказал им: если так, то всякий книжник, знающий о Царстве Небесном, подобен хозяину, который выносит из сокровищницы своей новое и старое.

Рассказав эти притчи, Иисус отправился дальше.
 
Этой притчей Иисус закончил речь Свою и удалился оттуда.

Придя в родной город, Он стал учить в синагоге, а люди поражались и спрашивали: «Откуда у Него эта мудрость и сила?
 
Придя в Свой родной город,2 Он стал проповедовать в местной синагоге, а все спрашивали в изумлении: о какой это Своей мудрости и чудесах (говорит Он)?

Разве Он не плотников сын? Его мать зовут Мариам, а Его братья — Иаков, Иосиф, Шимон и Иуда?
 
Разве Он не сын плотника? Не Его ли мать зовут Марией, и не Его ли это братья Иаков, Иосиф, Симон и Иуда?

И разве не здесь, не у нас, все Его сёстры? Так откуда же у Него всё это?»
 
И разве все сестры Его не живут у нас? Откуда же у Него всё это?

И Он стал для них камнем преткновения. А Иисус сказал: «Пророка чтят повсюду, но не в его городе и не в его доме».
 
И негодовали на Него. Иисус же сказал им: нигде не презирают пророка, но только в отечестве его и в доме его.

Там Он сотворил мало чудес из-за их неверия.
 
И не совершил там никаких чудес из-за неверия их.

Примечания:

 
Открытый перевод
[42] Ис 6:9сл греч.
[43] Пс 103:12 греч.
[44] Пс 77:2.
[45] Дан 3:6.
 
В переводе Лутковского
[13.1] досл.: «но не имея корня в себе и будучи непостоянен».
[13.2] вторая половина пророчества дана автором в свободном переводе (возможно, в таких случаях автор просто цитировал по памяти, не сверяясь с подлинником).
[13.3] родной город — Назарет.
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.