По Иоанну 1 глава

Евангелие по Иоанну
Открытый перевод → В переводе Лутковского

 
 

B начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Богом.
 
В начале было Слово, и Слово было с Богом, и Слово было Бог.1

Оно было у Бога в начале.
 
Оно в начале было с Богом.

Всё получило бытие через Него; не существует ничего, что пришло в бытие, получив бытие помимо Него.
 
Все сущее Бог создал Словом, и без Него, и вне Его,2 — ничто из сущего не существует.

В Нём была жизнь, и эта жизнь была человеку светом.
 
В Нём был и есть3 источник жизни, и жизнь есть свет для всех людей.

И свет тот светит во тьме, и тьма не овладела им.
 
И светит этот свет во тьме, но тьма его не поглощает.

Явился человек, посланный Богом, по имени Иоанн.
 
Был человек, по имени Иоанн, которого Бог послал,

Он пришёл поведать людям о Свете, чтобы все по его свидетельству поверили.
 
чтобы он свидетельствовал о Свете и чтобы все поверили свидетельству его.

Он не был Светом, но пришел дать свидетельство о Свете.
 
Он не был Светом, но пришёл, чтобы только свидетельствовать о Свете.

Тот Свет был истинным Светом, который освещает каждого приходящего в мир человека.
 
Есть Свет, Свет истинный, Который просвещает людей, пришедших в этот мир.

Он был в мире, и мир через Него получил бытие, но мир Его не узнал.
 
И вот, Он в мир пришёл, но мир, что был Им создан, так и не смог узнать Его.

Он пришел к своим, но они Его не приняли.
 
В Свой дом пришёл Он, но и дома свои не приняли Его.

А всем, кто Его принял, кто в Его Имя поверил, Он даровал право стать детьми Бога.
 
А те, что приняли Его, те, что поверили в Него, по благодати, данной Им, все стали Божьими детьми,

Это те, кто родился не от плоти и крови, не от плотского вожделения и не по человеческой воле, а кто рожден Богом.
 
которые не кровью, плотью и не желанием отца, но Богом были рождены.

И Слово стало плотью и среди нас поселилось. И мы увидели Его славу — славу Единственного у Отца, воплощенную Милость и Истину.
 
И Слово стало плотью и пребывало с нами, и благодать, и истина Его переполняли. И видели мы славу, ту славу, что была в Нём — единородном Сыне у Своего Отца.

Свидетель Ему Иоанн, возгласивший: — Это был Тот, о ком я сказал: «Идущий за мной опередил меня, ибо Он был, когда меня ещё не было».
 
Это о Нём свидетельствовал Иоанн, восклицая: вот Он, о Котором я говорил: Тот, Кто пришёл после меня, превзойдет меня, потому что Он был прежде меня.

Мы все из Его полноты получили милость за милостью:
 
От полноты Его мы принимали за благодатью благодать;

через Моисея был дан Закон, с Иисусом Помазанником пришли милость и истина.
 
закон был дан нам Моисеем, а Иисус Христос Собою явил нам истину и благодать.

Никто никогда не видел Бога. Только Тот Единственный, Кто есть Бог, пребывающий в глубинах Отца, поведал о Нём.
 
Никто нигде не видел Бога, но Сын Его единородный, (от века) сущий в лоне Отчем, в Себе открыл Его для нас.

Вот свидетельство Иоанна. Когда евреи послали из Иерусалима священников и левитов спросить у него: — Кто ты?
 
Вот свидетельство Иоанна. Когда иудеи из Иерусалима прислали к нему священников и левитов, чтобы спросить у него, кто он такой,

он, не уклонившись, признал: — Я — не Помазанник.
 
он не отказался отвечать, но признался, что он — не Христос.

Они спросили: — Так что же, ты Илия? Он сказал: — Нет. — Ты пророк? И он ответил: — Нет.
 
Тогда они спросили у него: кто же ты? Илия? Он сказал: нет, не он. Пророк? Он ответил: нет.

Они спросили: — Так кто ты? Мы должны дать ответ пославшим нас. Что ты можешь о себе сказать?
 
И спросили у него: так кто же ты? Скажи нам, кем ты считаешь себя самого, чтобы мы могли дать ответ тем, кто послал нас.

Он ответил: — Я, как говорил пророк Исайя, голос в пустыне: «проложите путь Господу».
 
И он ответил: я — глас вопиющего в пустыне: выровняйте дорогу для Господа, как сказал пророк Исайя. (Ис 40:3)

А посланники были из фарисеев.
 
Среди посланных были фарисеи,

Они спросили его: — Почему же ты тогда омываешь, если ты не Помазанник, не Илия и не пророк?
 
и они спросили у него: почему же ты крестишь, если ты не Христос, не Илия, не пророк?

Иоанн ответил: — Я омываю водой. Но стоит среди вас Тот, Кого вы не знаете.
 
Иоанн сказал им в ответ: я крещу в воде, но посреди вас стоит Тот, Кто ещё неизвестен вам;

Он идёт за мной, а я не достоин даже снять с Него обувь.
 
Он Тот, Кто, придя после меня, превзойдет меня; я недостоин развязать ремни на сандалиях Его.

Это было в Бет-Анийя, по ту сторону Иордана, где омывал Иоанн.
 
Происходило же это у Вифавара, на берегу Иордана, где пребывал Иоанн Креститель.

На другой день Иоанн увидел, что к нему идёт Иисус, и сказал: — Вот Агнец Божий, который уносит грех мира.
 
На следующий день, увидев идущего к Нему Иисуса, Иоанн сказал: вот Агнец Божий, Который возьмет (на Себя) грехи мира.

Это Тот, о ком я сказал: «За мной идёт Человек, опередивший меня, ибо Он был, когда меня ещё не было».
 
Это о Нём я говорил: после меня придет Тот, Кто превзойдет Меня, потому что Он был прежде меня.

Не знал Его и я, но потому и пришел я омывать водой, чтобы Он открылся Израилю.
 
Я не знал Его; но для того и пришёл я крестить в воде, чтобы Он стал известен Израилю.

Свидетельство Иоанна: — Я увидел, что Дух опускается с неба, как голубь, и на Нём остается.
 
И свидетельствовал Иоанн: я видел, как Дух в образе голубки сошел с небес и опустился на Него.

Не знал Его и я, но Пославший меня омывать водой сказал: «На Кого, увидишь, опускается Дух и на Ком остается, знай — это Тот, кто омывает Святым Духом».
 
Я не знал Его; но Тот, Кто послал меня крестить в воде, сказал мне: ты увидишь, как сойдет Дух (с небес); на Кого Он опустится — Тот и будет крестить Духом Святым.

Я это видел и я — свидетель: Он — Сын Божий.
 
И я увидел и засвидетельствовал, что Он — Сын Божий.

На следующий день опять там стоял Иоанн и двое его учеников. Это было в десятом часу.
 
На следующий день Иоанн вновь стоял (на берегу) с двумя учениками своими.

Взглянув на проходящего Иисуса, Иоанн сказал: — Вот Агнец Божий!
 
Заметив проходящего Иисуса, он сказал им: вот Агнец Божий.

А двое его учеников, услышав эти слова, пошли за Иисусом.
 
Услышав эти слова, оба ученика его последовали за Иисусом.

Тот, обернувшись и заметив, что они идут за Ним, спросил: — Что вы ищете? Они ответили: — Рабби (что значит «учитель»), где Ты остановился?
 
Оглянувшись и увидев, что они идут следом, Иисус спросил их: что вам надобно? Они же спросили у Него: Равви, — что означает Учитель, — где Ты остановился?

Иисус сказал: — Идите и посмотрите. Они пошли и увидели, где Он остановился, и тот день провели у Него.
 
И Он ответил им: пойдите и посмотрите. Они пошли и, узнав, где Он остановился, в тот день остались у Него. А было тогда около шести часов вечера.

Один из двоих, услышавших слова Иоанна и пошедших за Иисусом, был Андрей, брат Шимона Петра.
 
Один же из этих двоих, которые после слов Иоанна (об Иисусе) последовали за Ним, был Андрей, брат Симона Петра.

Первым делом он разыскал своего брата Шимона и сказал ему: — Мы нашли Мешиху (что значит «Помазанника»), —
 
Прежде всего он разыскал своего брата Симона и говорит ему: мы нашли Мессию — Христа;

и привел его к Иисусу. Тот, взглянув на Шимона, сказал: — Ты — Шимон, Иоаннов сын! Будешь зваться Кефа (что значит «скала», или Пётр).
 
и привел его к Иисусу. Взглянув на него, Иисус сказал: ты — Симон, сын Ионы; отныне твоё имя: Кифа; что означает: камень (Петр).

На другой день Иисус, собравшись уйти в Галилею, встретил Филиппа и сказал ему: — Иди за мной!
 
На следующий день Иисус решил пойти в Галилею и, повстречав в пути Филиппа, сказал ему: следуй за Мною.

А Филипп был из Бет-Цаиды, родного города Андрея и Петра.
 
Филипп же был из Вифсаиды, города, в котором жили Андрей и Петр.

Он разыскал Натанаэла и сказал: — Мы нашли Того, о Ком писал в Законе Моисей и возвещали пророки, Иисуса, сына Иосифа из Назарета!
 
И вот Филипп разыскал Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того, о Котором писали Моисей в (книге) законов и пророки, — Иисуса, сына Иосифа из Назарета.

Натанаэл усомнился: — Что хорошего ждать из Назарета! Филипп ответил: — Иди и посмотри!
 
А Нафанаил спросил его: что хорошего может быть из Назарета? Филипп же ответил ему: пойди и посмотри.

Иисус, заметив, что к Нему идёт Натанаэл, сказал: — Вот настоящий израильтянин, человек бесхитростный!
 
Увидев идущего к Нему Нафанаила, Иисус сказал, указывая на него: вот воистину израильтянин, в котором нет лукавства.

Натанаэл спросил: — Откуда Ты меня знаешь? Иисус ответил: — Когда ещё не позвал тебя Филипп, Я видел тебя под смоковницей.
 
Нафанаил спросил Его: откуда Ты знаешь меня? Иисус же сказал в ответ: прежде чем Филипп позвал тебя, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя.

Натанаэл воскликнул: — Рабби, Ты — Сын Божий, Ты — царь Израиля!
 
Нафанаил отвечал Ему: Равви, Ты — Сын Божий, Царь Израиля.

Иисус ответил: — Не потому ли ты поверил, что Я сказал тебе: «Я видел тебя под смоковницей»? Увидишь и нечто большее, —
 
В ответ Иисус сказал ему: не потому ли ты уверовал, что Я сказал: видел тебя сидящим под смоковницей? Увидишь больше этого.

и добавил: Истинно, истинно говорю вам, вы увидите раскрытое небо и Божьих ангелов, что поднимаются и спускаются к Сыну Человеческому.
 
И говорит, обращаясь к нему: уверяю вас: отныне вы будете видеть небо отверстым и ангелов Божьих, восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому. (Быт 28:12)

Примечания:

 
 
В переводе Лутковского
[1.1] Исследователи полагают, что так называемый «пролог» — это один из гимнов малоазийских церквей, составленный «по Иоанну». (Возможно, автором его был сам евангелист.)
[1.2] «и без Него, и вне Его» — предлог «хорис» переводится как «без», так и «вне», поэтому переводчик, дабы не ограничивать смысл сказанного, оставил в тексте сразу два значения этого слова.
[1.3] «в Нем был и есть» — в подлиннике глагол прошедшего времени, однако имеющий продолжение в настоящем; в русском языке «был» — ограничивается только прошедшим временем.
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.