По Матфею 6 глава

Евангелие по Матфею
Открытый перевод → В переводе Лутковского

 
 

Смотрите, правоту вашу не выставляйте перед людьми напоказ, а то не получите награды от Отца вашего Небесного.
 
Старайтесь, однако, не выставлять вашу праведность людям напоказ, иначе не получите награды от Отца вашего Небесного.

Так, когда помогаешь бедным, не поднимай шума вокруг этого, как делают в синагогах и на улицах лицемеры, добиваясь похвалы от людей. Говорю вам истину: они уже получили свою награду.
 
Поэтому когда ты подаешь милостыню, не труби на весь мир об этом, как это делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы услышать славословия от людей. Уверяю вас: они уже получают награду свою.

А у тебя, когда помогаешь бедным, пусть левая рука не знает о том, что делает правая,
 
У тебя же, когда ты подаешь милостыню, пусть левая рука не знает, что делает правая,

чтобы твои благодеяния остались тайной. И Отец твой, видящий тайное, вознаградит тебя.
 
чтобы милостыня твоя совершалась тайно, и тогда Отец твой, Который видит тайное, воздаст тебе явно.

Когда молитесь, не поступайте как лицемеры, которые любят молиться встав посреди синагоги или на многолюдных местах, чтобы все их видели. Говорю вам истину: они уже получили свою награду.
 
И когда молитесь, не подражайте лицемерам, которые предпочитают молиться на виду у людей: в синагогах, или останавливаясь на перекрестках дорог. Уверяю вас: они уже получают награду свою.

А ты, собравшись молиться, уединись в комнате и, заперев дверь, помолись Отцу своему, сокрытому от глаз. И Отец твой, видящий тайное, вознаградит тебя.
 
Ты же, когда захочешь помолиться, войди в комнату свою и, затворив за собой дверь, тайно помолись Отцу твоему, и тогда Отец твой, Который видит тайное, воздаст тебе явно.

Молясь, не пустословьте как иноверцы, вообразившие, что благодаря своему многословию они будут услышаны.
 
Молясь же, не пустословьте подобно язычникам, которые полагают, будто благодаря многословию своему будут услышаны.

Не подражайте им: Отец ваш знает о вашей нужде до того, как вы его попросите.
 
Не уподобляйтесь им, потому что Отец ваш знает, в чём вы нуждаетесь, прежде чем вы попросите у Него об этом.

А вы молитесь так: Отец наш небесный! Да будет свято имя Твоё,
 
Вы же молитесь вот как:Отец наш Небесный! Да прославится имя Твоё!

и настанет Царство Твоё, и исполнится воля Твоя на небе и на земле.
 
Да наступит Царство Твоё! Да свершится воля Твоя как на небе,1 так и на земле!

Дай нам хлеб, чтобы прожить этот день.
 
Подай же нам ныне хлеб наш насущный,2

И прости нас, как и мы простили других.
 
и прости нам прегрешения3 наши, как и мы прощаем4 тем, кто согрешил пред нами,

И не испытывай нас, но избавь нас от Злого24.
 
и удержи нас от искушения, и от лукавого нас защити,5 ибо Твоё и Царство, и сила, и слава вовеки. Аминь.6

Ибо если вы прощаете людям проступки, то и Отец ваш Небесный простит вас,
 
Ибо если вы простите людям прегрешения их, простит и вам Отец ваш Небесный;

а если вы им не прощаете, то и Отец ваш Небесный не простит вам ваши проступки.
 
если же не простите людям прегрешений их, то и Отец ваш не простит прегрешений ваших.

А когда поститесь, не ходите со скорбным видом, как лицемеры, которые хотят, чтобы по их угрюмым лицам все поняли, что они постятся. Говорю вам истину: они уже получили свою награду.
 
А когда поститесь, не будьте угрюмы, подобно лицемерам, которые, постясь, помрачают лица свои. Уверяю вас: они уже получают награду свою.

А ты, постясь, умасти голову и умой лицо,
 
Ты же, постясь, умасти голову свою и лицо своё омой,

чтобы никто не заметил, что ты постишься, кроме Отца твоего, сокрытого от глаз. И Отец твой, видящий тайное, вознаградит тебя.
 
чтобы явиться постящимся не пред людьми, но тайно пред Отцом твоим, и тогда Отец твой, Который видит тайное, воздаст тебе явно.

Не собирайте сокровищ на земле, где поедают их моль и черви и где вор может украсть.
 
Не накапливайте для себя сокровища7 на земле, где моль и тля поедают, где воры обкрадывают и похищают.

Собирайте сокровища на небе, где не съедят их ни моль, ни черви, и где вор не может их украсть.
 
но накапливайте для себя сокровища на небесах, где ни моль, ни тля не поедают, и где воры не обкрадывают и не похищают,

Где сокровище твоё, там и будет твоё сердце.
 
ибо где сокровище твоё, там и сердце твоё.

Глаз — это светильник тела. Если твой глаз чист, то и всё твоё тело будет пронизано светом.
 
Для тела светильник — око. Поэтому если око твоё будет чистым, то и всё тело твоё будет светлым;

А если твой глаз завистлив, то и всё твоё тело помрачится. И если твой свет — тьма, то какова же тьма!
 
если же око твоё будет нечистым, то и всё тело твоё будет темным. Итак, если свет, который в тебе, — это тьма, то какова же в тебе сама тьма!

Человек не может служить двум хозяевам сразу. Он или возненавидит одного и полюбит другого, или будет верен одному, презирая другого. Невозможно служить и богатству и Богу.
 
Никто не может служить двум господам, потому что либо одного возненавидит, а другого полюбит, либо одному станет служить усердно, а другому — нерадиво. Не можете служить Богу и мамоне.8

Поэтому я говорю вам: не беспокойтесь о том, как добыть еду, чтобы жить, и одежду, чтобы прикрыть тело. Разве жизнь не важнее еды, а тело — одежды?
 
Вот почему Я и говорю вам: не заботьтесь ни о том, что есть или пить вам для поддержания жизни вашей, ни о том, что надеть вам, чтобы прикрыть тело ваше.9 Разве душа не более важна, чем пища, а тело — чем одежда?

Взгляните на птиц в небе: они не сеют, не жнут, не собирают в амбары, но Отец ваш Небесный их кормит. Неужели вы дешевле птиц?
 
Взгляните на птиц небесных: они не сеют, не жнут, не собирают в житницы, а Отец ваш Небесный кормит их. А вы намного ли отличаетесь от них?

Кто из вас сможет продлить себе жизнь хоть ненамного, даже если постарается?
 
Кто из вас, заботясь, сможет увеличить свой рост хотя бы на один локоть?

И зачем вам беспокоиться об одежде? Посмотрите, как растут в поле лилии: они не трудятся, не прядут,
 
А зачем вы заботитесь об одежде? Посмотрите, как растут полевые лилии: они не трудятся, не прядут,

но поверьте, что даже Соломон в расцвете своей славы не одевался так, как любая из них.
 
но говорю вам, что и Соломон10 в величии своей славы не одевался так, как любая из них.

Если Бог так одевает траву, которая сегодня в поле, а завтра будет брошена в печь, то неужели Он не оденет и вас, маловеры?
 
Если же Бог наряжает так полевые цветы, которые сегодня есть, а завтра будут брошены в печь, не гораздо лучше ли (оденет Он) вас, маловеры?

Итак, не беспокойтесь и не говорите: «Что будем есть, что пить, во что одеваться?»
 
Итак, не заботьтесь и не спрашивайте: что мы будем есть, пить или что станем надевать?

Ведь этого ищут иноверцы, а ваш Небесный Отец знает, что вы нуждаетесь во всём этом.
 
Всего этого ищут язычники, тогда как Отец ваш Небесный знает, что вы нуждаетесь во всём этом.

Ищите сперва Его Царства и правоты, а остальное получите в придачу.
 
Вы же ищите прежде правды Божьей и Царства Его,11 а всё это будет дано вам.

Не думайте о завтрашнем дне: завтрашний день сам о себе побеспокоится. Каждому дню хватает и своих забот.
 
Так что не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний день сам позаботится о себе; достаточно для сего дня и своих хлопот.

Примечания:

 
Открытый перевод
[24] Часть рукописной традиции добавляет: Ибо твое царство, сила и слава во веки веков. Аминь.
 
В переводе Лутковского
[6.1] 6.9 — 13. Так как данная молитва является одной из главных молитв христианского вероисповедания, приводим ее в каноническом церковнославянском переводе: «Отче наш, Иже еси на небесех! да святится имя Твое, да приидет царствие Твое; да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого».
[6.2] «на небе» — несмотря на единственное число, речь идет о «небесах», то есть о горнем, ангельском мире.
[6.3] «хлеб» — в данном случае синоним пищи вообще (ср. Лк. 14.1; Притч. 30.8). «насущный» — слово это воистину было «камнем преткновения» для экзегетов. В классической греческой литературе оно не встречается, и Ориген, напр., считал, что Матфей сам составил его из предлога «на» и существительного «сущность». Однако не столь давно был найден папирус (дохристианских времен), где встречается это спорное слово. Текст оказался списком «насущных», то есть «обычных», «повседневных» покупок на базаре.
[6.4] «прегрешения» — досл. множественное число от слова «вина» (ср. Лк. 13.4). У Луки — «грехи».
[6.5] «прощаем» — в некоторых рукописях: «простили» (у Луки без разночтений — «прощаем»).
[6.6] досл.: «и не допусти нас до искушения, а также защити...». «Защити» более точно раскрывает смысл сказанного, поскольку «избавь», «освободи» предполагает, что ученики Иисуса находятся во власти диавола.
[6.7] в подлиннике игра слов: «не сокрывайте сокровища».
[6.8] мамона — в пер. с арам. «богатство».
[6.9] досл.: «ни о душе вашей, что едите и пьете, ни о теле вашем, что надеваете».
[6.10] Соломон — царь Израиля (970 — 931 гг. до н.э.).
[6.11] досл.: «Царства Божьего и правды Его».
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.